МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Банковская система РФ и проблемы ее формирования в условиях рыночной экономики

    p> Во время первого периода (до 1 января 1996 г.) все банки стран ЕС, за исключением тех банков, которые получили лицензию от ЦБ РФ и приступили к обслуживанию российских резидентов до 15 ноября 1993 г., не могли проводить операции с российскими резидентами. При этом была достигнута договоренность, не закрепленная юридически, о том, что банкам государств
    ЕС, получившим лицензии до 15 ноября 1993 г. эти лицензии подтверждаются, и они могут выполнять все виды операций, в том числе с российскими резидентами. Эта договоренность была реализована в Указе Президента от 10 июня 1994 г.

    В течение второго периода – до конца июня 1999 г. Российская Федерация вправе использовать другие ограничения, наиболее важными из которых являются запрет на проведение иностранными банками операций с акциями российских компаний и установление минимального остатка на счете частного лица - резидента РФ в иностранном банке в размере 55 тыс. ЭКЮ. Другими словами, только очень состоятельные российские граждане, которые могут положить на счет сумму 55 тыс. ЭКЮ, имеют право обслуживаться в иностранном банке. Кроме того, в течение этого срока Россия вправе ограничивать количество филиалов, которые будут на ее территории открывать иностранные банки. В настоящее время Центральный банк РФ разрешает иностранным банкам, помимо головной конторы, открывать один филиал. Наконец, Российская
    Федерация сохраняет за собой право, не ограниченное сроками или условиями, продолжать практику установления квоты, т. е. максимального удельного веса иностранного капитала в банковской системе России.

    Параллельно с расширением сети коммерческих банков принимаются меры по укреплению их надежности. В этом направлении активную работу проводит
    Центральный банк РФ, осуществляя надзор и регулирование деятельности коммерческих банков.

    Быстрый рост числа банков породил проблему распыленности банковского капитала. Изначальная недостаточность капитала влечет за собой цепочку дальнейших негативных последствий: невозможность предоставлять сколько- нибудь значимые для клиентов кредиты, управлять кредитными рисками с соблюдением принципов разумной осторожности и установленных Банком России экономических нормативов, недостаточная рентабельность операций и др. В
    1996 г. Центральный банк Российской Федерации издал новую редакцию
    Инструкции № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций», в соответствии с которой минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций был установлен на 1 апреля 1996 г. в сумме, эквивалентной 2,0 млн. ЭКЮ (для кредитных организаций с ограниченным крутом операций - 500 тыс. ЭКЮ). ЦБ РФ предусмотрел меры по постепенному доведению минимального размера уставного капитала до 5,0 млн. ЭКЮ (к 1 июля 1998 г.), т.е. до уровня, позволяющего российским банкам соответствовать международным правилам достаточности капитала.

    Минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации, определяемых как сумма уставного капитала фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли был установлен в сумме, эквивалентной 5 млн. ЭКЮ
    (начиная с 1 января 1999 г.).

    Минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации с ограниченным кругом операций был установлен в сумме, эквивалентной 1 млн.
    ЭКЮ (начиная с 1 января 1999 г.).

    Предполагается, что процесс укрепления банковской системы будет сопровождаться преобразованием банков, не соответствующих новому уровню минимального капитала, в другие кредитные организации с ограничением круга выполняемых ими операций (прежде всего запрещением привлечения вкладов населения), либо в филиалы более крупных банков.

    В результате принятых решений Банка России активизировался процесс создания банков с более крупным капиталом, удовлетворяющим новым стандартам. Процесс концентрации банковского капитала позволит укрепить надежность всей системы банков. Одновременно разрабатывается нормативная база по процедуре санации, реорганизации и ликвидации банков, в первую очередь, в связи с их несостоятельностью (банкротством).

    Таким образом, можно выделить следующие особенности построения банковской системы России.

    1. Первый этап реформирования банковской системы отличался быстрым ростом численности кредитных учреждений. В конце 80-х гг. многие считали, что найдены правильные пути быстрейшей реорганизации банковского дела.
    Однако дальнейшие события показали, что за прошедшие шесть–семь лет перестройка деятельности банков была обеспечена в основном в организационной ее части. Коренное же изменение качественных параметров работы банков, их отношений с предприятиями, организациями, учреждениями и населением еще не произошло и находится лишь в начальной стадии становления. Это обстоятельство в сочетании с инфляцией, кризисом системы платежей и другими факторами поставило под вопрос возможность функционирования большинства банков. В ходе событий августа-сентября 1995 г. прекратили свое существование не только ряд мелких, но и отдельные крупные банки.

    В 1995 г. свое существование прекратили больше банков, чем было создано новых, соответственно 225 и 85. Первый квартал 1996 г. подтвердил данную тенденцию: за этот период было отозвано 28 банковских лицензий, а выдано всего шесть[2] Таким образом, динамику создания и прекращения деятельности коммерческих банков в настоящее время можно расценить как завершение экстенсивного этапа развития банковской системы.

    Этот вывод подтверждается также принятием Центральным банком РФ нормативного акта № 276 «О требованиях к банкам ходатайствующим о получении лицензии на осуществление банковских операций». В соответствии с этим документом в российской банковской практике вводятся два вида базовых лицензий: первая дает право на осуществление банковских операций (за исключением привлечения во вклады средств населения) со средствами в рублях и в валюте, вторая – на привлечение во вклады средств физических лиц.

    Механизм выдачи лицензий на совершение валютных операций также претерпел изменения. ЦБ РФ принял решение, в соответствии с которым вновь создаваемые банки могут претендовать на получение валютной лицензии, дающей право на установление прямых корреспондентских отношений с неограниченным числом иностранных банков уже в самый момент подачи документов (а не получать последовательно внутреннюю, расширенную и генеральную лицензии, как это было до недавнего времени). При этом банк, обладающий уставным капиталом в
    5 млн. ЭКЮ, одновременно может претендовать и на получение лицензии по работе с драгметаллами.

    Генеральная лицензия позволяет банку открывать свои филиалы за границей и приобретать акции банков-нерезидентов. Банк, претендующий на генеральную лицензию, должен иметь право на проведение всех видов банковских операций
    (за исключением работы с населением: заниматься ли ему этим видом деятельности, должен решить сам банк), иметь собственный капитал, эквивалентный 5 млн. ЭКЮ, и получить положительное заключение по результатам комплексной проверки не позднее, чем за три месяца до предоставления документов.

    Второй вид базовой лицензии, дающей право на привлечение средств населения, кредитная организация может получить лишь после двух лет работы на рынке. Для этого банк должен иметь устойчивое финансовое положение, которое будет оцениваться на базе нормативов Банка России, изложенных в
    Инструкции ЦБ РФ № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций» от 30 января 1996 г.

    2. Общая численность банков в России в расчете на 100 тыс. человек еще недостаточна. Особенно мало их в сельской местности и в отдаленных районах.
    Кроме того, некоторые виды банков практически отсутствуют. Так, ипотечные и муниципальные банки только начинают зарождаться. Недостаточна специализация банков, особенно функциональная. Практически нет инвестиционных, клиринговых банков, поскольку для них отсутствует правовая база.

    3. Законодательные основы функционирования современной банковской системы России были созданы в 1990 г. с принятием законов «О центральном банке РФ» и «О банках и банковской деятельности». В 1995 и 1996 гг. эти законы были приняты Государственной Думой в новой редакции. Закон «О
    Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» дал более четкое и подробное описание функций главного банка страны, наделил ЦБ РФ правом издания нормативных актов, обязательных для исполнения всех юридических и физических лиц и органов государственной власти. В Законе были усовершенствованы инструменты осуществляемой ЦБ РФ денежно-кредитной политики, развит принцип независимости ЦБ РФ и однозначно записано, что никакие государственные органы не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ
    РФ по реализации его функций.

    В новой редакции «Закона о банках и банковской деятельности» четко прослеживаются три основных принципа: либерализация ведения банковской деятельности, усиление мер по обеспечению' устойчивости банковской системы, приближение положений закона к нормам прямого действия. Закон, по существу, впервые в российском банковском законодательстве исчерпывающе определил перечень и существо исключительно банковских операций, для которых потребуется лицензия ЦБ РФ и которые могут осуществлять только особым образом зарегистрированные «кредитные организации». Закон внес определенную ясность в регулирование деятельности банков на рынке ценных бумаг, обусловил изменения в порядке регистрации банков и ужесточил требования к сохранению банковской тайны.

    В настоящее время на рассмотрении Думы находятся проекты важных для дальнейшего развития банковской практики законов «Об обязательном страховании банковских вкладов граждан», «O банкротстве (несостоятельности) кредитных организаций», «О фондовом рынке» и др.

    4. Вместе с тем практика свидетельствует о проблемах в банковской сфере.
    Кризис платежеспособности клиентов банков, плохое качество кредитных портфелей, рисковая политика, введение валютного коридора, ужесточение резервных требований прочие факторы привели к резкому снижению доходности банковской деятельности. По данным ЦБ РФ около 1/3 всех банков России завершили 1995 г., а затем и 1996 г. с убытками.

    Современная практика развития банковской системы, вышеназванные и прочие причины предопределили необходимость дальнейшего совершенствования функционирования банковской системы России, в частности, создания научной концепции стратегии развития банковской системы и ее согласования с ЦБ РФ и банковским сообществом.

    Глава 2. Обзор технического состояния и обеспечения банков

    2.1. Обоснование необходимости и цели использования вычислительной техники для решения задач.

    В современных условиях развития и совершенствования средств электронно- вычислительной техники, внедрения их в различные сферы производственно- хозяйственной и экономической деятельности, осуществление банком своих функций невозможно без использования автоматизированных средств основных расчетов.

    Кроме того , необходимо учесть , что базовая технология была ручная.
    Она имела множество недостатков:

    - низкая производительность труда из за большого числа вычислений

    - большая трудоемкость

    - необходимость привлечения большого числа сотрудников для решения всего комплекса задач

    - низкая оперативность

    - несовершенство организации сбора и регистрации информации

    - недостоверность получаемых результатов Кроме этого , постоянно нарастающие потоки информации и постоянное усложнение технологии расчетов и необходимость проведения по ним динамического анализа в ближайшей перспективе сделали бы ручной вариант просто нереальным.

    С внедрением автоматизированной технологии расчетов , сбора и регистрации большинство из перечисленных недостатков были устранены и появились новые возможности в проведении анализа. Основные преимущества , достигнутые после внедрения машинного варианта:

    - появилась возможность проведения более сложных расчетов в динамике

    - появилась возможность проведения трехдневного и других форм анализа

    - практически полная независимость от объемов и сложности расчета

    - разделение труда и разделение функций по рабочим местам и сотрудникам

    - более оперативная обработка данных

    - выдача результатов в удобной форме на принтер и экран

    - прочие

    2.1. Анализ кредитоспособности и финансовой устойчивости коммерческих банков.

    Очевидно , что с развитием рыночной экономики возрастает не только роль коммерческого банка , но и их количество и спектр предоставляемых услуг и типов операций . Следовательно , возрастают как риск непосредственно осуществления операций с конкретным банком так и риск от совершения определенного типа операции как таковой . Тем более , как показывает практика , на сегодняшний день наблюдается ужесточение конкуренции на финансовом рынке и как следствие - банкротство ряда банков , отзыв лицензии или просто неплатежи или их задержка в связи с ухудшением финансового положения , кризисов ликвидности , элементарной некомпетентности персонала или прямого нарушения договоров и законодательства . И хотя ЦБ старается следить за деятельностью КБ , но этого явно недостаточно . Коммерческие банки должны сами отлеживать все тенденции в развитии как банковского дела в целом , так и финансового положения банков , с которыми они работают . Также необходимо вести грамотную политику в отношении активных операций , то есть вводить систему лимитирования активных операций и рисков , особенно остро эта проблема стоит при определении лимита на операции на межбанковском рынке , так как межбанковские кредиты , овердрафты , овернайты , операции с векселями и т.д. не подразумеваю получения гарантий или обеспечения . Рассмотрим теперь вкратце основные методы банковского надзора

    Банковский надзор

    Отслеживанием работы коммерческих банков занимаются различные государственные и негосударственные учреждения . К негосударственным можно отнести различные аудиторские и консалтинговые фирмы , журналы , газеты . К государственным можно отнести МВД , ФСК , Минфин , ЦБ . Основную нагрузку в этом направлении взял на себя ЦБ РФ . Он осуществляет регулирование и надзор за банковской деятельностью . Надзор осуществляться двумя основными методами: - Проверка банковской отчетности и нормативов согласно инструкций

    - Ревизия

    Данная функция ЦБ очень важна , т.к. она позволяет отслеживать как общие тенденции в банковском бизнесе так и осуществлять оперативный надзор за банками. Свою политику ЦБ доводит до сведения КБ посредством издания инструкций , писем , и т.д.

    Для обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы ЦБ РФ установил следующие экономические нормативы деятельности КБ:

    - нормативы достаточности капитала

    - нормативы ликвидности баланса

    - минимальный размер обязательных резервов , депонируемых в ЦБ

    - максимальный размер риска на одного заемщика

    - минимальный размер резервов под кредиты и обесценение ценных бумаг

    К сожалению , финансовая отчетность , методы работы , технологии , и т.д. российских КБ еще очень далека от международных стандартов . Это можно объяснить рядом причин - отсутствием реального банковского дела в бывшем
    СССР , административно - командная система , и т.д.

    Как следствие , это осложняет не только анализ деятельности банка , но и тормозит интеграцию банков РФ в мировую экономику , препятствует активному сотрудничеству , отпугивает потенциальных партнеров. По этому ,
    ЦБ стремиться к постепенному приближению методов бухгалтерского учета и отчетности в банках РФ к международным стандартам. Пожалуй , основной проблемой в данном вопросе является учет прибыли , финансовый левередж , отсутствие четкой нормативная базы , отсутствие накопленного опыта .

    Существует Базельское соглашение в соответствии с которым всем странам- участницам рекомендуется придерживаться определенных стандартов. Базельское соглашение описывает основные стандарты по методологии бухгалтерского учета
    , управления рисками , учета капитала ,гарантий , и т.д. Все больше и больше стран становятся участниками Базельского соглашения. Для вступления
    РФ в Базельского соглашение необходимо привести стандарты бухгалтерского учета со следующими стандартами:

    - непрерывность эксплуатации

    - наращивание

    - постоянство

    - осторожность

    - раздельная оценка активов и пассивов

    - преемственность входящего баланса

    - приоритет содержания над формой

    - консолидация

    - единица измерения

    Далеко не все из этих стандартов соответствуют российской практике бух. учета Преодолев все эти трудности у России появиться возможность стать членом Базельского соглашения.

    В странах с развитой рыночной экономикой эта проблема решается примерно одинаково , хотя везде есть свои особенности . Например в Германии проверкой деятельности коммерческих банков занимается не ЦБ , а подразделения Минфина , а ЦБ занимается только регулированием денежного обращения . В США , кроме государственного контроля Федеральной Резервной системы существуют различные общественные фонды по защите интересов вкладчиков . Они осуществляют регулярную проверку деятельности КБ .

    В связи с появлением данной проблемы встал вопрос о том , как осуществлять оценку деятельности КБ . На сегодняшний день есть два принципиальных подхода к оценке деятельности КБ :

    - оценочный подход ( например , нормативы ЦБ ) . Этот подход является сегодня уже не перспективным , поэтому не будем на нем останавливаться .

    - рейтинговый подход , то есть разработка таких критериев , показателей и взаимосвязей между ними , что на основании проводимых расчетов можно получить строго определенный показатель - рейтинг банка .

    Во всех крупных банках зарубежья уже давно существует отлично отлаженная, очень сложная система лимитирования активных операций на основе рейтинговой оценки банков . Однако это является коммерческой тайной , поэтому каждый банк разрабатывает свою систему . Однако , есть базовая модель, которая описана и называется CAMEL . На основании ее большинство банков рассчитывают лимиты на активные операции , управляют кредитными рисками на межбанковском рынке.

    Данная модель принадлежит перу многих аналитиков и банкиров . Она была удостоена НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ , так как это была первая модель рейтинговой оценки деятельности КБ .

    3. CAMEL

    "С" - capital adequacy, это показатель достаточности капитала, определяющий размер собственного капитала банка, необходимый для гарантии вкладчиков, и соответствие реального размера капитала необходимому.

    "А" - asset quality, показатель качества активов, определяющий степень "возвратности" активов и внебалансовых статей, а также финансовое воздействие проблемных займов.

    "М" - management, показатель качества управления (менеджмента), при помощи которого оценивается система банковского менеджмента на основе эффективности работы, устоявшейся политики, глубины и соблюдения законов и инструкций.

    "Е" - earnings, показатель доходности или прибыльности, с позиций ее достаточности для будущего роста банка.

    "L" - liguidiity, показатель ликвидности, определяющий достаточно ли ликвиден банк, чтобы выполнять обычные и совершенно неожиданные обязательства.

    Некоторые из показателей CAMEL могут быть определены заочно, на основе документов, поступающих в центральный банк, другие же требуют надзорной проверки на месте для выяснения полной картины; таким образом, оценка состояния банка при помощи данной системы может быть текущим процессом, хотя лучше всего ее проводить в конце надзорной проверки.

    Банковские супервизоры рассматривают капитал как главный источник защиты вкладчиков . Банк с хорошим капиталом может пережить серьезные убытки , не допустив , чтобы вкладчики потеряли свои деньги .

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.