Пути совершенствования учета и управления товарно-материальных запасов на предприятии в Казахстане
Третий метод –
наиболее эффективный. Он применяется, как правило, при использовании
персонального компьютера (ПК). В этом случае карточки складского учета в
обычным варианте не ведутся. Сам процесс складского учета организуется на ПК, а
за определенные периоды (месяц, квартал) составляются оборотные ведомости.
Аудитор знакомится с имеющимися документами, выясняет, как ведется сверка
данных складского учета с бухгалтерскими данными.
Особое внимание
должно быть уделено проверке операций по отпуску материальных ценностей в
производство. Для этой цели на предприятии можно применить один из следующих
методов оценки: метод специфической (сплошной) идентификации; метод
средневзвешенной стоимости; метод ФИФО; метод ЛИФО (рассматриваемые в параграфе
1.2).
По каждому методу
применяются свои алгоритмы расчета проверки, которые и использует аудитор.
Здесь безусловно, неоценимую помощь аудитору может оказать применение
персональных компьютеров для выполнения трудоемких расчетов.
Проверка правильности
отнесения и списания материальных ценностей, образованных в результате недостач
и хищений, проводится аудитором в том случае, если такие данные обнаружены. Они
возможны в результате форс-мажорных обстоятельств (землетрясение, наводнение,
пожар) или обнаруживаются при проведении инвентаризации.
В аудиторской проверке
необходимо проверить, как ведется учет на синтетических счетах подраздела 20
«Материалы». Основное внимание при этом, безусловно, следует уделить счету 201
«Сырье и материалы», который подразделяется на субсчета по группам материальных
ценностей.
Основными источниками
информации являются первичные документы по учету производственных запасов
(рассматриваемые в параграфе 1.2).
Для выполнения
проверки комплексов задач по учету материальных ценностей применяют различные
методы получения аудиторских доказательств.
Так, для
подтверждения фактического наличия товарно-материальных ценностей можно
провести инвентаризацию. В ходе аудиторской проверки аудиторы могут сами
проводить инвентаризацию или наблюдать за процессом ее проведения.
Для подтверждения
достоверности арифметических подсчетов товарно-материальных ценностей,
соответствия их величине, отраженной в первичных документах и в регистрах
бухгалтерского учета, обычно используется пересчет данных.
Отражение в
бухгалтером учете проведенных хозяйственных операций и реальность остатков на
счетах учета товарно-материальных запасов проверяют с помощью подтверждения.
Для подтверждения
правильности отражения в бухгалтерском учете поступления и расходования
товарно-материальных запасов, полноты и своевременности их отражения в
регистрах бухгалтерского учета, обоснованности их оценки используется проверка
документов.
Операции, отраженные
в первичном учете, в журналах-ордерах, ведомостях, Главной книге, бухгалтерской
отчетности, проверяются в ходе прослеживания. Особое внимание здесь следует
обратить на соответствие корреспонденции счетов, сумм оборотов и остатков в
регистрах аналитического и синтетического учета.
При сопоставлении
наличия товарно-материальных ценностей в различные периоды, данных отчета о
движении товарно-материальных ценностей с данными бухгалтерского учета, оценке
соотношений между различными статьями отчета и сопоставлении их с данными за
предыдущие периоды можно применять аналитические процедуры.
Аудитор также
проверяет, как ведется учет по неотфактурованным поставкам и материалам,
которые оплачены, но на склад не поступили (материалы в пути).
По операциям
поступления материалов аудитор проверяет и операции по приобретению материалов,
полученных в порядке обмена (бартер), поступившим безвозмездно и др.
Заключительным этапом
проверки является контроль ведения сводного учета материальных ценностей. Эти
данные проверяются по данным журнала-ордера ф. №10, ведомостей ф. № 10 и
Главной книги.
Кроме того, аудитор
проверяет сводные данные по инвентаризации товарно-материальных ценностей и
переоценке материалов в части их отражения в балансе.
При необходимости
аудитор может провести анализ всей системы организации учета материальных
ценностей и дать рекомендации по ее рационализации.
В качестве путей
усовершенствования учета производственных запасов можно предложить: использование
персонального компьютера; применение наиболее эффективных методов учета и
оценки запасов, организации движения материальных ценностей на складах.
В своей работе
аудитор может столкнуться с проверкой фактов выпуска и реализации неучтенной
продукции. Неучтенная продукция - фактически выпущенная и реализованная
продукция, которая по бухгалтерским документам не значится выпущенной и
реализованной. Для изготовления неучтенной продукции создаются излишки сырья.
Это делается разными способами, например:
·
за
счет занижения показателей сдатчиков продукции;
·
излишне
списывается сырье сверх норм естественной убыли или заменяется сырье более
ценное на менее ценное и др.
Подобные нарушения не
только приводят к крупным хищениям денег и материальных ценностей, но и
ухудшают качество выпускаемой продукции. На государственных предприятиях такие
злоупотребления встречались довольно часто. Однако в настоящее время на
акционерных и частных предприятиях продолжают выпускать неучтенную продукцию,
поскольку с сумм, полученных от ее реализации не нужно платить налог
государству и дивиденды акционерам. Аудитор может столкнуться с такого рода
злоупотреблениями при проведении проверки по поручению органа дознания,
прокурора, следователя и суда по находящимся в их производстве делам и
материалам о нарушении законодательства или по просьбе годового собрания
акционеров. Следует подчеркнуть, что это наиболее сложная в аудиторской
практике работа.
На аудиторской фирме,
как правило, работают специалисты в области учета и контроля. Между тем, для
подтверждения выводов бухгалтерской ревизии, возникает необходимость в
организации экспертиз и привлечения различного рода специалистов. Поэтому
аудиторские фирмы могут привлекать для своей работы экспертов – специалистов,
особенно при проведении аудиторских проверок по поручению следственных и
судебных органов.
К наиболее
характерным ошибкам по учету товарно-материальных ценностей можно отнести
следующие:
·
не
заключены договоры о материальной ответственности с кладовщиками (материально-ответственными
лицами);
·
неправильно
оформляются документы по приходу и расходу товарно-материальных ценностей;
·
не
ведется аналитический учет движения товарно-материальных запасов в
бухгалтерии;
·
нерегулярно
проводится сверка данных по движению материальных ценностей в бухгалтерии и на
складах предприятия;
·
не
проводится ежегодная инвентаризация товарно-материальных ценностей;
·
на
складах хранится большое количество неиспользуемых товарно-материальных
запасов;
·
неправильно
производится списание товарно-материальных ценностей по видам расходов (на
основное производство, косвенные расходы и др.);
·
неверно
ведется учет налога на добавленную стоимость по поступившим
товарно-материальным запасам.
Совершенствование
учета и контроля наличия и движения производственных запасов предприятия
следует производить по следующим направлениям:
во-первых, упрощать
оформление операций по приходу и расходу товарно-материальных ценностей. Отпуск
материалов в производство, где это целесообразно, можно оформлять на основании
установленного лимита непосредственно в карточках складского учета материалов,
предусмотрев в них подпись лица, получающего ценности. Также можно на карточках
складского учета производить и внутреннее перемещение ценностей. Упрощает учет
и повышает контроль за использованием материалов отпуск их по раскройным
картам, комплектовочным ведомостям и др. В условиях применения персональных
компьютеров можно отказаться от введения карточек складского учета, заменив их
машинограммой, сортовой оборотной ведомостью или дискетой.
во-вторых, исходя из
требований рыночной экономики, совершенствовать методологию бухгалтерского
учета материальных ресурсов. До настоящего времени нет единого мнения о
классификации производственных запасов, их оценке в текущем учете, составе
отклонений в стоимости материалов и т.д. До настоящего времени среди
экономистов отсутствует единое мнение по организации учета тары. Нет единого
подхода в начислении износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
в-третьих, следить за
тщательным и своевременным проведением инвентаризаций, контрольных и выборочных
проверок, которые имеют важное значение в сохранности материалов.
Решение этих и других
проблем позволит наладить более действенный и менее трудоемкий учет и аудит за
наличием, движением и использованием материальных ресурсов, а также достичь их
экономии. [22]
2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА И АУДИТА
ТОВАРНО- МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Общая характеристика
деятельности предприятия
ТОО Алматинская строительная компания «Кайрат и К°» основана
и учреждена по решению учредителей, в ноябре 1992 года.
В отрасли «Строительство» ТОО АСК «Кайрат и К°» выполняет
полный комплекс работ, имеет лицензию на производство строительно-монтажных
работ в сейсмических зонах. Выступая, как генеральный подрядчик по объектам
строительства, привлекает самостоятельно субподрядчиков на отдельные виды
работ.
Компания
имеет на территории 3,5 Га:
·
промышленную базу, по
выпуску железобетонных изделий, объем перерабатываемого бетона 6000 м³ в
год;
·
цех по изготовлению
широкого спектра строительных изделий на вибропрессующем оборудовании
«Рифей-Универсал»
·
растворно-бетонный узел;
Предприятие имеет опыт в строительстве
объектов социально-культурной сферы; жилья и производственных зданий и
сооружений.
Являясь генеральным подрядчиком по строительству, в июле 1999
года ввели в действие объект «Здание Центральной Республиканской Мечети», на
пересечении ул. Пушкина - Маметовой г. Алматы.
В 2002 году
выиграли тендер, объявленный Департаментом государственных закупок г. Алматы по
ремонту объектов социальной сферы
По результатам 2004-2005г.г. имеет положительный баланс.
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности за 2005 год
составила 886230 тенге.
Задолженности перед работниками предприятия по оплате труда
нет.
Задолженности по налогам и обязательным платежам в бюджет и
внебюджетные фонды нет.
Состав инженерно-технических работников представлен в составе
сертифицированных специалистов высокой квалификации имеющих опыт работы: в
строительстве, в производстве по выпуску железобетонных изделий и строительных
материалов в виде сплитерных блоков, тротуарной плитки и других аналогичных
изделий.
Компания имеет медицинский центр, организованный на базе
цеховых врачей. Обеспечивает бесплатное лечение работников предприятия.
Основным видом деятельности является строительство, выпуск
железобетонных изделий.
Компания имеет медицинский центр и кафе.
Партнеры представлены в следующих юридических лицах:
ТОО «Связьсервисстрой», ЗАО ПСТК «Бителеком», ТОО «Байланыс
Туран», ОАО Темиржолы «Транстелеком», ОАО «Алматытелефонстрой», Кызылординское,
Карагандинское, Павлодарское, Костанайское ОДТ АО «Казахтелеком», ТОО «Сакура»,
ТОО «Алонс».
Администрацией предприятия заключены договора с такими
контролирующими органами, как: Алматинский Государственный Центр стандартизации
и метрологии, Районное и Городское Управление Санэпиднадзора.
На предприятии организована служба охраны труда и техники
безопасности. Службой охраны труда производятся первичный и плановый инструктаж
по технике безопасности при работе на всех участках производства, что
обеспечивает безопасность жизни работников. В зонах рабочих мест такие вредные
факторы, как шум и вибрация, находятся в пределах допустимых норм, что
подтверждено лабораторными исследованиями Городской и Республиканской СЭС на
тех участках, где это необходимо рабочим выдаются респираторы и наушники.
Рисунок
4. Структура управления предприятием
Учетная политика предприятия:
ТОО Алматинская
строительная компания «Кайрат и Ко» основана и учреждена по решению
учредителей, в ноябре 1992 года, перерегистрирована, вследствии преобразования
в товарищество с ограниниченной ответственностью в 2002 году.
Основным видом
деятельности является строительство.
Форма собственности -
частная.
Организация учетной
работы.
Ведение
бухгалтерского учета осуществляется на основе:
·
закона Республики
Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»;
·
стандартов бухгалтерской
отчетности;
·
методических рекомендаций
к стандартам бухгалтерской отчетности;
·
указаний, инструкций,
приказов по организации бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет на
предприятии осуществляется бухгалтерами, принятыми по трудовому договору.
Бухгалтерские записи
производятся на основании первичных документов, фиксирующих факт совершения
хозяйственной операции в соответствии с Указом Президента РК, имеющим силу
Закона, «Стандартами бухгалтерского учета», утвержденными постановлением
Национальной комиссии Республики Казахстан по бухгалтерскому учету.
В процессе
хозяйственной деятельности формируется рабочий план счетов на основе
Генерального плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности. К основным счетам открываются подсчета.
На предприятии
финансовые отчеты составляются на основе принципа начисления, т. е. доходы
признаются (отражаются), когда они заработаны, а расходы и убытки, когда они
были понесены.
Учет основных
средств.
Критерием отнесения материальных
активов к основным средствам является срок службы данных активов в деятельности
предприятия более - одного года. Основные средства поступают на предприятие в
результате операций покупки. Приход оформляется приходной накладной
стандартного типа. Основные средства на момент прихода отражаются в
бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, а в результате переоценки
отражаются в учете и отчетности по текущей стоимости (СБУ №6). Для
начисления амортизации применяется метод равномерного списания стоимости (СБУ
№1). Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется исходя из
амортизируемой стоимости, срока полезной службы и предельных норм амортизации,
установленных Законом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».
Учет
товарно-материальных запасов
Товарно-материальными
запасами на предприятии являются активы в виде готовой продукции, товаров
предназначенных для продажи в ходе деятельности предприятия. Приход товаров
оформляется на основании счетов – фактур. Материальные ценности учитываются по
фактической себестоимости их приобретения (заготовления). Себестоимость
товарно-материальных запасов включает цену покупки, затраты на приобретение
товаров, транспортные, расходы, и другие расходы, прямо связанные с приобретение
товаров. Оценка себестоимости товарно-материальных запасов производится по
средневзвешенной стоимости. Учет движения материальных ценностей на складе
осуществляется сальдовым методом. Затраты списываются согласно нормам СНиП на
фактически выполненные объемы работ. «Акт приемки выполненных и принятых
строительно-монтажных работ» (справка ф.2, см. приложение), по выпуску
продукции – согласно норм по калькуляции (СБУ №7).
Учет денежных
средств.
Движение денежных
средств ведется в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой
деятельности. При движении денежных средств в разрезе операционной деятельности
применяется прямой метод (СБУ №4).
Труд и заработная
плата.
Прием на работу,
увольнения и предоставление отпусков сотрудникам предприятия производится на
основании приказов, издаваемых руководителем предприятия. Также утверждено
руководителем штатное расписание предприятия. Оплата труда сотрудников
административно-управленческого персонала производится на основании должностных
окладов, установленных штатным расписанием. Оплата труда рабочего персонала
производится в соответствии установленных тарифов и объема выпущенной
продукции. Основным документом по начислению заработной платы является
расчетная ведомость, утвержденная руководителем предприятия. Начисление
заработной платы отражается на счете 681 «Расчеты по оплате труда». Пенсионные
взносы начисляются и перечисляются в негосударственные пенсионные фонды и
признаются расходами в отчетный период, в течение которого работник работает у
работодателя (СБУ №16).
Уставный капитал.
Уставный капитал
предприятия состоит из суммы вкладов учредителей и сформирован в соответствии с
учредительными документами. Учет налогового платежа определяется на основе
учета налогового эффекта методом обязательств и рассматривается как расход,
понесенный в целях получения дохода, и начисляется в тот же период, в котором
возникли соответствующие доходы (СБУ №11).
Доход.
Доход оценивается по
стоимости реализации, полученной или причитающейся к получению. Стоимость
реализации определяется соглашением между субъектом и покупателем или
пользователем актива (СБУ №5).
2.2
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
В условиях рыночной экономики руководство предприятия при
ответственном отношении к финансово-хозяйственной деятельности предприятия
четко представляют за счет каких источников ресурсов осуществляется
производственно-хозяйственная деятельность предприятия. Значимость финансовых
ресурсов с помощью, которых осуществляется формирование производственного потенциала
предприятия приобретает особую значимость, поэтому анализ наличия источников
формирования и размещения капитала, а также анализ хозяйственной деятельности
имеют исключительно важное значение. Основными источниками информации для
анализа служат бухгалтерский баланс, отчеты: о прибылях и убытках, о движении
денежных средств, о движении капитала, о наличии и движении основных средств,
данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают
и детализуруют отдельные статьи баланса.
Показателями финансово-хозяйственной деятельности предприятия
является: доход (выручка) от реализации продукции, работ, услуг, т.е. денежные
поступления за конкретный период на расчетный счет или в кассу предприятия за
реализованную или отгруженную продукцию. В процессе работы у предприятия могут
возникать доходы от неосновной деятельности. К таким доходам относятся: доходы
от реализации нематериальных активов; доходы от реализации основных средств и
прочие доходы, несвязанные с основным видом деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|