|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заключение Список литературы Введение
Перемены, происходящие в экономике России, предполагают существенные изменения во взаимоотношениях банков с субъектами хозяйствования - предприятиями, организациями, другими банками. Банки как коммерческие организации, основными операциями которых являются кредитование, расчетные, депозитные, кассовые и другие операции, несут при их проведении самые разнообразные риски: невозврат выданного кредита, неуплату процентов по ссуде, риски расчетные, валютные, процентных ставок и т.п. Высокая рискованность банковских операций главным образом связана с условиями и результатами деятельности его клиентов. Финансовая устойчивость банка должна быть обеспечена квалифицированным выбором партнеров на внутреннем и внешнем рынках. Важнейшим средством такого выбора является экономический анализ деятельности клиента. Анализ предоставляет руководству банка информацию, позволяющую оценивать вероятность выполнения клиентом своих обязательств и принимать соответствующие управленческие решения. Экономический анализ деятельности клиента должен осуществляться банком постоянно, начиная с первого этапа - подготовки к заключению договора на обслуживание клиента. Особенно глубоким должен быть экономический анализ (анализ кредитоспособности) при заключении кредитных договоров. Это позволит предотвратить неоправданные с точки зрения денежного обращения и народного хозяйства кредитные вложения, их структурные сдвиги, обеспечить своевременный и полный возврат ссуд, что имеет важное значение для повышения эффективности использования материальных и денежных ресурсов. Целью данной дипломной работы является раскрытие понятия кредитоспособности, а также сущности анализа данной экономической категории на примере Волгоградского филиала АКБ “Московский Индустриальный Банк” В главе 1 показана методика рассмотрения кредитной заявки и собеседования с заемщиком, дана оценка основных источников информации для анализа, а также проанализирован зарубежный опыт определения характера заемщика и его кредитоспособности. Глава 2 содержит методику и пример оценки финансового положения заемщика, основное внимание уделено методам расчета финансовых коэффициентов. В главе 3 рассмотрена методика рейтинговой оценки деятельности клиентов, методы определения критических значений оценочных показателей для рейтинговой оценки кредитоспособности, а также влияние банкового кризиса 1998 года на деятельность АКБ «Московский Индустриальный Банк».
Глава 1. Основные подходы к оценке Финансово - экономической деятельности заемщика
1.1. Организационно - экономические проблемы оценки кредитоспособности заемщика.
Процесс кредитования связан с действиями многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в установленный срок. Поэтому предоставление ссуд банк обуславливает изучением кредитоспособности, т.е. изучением факторов, которые могут повлечь за собой их непогашение. Цели и задачи анализа кредитоспособности заключаются в определении способности заемщика своевременно и в полном объеме погасить задолженность по ссуде, степень риска, который банк готов взять на себя; размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах и, наконец, условий его предоставления. Все это обуславливает необходимость оценки банком не только платежеспособности клиента на определенную дату, но и прогноза его финансовой устойчивости на перспективу. Объективная оценка финансовой устойчивости заемщика и учет возможных рисков по кредитным операциям позволяют банку эффективно управлять кредитными ресурсами и получать прибыль. По данным американских аналитиков 35-40% просроченных ссуд возникает в результате недостаточно глубокого анализа финансового положения заемщика на предварительной стадии переговоров. Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, должен представить заявку, где содержаться исходные данные о требуемой ссуде: - цель - размер кредита - на какой срок - предполагаемое обеспечение. К заявке должны быть приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. Эти документы необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того, как представитель банка проведет предварительное интервью с заемщиком и сделает вывод о перспективности сделки. В солидных банках многих стран в состав пакета сопроводительных документов, предоставляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие документы: - Нотариально заверенные копии учредительных документов компании заемщика. - Финансовый отчет, включающий баланс и счет прибылей и убытков за последние три года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, ее распределения (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т.д.) - Отчет о движении кассовых поступлений. Он основан на сопоставлении балансов компаний за два отчетных периода и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает полную картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений. - Внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое положение заемщика, изменение ее потребности в ресурсах в течении года, поквартально или помесячно - Данные внутреннего оперативного учета. Составление баланса требует много времени. Однако банку - кредитору могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержаться в сводках, подготовленных для руководства компании - заемщика. Эти документы касаются текущих операций и продаж, величины запасов и т.д. - Прогноз финансирования, который содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек производства продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т.д. Речь идет об оценочном балансе, который включает прогнозный вариант балансовых счетов и счетов прибылей и убытков на будущий период, и кассовом бюджете, который прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам). - Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли. - Бизнес - план. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае компания - заемщик предоставляет в банк подробный бизнес - план, который должен содержать сведения о целях проекта и методах его осуществления. В частности, документ должен включать: - описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке (включая патенты, лицензии); планы исследований и разработок и т.д. - отраслевой и рыночный прогноз (описание рынков, других компаний, которые предлагают аналогичный продукт, преимущества и слабые стороны конкурентов); - планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по продвижению продукта на рынке и т.д.); - план производства (потребность в производственных мощностях, рабочей силе, оборудовании и т.д.) - план менеджмента (структура компании, руководящие органы и т.д.); - финансовый план (прогноз движения наличности, перспективный баланс на пять будущих лет). Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который после рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком - владельцем или представителем руководства фирмы. Подобные встречи позволяют кредитному инспектору выяснить не только важные детали кредитной сделки, но и составить психологический портрет возможного заемщика, оценить профессиональную подготовленность руководства компании, реалистичность их оценок положения и перспектив развития предприятия. В ходе беседы кредитному работнику нет необходимости выяснять все аспекты работы компании - заемщика, он должен сконцентрировать внимание на ключевых вопросах, представляющих интерес для банка - кредитора. Практика ведущих зарубежных банков показывает, что ознакомительная беседа с потенциальным заемщиком может касаться следующих вопросов, заданных в определенной последовательности (см. табл. 1) Таблица 1 Вопросы кредитного работника к потенциальному заемщику
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Сведения о клиенте и его компании: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- какая правовая форма у компании |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- когда она была учреждена |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- как была произведена оценка имущества, предлагаемого в качестве обеспечения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- подвержено ли это имущество порче |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- каковы издержки по его хранению |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- кто владелец (основной акционер или пайщик) компанией, сколько акций (паев) он имеет |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- какова основная продукция компаний (или каковы виды основных услуг) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- каков опыт и квалификация менеджеров |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- прибыльна ли компания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- кто основные клиенты - поставщики и покупатели компаний |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- на каких условиях продается товар (услуга)? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Вопросы об испрашиваемом кредите |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- на какую сумму клиент хотел бы получить кредит |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- как им определена эта сумма |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- достаточно ли обосновано составлен прогноз финансовых потребностей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- учитывают ли условия, на которых клиент хочет получить кредит, срок службы активов, финансируемых с помощью кредита |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- учитывают ли условия кредита способность клиента погасить кредит в срок? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Вопросы о погашении кредита |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- как клиент предполагает погашать кредит |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- сколько денежной наличности компания получает в ходе операционного цикла |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- имеется ли у клиента специальный источник погашения кредита |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- есть ли юридические лица готовые дать гарантию, поручительство |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- каково их финансовое положение? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Вопросы об обеспеченности возврата кредита |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- каков вид обеспечения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- кто владелец обеспечения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- где и под чьим контролем оно находиться |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- как была осуществлена оценка имущества, предлагаемая в качестве обеспечения? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Вопрос об отношениях клиента с другими банками |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- услугами каких банков пользуется в настоящее время клиент |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- обращался ли он за кредитом в другие банки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- почему клиент пришел именно в этот банк |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- имеет ли клиент непогашенные кредиты, какова их сумма и сроки погашения? |
На первом этапе кредитования банку предстоит выяснить:
А. Серьезность, надежность и кредитоспособность заемщика, его репутацию как возможного партнера по бизнесу. Особенно это касается новых клиентов.
Б. Обоснованность кредитной заявки и степень обеспеченности возврата кредита. Банк может в случае необходимости сам выбрать свои требования к кредитному предложению и ознакомить с ними заемщика.
В. Соответствие кредитного предложения кредитной политике банка и структуре формирования его ссудного портфеля.
Банку следует воздержаться от предоставления ссуд предприятиям в тех отраслях экономики, в которых банковским служащим, занимающимся кредитованием, не хватает профессиональных знаний. Правда, банк в данном случае может привлечь для оценки кредитного предложения компетентных экспертов. Однако это приведет к увеличению затрат банка и не станет гарантией от рисков, связанных с кредитованием
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
09.12.2013 - 16.12.2013
09.12.2013 - 16.12.2013
Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.