|
|||||||||||||||||||||||||||||
Совокупность внешних факторов, сложившихся в настоящее время, оказывают значительное влияние на возможные направления развития предприятия в текущих условиях. Наиболее важными факторами можно считать такие, как резкое падение жизненного уровня населения, кризис неплатежей, значительная роль государства в политике ценообразования. 3.2 Факторный анализ рентабельности Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат. Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели: - Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации (без НДС); - Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС); - Рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС); - Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене. Для анализа используем таблицу 28 Таблица 28 - «Анализ динамики объема реализации, себестоимости и прибыли на предприятии ООО «УИ ЭРП» | |||||||||||||||||||||||||||||
Показатель |
Факт 2005 года |
План 2006 года |
Факт 2006 года |
План 2007 года |
Факт 2007 года |
||||||||||||||||||||||||
Выручка от продажи товаров, продукции, услуг (за минусом НДС) |
202028 |
216046 |
222608 |
226037 |
217180 |
||||||||||||||||||||||||
Полная себестоимость реализованной продукции |
196847 |
209599 |
215455 |
219583 |
211983 |
||||||||||||||||||||||||
Прибыль (убыток) от продаж |
5225 |
6447 |
7154 |
6454 |
5197 |
||||||||||||||||||||||||
Прибыль (убыток) до налогообложения |
1256 |
3056 |
3527 |
3323 |
3580 |
||||||||||||||||||||||||
Чистая прибыль (убыток) от четного периода |
-268 |
1508 |
1674 |
1580 |
2144 |
На основании данных таблицы можно рассчитать рентабельность:
Рентабельность продаж в 2005 году по факту (Rпродаж) равна -0,13 %
Рентабельность продаж по плану в 2006 году (Rпродаж) равна 0,69 %
Рентабельность продаж по факту в 2006 году (Rпродаж) равна 0,75 %
Рентабельность продаж по плану в 2007году (Rпродаж) равна 0,7 %
Рентабельность продаж по факту в 2007году (Rпродаж) равна 1 %
В 2005 году предприятие ООО «УИ ЭРП» имеет прибыли с рубля продаж минус 0,13 %, в 2006 году 0,75 %, в 2007 году 1 %.
Рентабельность продаж в 2007 году вырос по сравнению с 2006 годом вырос на 0,25 %, по сравнению с 2005 годом на 113 %.
На основании данных таблицы можно рассчитать рентабельность реализации (оборота). За 2005 год она составила 2,58 %, по плану на 2006 год 2,98 %, по факту 2006 года 3,2 %.
Отсюда следует, что по сравнению с 2005 годом уровень рентабельности реализации в 2006 году повысился на 0,62 %,а по сравнению с планом на 0,22 % увеличение рентабельности обозначает повышение спроса на продукцию, (услуги).
Рентабельность реализации по плану за 2007 год составила 2,9 %, по факту за 2007 год 2,4 %. Уровень рентабельности реализации понизился по сравнению с 2006 годом на 0,8 %, по сравнению с фактом ниже на 0,5 %.
Общая рентабельность показывает какую часть выручки от реализации составляет прибыль до налогообложения. В 2005 году общая рентабельность составляет 0,62 %, по плану на 2006 год 1,4 %, по факту на 2006 год 1,58 %. Отклонение отчетного года от прошлого составляет 0,96 %, отклонение от факта равно 0,18 %.
В 2007 году общая рентабельность составляет 1,64 %, по плану на 2007 год она равна 1,47 %. Отклонение факта 2007 года от факта 2006 года равно 0,06 %. Отклонение от плана 2007 года составляет 0,17 %.
Анализ показал, что план по рентабельности реализации на 2007 год не выполнен, более того, по сравнению с 2006 годом наблюдается отрицательная динамика по факту.
Рентабельность по продажам к 2007 году по сравнению с предыдущими периодами значительно выросла. Наблюдается положительный результат по планируемым продажам и фактическим.
Общая рентабельность производства имеет положительную динамику, как по плану, так и по фактическим данным.
На изменение уровня рентабельности реализованных видов продукции (работ, услуг) оказали влияние следующие факторы.
Затем необходимо сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции.
Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности осуществляется способом цепных подстановок по каждому виду продукции.
Таблица 29 - Факторный анализ рентабельности продукции в 2005 году
Продукция
по цехам
Выпуск продукции
Рентабельность в процентах к
стоимости
выручка в оптовых ценах без НДС и
акцизов, руб.
себестоимость
прибыль
(убыток), руб.
Производство воды
88723
84219
4504
5,1
Производство сжатого воздуха и кислорода
44639
40932
3707
8,3
Услуги цехов
68666
59438
9228
13,4
Таблица 30 - Факторный анализ рентабельности продукции в 2006 году
Продукции
По цехам
Выпуск продукции
Рентабельность в процентах к
стоимости
выручка в оптовых ценах без НДС и
акцизов, руб.
себестоимость
прибыль (убыток), руб.
Передача электроэнергии
33028
27319
5709
17,3
Производство воды
95066
87313
7753
8,2
Производство сжатого воздуха и кислорода
49676
42726
7039
14,2
Услуги по передаче тепловой энергии по теплосетям
5726
5901
-175
-3,1
Услуги цехов
39112
39804
-692
-1,8
Таблица 31 - Факторный анализ рентабельности продукции в 2007 году
Вид продукции
Выпуск продукции
Рентабельность в процентах к
стоимости
выручка в оптовых ценах без НДС и
акцизов, тыс.руб.
себестоимость
прибыль
(убыток),
тыс. руб.
Передача
электроэнергии
33718
28040
5678
16,8
Производство воды
98665
91467
7198
7,3
Производство сжатого воздуха и кислорода
48866
46016
2850
5,8
Услуги по передаче тепловой энергии по теплосетям
5811
6057
-246
-4,2
Услуги цехов
29315
24740
4575
15,6
Аренда имущества
594
508
86
14,5
Субаренда имущества
211
210
1
0,5
Произведя факторный анализ рентабельности мы будем в основном сравнивать 2006 и 2007 года, так как в 2005 году некоторые виды продукции не производились и мы не можем в полной мере просмотреть динамику рентабельности этого года в сравнении с другими периодами. Рентабельность продукции в 2007 и в 2006 годах примерно одинаковая. «Передача электроэнергии» в 2006 году выше 2007 года на 0,5 %; «Производство воды» в 2006 году выше 2007 года на 0,9 % и выше 2005 года на 3,1 %; «Производство сжатого воздуха и кислорода» так же в 2006 году выше 2007 года на 8,4 % и выше 2005 года на 5,9 %; «Услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям» в 2006 и в 2007 годах находятся в отрицательных показателях, но в 2007 году положение немного хуже на 1,1 %. Рентабельность продукции «Услуги цехов» в 2007 году выше 2006 года на 17,4 % и выше 2005 года на 2,2 %. В общей динамике рентабельности продукции, рентабельность за 2007 год не на много выше рентабельности 2006 года.
3.3 Предложения по улучшению финансовых результатов
Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности, основными их источниками являются увеличение объема реализации, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рисунок 11).
Рисунок 11 - Блок-схема источников резервов увеличения прибыли от реализации продукции
Резервы роста прибыли – это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения внереализационных убытков, совершенствование структуры производимой продукции. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный.
На первом этапе выделяют и количественно оценивают резервы; на втором разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением.
При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного роста объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции.
Сумма резерва роста прибыли за счет увеличения объема продукции рассчитывается по формуле:
, (30)
где: - резерв роста прибыли за счет увеличения объема продукции, тыс. руб.;
Пi - плановая сумма прибыли на единицу i-й продукции, тыс. руб.;
РПki - количество дополнительно реализованной продукции в натуральных единицах измерения, шт.
Если прибыль рассчитана на рубль товарной продукции, сумма резерва ее роста за счет увеличения объема реализации определяется по формуле:
, (31)
где PV - возможное увеличение объема реализованной продукции, тыс. руб.;
П - фактическая прибыль от реализации продукции, тыс. руб.;
V - фактический объем реализованной продукции, тыс. руб.
Сопоставление возможного объема продаж, установленного по результатам маркетинговых исследований, с производственными возможностями предприятия позволяет спрогнозировать увеличение объема производства и реализации продукции ООО «УИ ЭРП» на 10 % в следующем году.
Рассчитаем резерв увеличения прибыли за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции ООО «УИ ЭРП» по формуле (31).
тыс. руб.
Таким образом, увеличив объем выпуска продукции на 10 % рассматриваемое нами предприятие увеличит свою прибыль на 519,7 тыс. руб.
Важное направление поиска резервов роста прибыли – снижение затрат на производство и реализацию продукции, например, сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации основных фондов и других расходов.
Для выявления и подсчета резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости может быть использован метод сравнения. В этом случае для количественной оценки резервов очень важно правильно выбрать базу сравнения. В качестве такой базы могут выступать уровни использования отдельных видов производственных ресурсов: плановый и нормативный: достигнутый на передовых предприятиях: базовый фактически достигнутый средний уровень в целом по отрасли: фактически достигнутый на передовых предприятиях зарубежных стран.
Методической базой экономической оценки резервов снижения затрат овеществленного труда является система прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам затрат сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, нормативов использования производственных мощностей, удельных капитальных вложений, норм и нормативов в оборудовании и др.
При сравнительном методе количественного измерения резервов их величина определяется путем сравнения достигнутого уровня затрат с их потенциальной величиной:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
09.12.2013 - 16.12.2013
09.12.2013 - 16.12.2013
Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.