Аудит бухгалтерской отчетности ООО "Сельхозтехника"
- неуплаты соискателем лицензии лицензионного
сбора в течение трех месяцев после принятия лицензирующим органом решения о
выдаче лицензии;
- ликвидации юридического лица или прекращения
его деятельности - с момента ликвидации или реорганизации юридического лица;
- прекращения действия свидетельства о
государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального
предпринимателя - с момента прекращения действия свидетельства;
- вынесения решения судом на основании
соответствующего заявления лицензирующего органа или органа государственной
власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в
суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на
период до вступления в силу решения суда.
Ежегодно до 15 апреля аудиторские организации и
индивидуальные аудиторы, получившие лицензию, представляют отчет об
аудиторской деятельности за прошедший год в Министерство финансов РФ.
Действующее законодательство определяет следующий
порядок функционирования аудиторских организаций: свободный выбор аудитора
хозяйствующим субъектом; договорные отношения между аудитором и клиентом,
позволяющие аудитору выбирать клиента и быть независимым от указаний
государственных органов; возможность отказать клиенту в выдаче аудиторского
заключения до устранения отмеченных в ходе проверки недостатков; невозможность
проведения проверки при родственных или деловых отношениях аудитора с
клиентом, превышающих рамки договора оказания аудиторских услуг; запрещение
аудиторам заниматься любой другой коммерческой деятельностью, не связанной с
оказанием аудиторских и сопутствующих услуг.
2.
Организация аудиторской проверки бухгалтерской отчетности в ООО
«Сельхозтехника»
2.1.
Контроль качества аудиторской деятельности
Для обеспечения высокого качества аудиторской
деятельности должен осуществляться ее предварительный, текущий и последующий
контроль.
Предварительный контроль выполняется на
стадии аттестации и лицензирования аудиторов и аудиторских организаций.
Текущий контроль осуществляется по двум
направлениям: контроль отдельных аудиторских проверок и общий контроль качества
аудита.
Контроль отдельных аудиторских проверок
предполагает обеспечение независимости, профессионализма и компетентности
аудиторов; текущий контроль их работы, знание наиболее проблемных вопросов
бухгалтерского учета клиентов; проверку выполненной работы с точки зрения ее
соответствия стандартам, достаточности документации, достижения целей аудита.
Общий контроль качества аудита базируется на
определенных личных качествах аудитора (честность, объективность, независимость,
конфиденциальность, профессионализм, компетентность); обоснованном распределении
работы между членами группы аудиторов; надзоре за работой аудиторов по
соблюдению стандартов качества; контроле за эффективностью политики и процедур
контроля качества.
В соответствии с требованиями правила (стандарта)
аудиторской деятельности "Внутрифирменный контроль качества аудита"
[8, с. 76 - 81] в каждой аудиторской организации должна быть создана и
поддерживаться внутрифирменная система контроля качества работы. Особенности
системы контроля качества работы аудиторской организации зависят от размера
аудиторской организации, ее специализации, организационной структуры, наличия
филиалов и подразделений. Как правило, такая система должна обеспечивать укомплектование
аудиторской организации профессиональными сотрудниками, обладающими знаниями,
умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих
обязанностей. Аудиторские задания должны поручаться профессиональным
сотрудникам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий.
Целесообразно разработать и применять методику подбора и отклонения клиентов;
при этом должны приниматься во внимание как независимость аудиторской
организации и ее возможность проводить аудит на высоком качественном уровне,
так и репутация руководителей предполагаемого для будущей проверки
экономического субъекта. Если сотрудники не выполняют или выполняют ненадлежащим
образом возложенные на них обязанности, то к ним следует применять
дисциплинарные меры воздействия.
Руководитель
аудиторской организации обязан утвердить до начала аудиторской проверки
руководителя и старших аудиторов, отразив это в общем плане аудита.
Руководитель проверки и старшие аудиторы обязаны проанализировать
профессиональные способности рядовых участников проверки, спланировать их
работу, определить специфику и объем направляющих указаний, текущего контроля
и проверок выполненных работ. Руководитель проверки обязан применять в ходе
аудита те средства контроля качества работы, установленные аудиторской
организацией, которые наилучшим образом подходят к данной конкретной
аудиторской проверке. В ходе аудита сотрудники, осуществляющие контроль
результатов работы, обязаны:
- следить за ходом выполнения общего плана и
программы аудита;
- производить оценки внутрихозяйственного
риска, риска средств контроля, риска необнаружения и при необходимости вносить
в пределах своей компетенции корректировки в общий план аудита и программу
аудита;
- следить за надлежащим документированием
аудиторских доказательств, полученных в результате аудиторских процедур,
проверять правильность выводов, сделанных по ходу работы;
- выяснять и оценивать степень влияния
отмечаемых в ходе аудита ошибок и искажений и рекомендуемых в связи с этим
исправлений на достоверность бухгалтерской отчётности проверяемого экономического
субъекта.
Руководители аудиторской организации могут
поручать проверку результатов проделанной работы не только членам той группы
сотрудников, которые проводили аудит на данном предприятии, но и другим специалистам,
обладающим необходимой квалификацией. Такая независимая параллельная проверка
в рамках аудиторской организации рекомендуется в случае аудита крупных
предприятий.
Текущий контроль осуществляется в следующих
формах: контроль старшего аудитора за работой ассистентов, контроль
руководителя аудиторской проверки за работой аудиторов, контроль руководителя
аудиторской организации за руководителями аудиторских проверок и др.
Если проверка выполняется группой аудиторов, то
старший аудитор (руководитель группы) должен постоянно контролировать и
направлять работу ассистентов - менее квалифицированных сотрудников! Важная
роль при этом отводится программе аудиторской проверки, включающей цель аудита,
график выполнения работ, перечень процедур проверки, распределение обязанностей
между членами группы аудиторов.
В ходе реализации программы проверки надзор
осуществляется как за сущностью, так и за методами проведения аудита. Это
делается для того, чтобы специалисты, участвующие в проверке, знали о своей
ответственности и целях выполняемых ими процедур, о деятельности предприятия и
возможных учетных проблемах, влияющих на сущность, продолжительность и
масштабы аудиторских процедур, а сами процедуры проводились в соответствии со
стандартами.
Важное значение для качественного оказания услуг
имеют рабочие документы аудиторов, которые обеспечивают методический и
логический подход к проверке, представляют средства контроля работы аудитора,
дают информацию о проделанной работе, обнаруженных проблемах и способах их
решения. Если рабочие документы стандартизованы, это повышает эффективность их
подготовки и контроля, упорядочивает документацию, дает гарантию, что
отдельные, моменты не будут упущены. Отчеты или выводы по проверке перед окончательным
представлением должны быть проверены руководителем группы, который несет полную
ответственность за выполнение аудита. Такая проверка гарантирует, что все
оценки и выводы обоснованы и подкрепляются надежными сведениями и фактами, все
существенные недостатки и ошибки найдены, оформлены и по ним приняты решения.
Контроль аудиторской организации за работой
аудиторов осуществляется, во-первых, посредством обсуждения и проверки
обоснованности программы проведения проверки, во-вторых, посредством строгого
соблюдения организационно-этических принципов аудита, в-третьих, с помощью
проведения выборочной перепроверки достоверности отдельных показателей
отчетности (разделов учета) у клиента другим аудитором организации после выдачи
заключения основным аудитором.
Контроль необходим на всех этапах деятельности
аудиторской организации. При найме сотрудников следует обращать внимание на
уровень их квалификации (соответствующее образование, стаж работы, практические
навыки, рекомендации третьих лиц и др.). В процессе работы в аудиторской
организации аудиторы должны постоянно повышать свой образовательный уровень, в
связи с чем необходим периодический контроль за соответствием их
профессиональных знаний установленным требованиям. Высокие должности с высокой оплатой
должны занимать только квалифицированные сотрудники. Сотрудников необходимо контролировать,
а сами они должны отчитываться об отношениях с клиентами, которые могут
нарушать их независимость.
Последующий контроль за качеством
работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в соответствии с
законодательством возложен на уполномоченный федеральный орган. Он может
осуществлять проверки качества работы аудиторов как своими силами, так и
делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным
аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.
2.2.
Стандартизация аудиторской деятельности
С развитием рынка и интеграционных процессов в
экономике разных стран, а также по мере превращения аудиторских организаций в
крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в
Международном масштабе. Стала очевидной потребность в выработке единых
профессиональных требований, целесообразность которых подтверждена опытом
работы аудиторов в разных странах.
Аудиторские
стандарты формулируют единые базовые требования к качеству и надежности
аудита и обеспечивают определенный уровень гарантии результатов аудиторской
проверки при их соблюдении.
Основная цель аудиторских стандартов - обеспечить
всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием
основных принципов аудита, прав и обязанностей аудиторов, методов и приемов
формирования и выражения независимого аудиторского мнения. На их базе
формируются учебные программы для подготовки аудиторов. Стандарты служат также
основанием для оценки качества проведения аудита и определения меры
ответственности аудиторов при недобросовестном выполнении аудиторской проверки.
Внедрение стандартов в аудиторскую практику
способствует обеспечению высокого качества аудиторских проверок, применению
единых требований при осуществлении обязательного аудита, использованию научных
достижений в процессе проведения проверок, пониманию пользователями финансовой
информации сущности и методов аудита, обеспечению сравнимости показателей
работы отдельных аудиторов.
Разработкой таких профессиональных норм на
международном уровне занимается Комитет по международной аудиторской практике
Международной федерации бухгалтеров. Им опубликованы Международные стандарты
аудита, названия и краткая характеристика которых приведены в Приложении 2.
Эти стандарты содержат основные принципы и необходимые процедуры, а также
соответствующие рекомендации, представленные в форме пояснительного материала,
обеспечивающие руководство по их применению.
В основу Международных стандартов аудита положены
следующие концептуальные положения:
- финансовая отчетность является основным
источником информации для внешних пользователей. Она должна составляться в
соответствии с Международными и (или) национальными стандартами финансовой
отчетности;
- понятия аудита финансовой отчетности и
сопутствующих услуг разграничиваются. При этом к сопутствующим аудиту услугам
относятся: обзор, согласованные процедуры и подготовка информации. Услуги по налогообложению,
консультированию, рекомендации по бухгалтерскому учету и финансовым вопросам не
рассматриваются как сопутствующие;
- выражение аудитором мнения в отношении
достоверности утверждений, представленных одной стороной и предназначенных для
использования другой стороной, рассматривается как уверенность. Уровень
уверенности аудитора определяется на основе результатов выполненных им
процедур. Аудитор обеспечивает высокий, но не абсолютный уровень уверенности в
том, что информация, являющаяся предметом проверки, свободна от существенных
искажений;
- при проведении аудита абсолютная уверенность
в достоверности финансовой отчетности недостижима из-за существования
следующих факторов: необходимость высказывания аудитором суждений; применение
тестирования, наличие ограничений; присущих любым системам бухгалтерского учета
и внутреннего контроля; преимущественно убедительный характер большинства
доступных аудитору доказательств;
- аудитор формулирует мнение о достоверности
финансовой информации в отчете. При отсутствии такого отчета третьи лица не
могут считать аудитора ответственным за данную финансовую информацию [23, с.
35 - 42].
Международные стандарты аудита способствуют
развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже мирового, а
также интеграции национального аудита в международные экономические отношения.
Однако в разных странах их применяют по-разному в силу большого разнообразия
национальных учетных систем, экономических и политических условий, исторических
традиций.
В наиболее развитых странах, имеющих национальные
стандарты аудита (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция),
международные стандарты принимаются просто к сведению. Например, Американским
институтом дипломированных общественных бухгалтеров, подготовлены общепринятые
аудиторские стандарты и Положения о стандартах аудита, которые эффективно
используются аудиторами США.
В странах, где решено не разрабатывать
собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия и др.), международные стандарты
приняты в качестве национальных.
В других странах (Австралия, Бразилия, Индия,
Россия и др.) международные стандарты используются в качестве базы для
создания собственных подобных стандартов.
В разработке аудиторских стандартов в России на
основе международных стандартов участвует целый ряд государственных,
общественных организаций, научных учреждений, вузов, аудиторских организаций,
отечественных и зарубежных экспертов и аудиторов. Это Комиссия по аудиторской
деятельности при Президенте РФ, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ,
Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ,
Московский государственный университет, Всероссийский заочный
финансово-экономический институт, Аудиторская палата России, Российская
коллегия аудиторов, Союз Профессиональных Аудиторских Организаций, аудиторские
организации "ФБК", "Союз-Аудит", "Интераудит" и
др.
Все стандарты рассматриваются и утверждаются
(получают одобрение) на заседаниях Комиссии по аудиторской деятельности при
Президенте РФ. Предусматривается подготовить более 50 правил (стандартов)
аудиторской деятельности. Примерная структура стандарта включает следующие
разделы:
- общие положения – формулируется цель и задачи
стандарта, объект
стандартизации и сфера применения;
- основные понятия и определения – содержатся
определения аудиторских терминов и их краткая характеристика;
-
сущность стандарта – обосновывается проблема, требующая решения, проводится ее
анализ и приводятся методы решения;
- практические приложения – отражают различные
схемы, таблицы, образцы документов, позволяющие иллюстрировать рекомендации
стандартов.
В экономической литературе [6,15,16 и др.]
описаны две классификации отечественных правил (стандартов) аудита. Первая
классификация включает три основные группы:
- общие правила (стандарты) аудита,
представляют собой свод профессиональных требований относительно квалификации
аудитора, независимости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся выполняемой
работы, и др.
- правила (стандарты) проведения аудиторской
проверки, раскрывают положения о необходимости планирования работы аудитора,
изучения и оценки систем бухгалтерского учета, внутреннего контроля, получения
доказательных материалов и др.
- правила (стандарты) составления отчета,
предусматривают указание на то, какие именно отчеты составляет и представляют
аудиторы пользователям бухгалтерской отчетности по окончании проверки, отражают
состав и содержание отчетов, порядок их представления, а также разграничение
ответственности аудиторов и аудируемых лиц (см. Приложение 3).
Вторая классификация построена аналогично
классификации Международных стандартов аудита и содержит одиннадцать групп
стандартов (см. Приложение 4).
Российские стандарты аудиторской деятельности
(как и международные) определяют лишь общий подход к проведению аудита,
масштаб проверки, виды заключений, вопросы методологии, а также основные
принципы, которым должны следовать аудиторы. Однако они не регламентируют
конкретные действия, приемы, процедуры, применяемые в процессе проведения проверки,
которые могут быть различными и рациональность которых определяется самой
аудиторской организацией (аудитором). Этой цели служат внутренние стандарты
аудита.
В соответствии с правилом (стандартом)
аудиторской деятельности "Требования, предъявляемые к внутренним
стандартам аудиторских организаций" [8, с. 67 – 75] внутренние
стандарты аудиторской организации - это документы, детализирующие и
устанавливающие единые требования к осуществлению и оформлению аудита,
принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения
эффективности практической работы и ее адекватности правилам (стандартам)
аудиторской деятельности.
Внутренние стандарты регламентируют деятельность
аудиторов в рамках конкретной аудиторской организации и обеспечивают дополнительные
основы для урегулирования реальных и потенциальных конфликтов между
сотрудниками и администрацией аудиторской организации, между аудиторской
организацией и контролирующими органами, между аудиторской организацией и
аудируемым лицом, между аудиторской организацией и
организациями, защищающими общественные интересы, а также между самими
аудиторами.
Внутренние стандарты являются частью
организационно-распорядительном документации и системы внутреннего контроля
аудиторской организации и должны удовлетворять следующим требованиям:
- целесообразности - иметь практическую пользу;
- преемственности и непротиворечивости - каждый
последующий внутренний стандарт должен опираться на ранее принятые,
обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|