|
||||||||||||
Продолжение | ||||||||||||
4. Специализированные стандарты |
4.1. Стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита кредитных учреждений 4.2. Стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования 4.3 Стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов 4.4. Стандарты, отражающие отраслевые особенности проведения аудита других экономических субъектов |
|||||||||||
5. Стандарты, устанавли-вающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг |
5.1. Стандарты, регламентирующие подготовку заключений аудитора по специальным аудиторским заданиям 5.2. Стандарты, описывающие изучение прогнозной финансовой информации |
|||||||||||
6. Стандарты по образованию и подготовке кадров |
6.1. Стандарты, устанавливающие требования к образованию и профессиональному уровню аудиторов 6.2. Стандарты, определяющие порядок подготовки и повышения квалификации кадров |
Разработанные внутренние стандарты рассматриваются и принимаются Методическим советом аудиторской организации с последующим утверждением ее руководителем, а в случаях, предусмотренных учредительными документами аудиторской организации, - советом учредителей или другим уполномоченным органом.
Стандарты должны содержать следующие реквизиты: номер (порядковый или серийный код стандарта); дата ввода в действие; название стандарта; дату и указание лица, утвердившего стандарт; преемственность (ссылки на ранее принятые нормативными документами правила, которые связаны с данным стандартом); сфера применения (перечень объектов, на которые распространяется (или не распространяется) действие данного стандарта.
В дополнение к внутренним стандартам могут разрабатываться приложения (инструкции, положения, методики, вопросники, компьютерные программы, рабочие таблицы и т. д.), играющие вспомогательную роль и обеспечивающие дополнительные разъяснения отдельных положений внутренних стандартов. Контроль за выполнением требований внутренних стандартов должен осуществляться на всех уровнях управления аудиторской организации.
2.3. Основные этапы аудиторской проверки
Коммерческий успех аудиторов, рост их общественного авторитета и расширение круга клиентов напрямую зависит от уровня их профессионализма, правильности применения методологии и методики контроля, использования передового опыта. Поскольку каждая аудиторская проверка ограничена во времени аудиторам всегда важно четко определить ее цели, безошибочно выбрать исследуемые объекты проверки, грамотно спланировать свои действия, применить эффективные аудиторские процедуры и собрать необходимые доказательства для формулирования объективного заключения. Для успешной реализация целей конкретной аудиторской проверки необходимо, чтобы последовательно выполнялись основные этапы проведения аудита.
Анализ экономической литературы не позволяет сделать однозначный вывод об основных этапах технологии аудита. Так, ряд зарубежных авторов [5, 29 и др.] выделяют следующие этапы аудита:
- начальная стадия аудиторской проверки, которая предполагает планирование проверки, аналитический обзор отчетности предприятия, предварительную оценку материальности (существенности) и аудиторского риска;
- оценка системы внутреннего контроля, которая включает оценку риска неэффективности системы контроля, документирование данных об этой системе, определение аудиторских процедур проверки системы контроля;
- проведение выборочного аудита, который заключается в тестировании системы внутреннего контроля с проверкой по качественным признакам, аудиторскую проверку оборотов и сальдо по счетам с выборкой по количественным признакам;
- завершение аудиторской проверки. На этом этапе осуществляется формирование аудиторского заключения (отчета) и представление его клиенту.
Некоторые российские специалисты [3, 18 и др.] с различной степенью детализации выделяют следующие этапы аудиторской проверки:
- подготовка и планирование аудита. На этом этапе производится ознакомление с экономикой проверяемого предприятия, оценивается существенность и аудиторский риск, система бухгалтерского учета и система внутреннего контроля, разрабатывается общий план и программа проверки;
- документирование и оформление результатов аудиторской проверки. Этот этап включает проведение аудиторских процедур, сбор и документирование аудиторских доказательств, формирование информации для руководства проверяемого предприятия, оценку результатов проведения аудита и оформление аудиторского заключения.
Объединение в рамках второго этапа различных по содержанию и продолжительности проведения элементов аудита, какими являются получение аудиторских доказательств и формулирование аудиторского заключения представляется необоснованным. В то же время ряд специалистов [6] рассматривают процесс сбора и документирования аудиторских доказательств и подготовки аудиторского заключения как самостоятельные этапы проверки.
Авторы работы [16, с. 116 - 117] называют три основных этапа аудиторской проверки:
- планирование, на этом этапе осуществляется предварительное знакомство с клиентом, оформляется письмо-обязательство и договор,
рассчитывается уровень существенности и оценивается аудиторский риск, разрабатывается общин план и программа проверки; сбор аудиторских доказательств, на этом этапе выполняется тестирование средств контроля и проводятся аудиторские процедуры по существу;
- завершение аудита, на этом этапе завершается подготовка рабочей документации, формируется мнение аудитора и оформляются итоговые документы.
В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности" [8, с. 92 - 100] основные мероприятия, проводимые в ходе аудита, включают:
- планирование аудита;
- получение аудиторских доказательств;
- использование работы других лиц и контакты с руководством экономического субъекта, третьими сторонами;
- документирование аудита;
- обобщение выводов, формирование и выражение мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Названные мероприятия целесообразно осуществлять в рамках четырех основных этапов проведения аудита: подготовка аудиторской проверки, планирование аудита, выполнение аудиторских процедур, оформление результатов аудита.
На подготовительном этапе происходит установление взаимоотношений между аудиторской организацией и предприятием-клиентом. До заключения договора об оказании аудиторских услуг аудиторская организация должна в достаточной мере ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.
Планирование аудита осуществляется после заключения договора об оказании аудиторских услуг в соответствии с требованиями аудиторских правил (стандартов) и условиями договора. На основе предварительного изучения систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудиторы оценивают аудиторский риск и определяют содержание, масштаб и количество аудиторских процедур. Эта информация отражается в общем плане и программе аудита. На данном этапе решается также вопрос о привлечении экспертов и составе аудиторской группы.
На этапе выполнения аудиторских процедур производится сбор аудиторских доказательств и их документирование.
В процессе оформления результатов аудита обобщаются материалы проверки, формулируется мнение аудиторской организации относительно достоверности бухгалтерской отчетности и соответствия ее действующему законодательству, составляется информация руководству проверяемого предприятия и аудиторское заключение.
На всех этапах проведения аудиторской проверки осуществляется обще-ние аудиторской организации с руководством предприятия. В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Общение с руководством экономического субъекта" такое общение производится в устной форме во время посещения аудиторами предприятия или в письменной форме путем направления аудиторской организацией запросов и других материалов на имя руководства предприятия [8, с. 149 - 154]. При общении с клиентом аудиторам следует придерживаться общепринятых моральных норм и руководствоваться принципами профессиональной этики.
2.4. Подготовка аудиторской проверки
Сроки и стоимость оказания аудиторских услуг определяются с учетом объема и сложности работ, а также конъюнктуры рынка таких услуг. В настоящее время на рынке действует значительное количество аудиторских организаций и аудиторов, работающих самостоятельно. Это создает возможность выбора предприятием той аудиторской организации, которая окажет необходимый комплекс услуг на приемлемых условиях. Сделав свой выбор, предприятие направляет аудиторской организации официальное именное письмо-предложение о проведении аудита или уведомляет его о готовности сотрудничества иным способом.
Для того, чтобы снизить риск неудачи аудиторской проверки, предотвратить финансовые и моральные издержки, аудиторы должны в свою очередь иметь надежные критерии оценки потенциальных клиентов. На этапе предварительного знакомства с заказчиком целесообразно выяснить целый ряд вопросов, которые могут оказать влияние на результаты аудита. С этой целью важно иметь продуманную систему отбора клиентов, учитывающую помимо прочего особенности современного экономического развития России, когда сохраняется высокая нестабильность налогового законодательства, а многие предприятия нарушают действующие правила ведения учета и составления отчетности.
В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Понимание деятельности экономического субъекта" аудиторская организация должна понимать деятельность проверяемого предприятия в достаточной степени, чтобы идентифицировать и правильно оценивать события, операции и используемые методы учета, существенно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности, ход проверки и выводы по ее результатам. Аудиторам необходимо сосредоточить внимание на изучении основной, инвестиционной деятельности предприятия и прочих операций, в том числе внереализационных [8, с. 141 - 149].
К числу основных процедур предварительного ознакомления аудиторов с предприятием относятся следующие:
- определение цели проверки у данного клиента и возможного использования ее результатов;
- определение отраслевых особенностей и специфики деятельности предприятия-клиента, его организационно-управленческого устройства, наличия дочерних предприятий и филиалов на основе ознакомления с учредительными и другими внутренними документами;
- выяснение особенностей поведения руководителей, квалификации учетного персонала путем личных бесед;
- предварительное знакомство с условиями производства, уровнем обеспечения сохранности активов через посещение и осмотр основных производственных и складских помещений;
- знакомство с прежними аудиторскими заключениями, отчетами внутренних аудиторов, материалами налоговых проверок:
- выяснение характера и проблем взаимоотношений с налоговыми органами, банками, партнерами, учредителями (акционерами) и другими пользователями финансовой отчетности клиента;
- экспресс-анализ отчетности, предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля на предприятии;
- получение сведений о клиенте от третьих лиц (других аудиторов, различных организаций, из средств массовой информации и т. д.);
- предварительная оценка трудоемкости и сложности аудита, а также аудиторского риска;
- оценка собственной способности аудиторской организации к выполнению работы с точки зрения наличия подготовленного персонала, знания специфики отрасли, особенностей ее законодательного регулирования и т. д.
Если результаты указанных процедур подразумевают высокий риск аудита или задача оказывается слишком сложной и трудоемкой, клиент не принимается на обслуживание. Наоборот, если проведение аудита признается возможным, то аудиторской организации рекомендуется направить руководителю (исполнительному органу) предприятия-клиента письмо-обязательство о согласии на проведение аудита. Это письмо рассматривается в качестве официального ответного документа, устанавливающего взаимоотношения между аудиторской организацией и предприятием до заключения договора.
Для разовых соглашений между аудиторской организацией и клиентом письмо-обязательство о согласии на проведение аудита в соответствии с Гражданским кодексом РФ может служить формой договора между сторонами. В этом случае клиент должен письменно подтвердить согласие на условия проверки, предложенные аудиторской организацией. Если же ранее между сторонами был заключен долгосрочный договор, то письмо-обязательство аудиторской организации может не составляться, либо содержать дополнительную информацию для клиента.
При достижении между аудиторской организацией и предприятием-клиентом принципиальной договоренности о проведении аудита составляется договор на оказание аудиторских услуг, который юридически отражает и фиксирует согласованные интересы сторон. Общие положения такого договора определяются Гражданским кодексом РФ. Но в отличие от других договоров возмездного оказания услуг он имеет ряд особенностей, которые определяются правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг" [8, 106 - 113]. Это прежде всего учет уровня аудиторского риска и, следовательно, разделение ответственности между аудиторской организацией и клиентом, а также учет интересов третьих лиц (потребителей финансовой информации).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
09.12.2013 - 16.12.2013
09.12.2013 - 16.12.2013
Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.