|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник: материальный отчет за июль 2005 года. Анализируя таблицу 22 можно проследить, как сформировалась стоимость расхода и остатка на 1 июля 2005 года материала «Электроды МР - 3»: средняя стоимость единицы материала составит 157,58 тенге (2678,87/17); расход за апрель составит 1103,06 тенге (7*157,58); стоимость остатка составит 1575,81 тенге (7*157,58). На предприятии ТОО АСК «Кайрат и Кº» используется метод средневзвешенной стоимости, хотя в некоторых случаях применение этого метода сдерживается отсутствием необходимых средств автоматизации учета. Данный метод был выбран исходя из следующих показателей: метод средневзвешенной стоимости является наиболее традиционным для учетной практики в Республики Казахстан. Оценка по средневзвешенной цене позволяет предприятию: · снизить зависимость от влияния внешних факторов на определение себестоимости; · более равномерно платить налоги. Учет товарно- материальных ценностей ведется раздельно по материально-ответсвенным лицам. Материальная ответственность определяет правовые отношения между предприятием и его работниками. Предприятие и работник заключает договор о материальной ответственности в условиях которого предусматривается возмещение ущерба нанесенного предприятию в результате непрвильных действий или бездействия работников. Кроме того в договоре оговариваются условия труда порядок ведения учета и представления отчетности в бухгалтерию, мероприятия по обеспечению сохранности ценностей и порядок возмещения причиненного ущерба. Договор о материальной ответственности может быть расторгается по инициативе сторон в случае несоблюдения любой из них своих обязательств. В случае не обеспечения сохранности ценностей материально ответственные лица привлекаются к ответственности. Основанием для этого являются данные инвентаризационной описи и письменное объяснение материально ответственного лица о причине образования ущерба. Материально-ответственные лица принимают участие в поступлении, перемещении внутри предприятия и выбытии товарно-материальных ценностей. Эти операции отражаются документально (счет – фактура, накладная, требование) по следующему рисунку.[17] Рисунок 6 – Движение материальных ценностей Документальное оформление всех происходящих на предприятии операций, по движению товарно-материальных ценностей производится на типовых формах первичных документов, утвержденных приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 19.03.2004 г. № 128. Первичные документы оформляются на бумажных носителях и содержат следующие реквизиты: · наименование документа; · дату составления; · наименование нашего предприятия и организации выступающий как поставщик или как покупатель; · содержание операции; · единицы измерения операции (в количественном и стоимостном выражении); · наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции и правильность его оформления. Товарно-материальные запасы поступают на предприятие от поставщиков, подотчетных лиц, закупающих запасы в порядке наличного расчета, от собственного производства и находят отражение в учете по форме, представленной на рисунке 7. [12]
Рисунок 7 – Порядок поступления материалов
На поставку необходимых запасов предприятие заключает договоры с поставщиками, которые определяют права, обязанности и ответственность сторон по поставкам. Контроль над выполнением заключенных договоров поставки за своевременностью поступления и оприходования товарно-материальных запасов осуществляется первым руководителем. Бухгалтер предприятия осуществляет контроль над организацией оперативного учета. С товарно-материальными запасами поставщик высылает предприятию сопроводительные документы: счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, сертификаты, спецификации, которые поступают в бухгалтерию, где проверяют правильность их оформления. Документы передаются ответственному исполнителю по снабжению для получения и доставки запасов. Ответственный исполнитель оформляет доверенность на право получения товарно-материальных ценностей. На предприятии применяется типовая форма ТМЗ-1а за полученную доверенность ответственное лицо расписывается в журнале учета выданных доверенностей. Журнал учета хранится у заместителя главного бухгалтера. Доверенность подписывается руководителем и главным бухгалтером и заверяется печатью. На оборотной стороне доверенности указывается перечень подлежащих получению товарно-материальных запасов. Поверенное лицо отчитывается после каждого получения товарно-материальных ценностей за фактически полученные товарно-материальные ценности. Товарно-материальные ценности поверенное лицо доставляет на склад предприятия и сдает кладовщику. На складе доставленные запасы тщательно проверяют на соответствие количества, ассортимента и качества данным, указанным в сопроводительных документах. Поступившие товарно-материальные ценности приходуются на склад по накладной. Организацию складского учета на предприятии осуществляет заведующий складом (кладовщик). Учет движения и остатков материалов кладовщик ведет в инвентарной книге по каждой номенклатуре, для этого накладные по приходу и расходу товарно-материальных ценностей группируются по одноименным материалам на вспомогательной таблице. Инвентаризация товарно-материальных ценностей проводится на предприятии один раз в год по состоянию на 1 апреля, согласно приказа. Предприятие осуществляет массовый выпуск продукции. Бухгалтер использует перечень счетов в соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета, при определении фактической себестоимости выпускаемой продукции используются счета раздела «Счета производственного учета». [10] На предприятии разрабатывается нормативная калькуляция на строительные материалы (сплиторные блоки, тротуарная плитка, железо-бетонные изделия и т. д.) согласно форм, рассмотренных в таблицах 23, 24, 25, 26.
Таблица 23 – Расчет нормативной калькуляции на сплиторный блок | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование материала |
Количество, шт. |
Стоимость в тенге |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Щебень |
0,5 кг |
60 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Краска |
0,5 кг |
60 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Песок |
0,5 кг |
63 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цемент |
1 кг |
13 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИТОГО |
|
196 |
Источник: журнал- ордер № 6 по ТОО АСК «Кайрат и К°»
За смену бригада (12 человек) формовщиков изготовляет 700 сплитерных блоков.
Оклад рабочего за месяц 26 950 тенге, заработная плата за один рабочий день 1225 тенге (26 950 : 22), заработная плата за изготовление одного блока 21 тенге.
Таблица 24– Расчет нормативной калькуляции на сплиторный блок
Профессия
Количество, чел.
Зарплата в тенге
Рабочий-формовщик
12
21,0
Итого
21,0
Социальный налог
20%
4,2
Социальные отчисления
2%
0,42
Источник: табель учета рабочего времени; норматив заработной платы на выпуск единицы изделия, утвержденный руководителем предприятия.
Таблица 25. - Накладные расходы
Наименование затрат
Величина
Стоимость на 1 ед. в тенге
Амортизация
25600
25600: 12:22:37=2,62
Аренда
30000
30 000 : 22 : 37 = 36,85
Коммунальные
1 200
1 200 : 22 : 37 = 0,001
Итого
39,47
Источник: расчет амортизации оборудования, принимающего в участие в изготовлении изделий; счета-фактуры, согласно заключенных договоров; (договор аренды; договор на коммунальные услуги с соответствующими службами ГКП «Водоканал», Алматы ГЭРС).
Таблица 26 - Нормативная калькуляция на сплитерный блок
Наименование
Стоимость в тенге
Материалы
196
Оплата труда
21
Отчисления (социальный налог)
4,62
Накладные расходы
39,47
Итого
261,09
Источник: разработочная таблица по определению себестоимости изделия, составленная технологом предприятия и утвержденная первым руководителем ТОО АСК «Кайрат и К°».
На предприятии ТОО АСК «Кайрат и К°» осуществляется внутренний аудит, составом комиссии, утвержденным первым руководителем предприятия. В состав комиссии включены: заместитель главного бухгалтера, главный инженер, материально-ответственные лица.
Аудит товарно-материальных запасов на предприятии ТОО АСК «Кайрат и К°» производится один раз в год на момент инвентаризации товарно-материальных ценностей по состоянию на 1 апреля текущего года.
На момент образования (учреждения) ТООАСК «Кайрат и К °» поставила перед собой цель получение наивысших материальных благ., т. е. наивысшего дохода. После изучения финансово-хозяйственной деятельности предприятия проявляются проблемы существующие в учете и аудите товарно-материальных запасов на предприятии.
Современное производство развивается в условиях рыночных отношений, в условия научно-технического прогресса, главным содержанием которого является автоматизация производства. Проблема изучаемого предприятия ТОО АСК «Кайрат и К°» заключается в том, что руководство предприятия не придает должного значения этому факту, тому пример не полная автоматизация учета товарно-материальных запасов.
Следующей проблемой является то, что аудит товарно-материальных запасов на предприятии осуществляется по состоянию на 1 апреля в период абсолютной загруженности работников бухгалтерии и материально-ответственных лиц в связи со сдачей годовой декларации о доходах и расходах.
Недостатком по ускорению учета движения товарно-материальных запасов является отсутствие локальной системы компьютерной сети.
3. Пути совершенствования учета и управления товарно-материальных запасов на предприятии
3.1. Совершенствование организации учета
Предприятие осуществляет выпуск железобетонных изделий и строительных материалов (сплитерные блоки), а также осуществляет выполнение строительно-монтажных работ. Учитывая данную особенность в производственной деятельности предприятия в целях рациональной организации учета и контроля за использованием товарно-материальных запасов на предприятии необходимо разработать направления совершенствования учета, ими могут быть:
1. Автоматизация учета товарно-материальных запасов.
Материальные средства, выполняющие в производственном процессе роль предметов труда, участвуют в нем однократно и переносят всю свою стоимость на себестоимость изготовляемой продукции единовременно. Для осуществления непрерывного технологического процесса производства предприятия должны создать соответствующие запасы материалов, полуфабрикатов, топлива и т.д. на складе. В настоящее время на предприятии огромное значение придается вопросам автоматизации решений задач по учету, контролю, анализу и аудиту товарно-материальных запасов на программном продукте 1С–бухгалтерия. Он базируется на создании ведении информационной базы о наличии товарно-материальных запасов, формируемых на основании инвентарной карточки.
Функции 1С-бухгалтерии по учету товарно-материальных запасов заключается в выполнении следующих системных учетно-контрольных операций:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
09.12.2013 - 16.12.2013
09.12.2013 - 16.12.2013
Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.