МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Аудит расчетов по НДС

    Аудит расчетов по НДС

    СОДЕРЖАНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУЛИТА РАСЧЕТОВ ПО НДС

    1.1. Цель и информационная база аудита расчетов с бюджетом по НДС

    1.2. Регулирование учета расчетов по НДС.

    2. ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО НДС В ООО «ИРБИС»

    2.1. Разработка плана аудиторской проверки расчетов по НДС

    2.2. Разработка программы аудита расчетов по НДС

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    ВВЕДЕНИЕ


    Актуальность данной темы заключается в том, что ни одно государство не может обойтись без налогов и потому налоги являются тем фоном, на котором происходят все экономические и политические процессы  в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направив их на выполнение функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.

    В условиях рыночной экономики налоги – один из тех не многих остающихся в руках государства рычагов, с помощью которого оно сможет вмешиваться в процессы, происходящие в обществе, экономике, и влиять на них.

    Налоговые проблемы в переходный период в Российской Федерации являются чрезвычайно острыми и сложными.

    В любой стране налоги – это компромисс между государством и налогоплательщиками, между интересами общими и частными, между перспективами и текущими целями. Поэтому налоги являются объектом пристального внимания общественности, объективной и субъективной критики. С введением в действие Налогового Кодекса РФ изменяется порядок исчисления налогов. Вместе с тем, несмотря на огромное количество поправок, внесённых в законодательные акты, объём вопросов по исчислению и уплате налогов не уменьшается. Более того, каждое изменение  и дополнение приводит к появлению новых проблем. Множественность налогов, налоговых ставок и льгот, нечеткость формулирования законодательных и нормативных актов, делают правильную уплату налогов затруднительной для налогоплательщиков. Неоднозначная трактовка налоговых норм разрешается в суде. Практика судебного рассмотрения дел приводит к тому, что, давая толкование отдельным положениям закона или инструкции, невозможно обойтись без того или иного решения судов высшей инстанции. В то же время в налоговом законодательстве установлена довольно жесткая ответственность за нарушение законов. Во многих случаях нарушения связаны с недостаточной осведомленностью налогоплательщиков о действующем налоговом законодательстве и, особенно с происходящими изменениями в нем и т. п. Зачастую налоговые нарушения являются результатом непреднамеренных или умышленных действий, а следствием того, что налогоплательщик просто не имеет всей информации о налогах. Любая бухгалтерия, как сердце организации, особенно чувствительна к изменениям в налогах. От чёткости налоговой системы непосредственно зависит планирование и прогнозирование в организации.

    Целью данной работы является аудит расчетов по НДС.

    Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

    - изучение цели и информационной базы аудита расчетов с бюджетом по НДС;

    - рассмотрение регулирования учета расчетов по НДС.

    Предметом данной работы является аудит расчетов по НДС.

    Объектом исследования выступает ООО «Ирбис».

    Источниками  написания  работы  служили  учебные пособия Сорокиной Е.М., Териховой А.А. и других авторов.

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУЛИТА РАСЧЕТОВ ПО НДС


    1.1. Цель и информационная база аудита расчетов с бюджетом по НДС

    Целью проведения аудита расчетов с бюджетом по НДС является проверка достоверности, то есть точности расчета налога на добавленную стоимость и своевременности его уплаты в бюджет.

    Необходимо отметить, что в целях получения достоверных результатов от проведения аудиторской проверки необходимо тщательно проанализировать: статус налогоплательщика; возможность применения налоговых льгот и правильность их использования; объект налогообложения; формирование налоговой базы; правомерность применения вычетов; составление и своевременность сдачи деклараций, а также своевременность уплаты налога.

    Для того, чтобы проверить статус налогоплательщика аудитору следует проанализировать объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации. Если  за три последовательных календарных месяца величина выручки от реализации (без учета НДС и налога с продаж) не превысила в совокупности 1 млн. руб., то организации имеют право на освобождение от обязанности плательщика НДС. Если результаты проверки показывают, что организация имеет основания получить такое освобождение, то это должно быть зафиксировано в письменном отчете аудитора. [5,c.118]

    Необходимо, кроме того, проверить были ли у проверяемой организации следующие операции:

    - приобретение товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, не состоящих в Российской Федерации на учете в налоговых органах;

    - аренда федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества у органов государственной власти или органов местного самоуправления;

    - реализация на территории Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству.

    Дело в том, что по каждой из следующих операций организация в проверяемом периоде должна была выступать в качестве налогового агента (ст.161 НК РФ), то есть она была обязана исчислять, удерживать и перечислять в бюджет НДС за контрагентов-налогоплательщиков. Следовательно, аудитору стоит убедиться, сделала ли это организация, а также проверить, правильно ли исчислена налоговая база и своевременно ли перечислен налог в бюджет.

    При проверке статуса налогоплательщика программой аудита должны быть предусмотрены такие аудиторские процедуры, как сравнение данных об объеме выручки по месяцам отчетного периода, сопоставление фактических данных с требованиями НК РФ, выявление по данным аналитического бухгалтерского учета нетипичных операций, связанных с повышенным риском искажения данных о начисленном и уплаченном НДС.

    Важным также при проведении аудиторской проверки является анализ возможности применения налоговых льгот. Главным здесь является необходимость выявить, имеет ли основания организация воспользоваться льготами по НДС, поименованными в ст.149 НК РФ, и тем самым уменьшить налоговые платежи в бюджет. Если в ходе аудиторской проверки выяснится, что определенные операции могут не облагаться НДС (в соответствии с нормами ст.149 НК РФ), то этот факт следует зафиксировать в письменном отчете аудитора. [12,c.137]

      В том случае, если организация пользуется льготами, то аудитору целесообразно проверить, ведет ли она раздельный учет облагаемых и не облагаемых НДС операций. Кроме того, аудитору стоит обратить внимание на то, что иногда организации, выступающие в роли посредников и реализующие не облагаемые НДС товары по посредническим договорам (агентским договорам, договорам комиссии, договорам поручения), не платят НДС со своего вознаграждения, мотивируя это тем, что реализация данных товаров не облагается НДС (в соответствии со ст.149 НК РФ). Однако такая позиция не соответствует нормам законодательства, так как льготы по НДС распространяются только на налогоплательщиков, которые являются собственниками льготируемых товаров, на посредников эти льготы не распространяются.

    При проверке объекта налогообложения аудитор должен выявить ошибки, связанные с тем, что организация иногда ошибочно не начисляет НДС либо, наоборот, начисляет налог. Выявление вышеуказанных ошибок при проверке объекта налогообложения может осуществляться путем просмотра данных аналитического бухгалтерского учета по движению товарно-материальных ценностей; ознакомления с содержанием отдельных договоров, в том числе договоров дарения, безвозмездной передачи, актов выполненных строительно-монтажных работ, учредительных договоров и т.п. Например, иногда совершаются следующие ошибки:

    -                     не начисляется НДС при передаче товаров (работ, услуг) при сделках на безвозмездной основе;

    -                     ошибочно начисляется НДС при передаче товаров из одного структурного подразделения организации в другое;

    -                     не начисляется НДС по продукции, работам, услугам выполненным для собственных нужд в части затрат, которые не принимаются к вычету (в том числе через                                  амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль                                  организаций ;

    -                     не начисляется НДС по строительно-монтажным работам, выполненным хозспособом;

    -   ошибочно не начисляется НДС или наоборот начисляется по операциям, которые входят либо не входят в перечень операций не входящих в объект налогообложения НДС (ст.ст.146 и 39 НК РФ), в частности: передача имущества организации-правопреемнику при реорганизации; передача имущества в уставный капитал по договору простого товарищества; передача объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения органам государственной власти или органам местного самоуправления;

    - передача на безвозмездной основе основных средств органам государственной власти или органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

    Кроме того, аудитору следует обратить внимание на посреднические операции. При осуществлении таких операций на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров организации-посредники нередко допускают ошибку, включая в налоговую базу по НДС все суммы, полученные соответственно от доверителя, комитента, принципала или покупателей. Аудитору нужно учитывать, что налоговая база по НДС у них формируется только в сумме посреднического вознаграждения. Все прочие суммы в налоговую базу не включаются и НДС не облагаются (ст.156 НК РФ). [19,c.174]

    Необходимо аудитору проверить цены, исходя из которых определяется налоговая база по НДС при передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд. При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных товаров, аналогичных работ, услуг. Если такие цены отсутствуют, то налоговая база исчисляется исходя из рыночных цен с учетом акцизов и без включения в них НДС. Понятие рыночной цены дается в ст.40 НК РФ. Ею признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

    Ошибка при списании дебиторской задолженности заключается в том, что в налоговую базу по НДС не включаются суммы списанной дебиторской задолженности. А начислить налог при списании дебиторской задолженности требует п.5 ст.167 НК РФ. Делать это необходимо либо на день списания этой задолженности, либо на день истечения срока исковой давности.

    При проверке правомерности применения вычетов по НДС аудитору следует:

    - ознакомиться с организацией аналитического учета к счету 19 "НДС по приобретенным ценностям";

    - оценить качество учета и контроля операций;

    - убедиться в наличии раздельного учета НДС по приобретению товарно-материальных ценностей;

    - проверить соблюдение порядка и сроков осуществления вычетов.

    Кроме того, целесообразно выборочным порядком проверить соблюдение правил оформления счетов-фактур, на основании которых принимается к вычету НДС, а также убедиться в соблюдении принципа временного соответствия вычетов по НДС и оприходования товарно-материальных ценностей.

    Стоит отметить, что аудиторская проверка НДС должна включать в себя следующие процедуры:

    ·                   анализ налоговых отчетов за предыдущие периоды, выявление вопросов, по которым имелись замечания, и выполнение рекомендаций по этим вопросам;

    ·                   сравнение остатков по счетам НДС за текущий период с остатками за предыдущие периоды и анализ значительных или необычных отклонений;

    ·                   сравнение фактических ставок за текущий период и анализ значительных или необычных отклонений;

    §                   анализ уплаты платежей в бюджет за отчетный период.

    При аудиторской проверке НДС, уплаченного при приобретении товаров, работ и услуг, необходимо проанализировать расчеты НДС при приобретении оборотных средств и НДС, который возмещается из бюджета.

    При анализе НДС по приобретению оборотных средств проводится детальная проверка остатков по Главной книге, составления баланса по расчетам с бюджетом  и первичных документов.

    Суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств и нематериальных активов.

    При анализе уплаченного НДС, который возмещается из бюджета, аудиторы должны провести: [16,c.257]

    ·                   выверку по дебету счета 68 субсчет «Расчеты по НДС»;

    ·                   выверку данных о расчетах по налогу, предоставляемых в налоговый орган;

    ·                   составление баланса (с целью проверки) и выборку первичных документов для проверки правильности учета уплаченного НДС по полученным запасам, МБП, материальным и нематериальным средствам, работам и услугам.

    Данная процедура предполагает точное распределение по отчетным периодам расчетов с бюджетом по НДС.

    При проверке правильности учета полученного НДС, включаемого в стоимость реализуемых товаров, работ и услуг, и соответствия задолженности по НДС перед бюджетом аудиторы должны:

    ·                   выверить остатки по Главной книге;

    ·                   составить сводную ведомость и проанализировать данные счета расчетов по НДС;

    ·                   выверить данные по расчетам налога, представленные в налоговую инспекцию;

    ·                   проанализировать правильность применения ставок налога в зависимости от характера бизнеса и типа реализуемой продукции;

    ·                   пересчитать задолженность по НДС за отчетный период;

    ·                   проанализировать правильность применения льгот по НДС в соответствии с законодательными актами;

    ·                   определить периодичность уплаты НДС на основе расчета среднемесячной задолженности по НДС;

    ·                   провести выборочную проверку правильности составления документации и расчетов по налогу путем сравнения с данными банковских выписок во избежание пеней и штрафов.

    Важным моментом при проведении аудиторской проверке НДС является проверка правильности составления налоговой декларации. Дело в том, что объектом начисления НДС согласно ст.146 НК РФ являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг). Поэтому аудитору нужно проверить соответствие данных по строке 1 графы 4 Налоговой декларации по НДС с данными строки "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)" Отчета о прибылях и убытках (форма N 2), учитывая, что декларация по НДС составляется за отчетный период, а форма N 2 - нарастающим итогом.

    Кроме того, аудитору стоит сравнить показатели строки 5.1 "Сумма авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг)" Налоговой декларации по НДС с данными строки "Средства, полученные от покупателей, заказчиков" в части поступивших авансов Отчета о движении денежных средств (форма N 4). Сумма, указанная в Налоговой декларации, должна быть не меньше суммы по строке из формы N 4. В противном случае есть основания предполагать неполное включение или невключение в облагаемый оборот авансов и предоплат, то есть занижение налоговой базы по НДС в налоговом периоде.

    Кроме того, в Налоговой декларации по НДС показатели строки 7 "Сумма налога, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им при приобретении товаров (работ, услуг), подлежащая вычету" должна соответствовать записям по кредиту счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС". Если в бухгалтерском балансе отсутствуют остатки незачтенных сумм НДС по счету 19 и одновременно имеется кредиторская задолженность поставщикам, то это может свидетельствовать об искажении данных декларации по НДС.

    Важным моментом является проверка своевременности сдачи деклараций и уплаты налога. Налогоплательщики, уплачивающие НДС ежемесячно, должны представлять налоговые декларации не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (месяцем). Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 1 млн руб., вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Не позднее указанных сроков они должны и перечислить налог в бюджет соответственно за истекший месяц или истекший квартал. [11,c.230]


    1.2. Регулирование учета расчетов по НДС.

    Налог на добавленную стоимость является федеральным налогом. Впервые он был введен и  стал действовать на территории РФ с 1 января 1992 года.

    В настоящее время основные элементы налогообложения по данному налогу и порядок расчета, учета и уплаты по НДС определяются в главе 21”Налог на добавленную стоимость” Налогового кодекса Российской Федерации.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.