Методика проведения аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками
Помимо указанных
расчетов на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражают выданные
авансы под закупаемое имущество, курсовые разницы, а также прекращение
обязательств.
Выданные авансы
учитываются по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет
«Авансы выданные» с кредита счетов учета денежных средств 51 «Расчетные счета»
52 «Валютные счета» и другие счета учета денежных средств.
Курсовые разницы по
приобретенному имуществу (работам, услугам) отражаются на счете 60 «Расчеты с
поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и
расходы» в качестве прочих доходов и расходов в зависимости от значения
курсовых разниц.
Прекращение обязательств
(помимо надлежащего исполнения) может осуществляться по следующим основаниям:
- при зачете взаимных
требований;
- новации;
- прощении долга;
- ликвидации
юридического лица.
Прекращение обязательств
при зачете взаимных требований отражают по дебету счета 60 «Расчеты с
поставщиками и подрядчиками» и кредиту счетов 62 «Расчеты с покупателями и
заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Прощение долга по
существу является одним из видов дарения. Прощенная долга является прочим доходом
и отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и
кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».
При прекращении
обязательств новацией происходит замена одного обязательства другим. Эта замена
на синтетических счетах не отражается; осуществляются отметки в аналитическом
учете.
При прекращении
обязательств в следствие ликвидации юридического лица и при списании
кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, учитывают
по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 91
«Прочие доходы и расходы».
При автоматизации учета
на основании выписок банка составляются машинограммы синтетического и
аналитического учета по каждому счету, применяемому для учета расчетов с
поставщиками и покупателями ( «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», «Расчеты
с покупателями и заказчиками», «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,
субсчет 2 «Расчеты по претензиям»). Эти машинограммы служат основанием для
разработки машинограмм – оборотных ведомостей по счетам, по итоговым данным
которых делаются записи в Главную книгу.
Аналитический учет по
счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому
предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому
поставщику и подрядчику. Построение аналитического учета должно обеспечивать
получение данных в разрезе поставщиков:
- о задолженности
поставщикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
- по неоплаченным в срок
расчетным документам;
- по неотфактурованным
поставкам;
- авансам выданным;
- по выданным векселям,
срок оплаты которых не наступил;
- по просроченным
векселям;
-по полученному
коммерческому кредиту и др.
Учет расчетов с
поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о
деятельности которой составляется бухгалтерская отчетность, ведется на счете 60
«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» обособленно.
Глава 2
Методика
проведения аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
2.1.
Источники информации для проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Главной целью проверки
является установление соответствия совершенных операций по расчетам с
поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность
отражения этих операций в бухгалтерской отчетности
Согласно основной цели
аудитору в первую очередь необходимо проверить наличие договоров с поставщиками
и подрядчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров
экономическому смыслу совершенных сделок. Все сделки с поставщиками и
подрядчиками можно разделить на две группы в зависимости от предмета и сущности
заключаемых договоров.
Первая группа - расчеты
с поставщиками и подрядчиками по договорам приобретения любых товаров и
имущественных прав. Основные формы договоров заключаемых в этой группе это
договора: поставки; договор купли-продажи; энергосбережения; мены.
Вторая группа – расчеты
с подрядчиками. Предметом договора этой группы является выполнение определенной
работы и сдача ее результата заказчику. Основные формы договоров данной группы
это договора: возмездного оказания услуг, договор подряда.
Такое деление на группы
существует за счет специфики разных подходов при проведении аудита договоров
внутри каждой группы. Основная разница состоит в используемых приемах сбора
аудиторских доказательств и порядке построения аудиторской выборки.
В ходе аудита участка
расчетов с поставщиками и подрядчиками обязательной проверке подлежат:
поступление товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных
услуг); в том числе и неотфактурованные поставки и поставки, обеспеченные
векселями; выставленные поставщикам и подрядчикам претензии; списанные
безнадежные к взысканию долги; выданные авансы и полученные коммерческие
кредиты. Особое внимание должно быть уделено просроченной задолженности с
истекшим сроком исковой давности. Аудитор обязан выяснить причины возникновения
такой задолженности и уточнить, какие были приняты меры к ее взысканию. При
дебиторской задолженности необходимо установить дату и причину ее
возникновения.
Если среди контрагентов
предприятия есть поставщики-нерезиденты, осуществляющие поставки за иностранную
валюту, необходимо выяснить, как велся учет курсовых разниц, и уточнить,
производился ли пересчет остатков по счету 60 «Расчеты с поставщиками и
подрядчиками» на отчетную дату. При наличии поставщиков-резидентов, договоры на
поставку от которых выражены в иностранной валюте (или в условных единицах),
необходимо определить, каким образом в учете отражались курсовые разницы,
возникшие до даты принятия товарно-материальных ценностей (выполненных работ,
оказанных услуг) к учету до и после этой даты.
При применении в
организации журнально-ордерной формы бухгалтерского учета все операции по
расчетам с поставщиками и подрядчиками отражаются в журнале-ордере №6. При
ведении учета с использованием средств автоматизированной обработки данных все
операции группируются в различных аналитических карточках и ведомостях
аналитического и синтетического учета.
Данные аналитического и
синтетического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должны давать
полное представление о расчетах:
- с поставщиками и
подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты
которых не наступил;
- с поставщиками и
подрядчиками по не оплаченным в срок расчетным документам;
- с поставщиками по
неотфактурованным поставкам;
- по выданным авансам;
- с поставщиками и
подрядчиками по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
- с поставщиками и
подрядчиками по просроченным оплатой векселям;
- с поставщиками по
полученному коммерческому кредиту и др.
Основными источниками
для проверки данного раздела учета являются:
- договоры на поставку
товарно-материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг);
- счета-фактуры
поставщиков (при импортных операциях – таможенные декларации);
- накладные на
поступившие товарно-материальные ценности, акты выполненных работ;
- документы оплаты
поставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах и др.);
- журналы регистрации
счетов-фактур;
- книга покупок;
- регистры
аналитического и синтетического учета.
2.2.
Проверка организации внутреннего контроля по учету расчетов с поставщиками и
подрядчиками.
Перед составлением плана
и программы проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками сначала оценивают
качество состояния внутреннего контроля по учету операций с поставщиками и
подрядчиками. Для этой цели проводят опрос письменный и устный работников
организации. Это позволяет выявить наиболее слабые места в системе учета
расчетов и определить дальнейшее направление проверки. В основном проверяют
работы, которые совсем не подвергались контролю либо мало контролировались
бухгалтерией или другой внутренней службой предприятия.
Аудитор составляет
таблицу с перечнем процедур контроля и возможных методов организации
внутреннего контроля на предприятии, наличие которых аудитор выявляет в ходе
опроса. Примерный перечень таких процедур и методов организации внутреннего
контроля представим в таблице №5.
Заполнив две последние
графы такой таблицы, аудитор уже с достаточной степенью определенности может
оценить действующую на предприятии систему внутреннего контроля применительно к
разделу учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Положительный ответ на
каждый из первых предложенных методов достижения поставленных двенадцати задач
говорит о наличии очень высокого уровня системы внутреннего контроля в
организации. Но не всегда положительные ответы на первые предложенные методы
обязательно должны подтверждаться рабочими документами службы внутреннего
контроля.
Таблица №5
Оценка состояния
внутреннего контроля
Наиме- нование процедур контроля
|
Конечные задачи процедуры контроля
|
Возможные методы проведения процедуры
контроля на предприятии
|
Оценка наличия внут- реннего контро-ля
|
При- ме-
ча-ние
|
«+»
|
«-«
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1.Контроль законности соверше-ния
опера-ции и создания первич-ного документа
|
1.Все хозяйствен-ные операции совершаются
в учете с письмен- ного разрешения руководства или уполномоченных на то лиц
|
Систематическая проверка первич- ной
документации на наличие не- обходимых подписей службой внутреннего контроля
|
|
|
|
Отказ в принятии документа в об- работку
работниками бухгалтерии без необходимых подписей
|
|
|
|
Отказ конкретных исполнителей в
исполнении хозяйственной опе- рации без необходимых письмен- ных распоряжений
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
2.Все хозяйствен- ные операции
совершаются в строгом соответст- вии с заключен- ными договорами и
действующим законодатель- ством
|
Проверка службой внутреннего контроля
соответствия произве- денных и зафиксированных на но- сителе операций
хозяйственным договором и действующему зако- нодательству
|
|
|
|
|
Визирование договоров и прочих
юридических актов главным бух- галтером или другим уполномо- ченным
работником бухгалтерии
|
|
|
|
2.Фор- мальная проверка докумен- тации на
наличие всех обя- зательных реквизитов
|
3.Весь массив первичных доку- ментов в
части наличия необхо- димых реквизитов отвечает требова- ниям законода-
тельства о бухгал- терском учете
|
Систематическая проверка службой
внутреннего контроля наличия всех обязательных реквизитов в документах
|
|
|
|
Контроль со стороны работников
бухгалтерии, обрабатывающих кон- кретные документы, за правильно- стью
оформления документов
|
|
|
|
3.Соответ- ствие пер- вичной докумен-
тации регисриру- емым опе- ративным фактам
|
4.Достижение уверенности в том, что на
каждую операцию составлен доку- мент, верно зафи- ксировавший со- вершенный
опе- ративный факт
|
Систематическая проверка службой
внутреннего контроля соответствия созданных и полученных первич- ных
документов экономическому смыслу операции
|
|
|
|
Арифметический и логический кон- тролль
со стороны работников бух- галтерии, обрабатывающих доку- ментацию, за
соответствием совер- шенной операции оформленному оправдательному документу
|
|
|
|
4.Контроль полноты регистра- ции пер-
вичных докумен- тов
|
5.Достижение уве- рености, что все первичные
доку- менты на пред- приятии будут введены и обра- ботаны
|
Проверка службой внутреннего контроля
полноты регистрации документов в учетных регистрах
|
|
|
|
Единая нумерация первичной до-
кументации, контроль со стороны бухгалтероии за отклонениями в нумерации
документов, ведение журналов регистрации первичных учетных документов
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
5.Контроль точности регистра-ции и об-
работки первичных докумен-тов
|
6.Точный количес- твенный и качес-
твенный перенос данных из доку- мента в систему учета
|
Проверка службой внутреннего контроля
соответствия занесения данных из первичного документа в систему
бухгалтерского учета
|
|
|
|
Автоматический ввод бухгалтер-ской
проводки с документа с помощью программных продуктов
|
|
|
|
Обязательная контировка первич-ных
документов бухгалтером, про- изводящим их обработку
|
|
|
|
6.Контроль своевре- менности регистра-ции
и об- работки первичных докумен-тов
|
7.Достижение уверенности в том, что
принцип временной опре- деленности на предприятии соб-люден
|
Проверка службой внутреннего контроля
соответствия даты доку- мента дате его регистрации в учет-ном регистре
|
|
|
|
Проведение инвентаризации и све- рок
расчетов в целях установления реальности числящихся в учете сумм на
определенную дату
|
|
|
|
Система поощрений и наказаний за выполнение
бухгалтером – испол- нителем своих обязанностей, в том числе за
своевременность регис- трации документов
|
|
|
|
7.Контроль докумен-топотоков
|
8.Достижение уверенности в том, что на
пред-приятии исполня-ются действую-щие графики доку-ментооборота
|
Проверка службой внутреннего контроля
исполнения функций пер-сонала, участвующего в системе до-кументооборота в
соответствии с действующими графиками
|
|
|
|
Контроль со стороны бухгалтерии за
сроками оборота документов
|
|
|
|
8.Контроль защиты ин-формации при орга-низации
обработки и регистра-ции доку-ментов
|
9.Достижение уверенности в том, что в
процес-се регистрации и обработки инфор-мации вся первич-ная документация
будет защищена от несанкциони-рованного доступа
|
Проверка службой внутреннего контроля
организации хранения документов в процессе текущей де-ятельности
|
|
|
|
Определение круга лиц, имеющих право
доступа к той или иной доку-ментации, контроль со стороны ра-ботников
бухгалтерии за докумен-тами, находящимися у них на обра-ботке
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
9.Контроль системы защиты ин-формации в
условиях КОД
|
|
Практика введения паролей на
автоматизированных рабочих месс-тах (АРМ), установление системным оператором
определенного поряд-ка доступа к информации с другого АРМ
|
|
|
|
10.Кон-троль орга-низации хранения
докумен-тов
|
10.Достижение уверенности в том, что в
органи-зованной на пред-приятии системе хранения доку-ментов не будет
допущено утери или исправления первичной доку-ментации
|
Проверка службой внутреннего контроля
соблюдения требований нормативных актов в части органи-зации архивной службы
|
|
|
|
Контроль со стороны бухгалтерии за
соблюдением сроков сдачи до-кументации в архив и сроков хране-ния первичной
документации
|
|
|
|
Инвентаризация дел в архивах
|
|
|
|
11.Кон-троль за истребо-ванием
кредитор-ской за-долженности
|
11.Достижение уверенности в том, что с
любой сомнительной или просроченной за-долженностью на предприятии будет
проводить-ся необходимая работа по ее ис-требованию
|
Систематическая проверка службой
внутреннего контроля (ВК) своевре-менности предъявления претензий поставщикам
и своевременности подачи дел в арбитражные суды и отслеживание результатов
про-веденных мероприятий
|
|
|
|
Контроль со стороны бухгалтерии за
своевременностью истребования задолженности
|
|
|
|
12.Кон-троль за правиль-ностью отражения
операций на счетах бухгалтер-ского
учета
|
12.Достижение уверенности в том, что все
опе-рации по расчетам с поставщиками и подрядчиками бу-дут отражены на
соответствующих экономическому смыслу совершен-ной операции сче-тах
бухгалтерского учета
|
Использование на предприятии
автоматизированных средств обра-ботки данных, в которых реализо-вана
возможность автоматического формирования корреспонденции счетов по типовым
операциям
|
|
|
|
Контроль со стороны службы внут-реннего
контроля и главного бух-галтера (или другого ответствен-ного лица) за
правильностью про-изведенных на счетах записей
|
|
|
|
Разработка типовых корреспонден-ций
счетов без дальнейшего кон-троля за их соблюдением
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|