Анализ деятельности фондов обязательного медицинского страхования, оценка их роль в финансировании расходов на здравоохранение в Российской Федерации
В ФОМС была разработана и
утверждена Правлением ФОМС Концепция информатизации системы ОМС на 2008-2010
годы. Реализация концепции направлена на создание единой информационной системы
персонифицированного учета в системе ОМС, что позволит не только контролировать
текущую деятельность, но и осуществлять стратегическое планирование ресурсов,
будет способствовать увеличению доступности и повышения качества медицинской
помощи. В прошлом году в рамках реализации концепции осуществлялся анализ
программы дополнительного лекарственного обеспечения. В Федеральном фонде ОМС
была создана уникальная информационно-аналитическая система, которая дала
возможность эффективно выявить неточности при внесении сведений по рецепту в
базу данных, ошибки врача, а также факты злоупотреблений при назначении
лекарственных средств.[22]
В перспективе созданная
информационно-аналитическая система позволит обеспечить управление всеми
доходами в системе обязательного медицинского страхования, наладить
персонифицированный учет оказания медицинских услуг населению, что сделает
систему ОМС еще более открытой и прозрачной.
Необходимо отметить, что
деятельность ФОМС направлена на решение первоочередных задач, поставленных
Министерством здравоохранения и социального развития РФ для обеспечения граждан
доступной медицинской помощью высокого качества на всех этапах ее оказания.
Главная проблема системы
здравоохранения на современном этапе - неопределенность роли государства, прав
и обязанностей врачей и пациентов. Не описан объем публичных обязательств
государства по отношению к застрахованным гражданам. Именно поэтому наши
сограждане, посещая лечебные учреждения, чувствуют в них себя незащищенными,
страдают от поборов и засилья платных услуг.
Проект концепции развития
здравоохранения до 2020 года, подготовленный Министерством здравоохранения и
социального развития РФ, направлен на решение задачи выполнения государственных
обязательств по оказанию населению бесплатной медицинской помощи, создания новых
эффективных механизмов в деятельности системы ОМС. В соответствии с Концепцией
с 2011 года предусмотрен поэтапный переход на преимущественно одноканальное
финансирование системы здравоохранения через ОМС, введение персонифицированного
учета в системе ОМС, оказание всех медицинских услуг на основе единых
медико-экономических стандартов, повышение доступности медицинской помощи,
расширение спектра услуг, оказываемых в рамках ОМС за счет внедрения
лекарственного страхования, создание конкурентных условий среди ЛПУ.
В последующем
предполагается постепенное включение в систему обязательного медицинского
страхования расходов на приобретение дорогостоящего оборудования, бюджетных
инвестиций, а также высокотехнологичной медицинской помощи.
Учитывая высокую
социальную значимость и приоритетность реализации Концепции, в министерстве
создан Департамент развития медицинского страхования. Необходимо отметить уже
оказанную им действенную методическую помощь ФОМС, в том числе при подготовке
законопроекта о бюджете Федерального фонда ОМС на 2009 и плановый период
2010-2011 годов. Продолжение совместной работы в ближайшее время будет
направлено на совершенствование и динамичное развитие системы ОМС,
обеспечивающей соблюдение предоставленных гражданам социальных гарантий в сфере
охраны здоровья и достойное материальное положение медицинских работников.
Другой важнейшей задачей
является создание персонифицированного учета в системе ОМС для осуществления
текущего и стратегического планирования ресурсов. Система персонифицированного
учета оказанной медицинской помощи позволит осуществлять сбор и обработку
значительных массивов медико-экономической информации для анализа,
прогнозирования и оптимизации расходов на медицинскую помощь населению.
Задачами
персонифицированного учета являются:
- повышение общей
эффективности управления системой ОМС посредством внедрения средств
современного управленческого анализа;
- повышение прозрачности
финансовых потоков в системе ОМС и эффективности контроля рационального
использования средств системы ОМС;
- построение эффективной
системы управления качеством медицинской помощи в системе ОМС;
- повышение эффективности
и качества государственного планирования за счет внедрения современных средств
экономико-математического и имитационного моделирования, поддержка
управленческих решений.
Достижение цели
эффективных преобразований в здравоохранении невозможно обеспечить также без
наличия качественной и эффективной лекарственной помощи. На фоне низкого
качества медицинской помощи наблюдается недостаточный уровень потребления
лекарственных средств работающими гражданами и низкая культура их потребления
населением, которая сводится к непрофессиональному самолечению, что приводит к
повышению показателей заболеваемости, инвалидизации и смертности. Все это
делает необходимым включение в Программу государственных гарантий оказания
гражданам бесплатной медицинской помощи новых механизмов лекарственного
обеспечения:
- перечень лекарственных
средств формируется с учетом медико-экономических стандартов;
- возмещение затрат на
лекарственные средства осуществляется за счет средств системы ОМС;
- установление
справедливых цен на лекарственные средства и солидарных принципов
финансирования;
- включение в систему
лекарственного обеспечения всех категорий граждан.
Таким образом, для
решения главной задачи в сфере здравоохранения - обеспечения доступности и
высокого качества медицинской помощи - государству предстоит принять решение о
путях совершенствования здравоохранения и системы обязательного медицинского
страхования.
Система обязательного
медицинского страхования должна обеспечить увеличение объемов финансирования
здравоохранения в соответствии с высокими темпами роста
социально-экономического развития страны, а также удовлетворение потребностей
населения в получении качественных медицинских услуг. [18. Стр.27-29 ]
1.2 Организация работы
Федерального фонда обязательного медицинского страхования
Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования (ФФОМС) является самостоятельным
некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Свою деятельность он
осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства
РФ, а также утвержденным от 29 июля 1998 г. Уставом Фонда.
Основными задачами ФФОМС являются:
финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на
медицинскую помощь средств ОМС; обеспечение финансовой устойчивости системы
ОМС; создание условий для выравнивания объема и повышения качества медицинской
помощи, предоставляемой гражданам на территории страны в рамках базовой
программы ОМС; аккумулирование финансовых средств ФФОМС для обеспечения
финансовой стабильности ОМС.
Временно свободные
финансовые средства ФФОМС в целях Защиты их от инфляции размешаются на
банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных
государственных ценных бумаг. Имущество ФФОМС является федеральной
собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления. Фонд
также вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. Полученные от такой
деятельности доходы, а также доходы от использования имущества, находящегося в
оперативном управлении, и приобретенное за счет этих доходов имущество в
установленном порядке поступают в распоряжение фонда и направляются для
реализации его уставных задач.
Управление ФФОМС
осуществляется коллегиальным органом- управлением и постоянно действующим
исполнительным органом -Директором, который назначается на должность и
освобождается от должности Правительством РФ. Правление ФФОМС решает
многие вопросы:
- утверждает
перспективные планы работы фонда; рассматривает проекты его бюджета и отчеты об
исполнении;
- утверждает годовые
отчеты о результатах своей деятельности; определяет направления и порядок
использования доходов фонда, в том числе полученных от использования
временно свободных средств и нормированного страхового запаса, а также порядок
покрытия убытков;
- утверждает порядок
направления финансовых средств на выравнивание финансовых условий деятельности
территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой
программы обязательного медицинского страхования, на выполнение целевых
программ по оказанию медицинской помощи по обязательному медицинскому
страхованию;
- рассматривает проекты
базовой программы обязательного медицинского страхования и предложений о тарифе
взносов на обязательное медицинское страхование и разрабатываемые фондом
проекты нормативных актов по совершенствованию системы обязательного
медицинского страхования;
- принимает решения о
внесении в установленном порядке предложений по определению норматива средств
на содержание ФФОМС, рекомендации по определению норматива средств на
содержание территориальных фондов обязательного медицинского страхования и
страховых медицинских организаций, о формировании ревизионной комиссии фонда.
Состав правления
утверждается Правительством Российской Федерации со сроком полномочий на 3
года.
Правление возглавляет
председатель, который, как и его заместители, избирается правлением ФФОМС. В
состав правления входят по должности директор фонда, а также представители
федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представители
страховых медицинских организаций, различных общественных объединений.
Директор осуществляет
руководство текущей деятельностью фонда, несет персональную ответственность за
ее результаты и подотчетен правлению фонда. Контроль над деятельностью фонда
осуществляет специально созданная ревизионная комиссия. Правление ФФОМС
по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую
проверку деятельности фонда, осуществляемую специализированной организацией,
имеющей на это лицензию. Отчет о результатах проверки представляется в Правительство
Российской Федерации.
Практическую работу
осуществляет исполнительная дирекция ФФОМС, возглавляемая директором. В ее
структуру входят департаменты, управления, отделы.
В зависимости от
специфики и объема выполняемых работ каждое структурное подразделение
осуществляет организацию работы по основным направлениям деятельности фонда.
Основными направлениями деятельности ФФОМС
являются, формирование бюджета и планово-экономическая работа. Эти
направления включают в себя следующее: планирование сводного бюджета и
бюджетное планирование; разработка и составление смет, штатов; статистика,
финансовые расчеты и экономические обоснования; методологическое обеспечение
формирования бюджета. Данная деятельность осуществляется работниками отделов,
входящих в состав одноименного департамента фонда.
Контрольно-ревизионная
работа фонда ведется его соответствующим подразделением. Она включает в
себя осуществление им функций контроля: за поступлением и использованием
средств; за хозяйственной деятельностью и использованием имущества; за
реализацией материалов ревизий и проверок фонда и федеральных контрольных
органов и прочее. Сюда же входит аналитическая обработка информации для
обеспечения контрольно-ревизионной деятельности фонда, методологическое
обеспечение деятельности органов ОМС.
Другим важным
направлением деятельности ФФОМС является ведение финансов, бухгалтерского учета
и отчетности. Эту работу осуществляют сотрудники департамента с таким же
наименованием. Они выполняют следующие функции: исполнение сметы и хозяйственных
операций центрального аппарата; сводная отчетность; методология бухгалтерского
учета; анализ финансового состояния исполнительных органов и оперативной
отчетности фонда; инвестиционная работа и долговые операции; управление
централизованным резервом и финансированием исполнительных органов фонда;
автоматизированный сбор, обработка и анализ; финансовая информация.
Правовое обеспечение
деятельности ФФОМС включает вопросы применения законодательства,
правового обеспечения бюджетной и финансовой политики фонда; развития
законодательства об этом виде страхования; систематизации нормативных актов и
др.
Внедрением в систему ОМС
современных электронных средств связи и обработки данных занимается
специально созданное для этого структурное подразделение. В его задачу входит
программное обеспечение, включая обеспечение эксплуатации прикладных
программных систем и компьютерное обучение; администрирование баз данных;
телекоммуникацию и локальные вычислительные сети фонда; техническое обеспечение
фонда; защиту информации.
В состав дирекции ФФОМС
входят также управления и отделы: организационно-кадровой работы, по связям с
общественностью, международный, имущества и хозяйственной деятельности фонда и
др. [5, стр. 230-235]
2. Обязательное медицинское страхование как один
из источников финансирования расходов на здравоохранение
2.1 Организационная структура системы ОМС и
движение денежных средств
В структуру системы ОМС в 1993 году входили 79
ТФОМС. По состоянию на 1 января 2008 года при реформировании административно-территориального
состава РФ в системе ОМС функционировало 85 ТФОМС.
Одной из основных задач системы ОМС является
страхование граждан. С 1994 года численность граждан, застрахованных в системе ОМС по
договорам ОМС, увеличилась почти в 2 раза и составила на 01.01.2008 года 142,5
млн. человек (на 01.01.1995 года – 71,9 млн. человек). В соответствии с
законодательством в системе ОМС одним из субъектов медицинского страхования
являются страховые медицинские организации (далее – СМО). СМО в системе ОМС осуществляют страхование
граждан, оплату счетов медицинских учреждений за оказанную медицинскую помощь,
проводят экспертизу качества медицинской помощи. В 1993 году осуществляли ОМС 164 (с
филиалами) СМО. Наибольшее число СМО (с филиалами) – 563 – работало в 1996 году.
Согласно изменениям в нормативной правовой базе,
регламентирующей деятельность СМО в системе ОМС, в части увеличения уставного
капитала страховых медицинских организаций и проведения конкурсов страховщиков
на ОМС неработающего населения в субъектах Российской Федерации, число СМО (без
филиалов) в период с 2003 по 2007 год соответственно уменьшилось с 284 до 142.
Медицинские учреждения, являясь субъектом
медицинского страхования, осуществляют деятельность в системе ОМС по договору
на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по
медицинскому страхованию. Число медицинских учреждений за период с 1994 по 2007 годы
увеличилось почти в 2 раза. Так в 1994 году в системе ОМС работало 4 501
медицинское учреждение, на 01.01.2008 г. - 8 121. Наибольшее число медицинских
учреждений - 8 499 работало в системе ОМС в 2002 году.
В системе ОМС медицинскую помощь оказывают
медицинские учреждения любой формы собственности. Медицинские учреждения иных
форм собственности в системе ОМС представлены учреждениями здравоохранения,
подведомственными ФМБА (в 2007 году - 78) и ОАО РЖД (в 2007 году – 246).
Источники поступления денежных средств
представлены на Рис. 1
Рисунок 1. Источники поступления
денежных средств.
Обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС
является одной из основных задач ФОМС, предусмотренных Уставом Федерального
фонда обязательного медицинского страхования. С целью выполнения указанной
задачи ФОМС осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС в
рамках базовой программы ОМС. [16, стр.15-17]
Важным фактором обеспечения финансовой
устойчивости системы ОМС является создание нормативно-методической базы,
определяющей порядок и условия направления ФОМС финансовых средств в ТФОМС на
указанные цели. Во исполнение Закона о бюджете ФОМС в бюджеты ТФОМС ежемесячно
направляются средства на выполнение территориальных программ в рамках базовой
программы ОМС.
Так в 2007 году из бюджета ФОМС в бюджеты ТФОМС
направлено 43,5 млрд. рублей, что составило 9,8 % в общей сумме доходов ТФОМС
за 2007 год. [9, стр. 63- 69]
Объемы средств, перечисленные ФОМС в ТФОМС в виде
субсидий на выравнивание условий проведения ОМС, составили 15,9 % (с учетом
средств на ДЛО в рамках базовой программы) в среднем по Российской Федерации к
доходам ТФОМС. Доля поступлений налогов и страховых взносов в ТФОМС (с учетом
субвенций и дотаций ФОМС) по федеральным округам представлена в Таблице 1.
Таблица 1. Доля поступлений налогов и страховых взносов в
ТФОМС (с учетом субвенций и дотаций ФОМС) по федеральным округам январь-
декабрь 2007
Федеральный округ
|
Доля поступлений налогов и страховых взносов в ТФОМС (%)
|
|
|
налоговые поступления
|
взносы на ОМС
|
|
ФОМС
|
ТФОМС
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Российская
Федерация
|
15,9
|
40,5
|
43,7
|
|
Центральный
федеральный округ
|
11,7
|
49,4
|
38,9
|
|
Северо-Западный
федеральный округ
|
12,6
|
45,8
|
41,6
|
|
Южный
федеральный округ
|
23,6
|
27,0
|
49,5
|
|
Приволжский
федеральный округ
|
15,9
|
35,1
|
49,0
|
|
Уральский
федеральный округ
|
9,6
|
46,3
|
44,1
|
|
Сибирский
федеральный округ
|
22,1
|
35,2
|
42,7
|
|
Дальневосточный
федеральный округ
|
22,4
|
35,7
|
41,9
|
|
Байконур
|
26,7
|
35,5
|
37,8
|
|
В целях создания единого механизма реализации
конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной
медицинской помощи за счет средств бюджетов всех уровней и средств ОМС
Правительство РФ утверждает Программу государственных гарантий оказания
гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на очередной год, которая определяет
объемы предоставляемой медицинской помощи и необходимые финансовые ресурсы для
их обеспечения.
Территориальная программа ОМС является составной
частью территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам
субъекта Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|