Сокращение
портфеля представители банка объяснили сезонными погашениями задолженности по
кредитам и сделками по секьюритизации активов.
На
сегодняшний день в банке Русский Стандарт клиент может оформить заявку на
получение следующих видов потребительского кредита (табл. 5).
Таблица 5
Потребительские
кредиты, для получения которых необходимые документы оформляются в торговых
организациях
Вид кредита
Срок кредита, мес.
Сумма кредита, руб.
Процентная ставка, %
годовых
Размер первоначального
взноса, %
Стандартный кредит
6,7,8,9,10
5000- 100000
55
10 - 90
Простой кредит
6,7,8,9,10
5000- 100000
49
15 - 90
2% в месяц
6
5000- 100000
40
15 – 90
10%+10*1/10
10
5000- 100000
23,4
10 (фикс.)
3% в месяц
6,7,8,9,10
5000- 100000
65
10 - 90
Русский Стандарт
6
5000- 100000
36
25 - 90
Простой на мобильный телефон
6,7,8,9,10
5000- 100000
65
10 - 90
Данные
таблицы свидетельствуют, что годовая процентная ставка на конец 2008года
колеблется от 23,4% до 75%. При чем на практике прослеживается следующая
закономерность: чем выше годовая ставка, тем больше процент одобряемости
данного вида кредита.
За 8 лет
работы на рынке потребительского кредитовая годовая процентная ставка несколько
раз претерпевала изменения (табл. 6).
Таблица 6
Динамика
годовой процентной ставки в 2006-2008гг.
Показатели
2006год
2007год
2008год
Годовая процентная ставка по стандартному
кредиту, %
29
49
55
Комиссия за расчетное обслуживание
1,9
-
-
Причиной
таких изменений годовой ставки в 2007году стала отмена комиссий за расчетное
обслуживание и комиссий за досрочное погашение в августе 2007года по требованию
Генпрокуратуры РФ. В результате чего Банк потерял 6,7 млрд. руб.
В 2008году
повышение произошло осенью, как следствие мирового кризиса ликвидности. В связи
со значительным увеличением стоимости денежных ресурсов на международных рынках
Банк повысил процентные ставки по кредитным программам населению.
Потребительское
кредитование предполагает сравнительно короткие сроки отвлечения ресурсов, что
очень значимо в условиях кризиса. Поэтому на сегодняшний день потребительские
кредиты оформляются в основном на срок 6 и 10 месяцев (табл.7) [26].
Таблица 7
Структура
портфеля потребительских кредитов по срокам
Сроки
Объем потребительских
кредитов
2006г
2007г
2008г
млн. руб.
%
млн. руб.
%
млн. руб.
%
6 мес.
8082,9
14
14714,3
28
32631,5
69
7 мес.
144,3
0,25
189,2
0,36
-
-
8 мес.
1154,7
2
336,3
0,64
1891,7
4
9мес.
433,1
0,75
-
-
-
-
10мес.
47920
83
37311,24
71
12768,8
27
Итого:
57735
100
52551
100
47292
100
При чем
данные таблицы свидетельствуют, что к 2008году сроки кредитования сократились.
Если в 2006году потребительских кредитов сроком на 10 месяцев было оформлено на
сумму 47920млн. руб., то в 2008году всего на 12768,8млн.руб. Таким образом объем
сократился на 73%, а удельный вес в кредитном портфеле с 83% упал до 27%, т.е.
на 67,5%.
Для получения
потребительского кредита, документы на который оформляются в торговых
организациях, клиент должен соответствовать следующим требованиям:
а) являться гражданином
Российской Федерации;
б) иметь
постоянную регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации;
в) возраст
заемщика от23 лет до 65лет.
Оформить
потребительский кредит клиент может непосредственно в торговой организации –
партнере банка. Выгода торгового предприятия заключается в следующем:
привлечение новых клиентов, увеличение товарооборота организации, при чем
увеличение товарооборота более дорогих групп товаров (решение о том, какие
товары продавать с использованием кредита всегда принимает торговая организация
в соответствии со своими стратегическими задачами).
Важнейшими
стратегическими партнерами банка по развитию бизнеса в регионах являются
торговые сети «Эльдорадо», «М-Видео», «Мир», обладающие наиболее разветвленной
структурой торговых точек по всей России.
Необходимо
учитывать, что все решения по кредитным заявкам клиентов принимаются
централизованно в головном офисе банка в Москве, при этом банк принимает на
себя обязательство сообщить клиенту персональное решение о сотрудничестве не
позднее чем через 15мин после подачи кредитной заявки (анкеты) из любого
города. Для ускорения процесса оформления кредита банком сейчас применяется
технология заполнения анкеты со слов клиента – это существенно экономит время,
затрачиваемое клиентом на оформление кредита, ему остается только подписать уже
заполненную и распечатанную анкету (Приложение 1). Кредитные заявки клиентов
обрабатываются при помощи скоринговой системы оценки платежеспособности клиента
или кредитным инспектором; если сумма запрашиваемого кредита достаточно велика,
в данном случае с анкетой клиента будет работать кредитный инспектор и время
принятия решения не должно превышать 1 рабочего дня.
В случае
положительного решения по заявке, клиент подписывает кредитный договор и график
платежей (Приложение 2).
2.3 Анализ
потребительского кредита, предоставляемого по кредитным картам
В 2001году
Банк Русский Стандарт первым среди российских банков выпускает кредитные карты
«Русский Стандарт - MasterCard».
В январе
2005года банк, выпустивший свыше 2млн. пластиковых карт собственного стандарта
перешел на использование технологии MasterCard. Уже выпущенные и действующие
пластиковые карты «Русского Стандарта» менялись на MasterCard Electronic. Это
стало рекордной по масштабам операцией на рынке.
В марте
2005года платежная система «American Express» доверила эксклюзивное право на
выпуск своих карт в России ЗАО «Банк Русский Стандарт». Все российские Банки, в
которых граждане России могли ранее получать карты данной Платежной системы, осуществляли
свою деятельность через офис «AmEx» в Лондоне. В декабре были выпущены первые
карты. Банк приступил к эксклюзивному выпуску и продвижению на национальном
рынке карт American Express Card, American Express Gold Card, American Express
Platinum Card и American Express Centurion Card в рублях и долларах США. Новые
карты были разработаны с учетом потребностей широкого круга российских
клиентов, заинтересованных в инновационном финансовом продукте, который
обеспечивает высокий уровень финансовой свободы и сервисную поддержку мирового
уровня. В соответствии с соглашением, заключенным банком «Русский Стандарт» и
American Express, «Русский Стандарт» будет обеспечивать полный клиентский
сервис держателям карт, включая расчеты и установление кредитных лимитов.
American Express, в свою очередь, обеспечивает технологическую, операционную и
маркетинговую поддержку проекта, а также осуществляет развитие сети приема карт
American Express в России.
В рамках
«Условий предоставления и обслуживания карт «Русский Стандарт» Банк является
участником следующих платежных систем:
а) ПС
«Русский Стандарт» (создана и зарегистрирована Банком);
б) МПС
«MasterCard Worldwide»;
в) МПС «Visa
International»;
г) МПС
«American Express».
На рынке
кредитных карт ЗАО «Банк Русский Стандарт» является лидером. Доля Банка по
размеру консолидированного портфеля составляет 62,2% в 2008году. Доля
ближайшего конкурента, Home Credit – 8,9% (рис.2).
Рис.2.
Структура рынка кредитных карт
На конец
2008года было выпущено свыше 25,5млн. кредитных карт. При этом доля кредитов
выданных посредством кредитных карт за 4 квартала 2008года региональной сетью
банка составляет 73,93%, что свидетельствует об увеличении присутствия банках в
регионах (в 2007году - 74%).
Структура
портфеля кредитных карт такова, что на 01.01.2009г. доля международных
кредитных карт в портфеле банка составляет 92,5% от общего объема эмиссии (на
01.01.2008 – 91,2%) [45].
С каждым
годом Банк Русский Стандарт уменьшает свою долю среди конкурентов на рынке
карточных продуктов (табл. 8).
Таблица 8
Динамика доли
ЗАО «Банк Русский Стандарт» и объема кредитов на рынке карточных продуктов
Показатели
01.01.2007
01.01.2008
01.01.2009
Изменение
+, - 2009г к 2007г
Доля Банка Русский Стандарт, %
67
64,9
62,2
- 4,8
Объем кредитов, предоставляемых по кредитным
картам, млн. руб.
102688
81255
75384
- 27304
Данные
таблицы свидетельствуют, что при уменьшении доли банка на рынке кредитных карт
соответственно сокращается, и объем кредитов, предоставленных картам. В
2008году – 75,4 млрд.руб., что ниже аналогичного показателя 2007года –
81,3млрд.руб. на 7,2%. По отношению к 2006году объем уменьшился на 27,3 млрд.
руб. (26,6%).
Причинами
являются существенное уменьшение лимитов, сокращение темпов продаж новых карт.
Также постепенно перестает давать эффект основной канал продаж – почтовая
рассылка, которая сформировала три четверти «пластикового» кредитного портфеля
банка. Поток клиентов, которым еще не было сделано предложение, воспользоваться
кредитной картой, снижается [37].
Карты Русский
Стандарт, высылаемые по почте клиентам, выплатившим потребительский кредит, за
время реализации проекта несколько раз претерпевали изменение тарифного плана
(табл. 9).
Таблица 9
Изменение
тарифных планов по картам, выпускаемым после выплаты потребительского кредита
Показатели
2006год
2007год
2008год
Тарифный план
31
52
55
Размер %, начисляемых по кредиту,
предоставленному для осуществления расходных операций по оплате товаров, %
22
22
32
Размер %, начисляемых по кредиту,
предоставленному для осуществления расходных операций получения наличных, %
36
36
32
Лимит, руб.
0-50тыс.
0-50тыс.
0-30тыс.
Плата за выдачу наличных в банкоматах и ПВН
Банка, %
-
-
3,9
Плата за выдачу наличных в банкоматах и ПВН др.организаций,
%
3,9
3,9
3,9
Минимальный платеж, % от лимита
3
4
5
Наибольшее
распространение приобрели карты с 52 и 55 тарифными планами, благодаря наличию
льготного периода на оплату товаров до 55дней. Льготный период кредитования –
период, определенный Условиями и Тарифами, в течение которого проценты по
кредиту, начисленные на суммы операций, определенных тарифами, отраженных на
счете в течение расчетного периода, не взимаются при условии оплаты клиентом
суммы основного долга и сверхлимитной задолженности (при ее наличии) в полном
объеме не позднее срока окончания льготного периода, указанного в
счете-выписке.
В отделениях
ЗАО «Банк Русский Стандарт» на сегодняшний день можно оформить следующие виды
карт (табл. 10).
Таблица 10
Карточные
продукты, выпускаемые ЗАО «Банк Русский Стандарт»
Тип карты
Русс-кий Стан-дарт
Клас-сик
Русс-кий Стан-дарт
Голд
Ame-rican Exp-ress Card
Ame-rican Exp-ress Gold Card
Tran-saero AmEx Classic Card
Tran-saero AmEx Gold Card
Tran-saero AmEx Plati-num Card
Плата за выпуск и обслуживание карты, руб.
600
3000
1500
6000
1500
3000
7000
Лимит, тыс. руб.
0-150
0-150
0-150
0-150
0-150
0-150
0-150
Размер %, начисляемых по кредиту,
предоставленному для осуществления расходных операций по оплате товаров, %
28
22
28
22
28
22
22
Размер %, начисляемых по кредиту,
предоставленному для осуществления расходных операций получения наличных, %
28
22
28
22
28
22
22
Плата за выдачу наличных в банкоматах и ПВН
Банка, %
3,9
2,9
3,9
2,9
3,9
3,9
3,9
Плата за выдачу наличных в банкоматах и ПВН др.кредитных
организаций, %
3,9
2,9
3,9
2,9
3,9
3,9
3,9
Минимальный платеж, % от задолженности
10
20
10
20
10
20
20
Изменение
годовых процентных ставок по карточным продуктам происходит только по вновь
оформляемым и не так заметно как по потребительским кредитам (табл. 11)
Таблица 11
Динамика
годовых процентных ставок по кредитным картам
Тип карты
Размер процентов
годовых, начисляемых по кредиту
2007г
2008г
Русский Стандарт Классик
36
28
Русский Стандарт Голд
18
22
American Express Card
36
28
American Express Gold Card
18
22
Transaero AmEx Classic Card
25
28
Transaero AmEx Gold Card
22
22
Transaero AmEx Platinum Card
18
22
Как
свидетельствуют данные таблицы, в среднем процентные ставки увеличились на
3-4%. За исключением карт «Русский Стандарт Классик» и «American Express Card»,
по которым ставки были снижены. Связано это с привлечением новых клиентов, т.к.
эти карты являются самыми распространенными. А также с тем, что теперь данные
продукты оформляются только при предоставлении 2го документа и справки 2-НДФЛ.