МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Цели, задачи, источники анализа затрат на производство. Классификация затрат

    Можно выделить две глобальных причины проблем и затруднений, возникающих в финансовом состоянии предприятия. Эти причины можно сформулировать как:

    1.                  Отсутствие потенциальных возможностей сохранять приемлемый уровень финансового состояния (или низкие объемы получаемой прибыли).

    2.                  Нерациональное управление результатами деятельности (нерациональное управление финансами).

    Проблемы с платежеспособностью, финансовой независимостью, рентабельностью имеют единые корни: либо компания имеет недостаточные результаты деятельности для сохранения приемлемого финансового положения либо компания не рационально распоряжается результатами деятельности.

    Выяснение того, какая из указанных выше причин привела к ухудшению финансового состояния предприятия, имеет принципиальное значение. В зависимости от этого осуществляется выбор управленческих решений, направленных на оптимизацию финансового положения организации.

    2.3. Определение резервов улучшения финансовых показателей.


    Признаками хорошего финансового состояния с точки зрения повышения (роста) эффективности можно назвать следующие показатели:

    -         коэффициент текущей ликвидности Ê 2,0

    -         обеспеченность предприятия собственным оборотным капиталом Ê 0,1;

    -         рост собственного капитала;

    -         отсутствие резких изменений в отдельных статьях баланса;

    -         дебиторская задолженность находится в соответствии (равновесии) с размерами кредиторской задолженности;

    -         в балансе отсутствуют «больные» статьи (убытки, просроченная задолженность банкам и бюджету);

    -         у предприятия запасы не превышают минимальную величину источников их формирования (собственных оборотных средств, долгосрочных кредитов и займов, краткосрочных кредитов и займов).

    Для ускорения оборачиваемости можно практиковать способ сбыта:

    а) принимать заявки со стороны покупателя на большие объемы поставок продукции;

    б) заказывать сырье и материалы у поставщиков без посредников (оптовые склады).

    В практике управления можно предложить несколько методов увеличения поступлений денежных средств, которые также позволять наладить платежную дисциплину и улучшить финансовое состояние коммерческого предприятия.

    МЕТОД 1 Рекомендации по изысканию дополнительных денежных поступлений от реализации ненужных основных средств:

     


    a)

    Анализ степени использования оборудования/имущества предприятия с тем, чтобы определить перечень имущества, не используемого в текущей хозяйственной деятельности; обсуждение с инженерным персоналом какое оборудование является необходимым для поддержания текущего и ожидаемого уровня оказываемых услуг, возможности оптимизации использования помещений или возможности нахождения подрядчика для выполнения некоторых производственных процессов на стороне;


    b)

    Определение  круга потенциальных покупателей/пользователей излишнего оборудования/имущества посредством изучения конкурентов или возможностей альтернативного использования рассматриваемого имущества;


    c)

    Выбор наиболее подходящих каналов коммуникации для эффективного доведения до участников рынка  предложения о продаже/сдаче в аренду имущества;


    d)

    Сдача в аренду/продажа мало используемого оборудования / имущества;


    e)

    Выполнение процедуры консервации имущества и подписание акта консервации, который необходимо представить в свою местную налоговую инспекцию. Это позволит исключить это имущество из расчета налогооблагаемой базы при расчете платежей по налогу на имущество;


    f)

    изучение возможности перезаключить арендный договор с нынешним арендодателем;


    g)

    изучение возможности перевода деятельности в менее дорогое место. При этом учитываются все расходы, которые могут возникнуть в связи с переездом;


    h)

    Рассмотрение вариантов централизации деятельности за счет перевода подразделений в одно или меньшее количество месторасположений с целью избежания дублирования хозяйственных функций в различных подразделениях и, таким образом, высвобождения дополнительного имущества для возможной продажи/сдачи в аренду.


    МЕТОД 2 Советы по взысканию задолженности с целью ускорения

    оборачиваемости денежных средств



    a)

    создать стимулы своим клиентам быстрее платить по счетам путем предоставления специальных скидок;


    b)

    Создать систему оценки клиентов, которая бы суммировала все риски, связанные с таким деловым партнером. Общая зависимость предприятия от такого партнера будет включать его дебиторскую задолженность, товары на складе, подготовленные к отгрузке, продукцию в производстве, предназначаемую этому клиенту. Установить формальные лимиты кредита каждому клиенту, которые будут определяться  общими отношениями с этим клиентом,  потребностями в денежных средствах, и оценкой финансового положения конкретного клиента;


    c)

    Сделать менеджеров по реализации услуг ответственными за наблюдением и обновлением статуса клиента. Привязать оплату их труда их труда к реальному сбору денежных средств с клиентов, с которыми они работают;


    d)

    Рассмотреть возможность продажи дебиторской задолженности  банку, в котором обслуживается предприятие.


    МЕТОД 3. Рекомендации по разграничению выплат кредиторам по степени приоритетности для уменьшения оттока денежных средств:



    a)

    Разделить поставщиков на категории по степени их важности для деятельности и прибыльности предприятия. Интенсифицировать контакты с критически важными поставщиками с тем, чтобы укрепить взаимопонимание и стремление к сотрудничеству;


    b)

    Предложить различные схемы платежей: убедить кредиторов, что новый подход был бы наилучшим способом для обеих сторон сохранить взаимовыгодные отношения, и постараться достичь соответствующего соглашения об этом;


    c)

    Отложить осуществление платежей менее важным поставщикам;


    d)

    Найти альтернативных поставщиков, предлагающих более выгодные условия, и использовать эту информацию для дальнейших переговоров с нынешними поставщиками.


    МЕТОД 4. Советы по реорганизации инвентарных запасов:



    a)

    Разнести по категориям запасы предприятия по степени их важности для стабильности деятельности. Проанализировать оборот запасов по видам: уменьшить объемы тех видов запасов, которые не являются критическими для функционирования предприятия;


    b)

    Уменьшить размеры неприкосновенных запасов (или запасов, хранящихся в качестве буфера) за счет достижения договоренности о более коротком сроке выполнения заказа на поставку такого товара, если возможно;


    c)

    Улучшить деятельность в области заказов на снабжение путем внедрения более эффективных контрольных процедур, таких как централизация хранения и отпуска материалов, перераспределение площадей хранения или улучшение/минимизация документооборота. Работать более плотно с  поставщиками над вопросами ускоренной поставки и предоставлять им стимулы в виде более привлекательных для них условий оплаты;


    d)

    Рассмотреть возможность распродажи залежавшихся запасов со скидками с тем, чтобы получить дополнительные денежные средства, однако избегать перенасыщения  рынка выполняемых работ по бросовым ценам, так как это негативным образом скажется на последующей реализации, а также сделает невозможным реализацию стратегии повышения цен.


    МЕТОД 5 Рекомендации по увеличению притока денежных средств за счет пересмотра планов капитальных вложений:



    a)

    Оценить, какие срочные потребности в капитальных инвестициях предприятие не может отложить на более поздний срок;


    b)

    Остановить инвестиционные проекты, которые стали менее эффективными в результате изменения финансовой ситуации в России. Изучить возможности возврата полностью или частично вложенных средств;


    c)

    Изменить график  инвестиций так, чтобы уменьшить пиковую нагрузку на денежные потоки предприятия, путем пересмотра этапов вложений так, чтобы сопутствующий отток денежных средств не ухудшал бы способность предприятия осуществлять другие срочные платежи;


    d)

    Отказ от тех капитальных расходов, которые не могут дать немедленную отдачу для предприятия;


    e)

    Подсчитать ожидаемые расходы на закрытие определенных направлений деятельности/производственных линий, такие как расходы на демонтаж оборудования, его транспортировку, уборку и очистку, увольнение персонала, и т.д., и сравнить их с предполагаемыми убытками в течение периода снижения деловой активности.


    МЕТОД 6. Рекомендации по увеличению поступления денежных средств из заинтересованных финансовых источников



    a)

    Исследовать финансовые условия краткосрочного финансирования, предлагаемого банками, и варианты их улучшения;


    b)

    Пересмотр условия долга предприятия (отсрочка выплаты основной суммы, снижение процентной ставки), и изучение возможности рефинансирования  кредитов предприятия в других банках;


    c)

    Если нет других возможностей или источников для финансирования ваших операций, провести переговоры с собственниками предприятия о изыскании дополнительных финансовых ресурсов;


    d)

    Уменьшить или отложить всякие намеченные выплаты доходов собственникам предприятия.


    МЕТОД 7. Советы по оптимизации или уменьшению затрат:



    a)

    Оптимизировать или уменьшить затраты на оплату труда: внедрение бонусных схем оплаты; разделить бремя сокращения зарплат, если таковое будет осуществляться;


    b)

    Упростить организационную структуру с целью устранения излишних уровней управления и сокращения затрат на оплату труда;


    c)

    Общехозяйственные расходы должны быть существенно уменьшены (затраты на содержание автотранспорта, представительские расходы и т.д.);


    d)

    Перезаключить договора, определяющие задолженность в твердой валюте, в рублевую задолженность, например, объяснить  кредитору что, если только  задолженность не будет переведена в новую форму, ее последующий возврат может зависеть от формальной процедуры банкротства, что может означать для них возврат долга в сокращенном объеме или не возврат вообще. Убедить  кредиторов работать  с тем, чтобы создать более стабильный базис для постепенной выплаты долга в соответствии с согласованным твердым графиком его выплаты.


    МЕТОД 8. Методы увеличения реализации работ. услуг:



    a)

    Провести ограниченные маркетинговые исследования на ежедневной/еженедельной основе. Например, провести наблюдения за ценами в соседних регионах, провести пробные ограниченные работы со скидками, провести анализ официальной/отраслевой статистической информации, и т.д.;



    Тщательно оценить прогнозируемые наценки по группам реализуемых услуг для того, чтобы определить группы услуг, приносящие наибольшую прибыль.


    c)

    Переоценить факторы потребительского спроса, такие как потребительские свойства/приоритет при приобретении, цена, качество, сезонные факторы и т.д.


    d)

    Определить работы и услуги, которые наилучшим образом подходят к изменившимся рыночным условиям, и сконцентрироваться на них;


    e)

    Определить области профессионального знания, проанализировать конкурентные преимущества и разработать пути извлечения выгоды из них.


    f)

    Проанализировать цены и объемы реализуемых услуг, выполненных работ, найти наиболее разумный компромисс, который поможет  увеличить поступление дополнительных денежных средств, несмотря на снижение объемов продаж (путем увеличения цены).



    3. Анализ структурных сдвигов в выпуске продукции ООО «Сахалиндорстрой»


    3.1. Общая характеристика предприятия


    Общество с ограниченной ответственностью «Сахалиндорстрой» (далее предприятие) учреждено в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным Законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», другими правовыми актами РФ, а также Уставом предприятия.

    Местонахождение и юридический адрес предприятия: 693000, РФ, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 384-а.

    Так как целью создания и деятельности предприятия является извлечение прибыли, ООО «Сахалиндорстрой» признается коммерческим предприятием.

    Предприятие создано в 2002 году и основным видом его деятельности является производство отдельных видов строительных материалов, конструкций и изделий.

    Для обеспечения деятельности предприятия сформирован уставный капитал в размере 10 тыс.руб., который определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов.

    Учредителями предприятия являются физические лица (85 %) и юридическое лицо ЗАО «Зональное» (15 %).

    Наибольшую долю в капитале предприятия занимают собственные средства – 57 %, которые уставным капиталом и нераспределенной прибылью.

    Таким образом, предприятие независимо от внешних источников финансирования, что говорит о его финансовой устойчивости.

    Показатели ликвидности и платежеспособности отображают финансовую устойчивость предприятия ООО «Сахалиндорстрой» (таблица 1).


    Таблица 1

    Коэффициенты ликвидности ООО «Сахалиндорстрой» за 2004 г.


    Показатели

    Методика расчета

    01.01.

    2004 г.

    01.01.

    2005 г.

    Рекомендуемые показатели

    1.Коэффициент абсолютной ликвидности

    Денежные средства / Краткосрочные обязательства


    0,01


    0,04


    > 0,2-0,7

    2.Коэффициент быстрой ликвидности

    Денежные средства + Краткосрочная дебиторская задолженность / Краткосрочные обязательства

    0,92

    1,51

    > 0,8-1,0

    3.Коэффициент покрытия

    Оборотные активы / Краткосрочные обязательства


    1,18


    1,82

    > 2


    Так, на начало 2004 года при необходимости срочного погашения за счет оборотных активов предприятие могло погасить всю краткосрочную задолженность, но при этом у него осталось бы оборотных активов для дальнейшей деятельности лишь 640 рублей (18 %). Данное явление признается нормальным на начальном этапе развития предприятия.

    На конец 2004 года ситуация улучшается: при срочном погашении краткосрочных обязательств оборотными активами, у предприятия еще останется сумма активов почти такая же как сумма реализованная при необходимости для погашения (2115 тыс. руб.).

    Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, что предприятие на начало и конец 2004 года не может погасить установленную норму краткосрочных обязательств денежными средствами. Считаем, что наличие денежных средств в недостаточном объеме (менее 20 % – 70 %) не дает основания критиковать устойчивость предприятия как неудовлетворительную.  Так, данные бухгалтерской отчетности показывают наличие остатков по счетам на определенную дату, в исследуемом случае, по состоянию на 01 января 2004 и 2005 гг., тогда как оборачиваемость денежных средств может быть стремительной, деньги вложены в материальные ценности и т.п.

    Коэффициент быстрой ликвидности доказывает, что некоторая доля  средств предприятия вложена в материальные ценности: на конец года 10 % , которые необходимы для осуществления основных видов деятельности предприятия (рис. 5).


     

     

     

     

     

    Рис.5. Структура оборотных активов предприятия на конец 2004 года, %


    За счет денежных средств и ожидаемых поступлений от дебиторов, которые занимают в оборотных активах на конец 2004 года более 83 %, покроют всю задолженность и при этом у него еще останется достаточная сумма активов для продолжения своей коммерческой деятельности – 1313 тыс.руб.

    Таким образом, деятельность предприятия ООО «Сахалиндорстрой» признается вполне перспективной для успешного развития, а рентабельность его производственной деятельности составляет более 37 % (таблица 2).

    Таблица 2

    Рентабельность производственной деятельности предприятия ООО «Сахалиндорстрой» тыс.руб.


    Показатель

    2004 год

    1. Прибыль

    6179

    2. Себестоимость

    16791

    3. Рентабельность (стр. 1 : стр. 2)

    0,37


    Таким образом, с одного рубля вложенных затрат в деятельность предприятие имеет в 2004 году 36 копеек прибыли.


    2.2. Структурные сдвиги в выпуске продукции ООО «Сахалиндорстрой»


    Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

    Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр.

    Прямой счет по всем видам изделий производится по формуле

    (3.1)

     
    ,

    где   – изменения объема выпуска продукции за счет структуры;

    ВП1 – фактический выпуск продукции при фактической структуре;

    ВП1,0 – фактический выпуск продукции при плановой структуре.

    Фактический выпуск продукции при плановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.

    Приведем анализ структурных сдвигов на предприятии ООО «Сахалиндорстрой» (таблица 3).

    Таблица 3

    Анализ структуры продукции




    Изделие


    Оптовая цена за единицу продукции, руб.

    Объем производства продукции в натуральных измерителях

    Товарная продукция в ценах плана, ты.руб.

    Изменение ТП за счет структуры, тыс. руб.

    План

    Факт

    План

    Факт пересч. на план. структуру

    Факт

    А

    500

    57600

    50400

    28800

    28900

    25200

    -3700

    Б

    600

    56000

    55470

    33600

    33717

    33282

    -435

    В

    700

    27430

    35650

    19201

    19267

    24955

    5688

    Итого


    141030

    141520

    81601

    81884

    83437

    1553



    Если коэффициент перевыполнения плана равен 1,003474 (141520 : 141030), то фактический выпуск по изделию А, пересчитанный на плановую структуру, составит 28900 тыс. руб. (28800 : 1, 003474).

    Как показывают данные таблицы 3, отклонение за счет изменения структуры составило 1553 руб. Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 100,3474% по всем видам продукции и не нарушалась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 81884 тыс. руб., при фактической структуре он выше на 1553 тыс. руб.


    4. Аналитический расчет


    Задание:

    Дайте оценку финансовой устойчивости организации при помощи группы финансовых коэффициентов:

    1)собственности (автономии);

    2)соотношения заемного и общего капитала;

    3)соотношения заемного и собственного капитала;

    4)маневренности собственного оборотного капитала;

    5)обеспеченности материальных запасов собственным оборотным капиталом;

    6)соотношения внеоборотных активов и собственного капитала.

    Решение:

    Данные для анализа взяты с бухгалтерской отчетности анализируемого предприятия ООО «Сахалиндорстрой».

    Способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого риска называют финансовой устойчивостью предприятия.

    Показателями финансовой устойчивости являются следующие показатели.

    1) Коэффициент автономии (Ка) (коэффициент финансовой независимости) является одной из важных характеристик устойчивости финансового состояния, его независимости от заемных источников средств. Показатель равен доле источников собственных средств в общем итоге баланса.

    К1 = с.490 / с.700 = 3460 / 6034 = 0,57

    Нормативное минимальное значение коэффициента оценивается на уровне 0,5. Предприятие по рассчитанному показателю характеризуется устойчивым: более 50 % источников образования имущества предприятия составляет собственный капитал, представленный уставным капиталом и нераспределенной прибылью.

    2) Коэффициент соотношения заемного и общего капитала показывает долю заемного капитала в общей величине средств предприятия.

    К2 = с.690 / с.700 = 2574 / 6034 = 0,43

    В структуре источников финансирования предприятия нет заемных средств, 43 % имущества предприятия сформировано за счет привлеченных средств, в частности, кредиторской задолженности.

    3)Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала.

    К3 = заемный капитал / собственный капитал = (4 раздел + 5 раздел) / 3 раздел

    К3 =  (0+2574) / 3460 =  0,74

    Этот коэффициент показывает, каких средств у предприятия больше. В нашем случае собственных средств больше чем заемных почти на 26 %.

    4) Коэффициент маневренности собственного оборотного капитала.

    Коэффициент маневренности собственного капитала определяется как отношение величины чистых собственных оборотных активов (определяющийся как разница между разделами III «Капитал и резервы» и I «Внеоборотные активы») к величине собственного капитала (раздел III «Капитал и резервы»):

    К 4 = (3460 – 1345) : 3460 = 0,61

    Этот коэффициент показывает, какая часть собственных средств телерадиокомпании находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Оптимальное значение коэффициента равно 0,5.

    5) Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами.

    Степень обеспеченности материальных запасов и затрат собственными оборотными средствами определяется отношением собственных оборотных средств  к величине запасов и затрат  (стр. 210 разд.II актива баланса). Собственный оборотный капитал определяется  как разница между разделами III «Капитал и резервы» и I «Внеоборотные активы».

    К 5 =  (3460 – 1345) : 457 = 4,63

    Нормативное значение К 5 равно 0,6 - 0,8, т.е. нормальным можно считать положение, при котором 60 - 80% производственных запасов и затрат формируется за счет собственного оборотного капитала.  На предприятии все запасы сформированы за счет собственного оборотного капитала.

    6) Коэффициент соотношения внеоборотных активов и собственного оборотного капитала.

    Данный коэффициент определяется как отношение внеоборотных активов к собственному оборотному капиталу и показывает, в какой степени внеоборотные активы предприятия финансируются собственным капиталом.

    К 6 =  1345 : 3460 = 0,39

    Таким образом, 39 % внеоборотных активов предприятия финансироуются за счет собственного капитала.

    Заключение


    Развитие рыночных отношений поставило хозяйствующие субъекты различных организационно-правовых форм в такие жесткие экономические условия, которые объективно обусловливают проведение ими сбалансированной заинтересованной политики по поддержанию и укреплению финансового состояния, его платежеспособности и финансовой устойчивости.

    Знание методики комплексного экономического анализа по данным отчетной информации необходимо для того, чтобы предвидеть дальнейшее развитие предприятия, перспективы его роста и благополучия.

    На основе изучения отчетности прогнозируются возможные финансовые результаты, экономическая рентабельность исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

    Учитывая вышесказанное, целесообразно было провести анализ некоторых показателей финансовой деятельности коммерческого предприятия ООО «Сахалиндорстрой».

    Список литературы


    1. Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. - М.: Издательство "ПРИОР", 2003.

    2. Графов А.В. Оценка финансово-экономического состояния предприятия // Финансы, № 7, 2001.

    5. Львовский С.М. Лекции по комплексному экономическому анализу. М.: МЦНМО, 2004.

    6. Макарьева В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации для бухгалтера и руководителя. – М.: Налоговый вестник, 2003.

    7. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

    8. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск, 2003.

    9. Ильясов Г.Г. Как улучшить финансовое состояние предприятия // Финансы, № 10, 2004.

    10. Киперман Г. Оценка финансовой устойчивости коммерческой организации // Финансовая газета. Региональный выпуск, № 7, 2005.

    11. Пястолов С. М. Экономический анализ деятельности предприятий [Текст] : учеб. пособие для вузов / С. М. Пястолов. М. : Академический Проект, 2002.

    12. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-М., 2003.


    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.