МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Анализ рентабельности предприятия трикотажной фирмы "Виктория" и ее влияние на конкурентно...

    В данном случае средняя сумма активов представляет совокупный капитал предприятия.

    Указанный коэффициент должен быть одним из основных инструментов руководителя в управлении предприятием. Он не только является главным показателем эффективности деятельности предприятия, но  и объединяет весь набор элементов, которые отражают различные стороны работы предприятия (оперативную, финансовую и др.). При анализе  взаимосвязей показателей рентабельности необходимо выделять те элементы, которые оказывают наиболее сильное негативное влияние, и сосредоточить все внимание на них.

    Рентабельность производства исчисляется по следующей формуле:

    Р = (Прибыль + Амортизация)/ Активы

    В данном случае учитывается, что для финансирования развития хозяйственной деятельности используется не только чистая прибыль, но и средства от начисленной амортизации. Этот показатель оценивает возможности организации по финансированию развития за счет собственных средств, эффективность использования активов.

     Общая рентабельность отражает эффективность использования имеющихся в распоряжении предприятия производственных фондов, имущества, собственного и заемного капитала. Этот показатель определяется как:

                        Р = (П´100)/(ОПФ+НОС),

    где  ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

    НОС – среднегодовые остатки нормируемых оборотных средств.

     Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия. По иному, говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), равняется прибыли до начисления процентов * 100 и деленной на активы.

    Р = П х 100/Активы

    Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие организации,  исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора:  рентабельность оборота и число оборотов капитала.

    Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле:

    Рент. ОБ. = Приб. до нач.% *100 / Валовая Выручка

    Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой  предприятия, тем больше рентабельность оборота. Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется по формуле:  Число ОБ. Капитала = Валовая Выручка / Активы      

    Чем выше валовая выручка фирмы, тем больше число оборотов ее капитала. В итоге следует, что

    Уровень Общей Рент. = Рент ОБ. * Число ОБ. Капитала

    Связь между тремя ключевыми индикаторами представлена в следующей схеме:

    Рисунок 1. Уровень общей рентабельности

    Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции. Главным из показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы прибыли к производственным фондам.

    Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние - это факторы, не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и  сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно - хозяйственной деятельности предприятий. К внутренним можно отнести  изменение ассортимента, цены и т.д. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.

    Задача экономического анализа по рентабельности - выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов.

    Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов, а значит как объекты технико-экономического анализа, основная цель которого  выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов. Рентабельность является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий.

    Рисунок 2. Факторы, влияющие на показатель рентабельности


    Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей - факторов: структуры и фондоотдачи основных производственных фондов,  оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности  реализованной продукции. Это 2-й подход к анализу  рентабельности предприятия. Для такого анализа используют  модифицированную формулу расчета показателя общей рентабельности,  предложенную А.Д.Шереметом.

                                                                

                                          Р = (Е / 1/УМ) + 1/К ,

    Где                             

    Р - общая рентабельность предприятия %

    Е - общая (балансовая) прибыль, % к объему реализованной продукции;

    У - удельный вес активной части в общей стоимости основных производственных фондов, доли единицы;

    М - коэффициент фондоотдачи активной части основных производственных фондов;

    К - коэффициент оборачиваемости нормированных средств.


    Как следует из всего вышесказанного, объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, то есть  характеризуют все стороны хозяйствования. Поэтому основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:

    - систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

    - определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;

    - выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;

    - оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности;

    - разработка мероприятий по использованию резервов.


     1.2  Порог рентабельности. Анализ рентабельности по системе директ-костинг


    Существует определенное взаимовлияние и взаимозависимость между затратами, объемом производства и прибыли. Известно, что при соблюдении всех прочих равных условий темпы роста прибыли всегда опережают темпы роста реализации продукции. При росте объема реализации продукции доля постоянных затрат в структуре себестоимости продукции снижается и появляется «эффект дополнительной прибыли».

    Анализ безубыточности (анализ соотношения «затраты — объем производства — прибыль», CVP-анализ) в настоящее время широко используется для определения:

    • критического объема производства для безубыточной работы;

    • зависимости финансового результата от изменений одного из элементов соотношения;

    • запаса финансовой прочности предприятия;

    • оценки производственного риска;

    • целесообразности собственного производства или закупки;

    • минимальной договорной цены на определенный период;

    • планирования прибыли и т. д.

    Анализ безубыточности основан на ряде допущений. Во-первых, затраты можно разделить на постоянные и переменные. Ряд затрат предприятия может содержать как переменную, так и постоянную части — так называемые смешанные затраты (к ним чаще всего относятся расходы на электроэнергию, транспорт, содержание и эксплуатацию оборудования). Смешанные затраты подлежат дифференциации на постоянную и переменную части. Следует также учитывать, что сохранение постоянных издержек на одном уровне возможно только в ограниченном диапазоне объемов производства.

    Во-вторых, зависимость между объемом реализованной продукции и переменными издержками линейная. В реальной жизни переменные издержки могут изменяться в другой пропорции.

    Известно, что соотношение переменных издержек и объема производства зависит как от жизненного цикла изделия, так и от инфляции, по-разному затрагивающей цены на покупаемое сырье, материалы, заработную плату.

    В-третьих, остается неизменным ассортимент изделий.

    В-четвертых, объем производства и реализации в прогнозируемом периоде равны.

    Данные допущения соответствуют условиям массового производства с достаточно непродолжительным производственным циклом, что дает возможность широкого применения анализа безубыточности на таких предприятиях. Не могут опираться на подобный анализ в финансовом планировании предприятия авиа-, судостроения, производители уникальной продукции.

    Основной составной частью анализа безубыточности является определение «точки безубыточности» («порога рентабельности», «мертвой точки»).

    Точка безубыточности — это такой объем реализации, при котором выручка покрывает все издержки предприятия, связанные с производством и реализацией продукции.

    При расчете точки безубыточности надо учитывать, что в модели линейной зависимости точка безубыточности может быть одна, в то время как на практике функция затрат носит нелинейный характер и может пересекать линию объемов производства в нескольких местах. Поэтому анализ должен точно очерчивать границы роста объемов производства, когда допущения линейного характера зависимости оправданы производственными условиями.

    Минимальный объем реализации Qmin покрывающий затраты на производство и реализацию (EBIT == 0), т. е. точку безубыточности, в единицах продукции определяют:

    Qmin = F/(P-a) , шт. 

    или в денежном выражении:

    Bmin=F/(1-b)

    где Q — количество единиц продукции;

     Р — цена единицы продукции;

     F—расходы постоянные;

     V— расходы переменные;

     а — величина переменных затрат в цене единицы продукции;

     b — доля переменных затрат в базовой выручке.

    Величина прибыли при запланированных объемах производства и реализации будет равна:

    EBIT=PQ – F - a * Q,

    где EBIT — прибыль до уплаты процентов и налогов.

    Необходимо  также раскрыть содержание такого термина, как запас финансовой прочности и определить порядок расчета его величины.

    Запас финансовой прочности, или кромка безопасности, показывает, насколько можно сокращать производство про­дукции, не неся при этом убытков. В абсолютном выражении расчет представляет разницу между запланированным объе­мом реализации и точкой безубыточности.

    1. В абсолютном выражении:

    Зфин = Qплан – Qmin

    2. В относительном выражении:

    Зфин = (Qплан – Qmin) / Qплан

    Показатель финансовой прочности, рассчитанный в от­носительном выражении как доля от прогнозируемого объема реализации, используется для оценки произ­водственного риска, т. е. потерь, связанных со структу­рой затрат на производство.

    3. В стоимостном выражении:

    Зфин = Qплан * Р – Qmin* Р

    где Р — цена изделия.

    Чем выше показатель финансовой прочности, тем меньше риск потерь для предприятия.

    Полная и всесторонняя оценка риска имеет принципиаль­ное значение при принятии финансовых решений, поэтому в западном финансовом менеджменте разработаны многочис­ленные методы, позволяющие с помощью математического метода просчитать последствия предпринимаемых мер.

    Помимо рассмотренного математического метода анализа безубыточности и финансовой прочности рекомендуется рассмотреть маржинальный метод, в основе которого лежит маржинальная прибыль.

    В последнее время большой интерес вызывает методика анализа прибыли, которая базируется на делении   производственных и сбытовых затрат на переменные и постоянные и категории маржинального  дохода. Эта методика широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Она позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины. В отличие от  методики анализа прибыли, которая  применяется на отечественных предприятиях, система директ-костинг позволяет более полно учитывать взаимосвязи между показателями и точнее измерять влияние факторов.

    Маржинальная прибыль представляет собой превышение выручки над величиной переменных затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг.

    Маржинальный подход лежит в основе управленческих решений, связанных с ассортиментной политикой, с продвижением продукции на рынок, ценообразованием и рядом других задач повышения конкурентоспособности производимой продукции. Доля маржинальной прибыли в цене единицы продукции является постоянной величиной, и предпочтение отдается тому виду продукции, который обеспечивает наибольшее значение маржинальной прибыли. Снижение показателей маржинальной прибыли вызывает необходимость дополнительного производства и реализации продукции или пересмотра ассортиментной политики.

    Удельная маржинальная прибыль (GMgm) — производный показатель, который характеризует величину маржинальной прибыли в цене единицы продукции:

    GMgm = р - а,

    где GMgm — удельная маржинальная прибыль;

    Р — цена единицы продукции;

    а — переменные затраты в единице продукции.

    Коэффициент маржинальной прибыли — это отношение маржинальной прибыли к выручке от реализации. Он показывает, какая доля выручки от реализации используется на покрытие постоянных затрат в формирование прибыли.

    Коэффициент маржинальной прибыли рассчитывается как доля маржинальной прибыли в выручке от реализации (S):

    KGM = GM/S.

    Алгоритм расчета влияния факторов на изменение уровня рентабельности издержек, продаж, инвестируемого капитала по системе директ-костинг будет выглядеть следующим образом:

    1). Рентабельность  по каждому виду продукции 

    Ri = Пi/Зi = (Кi(Цi – Vi) – Нi / Кi х Vi + Нi, где

    К – объем реализованной продукции;

    Ц – цена;

    V-                   сумма переменных расходов;

    Н -  сумма постоянных затрат

    Для анализа рентабельности издержек в целом по предприятию используем следующую факторную модель:

    R= П/З = ВР(Ду – Н)/ S (К х V) + Н =

    = S(Кобщ х Удi х Цi) х S(Удi(Цi-Vi)/Цi) – Н / S(Кобщ х Удi х Vi) + Н,

    где Удi – удельный вес каждого вида продукции в общей сумме выручки;

    Ду – средняя доля маржинального дохода в выручке.

    2). Рентабельность продаж

    R = П/ВР = (ВР х Ду)/ВР  - Н =

    = (S(Кобщ х Удi х Цi) S (Удiх(Цi –Vi)/Цi) –Н) / S (Кобщ х Удi х Цi)

    3) Анализ рентабельности инвестируемого капитала производится по следующей факторной модели:

    R = БП/КL = ВР х Ду – Н + ВФР / S О /Коб =

    = [S(Кобщ х Удi х Цi) х S(Удi (Цi– Vi) – Н + ВФР]/ [S(Rj,o [Удi х Vi) + Н]/ Коб,

    где БП – балансовая сумма прибыли;

    КL – среднегодовая сумма инвестируемого капитала;

    S О – сумма оборота (себестоимость реализованной продукции);

    Коб – коэффициент оборачиваемости капитала (отношение суммы оборота к среднегодовой сумме капитала);

    ВФР – внереализационные финансовые результаты.

    Преимущество рассмотренной методики анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает  более точное  исчисление влияния факторов и, как следствие, - более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий  позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов. Однако это станет возможным только при условии организации планирования и учета издержек предприятий по системе директ-костинг, т.е. их группировки на постоянные и переменные.


    1.3  Методика  подсчета резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности


    Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (Рисунок 3).

     









    Рисунок 3. Схема подсчетов резервов  увеличения прибыли от реализации продукции

    Для определения резервов роста прибыли по первому источнику необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:

    Р­Пupn  = Р ­VPПi х П ед фi, , где

    VРП – объем реализации продукции.

    Резервы увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг подсчитывается следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с   учетом резервов его роста:

    Р ­ Пс = S(Р¯С (VРПф + Р­VРП)).

    Существенным резервом  роста прибыли является улучшение качества товарной продукции. Он определяется следующим образом: изменение удельного веса каждого сорта (кондиции) умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции:

    Р ­ П = S (DУдi х Цi) / 100(VРПфi + Р­VРП), где

    Удi – удельный вес I-го вида продукции в общем объеме реализации

    Основным источником резервов повышения уровня рентабельности продаж являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции (Р­П) и снижение себестоимости товарной продукции (Р¯С). Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:

    Р­R =Rв –Rф = Пф + Р­П/ (VРПвi х Свi)   х 100 – Пф/Иф, где

    Р­ R – резерв роста рентабельности;

    Rв – рентабельность возможная;

    Rф – рентабельность фактическая;

    Пф – фактическая сумма прибыли;

    Р­П – резерв роста прибыли от реализации продукции;

    VРПв – возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;

    Свi- возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;

    Иф – фактическая сумма затрат по реализованной продукции.

    Резерв повышения уровня рентабельности инвестируемого капитала может быть подсчитан по формуле:

    Р­R  = (БПф + Р­БП) / S Кф - Р¯ К + ДК  х 100 – Rф, где

    БП – балансовая сумма прибыли;

    Р­БП – резерв  увеличения балансовой суммы прибыли;

    SКф – фактическая среднегодовая сумма основного и оборотного капитала;

    Р¯К – резерв сокращения суммы капитала за счет ускорения его оборачиваемости;

    ДК – дополнительная сумма основного и оборотного капитала, необходимая для освоения резервов роста прибыли.


    1.4. Взаимосвязь рентабельности и конкурентоспособности  предприятия

    Конкуренция  -  основа рыночной экономики, мощный стимул экономического роста, улучшения качества продукции, ускорения научно-технического прогресса и снижения издержек производства и цен. Побуждая предприятия снижать свои производственные затраты, приводя к ликвидации обременительных для общества убыточных производств, конкуренция способствует интенсификации, повышению эффективности общественного производства. Ориентируя товаропроизводителя на потребности рынка, конкуренция создает возможности наиболее широкого выбора товаров и услуг, наиболее полного удовлетворения производственных запасов.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.