МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Анализ кредитоспособности заемщика на примере Волгоградского филиала АКБ "Московский Индустриал...

              Для структурного анализа необходима расшифровка дебиторской или кредиторской задолженности организации, в которой указывается контракт, сумма долга, дата его возникновения и погашения. Структурный анализ дебиторской и кредиторской задолженности целесообразно проводить и по отдельным видам расчетов. Рост доли дебиторской задолженности, связанной с предоплатой приобретаемых товарно - материальных ценностей и сокращение по этой причине кредиторской задолженности может быть фактором ухудшения финансового положения организации, а, следовательно, снижения ее платежеспособности и кредитоспособности. Наоборот, рост доли расчетов платежными поручениями или требованиями свидетельствует о доверии к организации на рынке, но может привести к росту кредиторской задолженности поставщикам.  

              Относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия являются показатели рентабельности. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния. Коэффициент рентабельности:

    -     рентабельность продаж, равен отношению прибыли, полученной от реализации продукции к выручке от реализации продукции. Показывает, сколько прибыли приходиться на единицу реализованной продукции. Рост показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство продукции или снижением затрат на производство при постоянных ценах

    -     рентабельность всех активов, равен отношению прибыли к среднему за период итогу баланса. Показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение показателя свидетельствует о падающем спросе на продукцию и о перенакоплении активов

    -     рентабельность основных средств, равен отношению прибыли к средней за период величине основных средств и прочих внеоборотных активов. Рост показателя при снижении рентабельности активов свидетельствует об избыточном увеличении мобильных средств, что может быть следствием образования излишних запасов товарно - материальных ценностей, затоваренности готовой продукции в результате снижения спроса, чрезмерного роста дебиторской задолженности или денежных средств

    -     рентабельность собственного капитала, равна отношению прибыли к средней за период величине источников собственных средств. Служит ориентиром для внешних инвесторов при покупке акций этого предприятия

              Приведем расчет показателей рентабельности ОАО “Металлсервис” (табл. 12)

    Таблица 12

    Показатели рентабельности и

    методика их расчета


    Показатель

    Ед. изм

    I кв

    II кв

    III кв

    IV кв

    1

    Балансовая прибыль

    тыс. руб.

    2178689

    6189542

    8895241

    8804474

    2

    Платежи в бюджет

    тыс. руб.

    720131

    2033376

    3077366

    3039279

    3

    Чистая прибыль (стр1-стр2)

    тыс. руб.

    1458558

    4156166

    5817875

    5765195

    4

    Стоимость активов

    тыс. руб.

    147021742,5

    143412790

    143554478

    146970187,5

    5

    Собственные средства

    тыс. руб.

    123289661,5

    125117116,5

    129261377

    134245524

    6

    Выручка от реализации

    тыс. руб

    20501503

    24231988

    33743832

    32414896

    6

    Внеоборотные активы

    тыс. руб.

    65567778

    65020988

    65059390,5

    65495407,5

    7

    Рентабельность продаж (стр3/стр4)*100

    %

    7,11

    17,15

    17,24

    17,79

    8

    Рентабельность активов (стр3/стр4)*100

    %

    1,0

    2,90

    4,05

    3,92

    9

    Рентабельность внеоборотных средств (стр3/стр7)*100

    %

    2,22

    6,39

    8,94

    8,80

    10

    Рентабельность собственного капитала (стр3/стр5)*100

    %

    1,18

    3,32

    4,50

    4,29


              Анализ таблице 12 показал, что за отчетный период предприятие значительно повысило рентабельность средств и их источников. Рентабельность продаж выросла на 10,68% и в IV квартале предприятие с каждого рубля реализованной продукции получало 17,79 коп. чистой прибыли, что свидетельствует о более эффектном ведении хозяйства. Остальные показатели рентабельности также росли: рентабельность активов увеличилась на 2,92%, рентабельность внеоборотных средств - на6,58%, рентабельность собственного капитала - на 3,11%. Однако в IV квартале по сравнению с III квартале произошло небольшое снижение этих показателей из - за замедления оборачиваемости (табл. 10)

              Показатель рентабельности собственного капитала зависит от ряда факторов: уровня рентабельности продаж, скорости оборачиваемости активов и соотношений собственного и заемного капитала ( коэффициент финансовой маневренности )


          чистая прибыль             чистая прибыль     объем продаж         общие активы

                                            =                               *                              -                                        (10)

    собственный капитал        объем продаж          общие активы      собственный капитал


              Формула 10 называется формулой DuPout и позволяет оценить степень влияния на прибыльность собственного капитала показателей, относящихся к различным оценочным группам, используемым при оценке кредитоспособности заемщика.

              Определим влияние отдельных факторов на динамику рентабельности собственного капитала, используя метод цепных постановок (табл. 13)





    Таблица 13

    Рентабельность собственного капитала

    и расчет влияние факторов на изменение ее уровня


    Показатель

    Ед. изм.

    I кв

    II кв

    III кв

    IV кв

    1

    Собственный капитал

    тыс.руб.

    123289661,5

    125117116,5

    129261377

    134245524

    2

    Чистая прибыль

    тыс.руб.

    1458558

    4156166

    5817875

    5765195

    3

    Рентабельность собственного капитала (стр2/стр1)*100

    %

    1,178

    3,321

    4,501

    4,295

    4

    Стоимость активов

    тыс.руб.

    147021742,5

    143412790

    143554478

    146970187,5

    5

    Выручка от реализации

    тыс.руб.

    20501503

    24231988

    33743832

    32414896

    6

    Коэффициент финансовой маневренности (стр4/стр1)

    б/р

    1,192

    1,146

    1,111

    1,095

    7

    Коэффициент оборачиваемости (стр5/стр4)

    обороты

    0,139

    0,169

    0,235

    0,221

    8

    Рентабельность продаж (стр2/стр5)*100

    %

    7,11

    17,15

    17,24

    17,79

    9

    Влияние на изменение рентабельности собственного капитала:

    %

    Х

    2,143

    1,18

    -0,206

    9.1

    Коэффициент финансовой маневренности


    Х

    -0,045

    -0,101

    -0,065

    9.2

    Коэффициент оборачиваемости


    Х

    0,244

    1,258

    -0,264

    9.3

    рентабельность продаж


    Х

    1,944

    0,023

    0,123


    I - II кв:

    R = 3,321-1,178 = 2,14%

    R1 = (1,146-1,192)*0,139*7,11= - 0,045%

    R2= (0,169-0,139)*1,146*711 = 0,244%

    R3= (17,15-7,11)*1,146*0,169 = 1,944% 

    II -III кв:

    R = 4,501-3,321 = 1,18%

    R1 = (1,111-1,146)*0,169*17,15 = -0,101%

    R2 = (0,235-0,169)*1,111*17,15 = 1,258%

    R3 = (17,24-17,15)*0,235*1,111 = 0,023%

    III-IVкв

    R = 4,295-4,501 = -0,206%

    R1 = (1,095-1,111)*0,235*17,24 = -0,065%

    R2 = (0,221-0,235)*1,095*17,24 = -0,264%

    R3 = (17,79-17,24)*1,095*0,221 = 0,123%

    Итого с начало года: R = 4,295-1,178 = 3,117%


    R1 = (1,095-1,192)*0,139*7,11 = - 0,096%

    R2 = (0,221-0,139)*1,095*7,11 = 0,638%

    R3 = (17,79-7,11)*1,095*0,221 = 2,575%

              Анализ таблице13 показал,, что во II и IV квартале наблюдался рост собственного капитала. Во II  квартале рост, в основной своей массе был вызван ростом рентабельности продаж (1,944%), в III квартале ускорением оборачиваемости (1,258%). В IV квартале наблюдалось замедление оборачиваемости ( по сравнению с III кварталом), что в совокупности со снижением коэффициента маневренности и, несмотря на рост рентабельности продаж, привело к снижению рентабельности собственного капитала на 0,206%. В целом за год рентабельность собственного капитала выросли на 3,117%, что было вызвано ускорением оборачиваемости (0,638%), увеличением рентабельности продаж (2,575%) и снижением коэффициента финансовой маневренности (-0,096%). Устойчивое снижение коэффициента финансовой маневренности привело к снижению рентабельности собственного капитала за счет этого фактора в течение всего отчетного периода ( во II квартале снижение на 0,045%, в III квартале на 0,101%, в IV квартале на 0,065%). Таким образом, увеличение доли собственных средств, в данном случае, является негативным фактором, приводящим к снижению прибыльности. Предприятию для повышения отдачи собственного капитала необходимо увеличить долю заемных средств в составе совокупного капитала.







    Глава 3. Совершенствование методов оценки кредитоспособности заемщика.

     

    3.1. Рейтинговая оценка кредитоспособности .

     

              Для оценки финансового положения заемщика используется широкий круг показателей, характеризующих его деятельность. Разносторонность этих показателей усложняет выявление общих тенденций изменения финансового состояния организации. Поэтому возникает необходимость объединить и систематизировать полученные данные. Для решения этой задачи используется рейтинговая оценка. Она позволяет определить финансовое положение организации с помощью синтезированного показателя - рейтинга, выраженного в баллах, и отнести организацию к определенному классу.

              Методика рейтинговой оценки кредитоспособности включает:

    - разработку системы оценочных показателей кредитоспособности;

    - определение критериальных границ оценочных показателей;

    - ранжирование оценочных показателей;

    - оценку суммарной кредитоспособности

              К настоящему времени разработано значительное количество методик оценки кредитоспособности заемщика. Они отличаются по числу показателей, используемых для оценки кредитоспособности, подхода к определению критериальных границ оценочных показателей, оценкой значимости каждого из отобранных показателей, методикой подсчета суммарной кредитоспособности.

              При отборе показателей оценки кредитоспособности выделяются традиционные коэффициенты: ликвидности, оборачиваемости, привлечения и прибыльности. Наряду с этим, предполагается использовать ряд дополнительных показателей.

              Ряд коммерческих банков России при определении схемы оценочных показателей пошел по пути использования опыта оценки кредитоспособности, положительного известной во всем мире корпорации “Дан энд Бредстрит”. Дан энд Брэдстрит использует традиционные коэффициенты оценки финансового состояния заемщика, в настоящее время несколько изменив расстановку акцентов. Так, в состав относительных показателей кредитоспособности его включается: коэффициенты ликвидности, платежеспособности, оборачиваемости, прибыльности и показатели использования экономического потенциала фирмы.

              Наряду с этим, появляются оригинальные отечественные методики по оценке кредитоспособности заемщика. Так, НРБ - Лимитед ( Независимое рейтинговое бюро) при  Государственной финансовой академии разработало методику рейтинговой оценки финансового состояния предприятия, в которой выделено четыре группы показателей: показатели платежеспособности, финансовой устойчивости, эффективности деятельности, экономического потенциала предприятия.

              В первую группу включены следующие показатели:

    -     коэффициент абсолютной ликвидности, исчисляемой как отношения денежной наличности и быстрореализуемых ценных бумаг к краткосрочной задолженности

    -     коэффициент ликвидности, определяемый как отношение наличности, ценных бумаг и дебиторской задолженности, срок погашения которой не наступил, к краткосрочной задолженности.

    -     коэффициент покрытия долгосрочных долгов представляет собой отношение всех оборотных активов к краткосрочной задолженности

    -     коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности исчисляется как отношение среднеарифметической дебиторской задолженности, умноженный на количество дней в периоде, к объему продаж.

              Все коэффициенты рассчитываются по данным аналитического баланса на конкретную дату.

              Вторая группа показателей, характеризующих финансовую устойчивость:

    -     коэффициент финансовой независимости ( автономии ), исчисляемый в виде соотношения собственных источников средств и итога баланса

    -     коэффициент оборачиваемости оборотных активов характеризует скорость движения оборотных средств

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.