Ликвидация и реорганизация предприятия на примере ОАО "Пензаэнерго"
3. Приостанавливается
исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе
снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения
его имуществом, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением
исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до
даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной
плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества
из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или
здоровью, и возмещении морального вреда. Основанием для приостановления
исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о
введении наблюдения.
3. Запрещаются
удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделении доли
(пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей
(участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной
стоимости доли (пая).
4. Отменяется
выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам.
5. Не допускается
прекращение денежных обязательств путем зачета встречных однородных требований.
В бухгалтерском
учете организации-должника следует полностью руководствоваться этими
предписаниями, а аудитор должен проверить их исполнение.
В ходе наблюдения
организация-должник на основании решения своих учредителей или собственников
вправе обратиться к первому собранию кредиторов или к арбитражному суду с
ходатайством о введении режима финансового оздоровления. К нему прилагаются
план мероприятий по такому оздоровлению и новый график погашения долговых
обязательств.
Внешнее
управление вводится арбитражным судом по результатам рассмотрения и оценки
эффективности финансового оздоровления в случаях:
установления
реальной возможности восстановления платежеспособности должника;
подачи в
арбитражный суд ходатайства собрания кредиторов о переходе к внешнему
управлению;
проведения
собрания кредиторов, на котором было принято решение об обращении в арбитражный
суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного
производства, появления обстоятельств, дающих основания полагать, что
платежеспособность должника может быть восстановлена.
Совокупный срок
финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года.
Внешнее управление вводится на срок не более чем на восемнадцать месяцев,
который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.
С даты введения
внешнего управления:
-
прекращаются
полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на
внешнего управляющего;
-
внешний
управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или
предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на
условиях, которые установлены трудовым законодательством;
-
прекращаются
полномочия органов управления должника и собственника имущества должника -
унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов
управления должника переходят к внешнему управляющему. Органы управления
должника (временный управляющий, административный управляющий) в течение трех
дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу
бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и
иных ценностей внешнему управляющему;
-
отменяются
ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
-
аресты на
имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения
принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках
процесса о банкротстве;
-
вводится
мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и
об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Согласно
Гражданскому кодекса РФ, реорганизация юридического лица может быть
осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического
лица (руководителя, совета директоров и проч.), уполномоченного на то
учредительными документами.
При этом термин
"реорганизация" объединяет такие юридические факты как: слияние,
присоединение, разделение, выделение и преобразование юридических лиц.
Ведение
аудита осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими
разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят
рекомендательный характер.
Рассмотрим нормативные документы,
регулирующие аудиторскую деятельность. Они в зависимости от назначения и
статуса подразделяются на несколько уровней:
К
первому уровню относятся:
-
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской
деятельности" (с изм. от 14.12.2001, 30.12.2001, 30.12.2004);
-
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ.
-Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II.
-Федеральный Закон «Об акционерных обществах» №
208-ФЗ от 26.12.1995г.
- Федеральный Закон «Об обществах с ограниченной
ответственностью» №14-ФЗ от 08.02.1998г.
В Законе "Об аудиторской
деятельности":
1)
определено понятие и сформулирована
цель аудиторской деятельности;
2)
перечислены сопутствующие услуги,
которые имеют право оказывать аудиторские организации и аудиторы;
3)
установлены требования к аудиторам и
аудиторским организациям;
4)
перечислены права и обязанности
аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц;
5)
определены экономические субъекты,
для которых аудит является обязательным;
6)
установлена обязанность соблюдения
аудиторской тайны;
7)
установлена обязательность
применения федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
8)
дано понятие аудиторского
заключения;
9)
установлена ответственность за
предоставление заведомо ложного аудиторского заключения;
10)
установлена обязанность соблюдения
принципов независимости аудита и определены меры для его обеспечения;
11)
установлена обязанность соблюдения
внутреннего контроля качества аудита;
12)
определены требования к аттестации
аудиторов и основания для аннулирования аттестата;
13)
определены функции уполномоченного
федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности;
14)
определены статус и цели
профессиональных аудиторских объединений, порядок их аккредитации;
15)
установлена ответственность за
нарушение законодательства Российской Федерации об аудите.
Второй
уровень - федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности,
утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 (с
изм. от 04.07.2003, 07.10.2004, 16.04.2005); правила (стандарты) аудиторской
деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте
РФ (действующие до утверждения соответствующих федеральных стандартовДанная
тема регламентируется следующими правилами (стандартами) аудиторской
деятельности, это:
1) Федеральное
правило (стандарт) N 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства
РФ от 23.09.2002 N 696
2) Федеральное
правило (стандарт) N 15 «Понимание деятельности аудируемого лица», утв.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
3) Федеральное
правило (стандарта) N 12 «Согласование условий проведения аудита», утв.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
4)#"sub_1000">7.
Методические
положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной
структуры баланса (утв. распоряжением Федерального управления по делам о
несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. N 31-р)
8.
Временные
правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и
преднамеренного банкротства (утв. постановлением
Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855)
9.
Правила
проведения арбитражным управляющим финансового анализа (утв. постановлением Правительства РФ от 25
июня 2003 г. N 367
Четвертый уровень - стандарты
аудиторской деятельности саморегулируемых аудиторских объединений,
внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности.
Допущение непрерывности деятельности является основным принципом
подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. В соответствии с принципом
допущения непрерывности деятельности обычно предполагается, что аудируемое лицо
будет продолжать осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность в
течение 12 месяцев года, следующего за отчетным, и не имеет намерения или
потребности в ликвидации, прекращении финансово-хозяйственной деятельности или
обращении за защитой от кредиторов. Активы и обязательства учитываются на том
основании, что аудируемое лицо сможет выполнить свои обязательства и
реализовать свои активы в ходе своей деятельности.
Сомнение в применимости допущения непрерывности деятельности может
возникнуть у аудитора при рассмотрении финансовой (бухгалтерской) отчетности
или при выполнении иных аудиторских процедур. Признаками, на основании которых
может возникнуть сомнение в применимости допущения непрерывности деятельности,
являются следующие:
а) финансовые признаки:
— отрицательная величина чистых активов или невыполнение
установленных требований в отношении чистых активов;
— привлеченные заемные средства, срок возврата которых
приближается, при реальном отсутствии перспективы возврата или продления срока
займа либо необоснованное использование краткосрочных займов для финансирования
долгосрочных активов;
— изменение схемы оплаты товара (выполненных работ, оказанных
услуг) поставщикам на условиях коммерческого кредита или рассрочки платежа по
сравнению с расчетами по мере поставки товара (выполнения работ, оказания
услуг);
— существенное отклонение значений «основных коэффициентов,
характеризующих финансовое положение аудируемого лица, от нормальных (обычных)
значений;
— неспособность погашать кредиторскую задолженность в надлежащие
сроки;
— неспособность обеспечить финансирование развития деятельности
или осуществление других важных инвестиций;
— значительные убытки от основной деятельности;
— трудности с соблюдением условий договора о займе;
— задолженность по выплате или прекращение выплаты дивидендов;
б) производственные признаки:
— увольнение основного управленческого персонала без должной его
замены;
— потеря рынка сбыта, лицензии или основного поставщика;
— проблемы с трудовыми ресурсами или дефицит значимых средств
производства;
— существенная зависимость от успешного выполнения конкретного
проекта;
— существенный объем продажи сырья и материалов, сравнимый с
объемом выручки от реализации продукции (работ, услуг) или превышающий его;
в) прочие признаки:
1. несоблюдение требований в отношении формирования уставного
капитала аудируемого лица, установленных законодательством Российской
Федерации;
2. судебные иски против аудируемого лица.
Оценка аудируемым лицом допущения
непрерывности своей деятельности связана с вынесением в конкретный момент
времени профессионального суждения о фактах хозяйственной деятельности, которые
являются неопределенными на дату составления финансовой (бухгалтерской)
отчетности. В этой связи следует принимать во внимание, что:
1. как правило, уровень неопределенности,
сопряженной с результатом события или с условием, значительно повышается при
увеличении периода времени между суждением и воздействием условных фактов;
2. любое влияние условного факта в будущем
основывается на информации, доступной в момент составления финансовой
(бухгалтерской) отчетности, поэтому последующие события могут вступать в
противоречие с профессиональным суждением, которое было разумным в момент его
вынесения;
3. размер и сложная структура аудируемого
лица, характер и условия его деятельности, а также степень воздействия на
аудируемое лицо внешних факторов оказывают влияние на профессиональное суждение
о влиянии условных фактов.
Аудитор не может предсказывать будущие
события или условия, которые могут обусловить прекращение организацией ее
непрерывной деятельности, поэтому отсутствие в аудиторском заключении
каких-либо упоминаний о факторах неопределенности, касающихся непрерывности
деятельности, не может рассматриваться как гарантия способности аудируемого
лица продолжать свою деятельность непрерывно.
ОАО «Пензаэнерго»
является дочерним акционерным обществом ОАО РАО «ЕЭС России», доля которого в
Уставном капитале ОАО «Пензаэнерго» составляет 49%.
Основной целью
деятельности согласно Устава ОАО «Пензаэнерго» является получение прибыли.
Основными видами деятельности общества являются:
1)
Оказание
услуг по передаче и распределению электрической энергии;
2)
Оказание
услуг по присоединению к электрическим сетям;
3)
Диагностика,
эксплуатация, ремонт электрических сетей
4)
Диспетчерское
управление и соблюдение режимов энергосбережения и потребления и др.
Уставный капитал
ОАО «Пензаэнерго» по состоянию на 01.10.2006. составляет 1397760 тыс.рублей.
Обществом размещены следующие категории именных бездокументарных акций
одинаковой стоимостью 8 рублей каждая:
1)
привилегированные
акции типа А:
-32520096 штук на
общую сумму по номинальной стоимости 260160768 рублей;
2)
обыкновенные
акции:
- 142199904 штук
на общую сумму по номинальной стоимости 1137599230 рубля.
Общая численность
работающих по годам представлена в таблице 1.
Таблица
1
Численность
ОАО «Пензаэнерго» по годам
|