МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Банковская система РФ

    Во-первых, существует законодательное разделение функций центрального банка и всех остальных банков. На практике это по­рождает двухуровневую банковскую систему. Центральный банк, находясь на верхнем уровне, выполняет такие важные функции, как:

    *            эмиссию наличных платежных средств;

    *            функцию «банка банков»

    *            банкира правительства;

    *            денежно-кредитное регулирование экономики.

    В некоторых странах центральные банки выполняют также функ­цию регулирования и надзора за деятельностью банков.

    Банки второго уровня обеспечивают посредничество в кредите и инвестировании, платежах и других банковских услугах. Их дея­тельность уменьшает степень риска и неопределенности в экономи­ке как внутри страны, так и за ее пределами. Концентрируя в своих руках основную часть ссудного капитала, банки несут основную нагрузку по кредитному обслуживанию хозяйственного оборота.

    Во-вторых, центральный банк не конкурирует с коммерческими и другими банками страны, находящимися на нижестоящем уров­не кредитной системы. Его деятельность направлена на реализацию экономической политики правительства, достижение общегосудар­ственных целей.

    В-третьих, во всех странах существует особая система регулиро­вания и контроля за деятельностью банков. В одних странах, в том числе и в России, регулирующие и надзорные функции в отноше­нии банков выполняет центральный банк, в других они возложены на специальные государственные органы (например, во Франции -на Банковскую комиссию). Но есть государства, где деятельность коммерческих и других банков контролирует и регулирует мини­стерство финансов. Независимо от этого, во всех странах банковс­кая деятельность относится к наиболее контролируемой предпринимательской сфере. Контроль направлен на поддержание ликвид­ности банков и защиту интересов вкладчиков и инвесторов.

    Центральный банк является эмиссионным банком и банкиром правительства. Выполняя первую функцию, он монопольно осуще­ствляет эмиссию банкнот. Как банкир правительства этот банк име­ет тесные связи с ним, консультирует его, проводит определенную денежно-кредитную политику, увязанную с экономической полити­кой государства. Центральный банк является банком всех осталь­ных банков страны.

    В странах с развитой рыночной экономикой сложились разные модели банковских систем. Они отличаются характером взаимоот­ношений банков с корпоративным сектором экономики, степенью специализации кредитных организаций.

    По характеру взаимоотношений банков с промышленностью раз­личают две модели: открытого рынка и корпоративного регулиро­вания. По первой модели между банками и корпорациями нет тес­ных и устойчивых связей. Корпорации могут пользоваться банков­скими услугами одновременно в нескольких банках. Последние не оказывают предпочтения экономическим субъектам по принципу «наш клиент». Льготы возможны для тех заемщиков, которые обес­печат наиболее выгодное и менее рискованное использование бан­ковского кредита. Такая модель сформировалась в США, где не практикуется установление тесных и эксклюзивных экономических взаимоотношений банков с промышленностью. Для модели корпоративного регулирования, наоборот, характер­но наличие тесных, устойчивых связей между банками и корпора­циями. Банки могут выступать и как прямые акционеры предпри­ятий, и как депозитарии акций мелких акционеров, которые пере­дают банкам еще и право своего голоса. Это повышает роль банков в создании и деятельности корпораций, в поддержании их финан­совой устойчивости. Такая модель банковской системы сложилась в Германии и Японии.

    По уровню специализации различают универсальную и спе­циализированную модели банковской системы. При специализи­рованной модели, которая сложилась в США, Канаде, Японии, банкам до недавнего времени было запрещено одновременно за­ниматься краткосрочным кредитованием и долгосрочным инвес­тированием капиталов. Операции с корпоративными ценными бумагами в таких банковских системах производят специализиро­ванные инвестиционные банки.

    В странах Европы (например в Германии, Швейцарии) получи­ла развитие универсальная модель банковской системы, допускаю­щая в деятельности банков сочетание краткосрочного кредитования с инвестициями в корпоративные ценные бумаги. Через такие бан­ки в этих странах проходит значительный оборот фондовых ценно­стей, прежде всего это касается размещения ценных бумаг частных корпораций.

    В настоящее время основной моделью организации европей­ских банков является универсальный банк, осуществляющий все виды банковских операций, включая операции с ценными бумага­ми[5].

    В настоящее время происходят процессы сближения различных моделей банковских систем, что обусловлено такими явлениями, как глобализация и дерегулирование. Первое из них может быть охарактеризовано как выход экономических и политических про­цессов за национальные границы и формирование единого эконо­мического и политического пространства. В банковской сфере гло­бализация сопровождается дерегулированием банковской деятель­ности и либерализацией финансовых рынков.

    Дерегулирование банковской сферы выражается в ликвидации институциональных разграничений между различными видами банковской и — в более широком смысле — финансовой деятель­ности: коммерческой, инвестиционной, страховой и т.п. В результа­те банки вынуждены конкурировать одновременно на многих сег­ментах финансового рынка, причем не только друг с другом, но и с другими финансовыми организациями: страховыми, финансовыми компаниями, инвестиционными фондами и др. Дерегулирование было вызвано необходимостью повысить эффективность функци­онирования банковских систем.

    Банковская система, как и любая система, должна работать ста­бильно и эффективно. Стабильность предполагает функционирова­ние банков в соответствии с их целями и задачами. Она нарушает­ся, если у отдельных банков возникают финансовые трудности, пе­рерастающие в банкротство. Ситуацию, когда происходит ряд банковских банкротств и нарушение функционирования всей бан­ковской системы, называют банковским кризисом.

    Западные экономисты установили зависимость между эффективностью и стабильностью банковской системы, которая выражается в том, что невозможно иметь максимальную стабиль­ность и максимальную эффективность. Чем эффективнее банковская система, тем она лучше распределяет капиталы в соответствии с иерархией относительной ставки дохода, существующей в экономике.

    Как известно, повы­сить эффективность позволяет конкуренция, открытый и конкурен­тоспособный рынок капиталов в состоянии обеспечить более высо­кую эффективность, чем зарегламентированная система.


    3.Функции и роль банков в экономике страны

     

    3.1 Центральные банки


    Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.

    Деятельность любых центральных банков, как следует из анализа их историче­ского развития и современного положения в рыночной системе, подчинена следующим основным целям: обеспечению стабильности покупательной способности и валютного курса национальной де­нежной единицы, ликвидности банковской системы, созданию эф­фективного и бесперебойного ведения расчетов, включая расчеты наличными деньгами.

    Отсюда логично вытекают основные направления деятельности и задачи, которые решает центральный банк для достижения сто­ящих перед ним целей. Центральный банк выступает эмиссионным центром страны, является «банком банков», банкиром правительства, а также перед ним стоит задача осуществления денежно-кредитного регулирования экономики страны.

    Для решения перечисленных задач центральный банк выполняет ряд функций.

    Эмиссионная функция. Старейшая функция центрального бан­ка — функция монопольной эмиссии банкнот. Центральный банк, будучи представителем государства, выполняет законодательно закрепленную за ним эмиссионную монополию в отношении банк­нот, т.е. осуществляет эмиссию общенациональных кредитных де­нег. Под эмиссией центрального банка понимается выпуск в обра­щение денег исключительно в наличной форме. Хотя банкноты составляют незначительную часть денежной массы, они необходимы для платежей в розничной торговле и обеспечения ликвидности банковской системы. Для выполнения эмиссионной функции в каждом центральном банке есть специализированные подразделения, осуществляющие эмиссионно-кассовую работу. В их ведении находится типография, печатающая банкноты.

    Банкноты центрального банка являются неограниченно закон­ным платежным средством, и нет других структур, которые бы за­менили его в этом качестве и выпускали банкноты как безусловное средство платежа и погашения любых долговых обязательств внут­ри страны. Что касается монет, то в некоторых странах центральный банк также имеет монополию на их эмиссию, но обычно их чекан­кой занимается министерство финансов (казначейство). В таких случаях центральный банк покупает у последнего монеты по номи­налу, а разница между номиналом и их себестоимостью идет в до­ход госбюджета. Купленные центральным банком монеты идут в обращение вместе с банкнотами. Практически не осталось развитых стран (кроме Бельгии и США), где сохраняется даже формальное деление на казначейские и банковские билеты. В Великобритании, например, оно было отменено 60 лет назад.

    Функция управления золотовалютными резервами. По тради­ции центральный банк является их хранителем в стране, выполня­ет функцию управления золотовалютными резервами. В настоящее время офици­альный золотой резерв служит в качестве резервного актива и га­рантийно - страхового фонда в международных расчетах. Централь­ные банки сосредоточивают у себя большие запасы золота. В ряде стран ими распоряжается министерство финансов, при этом банк осуществляет технические операции с золотом. Кроме золота, в цен­тральных банках сосредоточены и запасы валюты. Золотовалютные резервы используются для проведения международных расчетов, покрытия дефицита платежного баланса, поддержания курса национальной валюты и других целей.

    Функция «банка банков»- Центральный банк непосредственно не работает с юридическими и физическими лицами. Его клиенты — коммерческие банки. Являясь –«банком банков», центральный банк хранит свободные денежные резервы коммерческих банков, служит расчетным центром банковской системы и предоставляет ей креди­ты, в некоторых странах выступает органом банковского регулиро­вания и надзора. Как расчетный центр банковской системы цент­ральный банк выполняет функции регулирующего органа платежной системы страны, он координирует организацию расчетных систем. Во многих странах центральный банк и его территориаль­ные подразделения выполняют функции национального клиринго­вого центра, осуществляющего расчеты на национальном уровне и с зарубежными банками.

    Центральный банк осуществляет надзор и контроль над банка­ми, чтобы поддержать надежность и стабильность банковской сис­темы, защитить интересы вкладчиков и кредиторов. Характер осуществления центральным банком банковского надзора в разных странах имеет существенные особенности, но везде он играет важ­ную роль в функционировании банковской системы страны. Над­зорная функция в ряде стран осуществляется исключительно цен­тральным банком (Италия, Россия, Австрия). В Германии, США, Франции, Швейцарии эту работу последний ведет совместно с каз­начейством, банковской комиссией и другими органами, которые в своей надзорной деятельности тесно взаимодействуют с централь­ными банками. В Австрии, Дании, Канаде, Норвегии контрольную функцию осуще­ствляет не центральный банк, а другие органы.

    Надзор центрального банка за коммерческими банками осуще­ствляется путем выдачи лицензий на осуществление банковской деятельности и проведение отдельных видов операций (например валютных, с ценными бумагами и т.д.), а также проверки и анализа финансовой отчетности коммерческих банков, ревизии их деятель­ности, установления различных нормативов и контроля за их вы­полнением. Надзор чаще всего регламентируется специальными законодательными и нормативными актами.

    Интернационализация банковского дела привела к тому, что в последнее время банковский надзор принимает международный характер. В 1975 г. был создан Базельский комитет банковского надзора. Его заседания проходят в Базеле, в Банке международных расчетов, там же размещается секретариат Комитета. Инициатором создания международного комитета банковского надзора выступил директор Банка Англии Питер Кук, поэтому этот комитет называ­ют еще «Комитетом Кука». В 1977 г, Базельский комитет предста­вил «Базовые принципы эффективного надзора за банковской де­ятельностью», которые были разработаны и одобрены странами «десятки» и органами банковского надзора во всех странах, вклю­чая Россию. В состав 25 принципов, определяющих содержание этого документа, входят требования минимальной величины бан­ковскою капитала, проверки органами надзора политики, оператив­ной деятельности банка и применяемых им процедур, связанных с выдачей кредита и инвестированием капиталов, управление кредит­ными и инвестиционными портфелями, общей политики банка по управлению рисками.

    Функция банкира правительства. Центральные банки тесно связаны с государством. Центральный банк выступает как кассир правительства, его кредитор, финансовый консультант. Счета пра­вительства и правительственных ведомств открыты в центральном банке. В некоторых странах последний ведет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, которые посту­пают от налогов, займов, зачисляются на беспроцентный счет каз­начейства или министерства финансов в центральном банке и с него правительство оплачивает все свои расходы.

    Функция денежно-кредитного регулирования. Центральный банк совместно с правительством разрабатывают и реализуют еди­ную денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение стабильного экономического роста, снижение инфляции и безрабо­тицы, нормализацию платежного баланса. Денежно-кредитное ре­гулирование экономики осуществляется центральным банком пу­тем воздействия на объем денежной массы, уровень ставок процента и состояние ликвидности банковской системы. Объектом данного регулирования является также валютный курс национальной де­нежной единицы. Это воздействие может оказываться как админи­стративным путем, так и экономическими методами.

    Административное воздействие осуществляется через установ­ление прямых ограничений на деятельность банков, лимитов кре­дитования, «потолков» ставок процента и т.п., а также путем жест­кого законодательного разделения функций между различными видами банков.

    Экономическими методами денежно-кредитного регулирования считаются изменение ставок процента (учетная политика), регули­рование норм обязательных резервов, операции на открытом рын­ке. В рамках денежно-кредитного регулирования центральный банк осуществляет государственную валютную политику. Он поддержи­вает режим обменного курса национальной валюты, регулирует его, проводит валютные интервенции.

    Внешнеэкономическая функция. В процессе своей деятельно­сти центральный банк проводит всю работу по международным расчетам, платежному балансу, движению валютных ценностей, сотрудничает с центральными банками других стран, международ­ными валютно-кредитными организациями, т.е. выполняет внешне­экономическую функцию[8].


    3.2 Коммерческие банки


    Коммерческие банки – основное звено двухуровневой банковской системы.

    Сегодня к группе коммерческих банков в разных странах относится целый ряд институтов с различной структурой и разными отношениями собственности. Главным их отличием от центральных банков является отсутствие права эмиссии банкнот. Среди коммерческих банков различают два типа – универсальные и специализированные.

    Универсальный банк осуществляет все или почти все виды банковских операций: предоставление как краткосрочных, так и долгосрочных кредитов; операции с ценными бумагами; прием вкладов всех видов; оказание всевозможных услуг и т. п.

    Специализированный банк, напротив, специализируется на одном или нескольких видах банковской деятельности. В отдельных странах банковское законодательство препятствует или просто запрещает банкам осуществлять широкий круг операций. К специализированным банкам относятся: инвестиционные, ипотечные, сберегательные и другие банки.

    К странам, где преобладает принцип специализации банков, относятся Великобритания, Франция, США, Италия.

    Принципы деятельности коммерческого банка.

    Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Это означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсам. Прежде всего, это относится к срокам тех и других. Если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его ликвидность оказывается под угрозой.

    Вторым принципом является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Это предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые может быть наложено взыскание. Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя.

    Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.

    Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными методами). Государство определяет лишь "правила игры" для коммерческих банков, но не может давать им приказов[1].

    Функции коммерческого банка.

    Одной из важнейших функций коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику на условиях платности и возвратности. Плата формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств.

    Вторая важнейшая функция коммерческих банков - стимулирование накоплений в хозяйстве. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы гарантии высокой надежности помещения ресурсов в банк и доступность информации о деятельности коммерческих банков.

    Третья функция банков - посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами[4].

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.