МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Банковская система России в современных условиях

    В настоящее время обязательные резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные организации. Согласно сложившимся в мире правилам, обязательные резервы хранятся в Центральном банке в форме бессрочных вкладов. Данные средства не лежат замороженными. Ими могут пользоваться разные банки на протяжении длительного времени, но при этом в распоряжении Центрального банка должна оставаться определенная сумма так называемого минимального резерва, необходимая для работы делового банка в течение определенного периода. Обязательность выполнения резервных требований возникает у коммерческого банка с момента получения лицензии Центрального банка России на право совершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Коммерческий банк несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов. В случае невыполнения требований с коммерческих банков взыскивается сумма недовзноса в обязательные резервы, а также штрафы за нарушение порядка резервирования в установленном размере.

    Центральный банк образует из обязательных резервов резервный фонд кредитной системы Российской Федерации, средства которого формируются путем резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних организаций. Размер резервов во многом определяет кредитные возможности коммерческих банков. Они могут выдавать ссуды и расширять тем самым денежное предложение только в том случае, если имеет свободные резервы, превышающие установленную законом норму. Увеличивая или уменьшая официальные резервные требования, Центральный банк регулирует кредитную активность коммерческих банков, тем самым контролирует предложение денег.

    Фонд обязательных резервов создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческому банку своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных средств, так как часть этих средств депонируется и не используется коммерческим банком в качестве кредитных ресурсов.

    Политика резервирования является довольно грубым методом и, если при этом не используются другие инструменты, создается определенная жесткость в экономическом регулировании.

    Политикой открытого рынка называют куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложение на ценные бумаги, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков. Центральный банк, продавая коммерческим банкам государственные ценные бумаги, ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков, снижает денежную массу в обращении, ослабляет давление платежных средств на рынок и повышает курс рубля.

    Операции на открытом рынке – наиболее важное средство контроля денежного обращения. Этот механизм денежно-кредитного регулирования обладает преимуществом гибкости – государственные ценные бумаги можно продавать или покупать в больших или меньших количествах, и его воздействие на резервы банка осуществляется достаточно быстро. Кроме того, по сравнению с изменением резервных требований операции на открытом рынке воздействуют более тонко и опосредованно.

    Политика открытого рынка представляет собой ориентированный на гибкое регулирование процентных ставок рыночный метод. Эта политика может гармонично сочетаться с набором «реальной» процентной ставки в качестве индикатора денежно-кредитной политики и успешно включаться в традиционные методы интервенции на денежном рынке со стороны Центрального банка, который всегда выбирает для себя в качестве мишени интервенции процентную ставку.

    Операции на открытом рынке являются наиболее значимым инструментом денежно-кредитной политики. Это самый быстрый и легкий путь решения проблемы регулирования кредитных средств и, следовательно, темпов развития производства. Кроме того, здесь возможен более точный расчет – всегда четко определяется, сколько государственных облигаций нужно продать или сколько нужно скупить.

    Три классических инструмента денежно-кредитной политики дополняются действием других инструментов. Инструментарий денежно-кредитного регулирования предполагает реализацию не только стратегических целей макроэкономики. Конкретно эти целее реализуются через решение промежуточных задач. Такими промежуточными задачами являются изменение объема и структуры денежной массы, изменение ставок процента на отдельных сегментах финансового рынка, воздействие на обменный курс национальной денежной единицы.

    Выделяются два основных типа денежно-кредитной политики. Рестрикционная направлена на осуществление мероприятий, регламентирующих деятельность кредитно-денежной системы путем ограничения объема кредитных операций коммерческих банков и повышения уровня процентных ставок. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции, оздоровление платежного баланса. Данная политика может быть использована как для борьбы с инфляцией, так и для сглаживания циклических колебаний деловой активности. Второй тип – экспансионистская денежно-кредитная политика – характеризуется, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок, понижением уровня процентных ставок.

    Выбор конкретного типа денежно-кредитной политики Центральным банком России осуществляется исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры. В настоящий момент Центральный банк осуществляет политику управляемого плавающего курса рубля по отношению к основным иностранным валютам. Это позволяет повысить насыщенность экономики деньгами. На практике Центральный банк комбинирует оба типа денежно-кредитной политики, что позволяет создавать условия для постепенного снижения инфляции, обеспечение устойчивого роста экономики.


    Глава 6. Проблемы банковской системы России

    § 1. Финансовая и банковская системы после кризиса 1998 г.


    В августе 1998 г. произошла обвальная девальвация рубля вследствие ошибочной экономической политики. Был объявлен отказ от выполнения обязательств по государственным ценным бумагам. Банковская система оказалась на грани выживания. Последствия кризиса 1998 г. определяют развитие и современное состояние банковской системы России. За кризисом последовал экономический рост. С октября 1998 по апрель 1999 г. наблюдались позитивные последствия девальвации – рост рентабельности экспорта, сокращение и замещение импорта. С мая 1999 г. начинается рост мировых цен на нефть. Наблюдается насыщение экономики деньгами, увеличение спроса. К середине 2000 г. золотовалютные резервы составили 23 млрд. долларов США и продолжали расти. Оценка текущего состояния российского кредитно-финансового рынка противоречива. С одной стороны, относительное восстановление деятельности всех секторов финансового рынка, активизация межбанковского рынка, рынка корпоративных облигаций и акций, имеется положительная динамика торгового баланса. На июнь 2005 г. золотовалютные резервы составили более 120 млрд. долларов США. С другой стороны – не восстановлена экономическая роль финансового рынка, не работает инструмент государственных ценных бумаг как источник пополнения государственного бюджета, продолжается масштабный отток капиталов страны. Финансовый рынок по-прежнему не способен аккумулировать средства для их направления в производственный сектор экономики. Инфляция постепенно снижается, но в 2004 г. составила около 12%. Даже рост объемов производства еще не является результатом оздоровления экономики – это можно рассматривать следствием адаптации предприятий к особенным условиям хозяйствования. Сложилась положительная динамика экономики, определяемая практически полностью сырьевой топливно-энергетической экспортной ориентацией. Сохраняется зависимость от конъюнктуры внешнего рынка, цен (особенно на нефть).

    Состояние собственно банковской системы остается сложным. Значительная доля кредитных учреждений невелика. Увеличивается количество коммерческих банков с иностранным капиталом, суммарные активы банков растут, но в абсолютном измерении они невелики. По-прежнему наблюдается ограниченное участие коммерческих банков в инвестировании реального сектора экономики.

    Обобщая итоги кризиса 1998 г., общее развитие банковской системы России после 1991 г., следует отметить, что основные причины кризисов – последствия либерально-монетаристской политики, практически исключающей управляющую, координирующую и контролирующую роль государства в управлении экономикой. Это недопустимая позиция в переходный период от плановой экономики к условиям рынка. Потери России при неуправляемом вхождении в рыночные условия оцениваются экономистами в 300 млрд. долларов.


    § 2. Проблемы развития банковской системы


    В современной банковской системе России наблюдается довольно сложная ситуация, вызванная как внутренними, так и внешними причинами, что обусловлено необходимостью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Последствия эти преодолеваются с большим трудом. После четырех лет борьбы за восстановление банковско-кредитной системы уровень совокупной капитализации банков не превзошел уровень 1997 г. Если на 01.06.1997 г. насчитывалось около 2800 банков, то на 01.06.2002 г. – менее 1280. Кризис сильно сократил численность банковской системы.

    К внешним причинам кризиса в банковской сфере можно отнести следующее нестабильное состояние экономики в целом. Внутренние причины – плохое управление банком, его активами и пассивами, рисками, недостатками в учете и отчетности, излишества некоторых банков в расходовании средств на нужды банка.

    Исходными внешними факторами, обусловившими кризис банковской системы России, является неудовлетворительное состояние реального сектора экономики и государственных финансов, выразившееся в спаде производства и хроническом дефиците бюджета. Ошибки в экономической политике предопределили возникновение предкризисной ситуации в банковской сфере в декабре 1997 г. Положение дел оставалось тяжелым на протяжении января-августа 1998 г. В августе правительство Российской Федерации не могло больше продолжать обслуживание внешнего долга и погашение внутреннего. Это привело к замораживанию выплат по ГКО-ОФЗ, остановке финансовых рынков, скачку валютного курса, что и являлось непосредственной причиной банковского кризиса в России, поскольку значительная часть банков была ориентирована на предсказуемый валютный курс и устойчивое функционирование рынка ГКО-ОФЗ.

    Внешние проявления банковского кризиса выразились в следующем: дефицит капитала, необходимого для обеспечения достаточного уровня ликвидности операций; резкое снижение платежеспособности части банков, неспособных выполнять обязательства перед российскими и иностранными партнерами; остановка рядом банков платежей своих клиентов, включая продажи в пользу бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; снижение доверия населения, предприятий и организаций, иностранных партнеров к банковской системе; резкое снижение уровня взаимного доверия внутри банковского общества и остановка межбанковского денежного рынка; аресты корреспондентских счетов отдельных российских банков за рубежом, в результате чего уменьшился приток экспортной валютной выручки, снизились ликвидные активы, выраженные в иностранной валюте.

    Финансово-банковская система на рубеже наших веков в цивилизованном и общеполезном виде в стране пока не сложилась. В 90-х годах эта система, если применить выражение Форда, «думала только о денежных формулах» и в основном работала на себя. С помощью инфляции, валютных и фондовых спекуляций, через задержку и «прокрутку» бюджетных и других платежей, безнаказанное невозвращение населению вкладов, через уклонение от налогов и скупку за бесценок государственной собственности горстка бессовестных дельцов и коррумпированных чиновников обобрала общество, сколотив и переправив за рубеж огромные личные состояния.

    При этом банки мало способствовали развитию реальной экономики. Их отличали нежелание и неумение работать с производством, низкая профессиональная культура и большое количество злоупотреблений (махинации с платежными документами и расчетами, недостоверная отчетность, утаивание прибылей, неуплата налогов). Имели место политическая ангажированность иных банковских руководителей (которые работали на интересы определенных политических групп), коррупция, возможно, и элементы мафии. Положение усугублялось неэффективностью контроля и регулирования деятельности коммерческих банков со стороны Центрального банка России.

    Печально, что основные потери от банковских неурядиц понесли рядовые граждане, поскольку в России пока не действует система защиты вкладчиков банков на случай банкротства последних. Такие системы, привычные для правовых государств, гарантируют полный и частичный (по крупным счетам) возврат вкладов.

    Оценку современного состояния банковской сферы можно произвести по нескольким позициям: капитал банков, состояние банковских активов, банковский менеджмент, оценка ликвидности банков.

    Особенностью коммерческих банков в России является низкий уровень капитализации. Величина активов среднего российского банка в 20 раз меньше среднего венгерского, в 30 – чешского, в 900 раз – японского.

    Перед банковской системой встает очень острый вопрос, связанный с повышением уровня капитализации банков. Центральный банк России поставил задачу перед основной массой банков довести величину уставного капитала до 5 млн. евро. Пока на этот уровень вышли немногим более 40% российских банков.

    Преобладание мелких банков может вызвать проблему ограниченности их операций. В странах с развитой рыночной экономикой насчитывается около 300 видов банковских операций. Вместе с тем, теория и практика доказали необходимость разных банков, в том числе и мелких. Они необходимы малому предпринимательству, населению, особенно в небольших населенных пунктах. Проводимая реструктуризация банковской системы России предполагает определенный комплекс мер в этой области, применение стандартов, вытекающих из международной банковской практики.

    Капитал банков за период 1999-2003 гг. увеличился в 9 раз, но, по сравнению с капиталом развитых стран, он весьма невелик. Перспектива – освобождение от налога той части прибыли, которая будет направляться на капитализацию.

    Низкая капитализация большинства банков влечет за собой малое взаимодействие банковской системы и производственного сектора экономики. Проблема может быть решена с помощью государственной поддержки инвестиционной деятельности, государственного гарантирования инвестиционных программ, субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, упрощения процедуры предоставления кредитов малому бизнесу.

    Рост активов банков замедлился после1998 г. в связи с крахом фондового рынка, замедлением объемов кредитования, в том числе и отраслей реального сектора. В 2000-2001 гг. положение изменилось к лучшему. Оживился фондовый рынок, возобновились операции с государственными ценными бумагами. Несколько улучшилась общая макроэкономическая ситуация в стране, которая обусловила рост банковских инвестиций в реальный сектор. При этом следует отметить значительный рост долгосрочного кредитования под конкретные инвестиционные проекты. Объем долгосрочного кредитования в 2002 г. превзошел докризисный более чем на 50%.

    Многие проблемы банковской системы России связаны с ошибками управления. Ряд банков сильно зависит от их крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами банков и участниками их финансово-промышленных групп. У некоторых банков низкий профессиональный уровень руководящего звена, а в отдельных случаях – личная заинтересованность банковских менеджеров в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и акционеров. Также к ошибкам управления можно отнести политизированность мышления и действий высших руководителей некоторых банков, масштабное использование находящихся в распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за пределы собственно банковского дела, несоответствие системы управления размерам и функциям банков, незначительную роль риск-менеджеров в цепочке принятия решений.

    Обеспечение стабильности банковской системы достигается за счет повышения ликвидности и платежеспособности банков. Ликвидность подавляющего числа банков удовлетворяла экономическим нормативам Центрального банка, однако, взаимное закрытие кредитных линий банками привело к невозможности покупки ликвидности на рынке межбанковских кредитов теми кредитными учреждениями, у которых существовало несоответствие их активов и пассивов.

    Ликвидность коммерческих банков зависит во многом от платежеспособности клиентов банка, так как невозврат ссуды снижает платежеспособность банка. А если неплатежеспособность клиентов приобретает массовый характер из-за общего кризиса неплатежей, то под угрозу становится стабильность всей банковской системы. По существу эти неплатежи – разновидность коммерческого кредита, предоставляемого предприятиями друг другу. Этот коммерческий кредит должен быть опосредован банковским кредитом, но для этого нужна эмиссия платежных средств на кредитной основе, потому что в России наблюдается неудовлетворенный спрос на платежные средства. При этом эмиссия платежных средств должна быть под контролем Банка России, а эмитированные денежные средства должны оставаться в безналичном обороте.

    Кризис банковской системы отразил накопившиеся недостатки в деятельности банков, в банковском законодательстве, в государственной экономической политике, в банковском надзоре. Понимая это, Центральный банк России уже с сентября 1998 г. начал принимать энергичные меры по первичному восстановлению работы банковской системы. Эти меры были направлены на решение трех основных задач: быстрое восстановление работы платежной системы, предотвращение банкротства банковской системы в целом и восстановление макроэкономических основ стабилизации. В 1999 г. была создана государственная корпорация, которая занималась проблемными финучреждениями – Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) – один из самых крупных проектов правительства за тот год. Официально его лицензия была аннулирована 14.09.2004 г., однако фактически АРКО бездействовало и раньше (один из последних проектов – ликвидация «СБС-Агро», лицензия которого была аннулирована в январе 2003 г.). Вместо АРКО возникло Агентство по страхованию вкладов (АСВ), которое сегодня выступает как конкурсный управляющий или ликвидатор проблемных банков.

    Реструктуризация, понимаемая как ликвидация, санация и слияние банков, была целью послекризисного этапа развития банковской системы. На втором этапе процесса реструктуризации стоит среднесрочная задача выхода банковского сектора на траекторию устойчивого роста реальных объемов операций и капитальной базы, сведения к минимуму влияния проблемных банков на состояние банковской системы в целом, а также экономически обоснованного кредитования реального сектора экономики.

    Главными проблемами банковской системы России, препятствующими ее развитию в современных условиях являются низкая капитализация банковской системы, высокая себестоимость банковских услуг, малая доступность для большинства населения и предприятий и неблагоприятные условия для долгосрочного кредитования экономики. Действующие в настоящий момент надзорные функции усложнены дополнительными сведениями о собственниках банков, требованиями к репутации должностных лиц, к составу и порядку утверждения основных документов.

    Важнейшим фактором развития банковской системы является более эффективное использование сбережений населения как важнейшего источника «длинных» денег. Общий объем «неорганизованных» сбережений населения составляет от 50 до 70млрд. долларов США. Поэтому общая сумма вкладов населения в банки при благоприятных условиях могла бы составить 70 млрд. долларов в течение трех-пяти лет. Определенный эффект могла бы дать вторичная аккумуляция сбережений населения в банковской системе путем привлечения средств в пенсионные и страховые фонды. По некоторым оценкам, это может дать через пять лет до 10 млрд. долларов в год.


    § 3. Развитие банковского сектора на современном этапе


    По мнению ряда экспертов, темпы роста банковской системы не соответствуют задачам ускоренного экономического развития страны. Россия, как и любая другая страна, естественно, имеет специфику, тем не менее, игнорировать опыт развития банковских систем других стран нельзя. В странах Запада перед центральными банками ставится только монетарная цель, а развитие банковских систем происходит за счет активности самих банков и конкуренции среди них. В России достаточно глубоко укоренилось неправильное представление о том, что развитием банковской системы должен заниматься Банк России. Это закреплено в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации». Но так как российская экономика становится рыночной, то данная методология неправильна.

    Закон ставит перед Банком России три цели: обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение функционирования платежной системы.

    Вторая цель Банком России не может быть достигнута по той причине, что он не в состоянии сделать то, что должна сделать свободная конкуренция. Попытки Центрального банка управлять развитием банковской системы приводят к некоторым отрицательным последствиям и для экономики, и для кредитных организаций.

    Во-первых, Банк России пытается предъявлять к банкам нереальные требования, что может привести к сокращению их количества, и прежде всего в регионах. В конечном счете такая попытка может привести к тому, что экономика будет испытывать дефицит банковского обслуживания.

    Во-вторых, поскольку Банк России не в состоянии развивать банковскую систему, то он использует банковский надзор как единственное средство своего влияния на кредитные организации. Однако предназначение банковского надзора иное – укрепление кредитных организаций.

    В-третьих, если дефицит банковского обслуживания достигнет критической точки, то государство поневоле откроет иностранным банкам доступ на российский рынок. Банковская система окажется неконкурентоспособной со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    Проблемы жизнеспособности российских банков, их возможностей удовлетворять потребности экономики оказались в фокусе внимания главы государства. В своем выступлении на заседании президиума Госсовета, состоявшемся 14 ноября 2007 г., В.В.Путин отметил положительные результаты в работе банков. В первом полугодии 2007 г. продолжилось динамичное развитие банковского сектора: произошло значительное увеличение капитальной базы, продолжали увеличиваться ресурсы, включая вклады населения, вырос объем кредитных и фондовых операций

    Также глава государства заметил, что «уже сегодня отечественная банковская система не справляется с возросшим уровнем спроса на финансово-кредитные услуги. Причем инвестиционные проекты, реализуемые в различных секторах экономики, нуждаются не в горячих, а в долгосрочных дешевых и крупных кредитах. И чаще их предоставляют не российские, а иностранные банки, доля которых в объемах кредитования нефинансового сектора составляет 40%».

    Основная причина слабости банковской системы известна давно – отсутствие эффективного рефинансирования банковского сектора со стороны Центрального банка. Сегодня оно фактически сводится к краткосрочному кредитованию банков под залог ценных бумаг. Просьбы банковского сообщества о радикальном расширении перечня бумаг, принимаемых Центробанком в залог (например, включив в перечень облигации банков, активно кредитующих бизнес), отклика в Минфине и Банке России не находят. Кредитным учреждениям предлагается шире использовать рыночные инструменты – сливаться, продавать акции на бирже, повышать прозрачность в целях привлечения иностранных инвесторов. На заседании президиума Госсовета государство выразило готовность принять меры для упрощения таких процедур. От банков опять потребовалось увеличивать прозрачность, в обмен государство может несколько ослабить свои надзорные требования.

    Российский рынок является частью глобальной экономики, и большое число новых тенденций в российском банковском секторе связано именно с тенденциями, происходящими во всем глобальном мире. В этой связи процессы консолидации, происходящие в европейском банковском секторе, не могут обойти стороной Россию: консолидация банковских институтов России – неизбежный процесс, и в этом процессе огромную роль, по всей вероятности, должны сыграть иностранные банки.

    Приходу иностранных банков в Россию способствуют стабильный экономический рост и феноменальные показатели роста банковского рынка: в 2005 г. совокупные активы банковского сектора увеличились в номинальном выражении на 37%, вклады физических лиц возросли на 39%, прибыль банков составила 262 млрд. рублей. К недостаткам российского банковского рынка западные специалисты относят политические и правовые риски и доминирующее положение Сбербанка в секторе розничных банковских услуг, что ограничивает возможности проникновения на рынок.

    В связи с этим в последнее время оживились разговоры об ограничении доли участия нерезидентов в капитале российских кредитных организаций. Исходя из статистических данных, опасения по поводу утраты независимости российской банковской системы и, следовательно, для установления такой квоты лишены реального содержания, и меры по установлению ограничений на долю участия нерезидентов в капитале российских кредитных организаций представляются неоправданными. Тем более что установление ограничительных квот может негативно отразиться на инвестиционном климате в России и на отношение к стране за рубежом.

    На данном этапе более актуальным представляется обсуждение мер, направленных на сохранение стабильности системы коммерческих банков в целом и устойчивости отдельных банков на фоне увеличения числа дочерних структур иностранных банков.

    Отрицательным показателем в развитии банковской системы стало то, что темпы роста просроченной задолженности. Особенно в секторе потребительского кредитования, значительно опережали темпы роста выдачи кредитов. Это требует дальнейших усилий банковского сообщества по улучшению качества управления кредитным риском. В целом капитальная база банковского сектора заметно укрепилась, однако для сохранения достигнутого уровня важными остаются задачи ограничения банковских рисков, поддержания достаточного уровня рентабельности банковской деятельности, сохранения доверия инвесторов к банковскому сектору.


    Библиографический список


    1.     Камаев В. Д. Экономическая теория: учебник для студентов вузов - 12-е изд. – М.:Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2006

    2.     Куликов Л. М. Экономическая теория: учеб. – М.:ТК Велби, изд-во Проспект, 2005

    3.     Ларина Л. С., Сергеев С. В. Организация деятельности Центрального банка РФ – М.: ИД «Юриспруденция», 2007

    4.     Ларина Л. С., Сергеев С. В. Организация деятельности коммерческого банка – М.: ИД «Юриспруденция», 2007

    5.     Николаева И. П. Экономическая теория: учеб. – М.: КНОРУС, 2006

    6.     Тарасова Г. М. Банковское дело – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007

    Периодические издания

    1.     Алексеевских А. Виртуальный прогресс / Финанс. 2008 г. №2

    2.     Бажан А. И. Банки развития: экономические и юридические аспекты /Бизнес и банки 2007г. №43

    3.     Братко А. Г. Кто должен развивать банки /Банковское дело 2006 г. №2

    4.     Воронин Д. В. Развитие банковского сектора в России в первом полугодии 2007 г. /Банковское дело 2007 г. №10

    5.     Гоцмян С. В. Сохранение устойчивости и стабильности банковской системы в России /Закон 2007 г. №2

    6.     Моисеев С. Р. Насколько эффективно работают отечественные банки? /Менеджмент в России и за рубежом 2007 г. №4

    7.     Тальская М. Послезавтра /Эксперт 2006 г. №47



    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.