Управление заёмным капиталом
1.
Анализ
привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде.
Целью такого
анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств
предприятием, а также оценка эффективности их использования.
На первом этапе
анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств в
рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста
суммы собственных ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности,
общей суммы активов предприятия.
На втором этапе
анализа определяются основные формы привлечения заемных средств, анализируются
в динамике удельный вес сформированного финансового кредита и внутренней
кредиторской задолженности в общей сумме заемных средств, используемых
предприятием.
На третьем этапе
анализа определяется соотношение объемов используемых предприятием заемных
средств по периоду их привлечения. В этих целях проводиться соответствующая
группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается
динамика соотношения кратко- и долгосрочных оборотных и внеоборотных активов.
На четвертой
стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия
предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческих)
кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствия конъюнктуре
финансового и товарного рынков.
На пятой стадии
анализа изучается эффективность использования заемных средств в целом и
отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели
оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. Первая группа этих
показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота
собственного капитала.
Результаты
проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных
средств на предприятии в сложившихся объемах и формах.
2.
Определение
целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде.
Эти средства
привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из
условий последующего эффективного их использования. Основными целями
привлечения заемных средств предприятия являются:
а) пополнение
необходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее время
большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют
возможности финансировать полную эту часть оборотных активов за счет
собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется
за счет заемных средств;
б) обеспечение
формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования
активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных
активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;
в) формирование
недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств
в этом случае выступает необходимость ускорения реализации отдельных реальных
проектов предприятия ( новое строительство, реконструкция, модернизация),
обновление основных средств (финансовый лизинг) и т. п.
г) обеспечение
социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях заемные
средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное
жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие
аналогичные цели.
д) другие
временные нужды. Принцип целевого привлечения заемных средств обеспечивается и
в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие
сроки и в небольших объемах.
3.
Определение предельного объема привлечения заемных средств.
Максимальный
объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:
а) предельным
эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов
формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного
капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается
коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его
эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем
периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется
предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование
собственного капитала;
б) обеспечением
достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не
только с позиции самого предприятия, но и с позиции возможных его кредиторов, что
обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.
С учетом этих
требований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в
своей хозяйственной деятельности.
4.Оценка
стоимости привлечения заемного капитала из различных источников.
Такая оценка
проводиться в разрезе различных форм заемного, привлекаемого предприятием из
внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой
разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников
привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей
предприятия в заемном капитале.
5.Определение
соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной
основе.
Расчет
потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств обосновывается на
целях их использования в предстоящем периоде. На долгосрочный период (свыше 1
года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема
собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных
ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные
средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечения формирования
оборотного капитала). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для
всех остальных целей их использования.
Расчет
необходимого размера заемных средств в рамках каждого периода осуществляется в
разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих
расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных
средств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов. В процессе
этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.
Полный срок
использования заемных средств представляет собой период времени с начала их поступления
до окончательного погашения всей суммы долга. Он включает в себя три временных
периода: а) полезного использования; б) льготный (традиционный) срок погашения.
а) срок полезного
использования – это период времени, в течение которого предприятие непосредственно
использует предоставленные заемные средства в своей хозяйственной деятельности;
б) льготный
(тационный) период – это период времени с момента окончания полезного
использования заемных средств до начала погашения долга. Он служит резервом
времени для аккумуляции необходимых финансовых средств;
в) срок погашения
– это период времени, в течение которого происходит полная выплата основного
долга и процентов по используемым заемным средствам. Этот показатель
используется в тех случаях, когда выплата основного долга и процентов
осуществляется не одномоментно после окончания срока использования заемных
средств, а частями в течение определенного периода времени по предусмотренному
графику.
Расчет полного
срока использования заемных средств осуществляется в разрезе перечисленных
элементов исходя из целей их использования и сложившейся на финансовом рынке
практике установления льготного периода и срока погашения.
Средний срок
использования заемных средств представляет собой средний расчетный период, в
течение которого они находятся в использовании на предприятии.
Он определяется
по формуле:
ССз =
СПз/2+ЛП+ПП/2,
где ССЗ – средний
срок использования заемных средств;
СПЗ – срок
полезного использования заемных средств;
ЛП – льготный
(грационный) период;
ПП – срок
погашения.
Средний срок
использования заемных средств определяется по каждому целевому направлению
привлечения этих средств; по объему их привлечения на кратко- и долгосрочной
основе; по привлекаемой сумме заемных средств в целом.
Соотношение
заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе, может быть
оптимизировано также с учетом стоимости их привлечения.
6.Определение
форм привлечения заемных средств.
Эти формы
дифференцируются в разрезе финансового кредита; товарного (коммерческого)
кредита; прочих форм. Выбор форм привлечения заемных средств предприятие
осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности.
7.Определение
состава основных кредиторов.
Этот состав
определяется формами привлечения заемных средств. Основными кредиторами
предприятия являются обычно его постоянные поставщики, с которыми установлены
длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его
расчетно-кассовое обслуживание.
8.Формирование
эффективных условий привлечения кредитов.
К числу важнейших
из этих условий относятся:
а) срок
предоставления кредита – является одним из определяющих условий его
привлечения. Оптимальным считается срок предоставления кредита, в течение
которого полностью реализуется цель его привлечения (например, ипотечный кредит
– на срок реализации инвестиционного проекта; товарный кредит – на период
полной реализации закупленных товаров и т.п.).
б) ставка
процента за кредит – характеризуется тремя основными параметрами: ее формой,
видом и размером.
По применяемым
формам различают процентную ставку (для наращения суммы долга) и учетную ставку
(для дисконтирования суммы долга). Если размер этих ставок одинаков, то
предпочтение должно быть отдано процентной ставке, так как в этом случае
расходы по обслуживанию долга будут меньшими.
По применяемым
видам различают фиксированную ставку процента (устанавливаемую на весь срок
кредита) и плавающую ставку процента (с периодическим пересмотром ее размера в
зависимости от изменения учетной ставки центрального банка, темпов инфляции и
конъюнктуры рынка). Время, в течение которого ставка процента остается
неизменной, называется процентным периодом. В условиях инфляции для предприятия
предпочтительней является фиксированная ставка или плавающая ставка с высоким процентным
периодом.
Размер ставки
процента за кредит является определяющим условием при оценке его стоимости. По
товарному кредиту он принимается при оценке в размере ценовой скидки продавца
за осуществление немедленного расчета за поставленные товары, выраженной в
годовом исчислении.
в) условия
выплаты суммы процента – характеризуется порядком выплаты его суммы. Этот
порядок сводиться к трем принципиальным вариантам: выплате всей суммы процента
в момент предоставления кредита; выплате суммы процента равномерными частями;
выплате всей суммы процента в момент уплаты суммы основного долга (при
погашении кредита). При прочих равных условиях предпочтительней является третий
вариант.
г) условия
выплаты суммы основного долга – характеризуются предусматриваемыми периодами
его возврата. Эти условия сводятся к трем принципиальным вариантам: частичному
возврату суммы основного долга в течение общего периода функционирования
кредита; полному возврату всей суммы долга по истечении срока использования
кредита; возврата основной или части долга с предоставлением льготного периода
по истечении срока полезного использования кредита. При прочих равных условиях
третий вариант является для предприятия предпочтительней.
д) прочие
условия, связанные с получением кредита – могут предусматривать необходимость
его страхования, выплаты дополнительного комиссионного вознаграждения банку,
разный уровень размера кредита по отношению к сумме заклада или залога и т.п.
9.Обеспечение
эффективного использования привлеченных кредитов
Критерием такой
эффективности выступают показатели оборачиваемости и рентабельности капитала.
10.Обеспечение
своевременных расчетов по полученным кредитам.
С целью
обеспечения по наиболее крупным кредитам может заранее резервироваться
специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются в
платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой
деятельности.
На предприятия,
привлекающих большой объем заемных средств в форме финансового и товарного
(коммерческого) кредита, общая политика привлечения заемных средств может быть
детализирована затем в разрезе указанных форм кредита.
3.
Финансирование оборотного капитала.
Оборотный
капитал необходим для хозяйственной деятельности предприятия в краткосрочной
перспективе и направляется на:
·
закупки
сырья, материалов и комплектующих;
·
инвестиции
в готовую продукцию;
·
покрытие
разницы между дебиторской и кредиторской задолженностью;
·
краткосрочные
финансовые вложения (акции, векселя и т.п.).
Для
финансирования оборотного капитала часто используется краткосрочное
финансирование.
Требования
к оборотному капиталу дифференцированы в зависимости от отрасли предприятия.
Почти всегда оборотный капитал подвержен сезонным или циклическим колебаниям,
поэтому размер и состав его зависит о стратегии управления оборотным капиталом,
а также портфелем продукции предприятия.
Краткосрочное финансирование обладает следующими
характеристиками:
·
предоставляется
на срок менее одного года;
·
требования
по финансовому обеспечению более мягкие (обеспечение в виде материальных
запасов или задолженности покупателей);
·
обладает
гибкостью - может погашаться досрочно;
·
краткосрочные
кредиты рискованны для предприятия - перенос сроков погашения не гарантируется;
·
стоимость
переноса срока погашения кредита может оказаться высокой.
3.1. Источники
финансирования оборотного капитала
Деление
источников оборотного капитала на собственные и заемные осуществляется на
следующих условиях. За счет внутренних источников покрывается основная
потребность предприятия в ресурсах, обеспечивающая непрерывность производства и
реализацию продукции и услуг. За счет внешних источников покрывается
дополнительная потребность в формировании сезонных запасов сырья, материалов,
комплектующих, готовой продукции, покрытие производственных затрат.
Рисунок
1.
3.2. Источники внутреннего
финансирования
Предприятие
может обеспечить внутреннее финансирование из имеющихся оборотных средств за
счет лучшего управления, а именно:
·
уменьшить
дебиторскую задолженность (скорректировать отношения с покупателями и
заказчиками, обеспечить или улучшить контроль за счетами к оплате, предпринять
усилия по сбору просроченной дебиторской задолженности);
·
обеспечить
более длительный кредит поставщиков;
·
снизить
уровень материальных запасов (производить экономные закупки сырья, производить
продукцию не на склад, а под заказ).
К
источникам внутреннего финансирования относится прибыль, средства фонда
потребления и резервов.
3.3. Источники внешнего
финансирования
Существуют
различные источники внешнего финансирования оборотного капитала. Наибольшее
распространение получили:
·
российские
банки -краткосрочный
кредит, факторинг, операции с векселями;
·
лизинговые
компании -
аренда имущества;
·
инвестиционные
фонды - операции
с векселями, факторинг;
·
предприятия - товарный кредит, толлинг,
вексельные расчеты, взаиморасчеты;
·
государство - взаимозачеты, отсрочка
налоговых платежей.
·
акционеры - расчеты по дивидендам.
·
3.4.Формы краткосрочного
внешнего финансирования
Краткосрочные
кредиты банков
Краткосрочные
кредиты предоставляются предприятиям на платной основе. Для этого с банками
заключаются кредитные договора, где отражаются условия целевого использования
кредитных ресурсов, их обеспеченности, срочности и платности.
Коммерческие
банки предоставляют краткосрочные кредиты предоставляются на срок менее одного
года под:
·
под залог
имущества и ценностей клиента;
·
под
гарантию или поручительство стороннего юридического или физического лица.
Существуют
бланковые кредиты, которые предоставляются первоклассным заемщикам без гарантии
или поручительства.
В
качестве обеспечения возвратности кредита банки принимают имущество клиента,
принадлежащее ему на правах собственности, за исключением имущества, реализация
которого запрещена.
При
кредитовании под залог имущества учитывается не только его балансовая, но и
рыночная или ликвидная стоимость, которая учитывает возможность быстрой
реализации товаров, ценных бумаг, валюты и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|