Проверка соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства
В развитие учетной политики
предприятия могут быть подготовлены инструкции и методики организации
бухгалтерского учета конкретных хозяйственных операций. По данным этих
документов аудиторы формируют представление о конкретных действиях
администрации по оформлению, регистрации и обобщению фактов хозяйственной
деятельности.
Обобщая результаты изучения
организации бухгалтерского учета и учетной политики, предприятия аудиторы
устанавливают соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики
требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности
предприятия, определяют зоны повышенного риска при проверке однородных групп
хозяйственных операций.
1.3
Нормативная база регулирования организации бухгалтерского учета
Нормативная база,
используемая аудитором при проверке порядка ведения бухгалтерского учета и
соответствия его организации действующему законодательству, - это
соответствующие кодексы, законы, положения, методические материалы по учету и
отчетности, налогообложению и аудиторские правила (стандарты).
Основными нормативными
актами, регулирующими организацию бухгалтерского учета на предприятии,
являются:
Федеральный закон
Российской Федерации от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с
изменениями и дополнениями).
Федеральный закон
Российской Федерации от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с
изменениями и дополнениями).
Федеральный закон
Российской Федерации от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной
ответственностью» (с изменениями и дополнениями).
Положения по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,
утверждены Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (с изменениями и
дополнениями).
Положение по бухгалтерскому
учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утверждены Приказом Минфина
России от 09.12.1998 № 60н (с изменениями и дополнениями).
Положение по бухгалтерскому
учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утверждено Приказом Минфина России от
06.05.1999 № 32н.
Положение по бухгалтерскому
учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утверждено Приказом Минфина России от
06.05.1999 № 33н.
Положение по бухгалтерскому
учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной
валюте» ПБУ 3/2000, утверждено Приказом Минфина России от 10.01.2000 № 2н.
Положение о документах и
документообороте в бухгалтерском учете (утверждено Министерством финансов СССР
29.07.1983 № 105).
Методические указания по
инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждены приказом Минфина
России от 13.06.1995 № 49 (с изменениями и дополнениями).
Письмо Минфина России «О
рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на
предприятиях» от 24.07.1992 № 59.
Приказ Минфина России от
31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его
применению» (с изменениями и дополнениями).
2.Объекты проведения
аудиторской проверки
2.1
Оценка организационной системы бухгалтерского учета
В ходе проведения
аудиторской проверки аудитор должен внимательно изучить организацию системы
бухгалтерского учета.
Система бухгалтерского
учета является и объектом, и составной частью системы внутреннего контроля,
поскольку система двойной записи, применяемая в бухгалтерском учете, уже сама
по себе является одним из средств контроля. Однако необходимы и другие средства
внутреннего контроля, способствующие достижению таких целей, как:
осуществление операций по
общему или специальному разрешению руководства;
своевременный учет всех
операций и прочих событий в точных величинах, на надлежащих счетах и в должные
отчетные периоды, с тем чтобы сделать возможной подготовку финансовой
(бухгалтерской) отчетности;
возможность доступа к
активам и записям только по разрешению руководства;
сопоставление учтенных
активов с активами, имеющимися в наличии, через разумные промежутки времени и
принятие надлежащих мер в отношении любых расхождений.
Понимание функционирования
системы бухгалтерского учета, способов и методов его ведения позволяет
правильно организовать процесс получения аудиторских доказательств.
Знакомство с системой
бухгалтерского учета включает в себя изучение, анализ и оценку сведений об определенных
сторонах хозяйственной деятельности предприятия, в том числе:
учетной политике и основных
принципах ведения бухгалтерского учета;
организационной структуре
подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку
бухгалтерской отчетности;
распределении обязанностей
и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и
подготовке отчетности;
организации подготовки,
оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;
порядке отражения
хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формах и методах
обобщения данных таких регистров;
порядке подготовки
периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета;
роли и месте средств
вычислительной техники в ведении учета и подготовке отчетности;
критических областях учета,
где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно
высок;
средствах контроля,
предусмотренных в отдельных областях системы учета.
Аудитор должен убедиться,
что принятая предприятием система бухгалтерского учета обеспечивает:
использование общих
принципов управления;
текущее наблюдение,
измерение и регистрацию финансово-хозяйственных операций;
систематизацию информации,
содержащейся в учетной первичной документации;
осуществление контроля за
достоверностью используемой информации;
своевременное составление
отчетности;
соблюдение порядка, сроков
проведения инвентаризаций активов и обязательств;
автоматизацию учета.
В ходе аудиторской проверки
обязательно проверяется соответствие организации системы бухгалтерского учета
проверяемого предприятия действующим нормативным документам. В рабочей
документации аудитора отражаются все случаи отмеченных нарушений.
Система бухгалтерского
учета может считаться эффективной, если при отражении хозяйственных операций
выполняются следующие требования:
операции в учете правильно
отражают временной период их осуществления;
операции в учете
зафиксированы в правильных суммах;
операции отражены на счетах
бухгалтерского учета в соответствии с действующими нормативными положениями и
учетной политикой;
детали операций, имеющие
существенное значение для учета и отчетности, зафиксированы;
ограничена возможность
злоупотреблений.
2.2
Оценка формы бухгалтерского учета и ее соответствия условиям организации и
управления
При оценке формы
бухгалтерского учета аудитор должен проверить соблюдение предприятием
требований Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности
в Российской Федерации, а также других нормативных документов.
Кроме того, аудитор
оценивает фактическое соответствие формы бухгалтерского учета предусмотренным
правилам:
постоянность принятой
методики отражения хозяйственных операций, оценки имущества и обязательств в
течение отчетного периода, от одного отчетного периода к другому. При наличии
каких-либо изменений они должны быть освещены в бухгалтерской отчетности, а
также дана оценка их влияния на финансовое состояние;
полнота отражения за
отчетный период всех хозяйственных операций, имущества и результатов его инвентаризации;
правильность отнесения
доходов и расходов к отчетным периодам. Все доходы и расходы, полученные или
понесенные в отчетном периоде, считаются доходами и расходами отчетного периода
независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств;
разделение затрат,
связанных с текущей деятельностью, и капитальных затрат;
тождество данных
аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета, а
также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического
учета.
Несоблюдение вышеуказанных
правил приводит к искажению имущественного и финансового положения предприятия,
результатов его деятельности и должно трактоваться аудитором как неправильное
ведение бухгалтерского учета.
В ходе аудиторской проверки
необходимо ознакомиться с внутренними документами проверяемого предприятия,
касающимися организации, постановки и ведения бухгалтерского учета, и
определить, в какой мере реальное состояние соответствует положениям
вышеперечисленных документов. При необходимости аудитор должен проследить
движение отдельных сумм в учете от первичных документов до отчетности.
Ознакомление с системой
бухгалтерского учета на предварительной стадии проверки может быть произведено
на основании устного опроса, просмотра необходимых документов, обработки и
оценки сведений о различных сторонах хозяйственной деятельности проверяемого
предприятия, для выяснения:
Разработана и утверждена ли
схема организационной структуры предприятия по отделам с указанием
управленческих связей, подчиненности отделов (исполнителей).
Разработана и утверждена ли
схема организационной структуры подразделения, ответственного за ведение
бухгалтерского учета с указанием управленческих связей, подчиненности,
исполнителей.
Имеется ли разработанный и
утвержденный график документооборота в виде перечня работ по созданию, проверке
и обработке документов, выполняемых подразделениями и отдельными исполнителями,
с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.
Утверждено ли распределение
обязанностей и полномочий между сотрудниками, обеспечивающими осуществление
коммерческой и финансово-хозяйственной деятельности, и сотрудниками,
обеспечивающими отражение этих операций в бухгалтерском учете.
Существует ли разделение
функций (обязанностей) между работниками, выполняющими операции на определенном
участке, с возможностью контроля за ведением учета на участке в целом.
Имеются ли должностные
инструкции для работников бухгалтерских и учетных служб с распределением
обязанностей, определением ответственности и установлением пределов полномочий
в соответствии с занимаемой должностью.
Установлен ли круг
должностных лиц, имеющих право подписи первичных документов (на отпуск
материально-производственных запасов, расход денежных средств, принятие к учету
командировочных и представительских расходов и т. д.).
При наличии в учете
дефицитных и дорогостоящих материально-производственных запасов ограничен ли
круг лиц, имеющих право распоряжаться ими.
Назначены ли приказом
материально ответственные лица. Заключены ли с ними договоры о полной
материальной ответственности.
Организованы ли хранение и
сохранность материально-производственных запасов, денежных средств: имеется ли
склад с соответствующе оборудованными местами для хранения
материально-производственных запасов; склад охраняется или оснащен охранной
сигнализацией; денежные средства и бланки строгой отчетности хранятся в сейфах,
и доступ к ним ограничен; обеспечивается ли сопровождение кассира при доставке
денежных средств в банк (из банка).
В целях контроля за
сохранностью документации все ли документы сброшюрованы и последовательно
пронумерованы для облегчения их поиска при необходимости.
Хранятся ли учетные
регистры в сейфах или в отдельных, специально оборудованных помещениях.
Утверждены и действуют ли
внутренние контрольные органы: служба внутреннего аудита; назначена и
утверждена ли руководителем инвентаризационная комиссия; утверждена ли комиссия
по приему (передаче), вводу в эксплуатацию, списанию основных средств.
Проводятся ли внутренними
контрольными органами ревизионные и инвентаризационные плановые и внезапные
проверки на предмет выяснения соответствия данных бухгалтерского учета
фактическому наличию (для подтверждения следует проверить наличие
инвентаризационных ведомостей): внезапная ревизия кассы (один раз в месяц);
ревизия или инвентаризация при смене материально-ответственных лиц; учет
остатков материалов открытого хранения (в строительстве) на конец отчетного
периода.
В соответствии с
установленными учетной политикой сроками проводится ли инвентаризация: склада на
предмет фактического наличия материально-производственных запасов, особенно
дорогостоящих и дефицитных основных средств; готовой продукции, товаров;
незавершенного производства; нематериальных активов; имущества, принятого
(переданного на ответственное хранение); бланков строгой отчетности, ценных
бумаг; финансовых вложений; кредитов, заемных средств.
Производится ли получение и
отпуск материально-производственных запасов со склада на основании
доверенностей и т.д.
2.3
Проверка системы документации и документооборота
Своевременное и
качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в
установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность
содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти
документы. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о
хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются
сводные учетные документы. Таким образом, адекватно организованная и
своевременно актуализированная система документооборота является основой
учетного процесса.
Система бухгалтерской
документации и документооборота регламентируется утвержденным руководителем
предприятия графиком документооборота.
В соответствии с Положением
по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденным
Приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н, правила документооборота, принципы
обработки учетной информации, а также формы первичных документов, применяемых
для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены
типовые формы первичных учетных документов, должны быть зафиксированы в рамках
учетной политики предприятия. Недостаточное внимание руководства предприятия к
существующей системе документооборота может повлечь за собой искажение
отчетности и, как результат — неправильное принятие решений, введение в
заблуждение внешних пользователей.[20, с.101]
При анализе графика
документооборота необходимо провести обследование рабочих мест бухгалтерской
службы, а также сотрудников других подразделений предприятия, которые принимают
участие в обработке бухгалтерских документов. В первую очередь необходимо
определить основные функции каждого бухгалтера, перечень отражаемых им в учете
хозяйственных операций, документов и заполняемых регистров учета. При этом
нужно определить, кто проверяет и визирует соответствующие документы. При
обследовании необходимо иметь в виду, что все обрабатываемые первичные
документы бухгалтерского учета должны найти свое отражение в регистрах бухгалтерского
учета. Поэтому целесообразно на этапе обследования выявить алгоритмы
формирования регистров, а также применить дополнительные процедуры, позволяющие
оценить правильность их составления, выявить ненадлежащее отражение первичных
документов в учетных регистрах, оценить риск неотражения документов в
бухгалтерском учете. Также необходимо определить, каким образом информация из
регистров бухгалтерского учета попадает в отчетность, и проанализировать
механизм формирования внешней отчетности на предмет правильного перенесения в
нее данных из регистров бухгалтерского учета.
Этот способ обследования
помогает найти дублирование и разрыв в графике документооборота. Таким образом,
сопоставление действий каждого бухгалтера, определенных в ходе обследования
рабочих мест, и действий, выполнение которых должно осуществляться бухгалтерией
исходя из конкретных функций цикла, позволит выявить, насколько адекватна
работа бухгалтерии, включая документооборот, имеющим место в деятельности
предприятия бизнес-процессам.
Принятая система
документирования и документооборота должна обеспечивать:
полноту отражения в
бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности. Каждый факт
хозяйственной деятельности должен быть зафиксирован в первичном бухгалтерском
документе, поскольку первичные учетные документы являются подтверждением
самого факта совершения хозяйственной операции, а также являются основанием для
формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия;
выявление скрытых резервов.
Система документирования и документооборота должна быть построена таким
образом, чтобы уже в процессе оформления первичных учетных документов
производился анализ эффективности использования ресурсов;
отражение в бухгалтерском
учете фактов хозяйственной деятельности таким образом, чтобы оно исходило не
только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий
хозяйствования. При проверке организации документирования аудитору необходимо
уделять большое внимание соблюдению принципа приоритета содержания перед формой;
тождественность данных
аналитического и синтетического учета;
рациональное и экономное
ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и
масштабов предприятия.
Под графиком
документооборота понимается принятая предприятием система (способы) создания,
принятия и отражения в бухгалтерском учете, а также хранения первичных
документов.
Наличие правильно
составленного графика документооборота и его соблюдение позволяют рационально
распределить должностные обязанности между работниками, вести точный учет и
своевременно составлять отчетность.
Ответственность за
соблюдение графика документооборота, своевременную и качественную подготовку
документов, передачу их в установленный срок для отражения в бухгалтерском
учете и отчетности, достоверность содержащихся в документах данных несут лица,
подготовившие и подписавшие их. Контроль за соблюдением графика
документооборота осуществляет главный бухгалтер предприятия.
Аудитор должен убедиться,
что график документооборота утвержден приказом руководителя предприятия.
Как правило, график
документооборота составляется в виде схемы или таблицы, в которой указываются
ответственные за оформление, исполнение, обработку и проверку каждого
документа, а также срок исполнения документа и порядок его передачи в архив.
Отсутствие графика документооборота не влечет административной или финансовой
ответственности, но усложняет работу сотрудников бухгалтерии и других служб и
характеризует систему внутреннего контроля как недостаточную.
При проверке аудитор должен
убедиться, что по каждому документу график документооборота, как правило,
содержит следующие примерные разделы:
порядок создания документа:
количество экземпляров; ответственный за выписку; ответственный за оформление;
ответственный за исполнение; срок исполнения;
порядок проверки документа:
ответственный за проверку; кто представляет на проверку; порядок представления;
срок представления;
порядок обработки
документа: исполнитель; срок исполнения;
порядок передачи документа
в архив: исполнитель; срок передачи.
Необходимо проверить,
включены ли в обязанности всех работников предприятия положения о создании и
представлении первичных оправдательных документов, относящихся к сфере их
деятельности, в строгом соответствии с графиком документооборота.
Проверка полноты и точности
регистрации документа в учетных регистрах позволяет аудитору получить
существенные доказательства того, что при принятии документов к учету соблюдены
шесть основных принципов:
Страницы: 1, 2, 3
|