МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Аудит учета основных средств

    В налоговом учете, как мы уже отмечали, основные средства стоимостью до 10 000 руб., также входят в состав амортизируемого имущества (ст. 256 НК РФ). Поэтому стоимость реконструируемых объектов надо относить на материальные расходы (подп.3 п.1 ст.254 НК РФ).

    Пример 11

    В мае 2004 года ООО «Орион» - промышленное предприятие – произвело реконструкцию деревообрабатывающего станка, который полностью самортизирован в октябре 2003 года. Однако станок не был списан с баланса, а организация продолжала его использовать в производстве.

    Учетной политикой установлено, что основные средства стоимостью до 10 000 руб. списываются за затраты на производство по мере их отпуска в эксплуатацию.

    Реконструкция произведена подрядным способом. Расходы составили 8850 руб. (в том числе НДС – 1350 руб.).

    Таким образом новая первоначальная стоимость станка равна 7500 руб. (8850 – 1350).

    Учитывая, что расходы составили меньше 10 000 руб., эту сумму списали на себестоимость продукции, выпущенной в мае 2004 года.

    В бухгалтерском учете организации сделаны следующие записи:

    Д 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»  -  К 60   -   7500 руб. – отражены расходы по реконструкции станка;

    Д 19  -  К 60   -   1350 руб. – учтен «входной» НДС по расходам на реконструкцию;

    Д 01  -  К 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»   -   7500 руб. – увеличена первоначальная стоимость станка на сумму расходов по реконструкции;

    Д 60  -  К 51   -   8850 руб.   -   оплачен счет подрядной организации, которая проводила реконструкцию станка;

    Д 20  -  К 01   -   7500 руб. – списана на расходы основного производства первоначальная стоимость станка (затраты на реконструкцию);

    Д 68 субсчет «Расчеты по НДС»  -  К 19   -   1350 руб.   -   принят  к вычету «входной» НДС.

    В целях налогообложения расходы на реконструкцию танка бухгалтер включил в состав материальных расходов.

    Сложнее ситуация, когда расходы на реконструкцию полностью изношенного основного средства превышают 10 000 руб.

    Тогда такое имущество следует признать амортизируемым и вновь начать считать по нему амортизацию. Тут возникает вопрос: в течение какого срока нужно списать стоимость реконструируемого объекта на затраты? К сожалению, ни ПБУ 6/01, ни НК РФ не дают на него ответа. Поэтому порассуждаем.

    Известно, что срок полезного использования имущества, которое было реконструировано или модернизировано, можно изменить. Причем это правило установлено как для бухгалтерского учета (п. 27 ПБУ 6/01), так и для целей налогообложения (п.1 ст. 258 НК РФ). Но в налоговом учете есть ограничение. Увеличить срок службы можно только пределах, установленных для амортизационной группы, к которой относится основное средство.

    Например, у организации есть основное средство, максимальный срок службы которого составляет пять лет. За три года его самортизировали, а затем реконструировали. Значит, этому имуществу можно «добавить» максимум два года. И сумму, потраченную на реконструкцию, надо включать в расходы не более двух лет. Так советует поступать Минфин России в своем письме от 4 августа 2003 г. № 04-02-058/3/65.

    В бухгалтерском учете подобных ограничений нет. Поэтому мы советуем списывать расходы по реконструкции в течение того же срока, что и в налоговом учете.

    Конечно, лучше выбрать линейный способ расчета амортизации. Иначе придется отражать разницы между бухгалтерским и налоговым учетом, которые неизбежно образуются.

    Теперь остается определить, с какого момента начать зачислять амортизацию по реконструируемому объекту? По нашему мнению, с того месяца, в котором были закончены работы. Ведь на НК РФ, ни ПБУ 6/01 не объясняют, когда считать амортизацию по полностью изношенным и обновленным объектам. А те ситуации, которые все же рассмотрены в этих документах, с нашим случаем ничего общего не имеют.

    Пример 12

    Изменим условия примера 11. Предположим, организация понесла расходы на реконструкцию деревообрабатывающего станка в сумме 20 650 руб. (в том числе НДС – 3150 руб.).

    К этому моменту станок эксплуатировали уже 6 лет (72 месяца). Так как на момент реконструкции остаточная стоимость танка равна нулю, то его новая стоимость составила 17 500 руб. (20 650 – 3150). Поэтому в мае 2004 года бухгалтер включил станок в состав амортизируемого имущества.

    Согласно Классификации основных средств деревообрабатывающее оборудование для производства мебели числится в четвертой амортизационной группе. Срок службы основных средств этой группы от 5 лет и 1 месяца до 7 лет включительно.

    Максимальный срок полезного использования станка (7 лет) еще не истек. Поэтому новую стоимость станка (17 500 руб.) бухгалтер решил равномерно относить на расходы в течение оставшегося срока службы. Это 12 месяцев (84-72) – с июня 2004 года по май 2005 года включительно. В бухгалтерском учете установили такой же срок службы.

    Амортизацию по деревообрабатывающему оборудованию решили начислять линейным методом (и в бухучете, и для целей налогообложения).

    В бухгалтерском учете данные операции были отражены так:

    В мае 2004 года:

    Д 01  -  К 08 субсчет «приобретение объектов основных средств»   -   17 500 руб. – увеличена первоначальная стоимость станка на сумму расходов по реконструкции.

    В июне 2004 года:

    Д 20  -  К 02   -   1458 руб. (17 500 : 12 мес.) – начислена амортизация станка за июнь.

    Далее ежемесячно по май 2005 года бухгалтер будет начислять амортизацию станка и включать ее в расходы рассчитывая налог на прибыль.

    Ошибки, допускаемые при отражении расходов на ремонт.

    В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета затраты на содержание объекта основных средств (технический осмотр, поддержание в рабочем состоянии) отражаются по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета производственных затрат.

    Минфин России в письме от 14 января 2004 г. № 16-00-14/10 сообщил, что вопросы определения видов ремонта не регулируются законодательством о бухгалтерском учете.

    Поэтому основанием для определения видов ремонта должны являться соответствующие документы, разработанные техническим службами организаций в рамках системы планово-предупредительных ремонтов.

    Ремонт объектов основных средств может производиться силами самой организации (хозяйственным способом) и/или силами сторонних организаций (подрядным способом).

    Организация может использовать один из следующих способов учета затрат на ремонт основных средств:

    - фактические затраты на ремонт списываются на расходы на производство текущего отчетного периода;

    - фактические затраты на ремонт равномерно списываются за счет ранее созданного резерва расходов на ремонт основных средств;

    - неравномерно производимые фактические затраты на ремонт предварительно накапливаются в составе расходов будущих периодов с последующим равномерным их списанием на расходы на производство.

    Для целей бухгалтерского учета надо отметить в учетной политике организации выбранный способ отражения в учете затрат на проведение ремонтов основных средств.

    Типичными ошибками учета расходов на ремонт основных средств являются следующие:

    - несоответствие метода учета расходов на ремонт основных средств, закрепленного учетной политикой организации, фактическому состоянию учета.

    - неправильное разграничение затрат на восстановление основных средств (ремонт, реконструкция, модернизация).

    У бухгалтеров часто возникают проблемы по учету для целей налогообложения прибыли расходов на ремонт основных средств стоимостью 10 000 руб., единовременно списанных в производство. Можно ли списывать на расходы ремонт объекта, который в учете не числится? Ответ на этот вопрос положительный. Рассмотрим подробнее, как эти затраты учитывать в зависимости от того, создает фирма резерв на ремонт основных средств или нет.

    Организация не создала резерва на ремонт

    В бухгалтерском учете ПБУ 10/99 «расходы организации» не запрещает учитывать затраты на ремонт по объектам, стоимость которых уже списана. Причем ремонт относится к расходам по обычным видам деятельности (п.7 ПБУ 10/99). А, следовательно, его стоимость списывается в дебет счетов 20, 25, 26 или 44. Это зависит то того, какой деятельностью занимается организация и каково назначение имущества.

    Что же касается налогового учета, то там расходы на ремонт позволяет учесть подпункт 2 пункта 1 статьи 253 и пункт 1 статьи 260 НК РФ. При этом никаких ограничений для «малоценных» основных средств не установлено. Кстати, такого же мнения придерживаются и специалисты МНС России в ответах на частные запросы. Главное, чтобы затраты были обоснованны и документально подтверждены.

    Пример 13

    В марте 2004 года ООО «Радуга» отремонтировали принтер. Он был куплен и введен в эксплуатацию в 2003 году. Первоначальная стоимость принтера составила 6000 руб., поэтому бухгалтер организации сразу учел ее в составе общехозяйственных расходов. Ремонт принтера произвела сторонняя организация. За это ей заплатили 2360 руб. (в том числе НДС – 360 руб.). В учете ООО «Радуга» сделаны такие проводки:

    Д 26  -  К 60   -   2000 руб. (2630-360) – отражены расходы по ремонту принтера;

    Д 19  -  К 60   -   360 руб. – учтен НДС по ремонтным работам;

    Д 60  -  К 51   -   2630 руб. – оплачены расходы по ремонту принтера;

    Д 68 субсчет «расчеты по НДС»  -  К 19   -   360 руб. – принят к вычету НДС по ремонтным работам.

    В налоговом учете бухгалтер ООО «Радуга» включил стоимость ремонта в сумме 2000 руб. в состав мартовских расходов.

    Если фирма создала резерв под расходы на ремонт основных средств

    Начнем с налогового учета. Порядок создания резерва закреплен в статье 324 НК РФ. И в этой же статье сказано, что отчисления в данный резерв рассчитываются исходя из совокупной стоимости всех амортизируемых основных средств. А согласно пункту 1 статьи 256 НК РФ, основные средства стоимостью до 10 000 руб. не считаются амортизируемыми. Следовательно, стоимость ремонта таких объектов надо списывать не за счет резерва, а относить на прочие расходы. Такого же мнения и МНС России.

    В бухгалтерском учете аналогичного ограничения нет. И расходы на ремонт «малоценного» имущества можно покрыть за счет резерва. Это следует из пункта 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств. Однако в Минфине России считают, что организации вправе создавать резерв не под все основные средства, а, например, только под дорогостоящие. Но это необходимо прописать в учетной политике. В таком случае расходы на ремонт дешевого имущества будут списываться не за счет резерва, а на расходы, так же как и в налоговом учете.

    Неверное отражение выбытия основных средств

    В соответствии с пунктом 76 Методических указаний по учету основных средств выбытие объекта основных средств признается в бухгалтерском учете организации на дату единовременного прекращения действия условий принятия их к бухгалтерскому учету.

    Выбытие объекта основных средств может иметь место в случаях:

    - продажи;

    - списания в случае морального и физического износа;

    - ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

    - передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, паевой фонд;

    - передачи по договорам мены, дарения;

    - передачи дочернему (зависимому) обществу от головной организации;

    - недостачи и порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств;

    - частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции;

    - в иных случаях.

    При выбытии объектов основных средств к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит – сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость основных средств списывается с субсчета «Выбытие основных средств» к счету 01 в дебет субсчета «Прочие расходы» счета 91. Такой порядок учета выбытия основных средств прописан в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.

    Рассмотрим ошибки, возникающие при передаче объектов в уставный капитал других организаций.

    Передача основного средства в уставный капитал является финансовым вложением (ПБУ 19/02). Оценивается такое вложение по стоимости, согласованной учредителями. При отражении выбытия основных средств в счет вклада в уставный капитал некоторые бухгалтеры допускают методологические ошибки. Согласно пункту 85 Методических указаний по учету основных средств, выбытие объекта основных средств, передаваемого в счет вклада в уставный (складочный) капитал, паевой фонд в размере его остаточной стоимости отражается в бухгалтерском учете по дебету счета учета расчетов и кредиту счета учета основных средств. Многие же бухгалтеры счета расчетов при этом не используют, списывая остаточную стоимость напрямую на счет 58 «Финансовые вложения».

    Пример 14

    ООО «Березка» в апреле 2004 года передает в качестве вклада в уставный капитал ООО «Калина» объект основных средств. Первоначальная стоимость по данным бухгалтерского и налогового учета составляет 58 000 руб. Сумма амортизации, начисленная на момент выбытия объекта основных средств, составляет 16 000 руб.

    Денежная оценка вклада в уставный капитал, согласованная учредителями ООО «Березка», составляет 48 000 руб.

    Бухгалтер отразил выбытие основного средства следующими записями:

    Д 01 субсчет «выбытие объектов основных средств»  -  К 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»   -   58 000 руб. – списана первоначальная стоимость объекта основных средств;

    Д 02  -  К 01 субсчет «Выбытие основных средств»   -   16 000 руб. – списана сумма начисленной амортизации;

    Д 58 субсчет «Паи и акции»  -  К 01 «Выбытие основных средств»   -   48 000 руб. – отражена передача объекта основных средств в качестве вклада в уставный капитал.

    Бухгалтер не учел требование пункта 85 Методических указаний и сделал ошибку.

    Поэтому ему необходимо провести корректировку ранее сделанных записей:

    Д 58 субсчет «Паи и акции»  -  К 01 субсчет «Выбытие объектов основных средств»   -  48 000 руб. – сторнирована ошибочная запись.;

    Д 58 субсчет «паи и акции»  -  К 76   -   48 000 руб. – отражено возникновение задолженности по вкладу в уставный капитал;

    Д 76  -  К 01 субсчет «Выбытие объектов основных средств»   -   42 000 руб. (58 000 – 16 000) – отражена правильная запись по передаче объекта основных средств в уставный капитал.

    Разницу на сумму задолженности по вкладу в уставный капитал следует отразить, как этого требует тот же пункт 85 Методических указаний:

    Д 76  -  К 91 субсчет «Прочие расходы»   -   6000 руб. – учтена разница между оценкой основного средства учредителями и его остаточной стоимостью.

    На практике встречаются ситуации, когда работнику выдается зарплата в натуральной форме. Расчеты в этом случае должны быть произведены через 91. Однако не все бухгалтеры используют при этом данный счет. Покажем, как правильно отражать операции по выдаче заработной платы в натуральной форме, а именно основными средствами.

    Пример 15

    Заработная плата Сергеева А.М, за июль 2004 года составила 20 000 руб. по письменному заявлению работника 40 процентов зарплаты ООО «Электрон» выдало не деньгами, а собственным основным средством – ноутбуком. Первоначальная стоимость компьютера – 15 000 руб. Сума начисленной амортизации – 7200 руб.

    В бухгалтерском учете выдача зарплаты ноутбуком была отражена так:

    Д 20  -  К 70   -   20 000 руб. – начислена заработная плата Сергееву за июль;

    Д 20  -  К 69   -   7120 руб. (20 000 руб. * 35,6 %) – начислен единый социальный налог;

    Д 70  -  К 91 субсчет «Прочие доходы»   -   8000 руб. (20 000 руб. * 40%) – отражена передача работнику объекта основных средств в качестве части заработной платы;

    Д 01 субсчет «выбытие объектов основных средств»  -  К 01 субсчет «основные средства в эксплуатации»   -   15 000 руб. – отражено списание первоначальной стоимости объекта основных средств, передаваемого работнику в счет заработной платы;

    Д 02  -  К 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»   -   7200 руб. – списана амортизация выбывающего объекта основных средств;

    Д 91 субсчет «Прочие расходы»  -  К 01 субсчет «Выбытие объектов основных средств»   -   7800 руб. – отражено списание остаточной стоимости объекта основных средств;

    Д 91 субсчет «Прочие расходы»  -  К 68 субсчет «расчеты по НДС»   -   1220 руб. (8000 руб. * 18 % : 118 %) – выделен НДС с выручки от реализации основных средств;

    Д 99  -  К 91 субсчет «Прибыль или убыток от продаж»   -   1020 руб. – отражен финаносвый результат (убыток) от продажи объектов основных средств;

    Д 70  -  К 68 субсчет «расчеты по НДФЛ»   -   2600 руб. – из заработной платы работника удержан НДФЛ;

    Д 70  -  К 50   -   9400 руб. – выплачена работнику оставшаяся часть заработной платы денежными средствами.

    Неправильный учет арендных и лизинговых операций

    В настоящее время широкое применение в хозяйственной деятельности экономических субъектов получили договоры аренды имущества, в частности договоры аренды автотранспортных средств.

    Очень много вопросов у бухгалтеров вызывает аренда недвижимого имущества у физических лиц. Некоторые фирмы ошибочно списывают на расходы стоимость коммунальных услуг по зданию, хотя договор со специализированными организациями на водо-, тепло-, энергоснабжение заключен физическим лицом. Но так делать нельзя. Ведь счета на оплату услуг выписаны на имя собственника помещения. А в целях налогообложения прибыли признать затраты можно, если они экономически обоснованны и документально подтверждены (ст. 252 НК РФ). Следовательно, расходы по коммунальному обслуживанию арендованного помещения арендатор может признать в налоговом учете либо в составе арендной платы, либо заключив договор со специализированной организацией.

    Пример 16

    ООО «Сфера» арендует склад, на котором хранятся продовольственные товары, предназначенные для продажи. Предприятие заключило договоры на предоставление коммунальных услуг с энерговодоснабжающими организациями. В июле 2004 года коммунальные расходы составили 35 400 руб. (в том числе НДС – 5400 руб.).

    Бухгалтер ООО «Сфера» сделал в учете такие проводки:

    Д 44  -  К 60    -   30 000 руб. (35 400 - 5400) – отражена стоимость коммунальных услуг по арендованному складу;

    Д 19  -  К 60   -   5400 руб. – отражен «входной» НДС;

    Д 60  -  К 51   -   35 400 руб. – оплачены коммунальные услуги;

    Д 68 субсчет «расчеты по НДС»  -  К 19   -   5400 руб. – принят к вычету НДС.

    В налоговом же учете стоимость коммунальных услуг – 30 000 руб. – включена в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. На эту сумму ООО «Сфера» может уменьшить свою налогооблагаемую прибыль.

    Распространенной ошибкой при аренде имущества у физического лица является то, что из арендной платы не удерживают налог на доходы физических лиц. Удерживать НДФЛ не надо, если договор аренды заключен с физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя. В этом случае он сам платит налоги со своего дохода. Если же физическое лицо предпринимателем не является, то, согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ, фирма обязана удержать с арендной платы НДФЛ и перечислить его в бюджет. Налог рассчитывается по ставке 13 процентов.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.