МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Банковский кризис России 1997 года: причины, результаты и пути преодоления

    3) Надзорные органы (особенно на местах) испытывают острый недостаток квалифицированного персонала. Это объясняется и отсутствием опыта и большим количеством новых направлений работы, неизбежно сопутствующим деятельность государственных органов стран с переходной экономикой, и материальными факторами.

    Кроме того, в России, как и во всем мире, существует проблема объективного противоречия интересов Центрального банка и коммерческих банков. Если Центральный банк заинтересован в развитии и укреплении системы надзора, то коммерческие банки считают, что это мешает успеху их бизнеса. В результате они целенаправленно дезинформируют надзорные органы, а при необходимости через органы государственной власти или средства массовой информации создают помехи работе Центрального банка.


    1.5 Общий вывод о причинах банковского кризиса


    Один из самых лучших способов выяснить, что ждет нашу страну в ближайшей или более отдаленной перспективе - посмотреть на мировой опыт. В период 1995 г. международные сравнения свидетельствуют об уникальности российского опыта развития коммерческих банков. И главная особенность, бросающаяся в глаза - банков в России очень много. Однако число банков мало, что говорит экономисту. Можно использовать, например, средний объем активов, приходящийся на один банк. Иначе говоря, посмотреть, насколько беден или богат средний российский банк по сравнению со своим зарубежным собратом. Если мы возьмем этот показатель, то выяснится, что быстрое развитие российского банковского сектора происходило на довольно зыбкой финансовой основе. Большинство банков в международном масштабе выглядят настоящими карликами (см. Схема 1.5 2).


    Схема 1.5 2


    Банковские законы 1990 г. не создавали систему безопасности банковской системы. Отсутствие системы страхования вкладов, с одной стороны, могло усилить возможность банковских банкротств из-за массового оттока вкладов населения. Неустойчивость банковской системы усиливалось и тем, что банки не формировали у себя специальных резервов, гарантирующих их ликвидность. Лишь с конца 1994 начала 1995 гг. коммерческие банки получили предписания Центрального банка РФ о конкретных отчислениях в резервные фонды в зависимости от деятельности неплатежей по ссудам и степени их обеспеченности.

    В начале и середине 1990 гг. можно было наблюдать и слабую исполнительную дисциплину. Банки закрывались не только по причине отзыва лицензий, они наказывались за целый ряд нарушений. Так, только за пять месяцев в 1994 г. по Москве было оштрафовано 154 коммерческих банка. (см. Рис.1.5 2)


    Рис.1.5 2


    Большинство мелких банков в России были созданы в первой половине 90-х годов инвесторами, рассчитывавшими в условиях высокой инфляции на чрезвычайно высокую доходность, обусловленную общим состоянием экономики. И сегодня возможности дальнейшего роста реальных активов большинства коммерческих банков в России определяется не состоянием какого-либо отдельного сектора, а состоянием экономики в целом. Успешное развитие экономики позволит вырасти и коммерческим банкам, поскольку велика будет потребность в их услугах.

    Такие существенные отличия российской банковской системы говорили о том, что не за горами глобальная ломка сложного кредитного механизма.

    В целом, банковское законодательство, отражавшее противоречивость переходного периода, начальные стадии формирования банковской системы рыночного типа, определяет недостаточность знаний о том, как должна выглядеть эта система, было в известной степени упрощенным, несовершенным. Это вероятно всего был каркас того, что должно было приобрести более законченные формы. Не случайно уже вскоре началась работа по подготовке проекта новых банковских законов.


    2. Адаптация банковской системы


    Любое государство заинтересовано в том, чтобы банковская система была работоспособна, поскольку она играет важнейшую роль в экономике, а процесс создания полноценных банковских институтов намного более длителен, нежели предприятий реального сектора. Вместе с тем, банкротства банков, банковские кризисы создают для государства существенные не только экономические, но и социальные проблемы в силу того, что негативные процессы в банковской системе приводят к потерям частных сбережений. В этой связи традиционно государство играет активную роль в процессе преодоления последствий банковских кризисов, участвуя в качестве организующей силы, предоставляя финансовые ресурсы для решения проблем банковской системы. Кроме того, общеизвестно, что затягивание с проведением необходимых действий по преодолению последствий банковских кризисов только увеличивает конечную величину потерь общества от этих кризисов.

    По опыту многих государств, основными путями выхода из банковского кризиса можно назвать следующие: реструктуризация банковской системы, преодоление кризиса ликвидности и укрепление банковского надзора.


    2.1 Реструктуризация банковской системы


    Под реструктуризацией банковской системы понимается комплекс организационных процедур, который приводит к оздоровлению банковского сообщества, ликвидации и "удалению со сцены" неплатежеспособных банков. Важнейшей задачей надзорных органов в этой связи является скорейшее прекращение деятельности банков, восстановление которых не представляется возможным. Задержка с ликвидационными процедурами может привести к переводу кризиса в вялотекущую фазу, когда неплатежеспособные банки продолжают функционировать, вводя в заблуждение население и предприятия относительно своей жизнеспособности. Такая деятельность, как правило, приводит к растаскиванию относительно хороших активов банка, образованию у него новых убытков, нанесению еще большего ущерба его клиентам.

    Одновременно с проведением ликвидационных процедур государство определяет круг банков, в банкротстве которых оно не заинтересовано (как правило, по социально-политическим причинам), по отношению к которым применяются специальные процедуры реорганизации. Реорганизация таких банков связана с существенным ограничением прав действующих акционеров, вплоть до полного их отстранения от управления банком, и, как правило, принимает форму присоединения проблемных банков к устойчивым.

    Как обстоят дела с реструктуризацией банковской системы в России? Государство, в первую очередь Банк России, не уделяет должного внимания этой проблеме, тем самым, создавая реальную угрозу затягивания кризиса и перехода его в застойные формы.

    Банк России не проводил необходимых специальных проверок не только всех существующих банков, но и крупнейших из них. Такие проверки могли бы выявить реальный масштаб проблем банковской системы, оценить реальную стоимость сохранившихся у банков активов. Насколько известно, источником всех оценок и сводных данных, которыми оперирует Банк России, являются балансы банков и их отчетность, которую они сдают в Банк России. Выше было сказано об объективном противоречии интересов банков и надзорных органов в отношении адекватности банковской отчетности. Полное доверие к данным, предоставляемым банками, может обернуться возникновением новых проблем.

    Активность Банка России в проведении ликвидационных процедур не изменилась по сравнению с докризисным периодом: количество отзываемых лицензий в течение квартала остается достаточно стабильным на протяжении последних двух лет.

    При этом сохраняется проблема последних лет, когда ликвидационные процедуры затягиваются, в результате чего постоянно увеличивается количество "мертвых" банков, лицензия у которых отозвана, но которые не ликвидированы. Отметим при этом, что темпы ликвидационных процедур с начала 1998 г. остаются приблизительно на одном и том же уровне: доля ликвидированных банков в общем объеме банков, у которых была отозвана лицензия устойчиво составляет около 33%.

    Нельзя не обратить внимание на юридическое и технологическое несовершенство ликвидационных процедур, которое позволяет собственникам и менеджерам ликвидируемого банка максимально оттягивать его окончательную гибель. К числу "типовых" шагов по затягиванию процесса ликвидации банков, например, относятся: оспаривание в судах приказов Банка России об отзыве лицензий (это может быть сделано как от имени вкладчиков, утверждающих, что именно из-за отзыва лицензии банк не может рассчитаться с ними, так и от имени самого банка по процедурным вопросам).

    Причем на неблагоприятное для истцов решение суда тут же подается апелляция в вышестоящую судебную инстанцию. Затягивание рассмотрения претензий кредиторов (у крупных банков их число измеряется сотнями и тысячами), что должно быть сделано до суда, препятствовало действиям арбитражного управляющего при формировании конкурсной массы.

    По оценкам Банка России на начало февраля 1999 г. "нецелесообразно оказывать поддержку" 397 банкам, т.е. каждому четвёртому из числа действующих. Из них 149 уже имеют явные признаки банкротства. (см. Рис.2.1 1)

    При существующих темпах отзыва лицензии и ликвидации банков, характеризующих реальную пропускную способность сложившегося бюрократического механизма, для ликвидации такого количества кредитных организаций потребуется 3-4 года.


    Рис.2.1 1


    Таким образом, становится очевидным, что скорость оценки платежеспособности банков и организационных процедур по отзыву лицензий у неплатежеспособных банков в Банке России не соответствуют требованиям времени.

    Если же к этой медлительности добавить постоянную готовность арбитражных судов принимать к рассмотрению иски к Банку России о неправомерности его действий по отзыву банковских лицензий и достаточно часто удовлетворять их, пусть хотя бы только на первых стадиях рассмотрения, в низовых судах, то становится очевидной вся слабость государственных структур в решении этой важнейшей задачи.

    До настоящего времени в российском законодательстве отсутствуют нормы, позволяющие отстранять владельцев банков от управления ими в случае резкого ухудшения платежеспособности и финансовой устойчивости банков. В отсутствии таких законодательных норм Банку России остается уповать на согласие владельцев банков на проведение с проблемными банками реорганизационных процедур. Но опыт 1998 г. показывает, что желающих на такое "ущемление" своих прав в России нет. Нам представляется, что в такой ситуации Банк России мог бы воспользоваться методами принуждения, основанными на тех положениях законодательства, которые требуют уменьшения величины уставного капитала в случае, когда объем собственных средств акционерного общества оказывается ниже величины уставного капитала. Для многих банков такая процедура привела бы к резкому снижению размера и уставного капитала и банковского капитала, что сделало бы продолжение работы таких банков практически невозможной без нарушения всех установленных надзорных нормативов.

    До настоящего времени Банком России не утверждены принципы и правила проведения реорганизационных процедур в отношении проблемных банков. Те нормы, которые были утверждены в докризисный период, безусловно, могут быть применены, но совершенно очевидно, что они не в полной мере адекватны тем проблемам, которые возникли в последнее время.

    Ни Правительство, ни Банк России до настоящего времени не определили в явной форме перечень банков, банкротство и ликвидация которых нежелательны для государства. В Программе реструктуризации банковской системы (март 1999), представленной в Правительство, Банк России предлагает поддержать 79 региональных банков. Но, похоже, ни Банк России, ни Правительство не имеют четких критериев определения таких банков. Более того, в указанном документе предлагается в качестве главного аргумента для "отбора" банков, обреченных на выживание, использовать мнение региональных властей. Совершенно очевидно, что в нынешней ситуации такими банками станут те, которые имеют наилучшие отношения с властями.


    2.2 Укрепление банковского надзора


    Начиная с 1995 г., Банком России постепенно создавалась нормативная база банковского надзора, основанная на новой редакции законов "О Центральном банке Российской Федерации" и "О банках и банковской деятельности". В практику вошли нормативы, принятые в качестве эталонных Базельским комитетом, были ужесточены требования к созданию новых банков, повышены требования к размеру капиталов существующих банков. Был введен в действие новые План счетов, Правила бухгалтерского учета в кредитных организациях, формы статистической отчетности банков которые позволили сделать информацию о деятельности банков более полной и адекватной, чем ранее.

    В то же время, развитие банковского кризиса летом 1998 года наглядно продемонстрировало, что Банк России скорее следовал в своих действиях за событиями, нежели мог их предвидеть и предотвращать. Стало очевидно, что и законодательная основа и нормативно-методологические документы Банка России, регламентирующие процедуры и правила банковского надзора, требуют своей существенной доработки в сложившихся условиях.

    Следует признать, что ключевую роль в процессе торможения совершенствования банковского законодательства в России играет Государственная Дума. Благодаря "усилиям" депутатов банковская система России встретила банковский кризис без закона о гарантировании вкладов населения, работа над которым застряла более чем на два года внутри профильного комитета. По мнению большинства экспертов, отсутствие такого закона в странах с развивающимся рынками, является стимулирующим фактором в развитии банковских кризисов, подталкивающим население изымать свои вклады из всех банков подряд в случае банкротства одного.

    Неоднократные попытки Банка России внести изменения в законодательство, определяющие принципы реструктуризации кредитных организаций, позволяющие отстранять собственников банков от процесса управления в случае потери банком финансовой устойчивости, без рассмотрения отменялось депутатами. Закон о банкротстве кредитных организаций, благодаря "принципиальной" позиции депутатов и Администрации Президента, более двух лет проходил через заседания и рассмотрения и окончательно устарел к моменту своего вступления в действие.

    Ослабление позиций Банка России в результате политического и финансового кризиса летом-осенью 1998 г. привело к тому, что проблема укрепления банковского надзора вылилась в обсуждениях депутатов в проблему передачи функций банковского надзора от Банка России иному, пока не существующему государственному органу.

    Однако и действия Банка России не позволяют утверждать, что он ставит перед собой задачу повышения качества банковского надзора в России. До настоящего времени практически никаких изменений не претерпела нормативно-методологическая база банковского надзора, которая оказалась не совсем адекватной требованиям времени и в более спокойные и благополучные времена.

    Пожалуй, единственным важным и правильным решением Банка России является разрешение банкам переоформлять свою задолженность перед кредиторами в участие кредиторов в капитале банка, причем такое переоформление (согласно документу) может происходить достаточно быстро. Такая норма является общепринятым способом урегулирования отношений банков со своими кредиторами, и ее применение в России может помочь ряду банков упрочить свои позиции на переговорах, как с резидентами, так и с нерезидентами.


    2.3 Преодоление кризиса ликвидности


    Наиболее ярким и болезненным проявлением банковских кризисов является кризис ликвидности, который выражается в неспособности банковской системы бесперебойно осуществлять одну из своих важнейших функций - расчеты между экономическими агентами. Причинами утраты такой способности могут выступать, например, потеря значительной части ликвидных ресурсов в результате массового изъятия населением своих депозитов, резкий отток капитала из страны, утрата доверия к национальной валюте и перевод ликвидных средств предприятиями и населением в иностранную валюту, разрушение межбанковских связей и межбанковского кредитного рынка.

    С точки зрения интересов всей экономики сбои в работе расчетной системы должны быть преодолены как можно быстрее, поскольку их неустранение приводит к нарушению всех экономических связей в обществе, к дестабилизации экономической жизни. Поэтому, обычно усилия государства, в первую очередь, сосредотачиваются на этом направлении тем более, что с организационной точки зрения преодоление кризиса ликвидности является наиболее легкой для решения задачей. Для ее быстрого решения существует один-единственный инструмент - предоставление центральным банком дополнительной ликвидности банковской системе.

    Вместе с тем, кризисы ликвидности, как правило, не носят долгосрочного характера, в связи с чем перед центральными банками вскоре встает задача изъятия избыточной ликвидности с целью недопущения негативных процессов в динамике внутренних цен или обменного курса национальной валюты.

    Для преодоления кризиса ликвидности до 17 августа 1998 г. Банк России сначала использовал, в основном, организационные мероприятия (восстановление механизма клиринга при осуществлении расчетов в Московском регионе). Предоставление дополнительной ликвидности банковской системе, несомненно, было использовано исключительно на приобретение валютных активов.

    После 17 августа Банк России предпринял несколько действий, которые позволили предоставить необходимую ликвидность банковской системе и преодолеть к концу октября 1998 г. кризис ликвидности банковской системы:

    были снижены резервные требования для банков. С 1 сентября 1998 г. была введена дифференциация нормативов в зависимости от удельного веса вложений банков в государственные ценные бумаги в работающих активах, а с 1 декабря 1998 г. эта дифференциация была отменена, но величина самого норматива была снижена с 10% до 5%.

    банкам было разрешено использовать значительную часть обязательных резервов для осуществления первоочередных платежей при проведении Банком России специальных расчетных процедур по так называемой "расшивке" неплатежей (3 сеанса: 18 сентября, 25 сентября и 2 октября 1998 г). В целом, за счет снижения норм резервирования за август-октябрь банковская система получила около 17 млрд. руб., использование фиксированного курса рубля при расчёте объема привлеченных ресурсов для определения сумм обязательных резервов дало банкам "экономию" примерно в 10 млрд. руб.

    ряду банков (в первую очередь, Сбербанку) были предоставлены кредиты для своевременного исполнения обязательств перед вкладчиками, сумма которых достигала 15 млрд. руб.

    после принятия Банком России решения о переводе вкладов населения из крупнейших банков в Сбербанк существенно снизилось давление населения на банки, в результате чего несколько ослаб отток средств из банков.

    резкая девальвация рубля и отказ Банка России от его поддержания привели к тому, что, начиная с середины сентября, банки начали активно продавать иностранную валюту Банку России, получая необходимую рублевую ликвидность. По средним оценкам, с середины сентября до конца октября Банк России купил на валютном рынке около 2 млрд. долларов, что означает, что банковская система получила за это время более 30 млрд. руб.

    Таким образом, системный кризис ликвидности был достаточно быстро преодолен, однако, Банку России не в полной мере удалось реализовать вторую часть программы необходимых действий в этом направлении и избежать негативных последствий с точки зрения роста цен и падения курса рубля.

    Начиная с конца сентября 1998 г., Банк России начал активно кредитовать Правительство, отдельные банки, что привело к избыточному всплеску ликвидности в банковскую систему. Эта избыточность выразилась в накапливании огромных рублевых средств у банковской системы (до 20 млрд. руб. в отдельные моменты), которые не находили своего применения и были размещены на депозитах в Банке России, в повышенном росте цен в конце 1998 г. и в снижении курса рубля более чем 50% к концу первого квартала 1999 г. по сравнению с началом ноября 1998 г.


    Заключение


    В процессе написания данной курсовой работы я пришла к следующим выводам.

    Под банковским кризисом традиционно понимается устойчивая неспособность значительного числа банков выполнять свои обязательства перед контрагентами, которая выражается в виде нарушения условий расчетно-кассового обслуживания, обязательств перед вкладчиками, держателями банковских обязательств, в банкротстве и ликвидации банковских учреждений. Чем большая часть существующих банков охвачено кризисом, тем, естественно, он имеет более серьезные экономические последствия. Если же серьезные трудности начинают испытывать банки, осуществляющие наибольшие объемы основных банковских операций, то кризис можно считать системным, то есть угрожающим существованию всей банковской системы. Банковский кризис в России в 1997 г. являлся именно системным.

    Причинами к началу банковского кризиса в России послужили:

    отсутствие системы безопасности банковской системы;

    крайне низкая исполнительная дисциплина банков;

    формирование банковского сектора на неустойчивой финансовой основе;

    наличие противоречий между Банком России и коммерческими банками;

    отсутствие достаточного опыта у органов банковского надзора.

    В силу вышеперечисленных причин, это привело к снижению ликвидности большинства российских банков, в том числе и крупнейших. За чем и последовало ухудшение банковской системы.

    Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что главные причины российского банковского кризиса лежат внутри самой системы. Проблемы российских банков в значительной мере обусловлены недостатками в управлении активами, недооценкой рисков банковской деятельности и излишним переплетением интересов собственников и менеджеров банков. Макроэкономические факторы в такой ситуации лишь сыграли роль детонатора и ускорили внешнее проявление внутренних проблем.

    В целом такие наиболее острые формы банковского кризиса как кризис ликвидности и платежей, кризис оттока средств клиентов были преодолены к концу 1998 года. Однако это не означает, что банковский кризис завершился. В настоящее время российская банковская система находится в состоянии стагнации. Кризис не преодолен, а приобретает латентный, скрытый характер, что проявляется в сохранении большого числа банков - фактических банкротов.

    Из всего вышеизложенного следует, что для развития экономики и банковской системы в России необходим устойчивый рост инвестиций в реальный сектор. Если же государственным структурам и банковской системе не удастся извлечь уроки из кризиса 1998 г., то российские банки имеют все шансы столкнуться в недалеком будущем с "классическим" кризисом плохих долгов.


    Список используемой литературы


    1.                 Дмитриев М.Э. Травин Д.Я. Российские банки: на исходе золотого века. - СПб.: 1996. - 144 с.

    2.                 Банковское дело: Учебник/под ред.О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 576 с.

    3.                 Масленников В.В., Соколов Ю.А. Национальная банковская система: Научное издание: Москва, ТД "Элит - 2000", 2002. - 256 с.

    4.                 Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов/Е.Ф. Жуков, Н.М. Зеленкова, Л.Т. Литвиненко/Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005. - 703 с.

    5.                 Экономика: Учебник/Под ред. доц.А.С. Булатова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 1999. - 816 с.

    6.                 Мишкин Фредерик. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учебное пособие для вузов/Пер. с англ. Д.В. Виноградова под ред. М.Е. Дорошенко. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 820 с.

    7.                 Финансы, деньги, кредит: Учебник/Под ред. О.В. Соколовой. - М.: Юристъ, 2000. - 784 с.

    8.                 Иллюстрированный материал: независимая аналитическая группа "Центр развития" [Электронный ресурс] >http // www.centreofdevelopment.ru.



    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.