|
|||||||||||||||||||||||||||
Примечание: Объем реализации в неизмененных ценах в отчетном году был 90% от предыдущего. *18000 х 0,9 = 16200 тыс. руб. **13500 х 0,9 = 12150 тыс. руб. ***1900 х 0,75 = 14250 тыс. руб. Влияние факторов рассчитывается так: 1. Влияние объема реализации товарной продукции: 4050 – 4500 = - 450 тыс. руб., или 4500 х (-10) : 100 = - 450 тыс. руб. (отрицательное влияние). 2. Влияние изменения цены: 4750 – 4050 = +700 тыс. руб. (положительное влияние), в том числе: а) влияние изменения цены на готовую продукцию 19000 – 16200 = +2800 тыс. руб. (положительное влияние); б) влияние изменения цены на сырье, полуфабрикаты, энергию и т.д. - (14250 - 12150) = - 2100 тыс. руб. (отрицательное влияние). 3. Влияние себестоимости продукции и ассортиментно-структурных изменений: 5320 – 4750 = +570 тыс. руб., или - (13680 - 14250) = +570 тыс. руб. (положительное влияние). Общее влияние всех факторов: -450 + 700 + 570 = 820 тыс. руб. Рост прибыли в сравнении с предыдущим годом: 5320 – 4500 = +820 тыс. руб. Если анализируется прибыльность одного вида реализованной продукции, то определяют влияние только трех факторов. Такие вычисления их влияния рекомендуется проводить на основе внутрихозяйственной информации, которая кроме всего прочего содержит плановые данные. Исходную информацию для расчетов показано в таблице 2. Таблица 2. Исходные данные для расчета влияния факторов на прибыль от реализации, тыс. руб. | |||||||||||||||||||||||||||
Показатель |
По плану |
Фактически |
Абсолютное отклонение |
||||||||||||||||||||||||
1. Реализовано продукции а) тыс. руб. б) штук |
600 10000 |
640 8000 |
+40 -2000 |
||||||||||||||||||||||||
2. Цена за единицу продукции, руб. |
60 |
80 |
+20 |
||||||||||||||||||||||||
3. Себестоимость реализованной единицы, руб. |
45 |
55 |
+10 |
||||||||||||||||||||||||
4. Прибыль на единицу продукции, руб. |
15 |
25 |
+10 |
||||||||||||||||||||||||
5. Прибыль от реализации всей товарной продукции, тыс. руб. |
150 |
200 |
+50 |
Расчет влияния факторов на размер прибыли от реализации товарной продукции
1. Влияние объема реализации продукции в натуральном выражении
(- 2000) х 15 руб. = - 30000 руб.,
или
150 тыс. руб. х (8000 / 10000 - 1) = - 30 тыс. руб.
2. Влияние изменения себестоимости продукции
- (+10 руб.) х 8000 = - 80000 руб.
3. Влияние изменения цен
+ 20 руб. х 8000 = + 160000 руб.
В м е с т е +50000 руб.
Два фактора отрицательно влияли на сумму прибыли и уменьшили её на 110 тыс. руб., но резерв составлял лишь 30 тыс. руб. Во время анализа прибыли или убытков от других видов реализации нужно сопоставлять фактические данные с планом или аналогичными суммами за предыдущий период. После этого определяют причины их появления или отклонений. Особенное внимание нужно уделять анализу незапланированных убытков. В большинстве случаев эти суммы желательно включить в состав резервов роста прибыли предприятия.
3. АНАЛИЗ ВАЛОВОГО ДОХОДА
Источником для анализа валового дохода, как и для анализа прибыли, служит форма “Отчет о финансовых результатах и их использовании” за отчетный год и такая же информация за предыдущий, а также данные об изменении объемов реализации (производства) в натуральных показателях или в неизменных ценах. В таблице 3 приводятся необходимые технические расчеты. Факторы, которые влияют на величину валового дохода – те же самые, что и на величину прибыли, поскольку эти два понятия очень тесно взаимосвязаны друг с другом.
Таблица 3. Исходные данные для расчета влияния факторов на
формирование валового дохода предприятия,
тыс. руб.
Показатели
По отчету в предыдущем году
Реализация отчетного года в ценах предыдущего года, а также в себестоимости и структуре
Фактическая реализация отчетного периода, но при структуре и себестоимости предыдущего года
Фактически в отчетном году
1. Выручка от реализации продукции
36000
32400
38000
38000
2. Издержки на производство реализованной продукции
27000
24300
28500
27360
3. Валовый доход, полученный от реализации товарной продукции
9000
8100
9500
10640
4. Издержки на 1 руб. реализованной продукции (строка2: строка1)
75
75
75
72
Влияние факторов рассчитывается так:
1. Влияние объема реализации товарной продукции:
8100 – 9000 = - 900 тыс. руб.,
или
9000 х (-10) : 100 = - 900 тыс. руб. (отрицательное влияние).
2. Влияние изменения цены:
9500 – 8100 = +1400 тыс. руб. (положительное влияние),
в том числе:
а) влияние изменения цены на готовую продукцию
38000 – 32400 = +5600 тыс. руб. (положительное влияние);
б) влияние изменения цены на сырье, полуфабрикаты, энергию и т.д.
- (28500 - 24300) = - 4200 тыс. руб. (отрицательное влияние).
3. Влияние себестоимости продукции и ассортиментно-структурных изменений:
10640 – 9500 = +1140 тыс. руб.,
или
- (27360 - 28500) = +1140 тыс. руб. (положительное влияние).
Общее влияние всех факторов:
-900 + 1400 + 1140 = 1640 тыс. руб.
Рост валового дохода в сравнении с предыдущим годом:
10640 – 9000 = +1640 тыс. руб.
4. АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ (ИО)
4.1. Значение, задачи и источники ИО
Кроме расходов, связанных с производством товаров, предприятия и общество в целом затрачивают значительные средства на доведение готовой продукции до потребителя. Нередко по своей величине они превосходят затраты на производство. Произведенный товар надо перевозить, в процессе транспортировки погружать и разгружать, хранить на оптовых или перевалочных базах, доводить до розничной сети, подрабатывать, подсортировывать, рекламировать, упаковывать, наконец, продавать. Это так называемые расходы в сфере обращения товаров, т.е. издержки обращения.
Основные задачи анализа издержек обращения:
- всестороннее изучение структуры издержек в сфере обращения с целью выяснения степени влияния разных факторов;
- определение экономической эффективности использования трудовых, материальных, финансовых ресурсов в сфере обращения;
- контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;
- выявление и измерение внутренних резервов на стадии обращения.
Источниками данных для анализа издержек обращения служат калькуляции себестоимости товаров и другие бухгалтерские документы, в которых отображается информация, связанная с проталкиванием товара от производителя к конечному покупателю.
4.2. Общий анализ ИО
Как и производственные издержки, издержки обращения состоят из материальных затрат и расходов на оплату труда разной категории работников. Здесь есть свои организаторы сбыта, умелые управленцы, специалисты по качеству товаров и по рекламе, обученные продавцы.
По своей экономической сущности, источникам возмещения, влияния на стоимость и цену товара издержки обращения подразделяются на чистые и дополнительные. Сущность этого деления состоит в следующем: затраты на рекламу товаров, оплату труда продавцов, на содержание торговых помещений и ведение кассовых операций относятся к категории непроизводительных затрат. Труд людей, занятых на этих операциях, несмотря на его общественную полезность, также является непроизводительным трудом. Им не создается новая стоимость. Следовательно, такие расходы компенсируются за счет части прибавочной стоимости, которая передается торговцу промышленником за оказываемую услугу.
Что касается расходов на
транспортировку товаров, хранение нормальных их запасов на складах, подработку,
подсортировку, упаковку, то они связаны с продолжением процесса производства,
но уже в сфере обращения. Это производительные затраты и труд данной категории
работников тоже является производительным. Им создается новая стоимость,
которая присоединяется к производственным затратам, увеличивая тем самым
стоимость товаров. Эти издержки возмещаются, таким образом, за счет вновь
создаваемой стоимости. Одна ее часть принимает форму заработной платы данной
категории работников, другая образует прибыль предпринимателя.
Деление издержек обращения на чистые и дополнительные было произведено К.
Марксом применительно к капиталистическому способу производства. Оно имеет
чисто теоретическое значение и в этом плане применимо ко всем экономическим
системам. Но К. Маркс данным анализом показал, что одна группа торговых
работников не создает ни новой стоимости, ни прибавочной стоимости. Их
эксплуатация заключается в том, что своим трудом они реализуют для торгового
капиталиста ту прибыль, которая передана ему промышленником как плата за
посредничество в торговых операциях. Другая же группа торговых работников своим
трудом не только создает для себя необходимый продукт в форме заработной платы,
но и производит для хозяина прибавочную стоимость. Следовательно, рабочий день
наемных работников в торговле, как и в производстве, делится на необходимое и
прибавочное рабочее время.
09.12.2013 - 16.12.2013
09.12.2013 - 16.12.2013
Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.