МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Банковская система Российской Федерации

    Банковская система Российской Федерации

    Содержание

     

    Введение. 2

    Глава 1. История банковской системы России. 4

    Глава 2. Современная банковская система РФ.. 10

    2.1. Правовое положение Центрального банка РФ.. 10

    2.2. Расчетно-кассовый центр Банка России. 22

    Заключение. 36

    Список литературы.. 38


    Введение

    Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую роль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с рыночной экономикой. Осуществляемая в этих странах денежно-кредитная политика является одной из составляющих экономической политики и позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с быстрой корректировкой регулирующих мероприятий, оказывая им оперативную и гибкую поддержку. В связи с этим большой интерес вызывают различные аспекты деятельности центральных банков, являющихся основными проводниками официальной денежно-кредитной политики.

    Организация и деятельность банков регулируются при по­мощи совокупности юридических норм, которые и составляют банковское право. К организации и деятельности кредитных ор­ганизаций имеют применение нормы, регулирующие имущест­венный оборот вообще (в частности, нормы Гражданского ко­декса) и нормы, непосредственной целью которых является урегулирование тех или иных правовых отношений в процессе банковской деятельности. Правовое регулирование банковской деятельностью осуществляется Конституцией РФ федеральными законами «О банках и банковской деятельности», «О Централь­ном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.

    Таким образом, право понимается как совокупность норм права, содержащих предписания, относящиеся к банковской деятельности, т.е. устанавливающих правовое положение самих банков и иных кредитных организаций, регулирующих публич­ные отношения банков, а также их частноправовые отношения с клиентами. Другими словами, банковское право включает нор­мы, в той или иной степени соотносимые с банковской дея­тельностью.

    Отношения коммерческих банков с Центральным банком РФ строятся, как правило, по принципу власти-подчинения (на основе властных предписаний Центрального банка), а отноше­ния банков друг с другом и со своей клиентурой — на юридиче­ском равенстве сторон. При этом действует гражданско-правовой метод.


     Глава 1. История банковской системы России

    Термин «банк» происходит от слова «banka» (итал. — скамья менялы, денежный стол), что означает место, где средневековые менялы-итальянцы раскладывали свои монеты для обмена.

    Первые банки («деловые дома») появились в глубокой древ­ности на Ближнем Востоке. Конечно же, это не были банки в том виде, в каком они существуют сейчас. Однако уже во вре­мена Нововавилонского царства (VII—VI вв. до н.э.) «деловые дома» выполняли многие банковские операции: осуществляли прием и выдачу вкладов, учет векселей, оплату чеков, безналич­ный расчет между вкладчиками, а также некоторые виды кретдитных операций.

    Банковское дело современного типа получило свое развитие в Средние века в Италии, поскольку именно через нее проходило большинство торговых путей, связывавших Европу со стра­нами Востока. В начале XV в. возникли первые банки совре­менного типа: Банк св. Георгия в Генуе, а затем банки в Вене­ции и во Франции (1587 г.). К середине XVII в. банки становят­ся неотъемлемой частью экономики наиболее развитых госу­дарств и сосредоточивают в своих руках практически весь их денежный оборот.

    В России история становления банковской системы началась с указа императрицы Анны Иоанновны «О правилах займа денег из Монетной конторы», подписанного ею 8 января 1733 г. Мо­нетная контора оперировала крайне ограниченными суммами, которые выдавались под залог золота и серебра из расчета 8% годовых сроком на год с правом отсрочки. Возможность пользо­ваться кредитом Монетной конторы имели только придворные. Так, в 1734г. было выдано всего 400 ссуд, в 1735 г. — 5000, в 1743 г. - 150, в 1746 г. - 2000, в 1750 г. - 2870, в 1752 г. - ; 6452 ссуды. Первые банковские учреждения появились в середине XVIII в., причем они были не частными, как в странах Европы, а крупными государственными — Дворянский и Купеческий банки (1754 г.).

    История создания этих двух банков тоже весьма своеобразна. 13 мая 1754 г. указом Елизаветы Петровны был учрежден госу­дарственный Заемный банк, положивший начало государствен­ному ипотечному кредиту для дворянства и товарному кредиту для купечества. В результате Заемный банк в соответствии с указом императрицы оказался как бы состоящим из двух само­стоятельных банков. Первый — Банк для дворянства с контора­ми в Санкт-Петербурге и Москве и второй — Банк для поправ­ления при Санкт-Петербургском порте коммерции. Эти банки и стали вскоре называться один — Дворянским, другой соответст­венно — Коммерческим или Купеческим.

    До середины XIX в. в Российской империи, как и в других европейских странах, в качестве наиболее надежного обеспече­ния кредита рассматривалось недвижимое имущество. Казна­чейство предоставляло средства для выдачи ссуд ипотечным банкам под 6-8% годовых, при частном кредите до 20% и выше.

    Ипотечные банки выдавали ссуды своим клиентам на основе примерной оценки доходов землевладельца как душевладельца, т.е. капитал клиента устанавливался в соответствии с количест­вом принадлежавших ему ревизских душ. Обеспечением ссуды была земля с прикрепленными к ней крестьянами.

    Указом от 21 июля 1758 г. в Санкт-Петербурге и Москве был учрежден Медный банк, или «Банковые конторы вексельного производства для обращения медных денег», задачей которых было привлечение в казну серебряной монеты и содействие об­ращению медных денег в империи. Ссуды Медный банк, полу­чивший из казны для своих операций 2 млн руб. медью, выдавал помещикам и владельцам заводов и фабрик под переводные векселя медной монетой из 6% годовых. Причем ссуда должна была вернуться в банк также медной монетой на 75%. Медный банк, помимо этих операций, выполнял также функции ипотечного банка, т.е. выдавал ссуды под  залог душ. Ликвидирован этот банк был в 1763 г., поскольку не смог вернуть около 3 млн руб., которые раздал в ссуды.

    К сожалению, Медный банк был не единственным банком России, который не смог вернуть розданные ссуды. Это стало своего рода тенденцией, причиной же послужило обеспечение ссуд землей с прикрепленными к ней крестьянами. Даже при очень небольшой процентной ставке на уплату процентов требо­валась сумма, превышающая доходы, которые клиенты банков получали от своих поместий. Землевладельцы в результате не погашали кредит и не платили по нему проценты, конфискация же имений почти не практиковалась.

    С 1770 г. в Российской империи начался прием вкладов с выплатой по ним процентов. Оплата вкладов в государственных кредитных учреждениях производилась из расчета 5% годовых.

    Во второй половине XVIII в. Дворянский банк был преобра­зован в Государственный заемный банк при одновременном уч­реждении Ассигнационного банка с предоставлением ему права выпуска ассигнаций без увеличения металлического покрытия. Это в определенной степени позволило на время решить про­блему постоянных бюджетных дефицитов. Государственный за­емный банк открыл свои операции 11 января 1787 г. и начал выдавать ссуды дворянству под залог населенных имений по 40 руб. за ревизскую душу из расчета 5% годовых и 3% в погаше­ние долга сроком на двадцать лет. В городах банк выдавал ссуды под залог домов и заводов из расчета 4% годовых  и 3% в пога­шение кредита сроком на 22 года. Депозитные операции банк совершал с выплатой 4,5% годовых. 31 мая 1860 г. Государст­венный заемный банк был ликвидирован а его дела переданы Санкт-Петербургской сохранной казне.

    Правление императора Александра характеризовалось тем, что власти страны встали на путь политических и экономиче­ских реформ. Составной частью этих реформ и реорганизации всей банковской системы стало создание Государственного бан­ка, который начал свою деятельность 2 июня 1860 г. В уставе банка было отмечено, что он учрежден «для оживления торго­вых оборотов и для упрочения кредитной системы». Казенные банки, ресурсы которых в значительных объемах использовались

    в виде долгосрочных ссуд Государственному казначейству, ока­зались неплатежеспособными. Не спасло казенную банковскую систему ни расширение эмиссии кредитных билетов, ни выдача вкладов долговыми срочными процентными банковскими обяза­тельствами (непрерывно-доходными банковскими билетами), ни внешние займы. Государственная банковская система практиче­ски рухнула, что и вынудило правительство вступить на путь реформ. Было принято решение о ликвидации казенных кре­дитных учреждений и передаче их средств и обязательств создаваемому Государственному банку.

    Первым  Управляющим  Государст­венного  банка  России  был  назначен барон А.Л. Штиглиц. В соответствии с Уставом  банк являлся  коммерческим банком  краткосрочного  кредита.   Основной капитал банка — 15 млн руб., резервный — 3 млн руб. Государственный банк был подведомственен Министерству  финансов  и  находился   под наблюдением  Совета государственных кредитных установлений. Характерной особенностью    банка было то, что на протяжении 60—80-х гг., ему пришлось заниматься    несвойственной    банкам деятельностью   —  ликвидацией  доре­форменных банков и выкупной операцией, вызванной освобож­дением крестьян 1861 г.

    На ликвидацию дореформенных государственных банков Госбанк с 1861 г. по 1886 г. затратил более 2,5 млн руб. При этом большую часть своих средств Государственный банк вкладывал в государственные и гарантированные ценные бумаги. Кроме того, он выдавал Государственному казначейству кратко и долгосрочные ссуды «на текущие нужды», т.е. авансы железным дорогам, расходы по иностранным вексельным операциям, выдача землевладельцам по выкупной операции наличных денег вместо 5%-ных билетов, огромные средства на русско-турецкую войну и т.д.

    В течении этих 20 лет Государственный банк привлек вклады на сумму свыше 2 млрд руб. Коммерческая же деятельность банка до середины 90-х гг. в основном сводилась к развитию

    торгового кредита, что выражалось почти исключительно в форме учета торговых векселей.

    В 80—90-е гг. основным направлением работы Государствен­ного банка было подготовлено и проведение денежной рефор­мы. Задачей Госбанка в это время было накопление золотого запаса и борьба с колебаниями валютного курса с помощью де­визной политики.

    В начале 1900-х гг. Государственный банк России считался одним из самых крупных и влиятельных европейских кредитных учреждений. Госбанк постоянно поддерживал коэффициент зо­лотого запаса на очень высоком по международным масштабам уровне. И для западных инвесторов это было гарантом сохран­ности их капиталов в России.

    Новый этап в деятельности Госбанка начался после револю­ции 1917 г., в результате чего изменились не только направле­ния его деятельности, но и сама сущность Государственного банка.

    Крупнейшим капиталистическим банком дореволюционной России был Русско-Азиатский банк, имевший 85 отделений в различных регионах страны и 17 зарубежных филиалов. К 1872 г. банковская система России состояла из государственного банка, общественных городских и земельных банков и частных банков долгосрочного и краткосрочного кредитования. Широкое развитие банковской системы было прервано Первой мировой войной и все же к 1914 г. в России насчитывалось 600 кредит­ных учреждений и 1800 отделений банков, делившихся на госу­дарственные, общественные и частные. После Октябрьской ре­волюции 1917 г. банковская сис­тема России в результате нацио­нализации банков была фактиче­ски ликвидирована.

    В Декрете ЦИК от 14 декабря 1917 г. о национализации банков было указано, что он издается «в интересах правильной организа­ции народного хозяйства, в интересах решительного искоренения банковской   спекуляции   и   все­мирного освобождения рабочих, крестьян и всего трудящегося населения от эксплуатации банковским капиталом и в целях образования подлинно служащего интересам народа и беднейших классов единого Народного банка Российской республики" Декрет объявил банковское дело монополией государства и объединил все существовавшие в данный период времени частные акционерные банки и банкирские конторы с Государственным банком, которому были переданы их пассивы и активы. В тече­ние 1918—1919 гг. были ликвидированы все виды дореволюционных кредитных учреждений (земельные и городские банки, общества взаимного кредита). Банковскую деятельность моно­польно осуществлял Государственный банк, переименованный в Народный банк РСФСР. Однако и он декретом СНК от 19 января 1920 г. был упразднен, а его активы и пассивы переданы Бюджетно-расчетному управлению Наркомфина.

    Переход к НЭПу несколько оживил банковскую деятельность. Декрет СНК от 30 июня 1921 г. отменил всякие ограни­чения денежных сумм, которые могли находиться в руках част­ных лиц, а также установил впервые в советском законодатель­стве начало неприкосновенности вкладов и банковской тайны. Но после НЭПа было запрещено вексельное обращение, закры­ты товарные и фондовые биржи. Это надолго прервало естест­венный процесс исторического развития кредитной системы России[1].

    Глубокий экономический, социальный и финансовый кри­зис, охвативший все стороны жизни нашего общества, не мог не отразиться на становлении банковской системы России. Четко организованная банковская система является одним из важней­ших атрибутов рыночной экономики, ее центральным звеном. Расчетные и кредитные правоотношения составляют значитель­ный объем всех хозяйственных отношений между предпринима­телями — физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы. Они являются неотъемле­мым элементом рыночной системы экономики, которая строит­ся на партнерских отношениях, предполагающих взаимный ин­терес и соответственно возмездный характер этих отношений. Расчетные и кредитные отношения осуществляются с участием кредитных организаций (банков).

    Банки в условиях рыночной экономики являются главными звеньями кредитной системы. Банковским законодательством СССР и России 1988—1991 гг. одноуровневая структура банковской системы была преобразована в двухуровневую, включаю­щую Центральный банк Российской Федерации, а также филиа­лы и представительства иностранных банков. Первый уровень — Центральный банк Российской Федерации, второй — коммерче­ские банки.

    В соответствии с законодательством создана сеть коммерче­ских банков: универсальных и специализированных, региональ­ных и отраслевых. Но как и во всех странах с рыночной эконо­микой, Центральный банк РФ является основным звеном бан­ковской системы. В течение 1988—1989 гг. в Российской Феде­рации было создано более 150 коммерческих и кооперативных банков в основном на базе денежных накоплений отдельных отраслей промышленности. По состоянию на 1 июля 1996 г. число коммерческих банков в России составило 2150.

    Но с 1996 г. началось их сокращение. Причем не только за счет снижения темпов роста банков, а в связи с их банкротства­ми, ухудшением финансового положения. При этом особенно резко стало уменьшаться количество паевых, мелких банков и банков с иностранным участием. На 1 октября 1997 г. количест­во коммерческих банков сократилось до 1764.

    В настоящее время в Российской Федерации преобладают мелкие и средние банки. По состоянию на 1 июля 2001 г. в Рос­сии действуют 1261 банк и 1322 кредитные организации. По форме собственности банки делятся на государственные, част­ные, смешанные, в соответствии с организационно-правовой формой — на акционерные (открытого или закрытого типа), паевые, и с дополнительной ответственностью (в Российской Федерации таких банков нет). Основная часть банков сосредото­чена в Центральном районе, причем наибольшее количество — в Москве. В основном преобладают универсальные банки, и прак­тически не развита сеть специализированных банков, в частно­сти ипотечных.

    И все же банковская система Российской Федерации посте­пенно совершенствуется. При этом политика Центрального бан­ка РФ направлена на повышение устойчивости и надежности банковской системы.

    Глава 2. Современная банковская система РФ

    2.1. Правовое положение Центрального банка РФ

    Центральный банк — это банк, возглавляющий банковскую систему страны, имеющий монопольное право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах национальной экономики.

    Банковская система РФ является двухуровневой и включает Центральный банк РФ (Банк России) и кредитные организации.

    При этом кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей дея­тельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции. Кре­дитная организация образуется на основе любой собственности как хозяйственное общество.

    Кредитные организации подразделяются на банки, осущест­вляющие весь спектр банковских операций, и небанковские кредитные организации, имеющие право на проведение отдель­ных банковских операций.

    Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименова­нием.

    Деятельность Центрального банка РФ определяется Консти­туцией РФ, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

    Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются на основе того, что, с одной стороны, ЦБ РФ наделен широкими властными полно­мочиями по управлению денежно-кредитной системой Россий­ской Федерации, а с другой — он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.

    Банк России осуществляет надзор за деятельностью кре­дитных организаций, прини­мает необходимые меры по защите интересов вкладчиков.

    Конституционные основы банковского права выполняют следующие определяющие функции:

    1) программируют банков­скую деятельность, распро­страняя на нее правовой ре­жим предпринимательства и устанавливая свободу пере­движения капитала и финан­совых услуг;

    2) устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников банковских правоотношений, который не может быть ограничен специальными банковскими нормами;

    3) создают базу для единообразного банковского правового регулирования, устанавливая, что правовые основы единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование и дет нежная эмиссия относятся к компетенции Российской Федера­ции.

    Подотчетность Банка России Государственной Думе означает, что назначение на должность и освобождение от должности его Председателя осуществляются Государственной Думой по представлению Президента РФ. Кроме того, Государственная Дума назначает и освобождает от должности членов Совета ди­ректоров Банка России. Банк России представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет и аудиторское за­ключение. Помимо этого Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России и заслуши­вает доклады его Председателя.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.