Аудит кредитных операций банка
В зависимости от качества обслуживания долга кредита
требования должны быть отнесены банком в одну из трех категорий (табл. 1).
Таблица 1
Основные признаки оценки финансового состояния заемщика
Качество обслуживания
долга
|
Критерии (основные
признаки) оценки
|
Хорошее
|
а) отсутствие
просроченной задолженности по ссудам и процентам;
б) наличие единичных
случаев просроченных выплат по основному долгу и/или по процентам в течение
последних 180 календарных дней1
|
Среднее
|
а) наличие случаев
просроченных выплат по основному долгу от 6 до 30 дней включительно по ссудам
юридическим лицам, от 31 до 60 дней - по ссудам физическим лицам в течение
последних 180 календарных дней;
б) наличие
реструктурированных кредитных требований по причинам, отличным от ухудшения
финансового состояния заемщика;
в) использование
денежных средств и/или иного имущества ссудодателя для платежей по основному
долгу и/или процентам заемщика прямо или косвенно
|
Неудовлетворительное
|
а) наличие случаев
просроченных выплат по основному долгу и/или процентов в течение последних
180 дней; б) наличие реструктурированных кредитных требований (по причине
ухудшения финансового состояния заемщика) с просроченными платежами по
основному долгу и/или процентам;
в) оформление нового
кредитного требования на погашение ранее выданного по причине ухудшения
финансового состояния заемщика прямо или косвенно (через третьих лиц)
|
Руководствуясь оценкой финансового состояния заемщика (на основе
анализа его баланса и расчета коэффициентов кредитоспособности), а также
оценкой качества обслуживания долга по данным табл. 1), аудитор должен
проверить правильность отнесения кредитного требования к одной из пяти групп
кредитного риска, используя для этого матричную таблицу, предложенную ранее
названном Положении ЦБ РФ.
Таблица 2
Распределение кредитного требования по группам риска
финансовое положение
|
Обслуживание долга
|
|
Хорошее
|
Среднее
|
Неудовлетворительное
|
Хорошее
Среднее
Плохое
|
Стандартные
(I категория качества)
Нестандартные
(II категория качества)
Сомнительные
(III категория качества)
|
Нестандартные
(II категория качества)
Сомнительные
(III категория качества)
Проблемные
(IV категория качества)
|
Сомнительные (III категория качества)
Проблемные
(IV категория качества)
Безнадежные
(V категория качества)
|
Аудитору следует учесть, что при окончательной классификации
ссудной и приравненной к ней задолженности банк должен принять во внимание ряд
факторов, которые препятствуют внесению кредитных требований в группу риска,
указанную в табл. 2, исходя из формализованных критериев. Так, в частности если
по заемщику в течение периода более одного квартала отсутствует финансовая и
другая, предусмотренная Положением 254-П информация, то ссуда классифицируется
не выше чем категорию качества с формированием резерва в размере не менее 20%.
Если по заемщику указанная информация отсутствует в течение периода более двух
кварталов, то ссуда классифицируется не выше чем в III категорию качества с формированием резерва в размере
не менее 50%.
Не выше чем в III
категорию качества (сомнительные) классифицируются ссуды:
• предоставленные юридическим лицам, кроме кредитных
организаций, сроком «до востребования» (включая векселя к предъявлению),
которые находятся на балансе кредитной организации свыше 20 календарных дней;
• предоставленные юридическим лицам (кроме кредитных
организаций, а также юридических лиц, которые эмитируют (выпускают)
ценные бумаги и предоставляют поручительства (гарантии), относящиеся к
обеспечению I и II категории качества в соответствии с п. 6.2 и 6.3 названного
Положения), по ставке процента, составляющей по состоянию на дату заключения
договора: по ссудам в российских рублях - менее 2/5
ставки рефинансирования Банка России, по ссудам в иностранной валюте - менее
ставки ЛИБОР на сопоставимый срок;
• договоры, о предоставлении которых предусматривают
возможность при наступлении определенных обстоятельств в части обслуживании
долга освобождения от уплаты процентов или снижения процентной ставки до уровня
ниже, чем указано выше;
• учтенные векселя, если совокупная величина обязательств
векселедателя превышает 25% чистых активов (собственных средств (капитала)
векселедателя);
• предоставленные связанным с кредитной организацией лицам
при отсутствии информации о финансовом положении заемщика в течение периода
более одного квартала;
• предоставленные кредитной организацией заемщикам прямо или
косвенно и направленные этими заемщиками на погашение обязательств других
заемщиков банка;
• предоставленные кредитной организацией заемщикам для
приобретения у кредитной организации имущества, полученного ею в результате
прекращения обязательств заемщиков по ранее предоставленным ссудам
предоставлением отступного;
• предоставленные юридическим лицам (кроме кредитных
организаций) и использованные заемщиком на приобретение и погашение векселей.
Не выше чем в Ш категорию качества (сомнительные)
классифицируются также ссуды, предоставленные юридическим лицам (кроме кредитных организаций) и использованные
заемщиком:
• на предоставление займов третьим лицам и погашение займов
третьих лиц;
• приобретение и погашение эмиссионных ценных бумаг;
• осуществление вложений в уставные капиталы других юридических
лиц;
возникшие в результате прекращения ранее существовавших
обязательств заемщика новацией или отступным, за исключением случаев, когда
качество обслуживания ссуды, возникающей в результате новации или прекращения
ранее существовавшего обязательства отступным, и финансовое положение заемщика
по указанной ссуде на протяжении последнего завершенного и текущего года
обоснованно оцениваются как хорошие.
В ходе аудиторской проверки правильности и полноты
формирования РВПС необходимо обратить внимание на характер и качество
обеспечительных обязательств, так как если в залоге у банка по оформленным
кредитным требованиям, отнесенным ко 2_5-й группам риска, имеются
высоколиквидные ценные бумаги, а также поручительства и гарантии особо надежных
юридических лиц, соответствующие обеспечению I категории качества, или же обеспечению II категории качества, а именно залогу:
• сырья, материалов, готовой продукции, товаров;
• земельных участков, предприятий, зданий, сооружений,
квартир и другого недвижимого имущества и (или) оборудования;
• ценных бумаг эмитентов ценных бумаг, допущенных к обращению
на открытом ОРЦБ РФ, а также на рынках стран, входящих в группу развитых стран;
• ценных бумаг,
эмитированных КО - резидентами РФ и банками стран, входящих в группу развитых
стран (если данные ценные бумаги не могут быть отнесены к обеспечению I категории качества);
• векселей, авалированных юридическими лицами с инвестиционным
рейтингом не ниже «ВВВ» по классификации S@P или не ниже
аналогичного по классификации других рейтинговых агентств;
• эмиссионных ценных бумаг юридических лиц, если рентабельность
их капитала за последний год составляет не менее 5%, а финансовое положение
оценивается как хорошее1, То величина создаваемого РВПС
может быть значительно меньше размера расчетного резерва, определяемого исходя
из норматива отчислений в соответствии с группой риска по формализованным
критериям, откорректированной с учетом фактического положения дел у заемщика по
данной ссуде (см. п 3.12-3.14 Положения № 254-П).
Аудитор должен также обратить внимание на оценочную стоимость
залога в случаях истечения 180-дневного срока с момента возникновения основания
для обращения взыскания на залог. Так, в соответствии с Положением № 254-П
обеспечение для формирования РВПС учитывается:
• в течение срока свыше 180 до 270 календарных дней с момента
возникновения оснований для обращения взыскания на залог в размере не более 70%
текущей оценки его стоимости;
• в течение срока свыше 270 до 365 календарных дней с момента
возникновения оснований для обращения взыскания на залог в размере не более 50%
текущей оценки его стоимости;
• по истечении 365 календарных дней с момента возникновения
оснований для обращения взыскания на залог - совсем не учитывается.
Поскольку по 2-4-й группам кредитного риска размер резерва на
возможные потери в процентах к балансовой стоимости кредитного требования находится
в соответствии с Положением ЦБ РФ в определенном диапазоне, то во внутренних
документах банка, регламентирующих порядок оценки кредитного риска и
формирования под него резерва, должна быть дана градация этих процентов внутри
названных групп риска и описание обстоятельств у заемщика с этим связанных.
Аудитор должен проверить наличие данной позиции во внутренних документах банка
и обоснованность градации процентов для формирования резерва по ссудной
задолженности. В том случае если внутренними нормативными документами банка
предусмотрено формирование РВПС не только по каждой ссуде в отдельности, но и
по портфелям однородных ссуд со сходными характеристиками кредитного риска, то
аудитор должен убедиться в том, что последнее соответствует требованиям гл.5
Положения № 254-П и приложения 4 к этому Положению. Оценке подвергается и
принятый в банке метод оценки кредитного риска по портфелю однородных ссуд
и определения по нему величины РВПС.
Во время аудиторской проверки правильности формирования РВПС
аудитор руководствуется не только положением № 254-П, [О и внутренними
документами банка, разработанными в соответствии с требованиями названного
Положения, и в которых кредитная организация должна отразить:
• систему оценки кредитного риска по ссудам, позволяющую
классифицировать ссуды по категориям качества, предусмотренным Положением №
254-П, в том числе содержащую более детализированные процедуры оценки качества
ссуд и формирования резерва, чем это предусмотрено Положением ЦБ РФ;
• порядок оценки ссуд, в том числе критерии оценки ссуд,
порядок документального оформления и подтверждения оценки ссуд;
• процедуры принятия и исполнения решений по формированию
резерва;
• процедуры принятия и исполнения решений по списанию с
баланса кредитной организации нереальных для взыскания ссуд, т.е. ссуд, в
отношении которых кредитной организацией приняты все необходимые и достаточные
юридические и фактические Действия по их взысканию, а также по реализации прав,
вытекающих из наличия обеспечения по ссуде (реализация залога, обращение
требования к гаранту (поручителю), и проведение Дальнейших действий по
взысканию ссуды;
• описание методов, правил и процедур, используемых при
оценке финансового положения заемщика, перечень основных Используемых
источников информации по данному вопросу, круг сведений, необходимых для оценки
финансового положения заемщика, а также полномочия работников кредитной
организации, участвующих в проведении указанной оценки;
• порядок составления и дальнейшего ведения досье заемщика;
• порядок и периодичность определения справедливой стоимости
залога;
• порядок и периодичность оценки ликвидности залога, а также же
порядок определения размера резерва с учетом обеспечения по ссуде;
• порядок и периодичность формирования (регулирования)
резерва;
• иные существенные положения.
Аудиторы должны обратить особое внимание на наличие и качество
этой документации, так как последняя определяет уровень кредитного менеджмента
в банке.
Также проблемой аудита кредитных операций является
правомерность списания с баланса банка безнадежных и/или нереальных ко
взысканию ссуд.
Правомерность списания с баланса банка безнадежных и/или
нереальных ко взысканию ссуд можно установить, проверяя кредитно-юридические
досье заемщиков, просроченная задолженность которых в проверяемом периоде была
отнесена на внебалансовые счета 91801 и 91802, и заполняя табл. 5.10,
разработанную автором данной главы исходя из требований по списанию ссуд за
баланс, предъявляемых Положением ЦБ РФ.
При этом следует
заметить, что наличие в досье процессуальных документов судебных и нотариальных
органов требуется только в случае списания за баланс крупных ссуд, льготных,
необеспеченных, а также кредитов инсайдеров. Содержание процессуальных
документов, дающих основание для списания за баланс ссудной задолженности, отражено
в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» от 21. 07.97 № 119 .
Аудиторами проверяется
также и правильность отражения в бухгалтерском учете операций по списанию за
счет резерва ссудной задолженности за баланс и последующих операций по погашению
ее в течение следующих 5 лет, если оно имело место. Следует заметить, что в
определенной степени объем и время списания за баланс банком безнадежной ко
взысканию ссудной задолженности зависит от организации и содержания его работы
с проблемными кредитами.
Проблемными кредитами считаются
такие, в отношении которых у банка возникли сомнения в отношении его субъекта,
объекта и обеспечения. В банках должен быть создан специальный отдел по работе
с проблемными кредитами, который должен ее строить в соответствии с
разработанным «Положением о работе с проблемными кредитами». В нем должны быть
прописаны: критерии выявления проблемных кредитов; способы установления причин
возникновения у заемщиков проблем в погашении ссуд и процентов за них,
возможные к применению превентивные меры по снижению кредитных рисков банка или
меры по реабилитации кредита (привлечения дополнительного обеспечения по
кредиту, контроль за дебиторской задолженностью заемщика, привлечение
финансовых источников со стороны и т.д.); юридические процедуры банка для
обеспечения возвратности кредита в соответствии с Уголовно-процессуальным
кодексом. Аудитор должен дать оценку своевременности, полноты и качества
проведенной спецотделом по проблемным кредитам и юридической службой банка
работы по минимизации кредитных рисков, а следовательно, и по снижению
финансовых потерь от списания безнадежных долгов с баланса банка.
1.
Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
2.
Постановление
Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении
федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»;
3.
Методика
аудиторской деятельности "Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по
налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами" (одобрена Комиссией по
аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., протокол N 1);
4.
Налоговый кодекс
Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября,
28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2005 г.)
5.
Рекомендации
Международного комитета по аудиторской деятельности и Базельского комитета по
банковскому надзору "Отношение между органами надзора за банками и
внешними аудиторами";
6.
Указание
оперативного характера ЦБР от 25 декабря 2003 г. N 181-Т "О Методических рекомендациях "О порядке составления и представления кредитными организациями
финансовой отчетности";
7.
Письмо Минфина РФ
от 8 июля 2003 г. N 28-01-20/1402/АП О составлении аудиторского заключения по
финансовой (бухгалтерской) отчетности кредитных организаций
(банковских/консолидированных групп);
8.
Постановление
Правительства РФ от 29 марта 2002 г. N 190 "О лицензировании аудиторской
деятельности" (с изм. и доп. от 3 октября 2002 г.);
9.
Письмо Минфина РФ
от 21 марта 2002 г. N 28-05-01/374/АП О лицензировании аудиторской деятельности
в области аудита кредитных организаций;
10.
Указание ЦБР от 4
октября 2000 г. N 846-У "Об особенностях лицензирования деятельности
аудиторских организаций, занимающихся банковским аудитом";
11.
Концепция
адаптации Правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по
аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, для применения в
области банковского аудита (Публикуется в соответствии с решением Экспертного
комитета при Центральном банке Российской Федерации по банковскому аудиту
(Протокол N 1 от 12 марта 2001 г.));
12.
Программа
проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата
аудитора (аудит кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов
(банковский аудит) (одобрена Советом по аудиторской деятельности при Минфине
России, протокол N 14 от 26 июня 2003 г.) (утв. Минфином РФ от 18 июля 2003 г.);
13.
Приказ МНС РФ от
20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447 "Об утверждении Методических рекомендаций
по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового
кодекса Российской Федерации" (с изм. и доп. от 22 мая 2001 г., 6 августа, 17 сентября 2002 г., 19 сентября, 26 декабря 2003 г.). Раздел 22
14.
Постановление
Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 "О лицензировании отдельных
видов деятельности";
15.
Кодекс этики
аудиторов России (принят Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ,
протокол N 16 от 28 августа 2003 г.)
16.
Суйц В.П.,
Ахмадбеков А.Н., Дубровина Т.А.: Аудит: общий, банковский, страховой: Учебник –
М.: ИНФА-М, 2000.
17.
Андреев В.Д.
Практический аудит / справочное пособие. - М.: Экономика, 2004 г.
18.
Сидельникова Л.Б.
Аудит коммерческого банка. - М.: Буквица, 2003 г.
19.
Козлова Е.П.,
Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в банке. - М.: Финансы и статистика, 2004 г.
20.
Под редакцией
доктора экономических наук, профессора М.В. Мельник Аудит. - М.: Экономист 2004
21.
Абрамов А.Е.
«Основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий» / М.:
Экономика и финансы, 2004г.
22.
Артеменко В.Г.
«Финансовый анализ» / М.: Издательство «ДИС», 2003г.
23.
Астахов В.П.
«Анализ финансовой устойчивости фирмы» / М.: Ось, 2003г.
24.
Баканов М.И.,
Шеремет А.Д. « Теория экономического анализа» / М.: Экономика и финансы, 2004г.
25.
Баканов А.С.
«Годовая отчетность коммерческой организации» / М.: Изд-во «Бухгалтерский
учет», 2003г.
26.
Балабанов И.Т.
«Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта» / М.: финансы и
статистика, 2002г.
27.
Бернстайн Л.А. «
Анализ финансовой отчетности» / Пер. с англ. - М.: финансы и статистика, 2003г
28.
Бука Л.Ф.,
Зайцева О.П. «Экономический анализ» / Новосибирск, 2003г.
29.
Донцова Л.В.,
Никифорова Н.А. «Комплексный анализ бухгалтерской отчетности» / М.: Дело и
Сервис, 2004 г.
30.
Иванов Г.П.
«Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению» / М.:
ЮНИТИ, 2001г.
31.
Игошин Н.В.
Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. 2-е
изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004г.
32.
Ковалев А.П.
«Финансовый анализ» / М.: финансы и статистика, 2003г
33.
Шеремет А.Д.,
Суйц В.П. Аудит / учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005 г.
Страницы: 1, 2, 3
|