Аудит бухгалтерской отчетности ООО "Сельхозтехника"
Под риском, связанным с проведением аудиторской
проверки, понимается вероятность того, что аудитор представит положительное
аудиторское заключение о годовой бухгалтерской отчетности, хотя в ней
содержатся существенные ошибки.
Риск, связанный с проведением аудиторской
проверки, возникает в результате влияния различных видов риска:
внутрихозяйственного риска;
риска средств контроля;
риска необнаружения (п. 5.2 Правила (стандарта)
"Существенность и аудиторский риск").
Внутрихозяйственный риск (неотъемлемый
риск, чистый риск) включает в себя общие риски и риски, связанные с условиями
проведения контроля.
Общие риски, связанные с организацией
(заказчиком), обусловлены характером обрабатываемой информации.
Такие статьи баланса, которые охватывают большое
количество хозяйственных операций или для определения размера которых
проводились сложные расчеты, применялись сложные методы бухгалтерского учета,
содержат более высокий риск наличия ошибок по сравнению с позициями, охватывающими
небольшое количество хозяйственных операций или определяемыми при помощи
простых расчетов.
Высоким
риском характеризуются статьи, отражающие запасы сырья, основных и
вспомогательных материалов (много хозяйственных операций с относительно небольшой
стоимостью); расчеты с дебиторами для организаций с большим количеством
покупателей и заказчиков и большим товарооборотом. Напротив, небольшим риском
обладают статьи, на которых отражаются счета по учету уставного капитала;
банковские кредиты с небольшими изменениями (погашение кредита и оплата процентов);
основные средства при незначительном движении.
Риски, связанные с
условиями проведения контроля, зависят от общего отношения, понимания
проблем и мероприятий руководства организации по проведению проверок в
организации. Эффективный контроль уменьшает вероятность появления существенных
ошибок, так как, во-первых, необоснованные и неточные хозяйственные операции,
а также операции по их обработке в значительной степени предупреждаются руководством
организации; во-вторых, разработанные мероприятия контроля и надзора способствуют
предупреждению и своевременному обнаружению существенных ошибок
в учете и бухгалтерской отчетности; наконец, существующая система планирования
позволяет руководству организации контролировать ход хозяйственной
деятельности.
Под риском средств контроля понимается
субъективно определяемая аудитором вероятность того, что применяемые
средства внутреннего контроля не будут своевременно обнаруживать и исправлять
существенные ошибки в учете и отчетности.
Если аудитор предполагает, что система
внутреннего контроля не может обеспечить своевременное обнаружение либо
предотвращение ошибок, объем аудиторской проверки должен быть расширен для
того, чтобы исключить риск необнаружения ошибок.
Наиболее распространенным на практике методом
изучения и оценки надежности средств контроля является тестирование.
Риск необнаружения означает
вероятность того, что применяемые аудитором процедуры по проверке
годовой бухгалтерской отчетности не позволят обнаружить реально существующие
нарушения, имеющие существенный характер. При риске необнаружения следует
учитывать:
· вероятность того,
что не проведена проверка всех хозяйственных операций (при выборочном методе
проверки и получения достаточных доказательств);
· вероятность того,
что кажущаяся целесообразной в данном случае процедура окажется
неэффективной или же что на основании результатов проверки сделаны ошибочные
выводы, неправильно выполнены аудиторские процедуры.
Как отмечается в Стандарте (п. 8.2), риск
необнаружения является показателем эффективности и качества работы аудитора.
Он зависит от порядка проведения конкретной аудиторской проверки, а также от
таких факторов, как квалификация аудиторов и повторность проверки. Если
проверка проводится в первый раз, то риск необнаружения более высок.
Степень риска можно значительно уменьшить в
результате проведения точно и правильно запланированной проверки годовой
бухгалтерской отчетности с учетом общепризнанных принципов.
Аудитору необходимо определить допустимый в
своей работе риск необнаружения на основе оценки внутрихозяйственного риска и
риска средств контроля и спланировать соответствующие аудиторские процедуры.
Если аудитор определяет, что внутрихозяйственный
риск и риск средств контроля являются высокими, его задачей является снизить
риск необнаружения до приемлемого значения за счет проведения в большем объеме
проверок по существу.
Если внутрихозяйственный риск и риск средств
контроля оцениваются аудитором как низкие, то аудитор может уменьшить объем
аудиторских процедур, так как риск необнаружения является приемлемым.
Для аудиторской фирмы очень важно своевременно и
правильно оценить риски (при планировании до заключения договора), так как
от них зависит объем аудиторской работы, ее фактическая себестоимость, стоимость
аудиторских услуг и рентабельность деятельности аудиторской фирмы.
1.5. Нормативное регулирование аудиторской деятельности
Российский аудит находится в стадии становления.
Многочисленные проблемы существуют во всех сферах аудиторской деятельности. Это
касается государственного регулирования аудита, его стандартизации, совершенствования
системы аттестации и лицензирования, регламентации внутренней работы
аудиторских организаций, международного сотрудничества.
Действующая в России система нормативного
регулирования аудиторской деятельности включает пять уровней:
Первый уровень - Федеральный закон
"Об аудиторской деятельности", Кодексы РФ, Указы Президента РФ.
Второй уровень - Постановления
Правительства РФ, нормативные правовые акты уполномоченного федерального
органа государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и
ведомств, призванные обеспечить эффективное функционирование института
отечественного аудита в рыночных условиях, его поступательное развитие и
совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов.
Третий уровень - правила (стандарты)
аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита,
однозначно интерпретируемыми всеми субъектами финансово-хозяйственной
деятельности.
Четвертый уровень - методики
аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами
проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам
налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям.
Пятый уровень - внутренние стандарты
аудиторских организаций, подготавливаемые с целью разъяснения положений правил
(стандартов) аудиторской деятельности, оказания помощи в их технической
реализации, в выработке приемов и способов выполнения конкретных аудиторских
процедур. Они разрабатываются самими аудиторскими организациями и обеспечивают
единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в данной
аудиторской организации.
Развитие системы нормативного регулирования
аудита в России предполагает утверждение правил (стандартов) аудиторской
деятельности Правительством РФ и придание им статуса федеральных правил
(стандартов) аудиторской деятельности. Профессиональным аудиторским
объединениям будет предоставлено право, устанавливать для своих членов
внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, не противоречащие
федеральным.
Федеральным законом "Об аудиторской
деятельности" осуществление функций федерального органа государственного
регулирования аудиторской деятельности возложено на уполномоченный федеральный
орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Основными
функциями уполномоченного федерального органа
являются: - издание в пределах своей компетенции
нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
- организация разработки и представление на утверждение
Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
- организация в установленном законодательством Российской
Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации
аудиторов, лицензирование аудиторской деятельности;
- организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями
индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;
- контроль за соблюдением аудиторскими организациями и
индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
- определение объема и разработка порядка представления уполномоченному
федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных
аудиторов;
- аккредитация профессиональных аудиторских объединений.
В целях учета мнения профессиональных участников
рынка аудиторской деятельности будет функционировать совет по аудиторской деятельности
при уполномоченном федеральном органе. В состав совета должны входить
представители государственных органов, Центрального банка РФ, аккредитованных
профессиональных аудиторских объединений, пользователей аудиторских услуг,
научных организаций и высших учебных заведений. Представительство
аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в совете по
аудиторской деятельности должно составлять не менее 51% общего состава совета
[1].
Основными документами, определяющими правовые
основы аудиторской деятельности в Российской Федерации, являются:
1. Федеральный закон "Об аудиторской
деятельности" от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ.
2. Гражданский кодекс РФ (часть I от 30.11.94 г. № 51-ФЗ,
в ред. Федерального закона от 15.05.2001 г. № 54-ФЗ; часть II от 26-.01.96 г. № 14-ФЗ,
в ред. Федерального закона от 17.12.99 г. № 213-ФЗ).
3. Уголовный кодекс РФ (от 13.06.96 г. № 63-ФЗ, в
ред. Федерального закона от 19.06.2001 г. № 84-ФЗ).
4. Федеральный закон "О лицензировании
отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 г. 128-ФЗ (с 10.02.2002 г. до
этого - Федеральный закон от 25.09.98 г. № 158-ФЗ).
5. Постановление Правительства РФ от 06.05.94 г.
№ 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской
деятельности в Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства
РФ от 27.04.99 г. № 472).
6. Постановление Правительства РФ от 29.01.2000
г. №81 "Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных
предприятий".
7. Положение о лицензировании отдельных видов
аудиторской деятельности в Российской Федерации, утв. Постановлением
Правительства РФ от 27.04.99 г. № 472.
8. Порядок проведения аттестации на право
осуществления аудиторской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ
от 06.05.94 г. № 482 (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.04.99 г. №
472).
9. Порядок представления отчета аудиторскими
организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской
деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и
инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков, утв. Приказом МФ РФ от
27.10.99 г. № 69н.
10. Порядок проведения конкурса по отбору
уполномоченных аудиторских организаций, утв. Распоряжением Минимущества РФ от
02.08.2000 г. №331-р.
11. Примерное техническое задание на проведение
аудиторской проверки федерального государственного унитарного предприятия,
утв. Распоряжением Минимущества РФ от 26.05.2000 г. № 9-р.
12. Правила (стандарты) аудиторской деятельности,
одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
13. Методика аудиторской деятельности
"Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам.
Общение с налоговыми органами", одобрена Комиссией по аудиторской
деятельности при Президенте Российской Федерации 11.07.2000 г. Протокол № 1.
14. Порядок проведения квалификационных экзаменов
на право осуществления аудиторской деятельности, утв. ЦАЛАК МФ РФ 25.03.99 г.
протокол № 66 (в ред. от 31.05.2001 г.).
15. Программа проведения квалификационных
экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора в области общего
аудита, утв. Решением ЦАЛАК МФ РФ 30.09.99 г.
В указанных документах отражены основные
положения по организации аудиторской деятельности в Российской Федерации,
аттестации аудиторов, лицензированию аудиторских организаций и индивидуальных
аудиторов, осуществлению аудиторских проверок, выдаче аудиторских заключений .
В соответствии с действующим законодательством
аудиторской деятельностью в России могут заниматься физические и юридические
лица независимо от вида собственности, в том числе иностранные и с участием
иностранных юридических и физических лиц.
Аудиторские организации регистрируются
как коммерческие организации, осуществляющие аудиторские проверки и
оказывающие сопутствующие аудиту услуги. Они могут иметь любую
организационно-правовую форму, кроме открытого акционерного общества. Не менее
50% кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской
Федерации, постоянно проживающие на ее территории, а в случае, если
руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не
менее 75%. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти
аудиторов.
Аудитором
является физическое лицо, отвечающее установленным квалификационным
требованиям и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе
осуществлять аудиторскую деятельность в качестве:
- работника аудиторской организации;
- лица, привлекаемого аудиторской организацией
к работе на основании гражданско-правового договора;
- индивидуального предпринимателя,
осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.
Индивидуальный аудитор вправе осуществлять
аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Он не
вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.
Для занятия аудиторской деятельностью физические
лица должны пройти аттестацию и получить лицензию. Соответствующую лицензию
должна получить и аудиторская организация. Лицензирование аудиторской
деятельности производится с целью обеспечения государственного контроля за
соблюдением требований законодательства Российской Федерации, предъявляемым к
аудиторской деятельности.
В соответствии с Федеральным законом "Об
аудиторской деятельности" [1] к аттестации на право осуществления
аудиторской деятельности допускаются лица, имеющие базовое образование и
практический опыт работы. Базовое образование включает высшее экономическое и
(или) юридическое образование, полученное в учебном учреждении России, имеющем
государственную аккредитацию. Практический опыт работы определяется стажем
работы не менее трех лет по экономической или юридической специальности.
Претендент на получение квалификационного
аттестата аудитора должен сдать экзамены. Экзамены проводятся в письменной
форме по следующим дисциплинам: основы правового регулирования имущественных
отношений, бухгалтерский учет и отчетность, налогообложение юридических и
физических лиц, финансы предприятий, аудит. При успешной сдаче экзаменов
выдается квалификационный аттестат без ограничения срока его действия. В
последующем каждый аттестованный аудитор обязан в течение каждого календарного
года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить
обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным
федеральным органом.
Квалификационные аттестаты и лицензии выдаются по
следующим направлениям аудиторской деятельности:
- банковский аудит;
- аудит страховых организаций;
- аудит бирж, внебюджетных фондов и
инвестиционных институтов;
- общий аудит (аудит иных экономических
субъектов).
Лицензирование аудиторской деятельности (кроме
аудита банков) осуществляет Министерство финансов РФ (далее - лицензирующий орган).
Лицензии выдаются по заявлению соискателя лицензии на один, два или три года.
Срок действия лицензии не продлевается. По истечении срока действия лицензии
по заявлению соискателя лицензии может быть выдана новая лицензия.
Выдача лицензии аудиторской организации,
получающей ее впервые, осуществляется при соблюдении следующих лицензионных
требований и условий:
- аудиторская организация не может иметь форму
открытого акционерного общества;
- уставный капитал, заявленный в учредительных
документах, должен составлять не менее 100-кратного установленного
законодательством МРОТ (на дату государственной регистрации аудиторской
организации);
- в уставном капитале аудиторской организации
доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензии
аудиторским организациям, должна составлять не менее 51%.
Выдача лицензии индивидуальному аудитору,
получающему ее впервые, осуществляется при наличии у него квалификационного
аттестата аудитора, срок действия которого не истек, в области аудиторской деятельности,
указанной в заявлении на получение лицензии.
Новые лицензии аудиторской организации и индивидуальному
аудитору выдаются при отсутствии в период действия ранее выданной лицензии
следующих фактов:
- неоднократного неквалифицированного
проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг. Указанные
факты устанавливаются при осуществлении надзора за соблюдением лицензиатом лицензионных
требований и за качеством проведения аудиторских проверок в соответствии с
правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
- осуществления лицензиатом аудиторской
деятельности, не предусмотренной выданной ему лицензией;
- предоставления лицензиатом полученных им в
ходе аудита сведений третьим лицам без письменного согласия проверяемой
организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
- вступления в законную силу приговора суда,
предусматривающего наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в
виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений;
- умышленного сокрытия лицензиатом
обстоятельств, исключающих
возможность проведения им аудиторской проверки;
- осуществления лицензиатом деятельности, не
связанной с аудитор-ской.
Новая лицензия не выдается, если действие ранее
выданной лицензии на дату подачи заявления или в период рассмотрения заявления
приостановлено.
За рассмотрение лицензирующим органом заявления
взимается плата в размере 3-х установленных законодательством МРОТ (на дату
подачи заявления). В случае отказа соискателя лицензии от поданного заявления
в период его рассмотрения плата за рассмотрение заявления не возвращается.
Лицензирующий орган принимает решение о выдаче
или об отказе в выдаче лицензии в течение тридцати дней со дня получения
заявления со всеми необходимыми документами. Он обязан уведомить соискателя лицензии
о принятом решении в течение трех дней после его Принятия. Датой получения
аудиторской организацией или индивидуальным аудитором лицензии на осуществление
аудиторской деятельности считается дата принятия решения о выдаче соответствующей
лицензии. За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в размере 10-ти
установленных законодательством МРОТ (на дату принятия решения о выдаче
лицензии).
Основанием для отказа в выдаче лицензии является
наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или
искаженной информации и несоответствие соискателя лицензии лицензионным
требованиям. Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной в
случае:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|