МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Анализ финансового состояния ЗАО "Агротехсервис" как сопутствующая аудиту услуга

    1.2       Методы анализа, используемые аудитором

    Существуют различные классификации методов финансового анализа. Практика выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить основные:

    Горизонтальный анализ (временной) – это сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Для такого анализ данные бухгалтерского баланса не нуждаются в дополнительной подготовке.

    Вертикальный анализ (структурный) – определение структуры итоговых финансовых показателей, выявление влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

    Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя. С помощью тренда ведется перспективный прогнозный анализ.

    Анализ относительных показателей (коэффициентов) – это расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности по отдельным показателям фирмы, определение взаимосвязи показателей.

    Сравнительный анализ – это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными.

    Все эти методы применяет в своей аналитической работе и аудитор. Вместе с тем можно проследить различие  в подходах к анализу в зависимости от того, на какой стадии аудиторской проверки проводится анализ. Логика аналитической работы предполагает ее организацию в виде двухмодульной структуры (см. схему на рис. 1):

    Ø     экспресс-анализ финансового состояния;

    Ø     детализированный анализ финансового состояния.















    Рис. 1

    Экспресс-анализ финансового состояния.

    Его целью является простая и наглядная оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. В процессе анализа следует рассчитать различные показатели и дополнить их методами, основанными на опыте и квалификации специалиста.

    Считается, что экспресс-анализ целесообразно выполнять в три этапа: подготовительный этап, предварительный обзор финансовой отчетности, экономическое чтение и анализ отчетности.

    Цель первого этапа – принять решение о целесообразности анализа финансовой отчетности и убедиться в ее готовности к чтению. Здесь проводится визуальная и простейшая счетная проверка отчетности по формальным признакам и по существу: определяется наличие всех необходимых форм и приложений, реквизитов и подписей, проверяется правильность и ясность всех отчетных форм; проверяется валюта баланса. А также все промежуточные итоги.

    Цель второго этапа – ознакомление с пояснительной запиской к балансу. Это необходимо для того, чтобы оценить условия работы в отчетном периоде, определить тенденции основных показателей деятельности, а также качественные изменения в имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта.

    Третий этап – основной в экспресс-анализе; его цель – обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния объекта. Такой анализ проводится с той или иной степенью детализации в интересах различных пользователей.

    Экспресс-анализ может завершаться выводом о целесообразности или необходимости более углубленного и детального анализа финансовых результатов и финансового положения [22, c.14).

    Нужно отметить, что внешний аудитор при аудиторской проверке отчетности осуществляет первые два этапа экспресс-анализа, независимо от того, стоит ли перед ним цель проведения анализа финансовой устойчивости. Данные действия аудитора регламентируются аудиторским стандартом «Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности».

    В соответствии с этим стандартом при проведении  первичного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторской организации следует провести проверку достоверности начальных  и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности. Аудиторской организации следует учитывать, что начальные и сравнительные показатели должны отражать:

    -         результаты финансово-хозяйственной деятельности субъекта за период;

    -         последовательное применение учетной политики экономического субъекта за период, предшествующий первичному аудиту.

    Аудиторская организация при проведении первичного аудита должна получить достаточный объем аудиторских доказательств, чтобы убедиться, что:

    ·        начальные и сравнительные показатели проверяемой бухгалтерской отчетности не содержат существенных искажений, способных повлиять на достоверность проверяемой отчетности;

    ·        конечные и сравнительные показатели бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного периода соответствующим образом перенесены в начало проверяемого отчетного периода;

    ·        в случае проведенных корректировок начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности результаты корректировок соответствующим образом раскрыты в пояснениях к проверяемой бухгалтерской отчетности [4, c.2];

    Для выполнения требований, предъявляемых к проведению первичного аудита начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности, аудиторская организация может провести  следующие процедуры:

    ·        ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта;

    ·        провести  анализ учетной политики экономического субъекта;

    ·        ознакомиться с порядком составления бухгалтерской отчетности;

    ·        провести анализ системы внутреннего контроля;

    ·        провести необходимые аналитические процедуры, например, сопоставить сальдо по счетам за различные периоды, провести оценку соотношений между различными статьями отчетности на начало проверяемого периода и (или) сопоставить их с данными предыдущих периодов.

    Проведение аналитических процедур регламентируется стандартом аудиторской деятельности «Аналитические процедуры». В нем сказано, что на этапе планирования аудита выполнение аналитических процедур способствует пониманию деятельности проверяемого экономического субъекта, выявлению областей потенциальных рисков, более точному определению степени аудиторского риска. При формировании общего плана и программы аудита применение аналитических процедур способствует сокращению количества и объема других аудиторских процедур.

    Достаточно эффективным является расчет разного рода коэффициентов и процентных отношений на базе отчетных и нормативных показателей. Выбор коэффициентов, методов их расчета и периодов времени расчета производится на основании нормативных документов, внутрифирменных инструкций или профессионального суждения самого аудитора. Распространенными методами выявления областей потенциальных рисков являются:

    ·        вычисление и анализ относительных показателей текущего периода (например, показателей, характеризующих ликвидность баланса);

    ·        сопоставление и анализ изменения относительных показателей, рассчитанных для того же экономического субъекта в разные периоды;

    ·        сопоставление изменений нескольких видов относительных показателей.

    Применение на практике методов первичного анализа отчетности рассмотрено в Главе 2 данной работы на примере ЗАО "Агротехсервис".

    Детализированный анализ финансового состояния.

    Его цель – более подробная характеристика имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности в истекшем отчетом периоде, а также возможностей развития субъекта на перспективу. Примерная программа углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия может выглядеть так:

    1. Предварительный обзор экономического и финансового положения субъекта хозяйствования.

    ·        Характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности.

    ·        Выявление «больных» статей отчетности.

                2. Оценка и анализ экономического потенциала субъекта хозяйствования.

    ·        Оценка имущественного положения.

    ·        Вертикальный анализ баланса.

    ·        Горизонтальный анализ баланса

    ·        Анализ качественных сдвигов в имущественном положении

    ·        Оценка финансового положения.

    ·        Оценка ликвидности

    ·        Оценка финансовой устойчивости

    3. Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.

    ·        Оценка основной деятельности

    ·        Анализ рентабельности.

    ·        Расчет и детальная характеристика основных показателей, используемых в анализе финансового состояния организации будут проведены в практической части данной работы.

    1.3       Предпосылки проведения анализа финансового состояния аудитором

    ЗАО "Агротехсервис " было зарегистрировано в 1999 г. в форме закрытого акционерного общества. Основной вид деятельности – производственная. Отрасль: машиностроение и металлообработка. Размер уставного капитала – 1 252 000 руб. (по данным бухгалтерского баланса на 01.01.2002 г.).

    Общая численность работающих на предприятии – 280 человек. Структура работников предприятия такова:

    1.Дирекция

    -         Генеральный директор

    -         Коммерческий директор

    -         Секретариат – 2 чел.

    2.Бухгалтерия – 5 чел.

    3.Отдел кадров – 2 чел.

    4.Отдел инженерно-технических работников

    ·        конструкторский отдел – 5 чел.

    ·        технологический отдел – 2 чел.

    ·        плановый отдел – 1 чел.

    5.Отдел снабжения – 4 чел.

    6.Отдел сбыта – 3 чел.

    7. Производственный цех – 240 чел. Включает:

    ·        инструментальный участок

    ·        сварочный участок

    ·        слесарный участок

    ·        токарный участок

    ·        сборочный участок

    ·        фрезеровочный участок

    8.Объекты инфраструктуры производства (столовая, общежитие, охрана) – 10 чел.

    9.Автопарк – 4 чел. (см. схему в приложении 8)

    ЗАО "Агротехсервис" производит и продает сельскохозяйственную кормоуборочную технику по немецкой технологии. Это: комбайны, жатки, косилки, а также комплектующие запасные части к ним. Бухгалтерский баланс ЗАО "Агротехсервис" представлен в приложении 1.

    В ходе своего становления и развития ЗАО "Агротехсервис" столкнулось с проблемой постановки и ведения бухгалтерского и управленческого учета, а также внутреннего контроля, которые полностью соответствовали бы действующему  законодательству  и позволяли бы оперативно и эффективно управлять производством и сбытом продукции, выстраивать стратегию поведения в условиях рынка. Поэтому на собрании акционеров и руководства организации было принято решение обратиться в аудиторскую фирму с целью получения следующих услуг:

    Ø     постановка бухгалтерского учета;

    Ø     контроль ведения учета и составления отчетности;

    Ø     анализ финансового состояния ЗАО "Агротехсервис".

    При этом следует заметить, что оказание сопутствующих аудиту услуг регламентируется  стандартом аудиторской деятельности «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним». Целью этого стандарта является установление видов, правил и условий оказания услуг, которые могут выполнять аудиторские фирмы и аудиторы, работающие в качестве индивидуальных предпринимателей. В соответствии с этим стандартом под оказанием аудиторских услуг понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения аудиторских проверок.

    Общий порядок оказания услуг, сопутствующих аудиту. Сопутствующие аудиту услуги должны быть оказаны аудиторской организацией экономическому субъекту с добросовестностью и тщательностью. При оказании таковых услуг аудиторская организация должна соблюдать порядок нахождения уровня существенности на основе системы базовых показателей [5, c.2].

    Профессиональные сотрудники аудиторских организаций, которые принимают участие в  выполнении работ или оказании услуг, сопутствующих аудиту, должны отвечать определенным профессиональным требованиям:

    Ø     честность;

    Ø     объективность;

    Ø     профессиональная компетентность и прилежание;

    Ø     следование правилам профессионального поведения;

    Ø     выполнение Федерального Закона «Об аудиторской деятельности», правил (стандартов) аудиторской деятельности;

    Ø     выполнение принципа конфиденциальности информации, ставшей известной сотрудникам  в ходе выполнения ими своих профессиональных обязанностей.

    Оказание услуг, сопутствующих аудиту, требует от аудиторской организации выполнения следующих положений:

    ·        действовать в соответствии с заданием, выполнения которого ждет от них заказчик, сформулированным в письменном виде ( в форме договора, контракта, технического задания и т.п.). В нашем случае ЗАО "Агротехсервис" заключило с аудиторской фирмой «Центр-Аудит» договор возмездного оказания услуг, включающий задание на оказание сопутствующих аудиту работ и услуг. Форма задания представлена в приложении 7;

    ·        планировать порядок выполнения работ или оказания услуг. В случае с ЗАО "Агротехсервис" проведение аудиторской фирмой работ, на которые она получила задание, было спланировано следующим образом: 1.Контроль существующей на предприятии системы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. 2.Оценка системы внутреннего контроля и эффективности управленческого учета ЗАО "Агротехсервис". 3. Анализ финансового состояния ЗАО "Агротехсервис". 4. Постановка бухгалтерского учета, отвечающего требованиям современного законодательства и особенностям производственной деятельности ЗАО "Агротехсервис";

    ·        документировать ход выполнения работ или оказания услуг. Составление рабочих документов в ходе оказания аудиторских услуг проводится по усмотрению аудиторской организации;

    ·        по итогам выполнения работ и  оказания услуг должен быть подготовлен документ, отражающий результаты выполнения задания и выводы аудиторской организации. В спецификации к договору (задании на оказание услуг, сопутствующих аудиту) указано, что по окончании проведения необходимых аудиторских процедур фирма "Центр-Аудит" представляет руководству организации-заказчика следующие документы: 1. Отчет о проверке системы внутреннего контроля и постановки управленческого учета в ЗАО "Агротехсервис", включающий предложения по их усовершенствованию. 2. Отчет о результатах проведенного анализа финансового состояния организации с предложениями и рекомендациями по его улучшению. 3. План постановки системы бухгалтерского учета.

    В настоящей работе рассмотрен тот этап оказания аудиторских услуг фирмой "Центр-Аудит" , на котором проводится анализ финансового состояния ЗАО "Агротехсервис", делаются выводы о состоянии его активов, обязательств, платежеспособности и финансовой устойчивости, а также определяются показатели рентабельности и ликвидности. В заключительной части даны обобщенные выводы внешнего аудитора и приведены рекомендации по улучшению финансового состояния.

    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ЗАО "АГРОТЕХСЕРВИС"

    Финансовый анализ ЗАО "Агротехсервис" будет проводиться по данным следующих форм отчетности:

    1.     Форма № 1 – Бухгалтерский баланс ЗАО "Агротехсервис"  на 01.01.2002г. (см. Приложение 1)

    2.     Форма № 2 – Отчет о прибылях и убытках ЗАО "Агротехсервис" на 01.01 2002г. (см. Приложение 2)

    2.1 Анализ актива и пассива баланса.

    Основными показателями формы № 1 «Бухгалтерский баланс» и справки к ней являются: внеоборотные активы; оборотные активы; активы; валюта баланса; собственный капитал (капитал и резервы); долгосрочные и краткосрочные обязательства; дебиторская и кредиторская задолженность; ценности учитываемые на забалансовых счетах.

    При анализе баланса как источника информации о состоянии активов и пассивов организации будем руководствоваться следующим планом:

    Ø     Общий анализ баланса

    Ø     Анализ состава, структуры и динамики активов.

    Ø     Оценка эффективности использования основных и оборотных активов.

    Ø     Факторный анализ рентабельности активов.

    Ø     Анализ состава, структуры и динамики капитала.

    Ø     Эффект финансового рычага (левериджа).

    Ø     Факторный анализ рентабельности собственного и заемного капитала.

    Ø      Анализ рентабельности «чистых активов».

     Анализ финансового состояния начнем с общей оценки  структуры средств хозяйствующего субъекта и источников их формирования (см. Приложение 3), изменения ее на конец года по сравнению с началом. Этот анализ проводится по данным баланса, здесь используются приемы структурно-динамического анализа (таблица 1). Данные таблицы показывают, что общий оборот хозяйственных средств (активов) уменьшился по сравнению с началом года на 303,6 тыс. руб. Изменение активов (потенциала) в относительном выражении:

    (стр. 300к – стр.300н)/стр.300н*100% = - 4,62%

    Внеоборотные активы  к концу года в общей стоимости активов стали занимать 57,86% (что на 1,96 пункта больше, чем в начале года), хотя абсолютная их величина уменьшилась по сравнению с началом на 47 тыс. руб. (3626 -3673  = -47).

    Оборотные активы  также снизились, причем значительно – на 256,6 тыс. руб. на конец года по сравнению с началом (2640,9 - 2897,5 = - 256,6), и соответственно в процентах от общей суммы активов составили на конец года на 1,96 пункта меньше. Их  снижение негативно повлияет на производственно-финансовую деятельность, а впоследствии – на финансовую устойчивость организации.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.