Банковский менеджмент: содержание и принципы на примере Сберегательного Банка Российской Федерации
Банковский менеджмент: содержание и принципы на примере Сберегательного Банка Российской Федерации
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Содержание банковского менеджмента
1.1
Планирование
деятельности банка
1.2
Анализ
деятельности банка
1.3
Регулирование и
контроль деятельности банка
2. Принципы банковского менеджмента
3. Планирование деятельности
Сберегательного Банка Российской Федерации
4. Анализ деятельности Сберегательного
Банка Российской Федерации
5. Регулирование и контроль деятельности
Сберегательного Банка Российской Федерации
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
В
условиях рыночной экономики компания, корпорация, предприятие любой сферы
деятельности, в том числе банковской, требует управления. Управление, или
менеджмент, предполагает учет колебаний рыночной конъюнктуры, обеспечение
конкурентоспособности, стремление к эффективной, рентабельной, социально
ориентированной деятельности. Трактовки термина "банковский менеджмент"
различны. Чаще всего его понимают как управление банком в условиях рыночной
экономики. Научное определение трактует банковский менеджмент как теоретические
и методические основы управления конкретной сферой деятельности – банковской
деятельностью [3, с. 6].
Рыночная
экономика немыслима без банковского менеджмента, основанного на реальной
конкуренции на финансовом рынке между кредитными учреждениями, замене
государственного финансирования предприятий, ведущего к инфляции, рыночным
механизмом кредитования конкретных инвестиционных проектов и бизнес-планов,
ориентированных на создание новой товарной массы.
Банковская
деятельность представляет собой специфичную сферу бизнеса, определяющую
особенности мышления и поведения занятых в нем работников, что неизбежно
отражается на содержании банковского менеджмента. Сберегательный
банк Российской Федерации, старейший банк страны, является бесспорным лидером
российской банковской системы, основой ее стабильности и надежности. Обладая
наиболее развитой филиальной сетью, он осуществляет операции на территории всей
страны, предоставляет услуги подавляющей части населения России, осуществляет
кредитование реального сектора экономики, в том числе инвестиционных проектов,
принимает участие в реализации государственных программ.
Данная работа является
актуальной, так как посвящена проблемам, исследованию перспективных направлений
дальнейшего развития менеджмента Сберегательного Банка Российской Федерации. В современных условиях, когда на
рынке капиталов существует конкуренция за привлечение денежных ресурсов и сферу
их вложений, проблема управления банком, т.е. выбор и осуществление методов
банковского менеджмента чрезвычайно актуальна.
Целью данной работы
является изучение уровня организации менеджмента Сберегательного Банка
Российской Федерации в настоящее время. Разработка данной цели требует
постановки следующих задач:
1.
изучить теоретические
основы банковского менеджмента;
2.
рассмотреть содержание
и принципы банковского менеджмента;
3.
осветить значение
и особенности организации банковского менеджмента на примере Сбербанка РФ.
Объектом исследования
является Сберегательный Банк Российской Федерации.
Предмет исследования – современный
уровень организации банковского менеджмента.
В работе рассматриваются аналитические
данные финансового положения Сбербанка РФ по справочным данным банка.
Состав работы:
представленная контрольная работа содержит 30 страниц печатного текста, 4
рисунок, 11 источников литературы.
1. СОДЕРЖАНИЕ БАНКОВСКОГО
МЕНЕДЖМЕНТА
Банковский менеджмент –
научная система управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской
сфере. Он базируется на научных методах управления, конкретизированных
практикой ведения банковского дела [5, с. 4].
Банк – кредитная организация, которая
имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские
операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц,
размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях
возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов
физических и юридических лиц [1, ст.1].
Банк
представляет собой, прежде всего, общественный институт, в котором
сосредоточены денежные вклады множества кредиторов, поэтому банковский бизнес
ориентируется не только на получение прибыли, но и на обеспечение сохранности
взятых взаймы денежных средств, т.е. на надежность и доверие вкладчиков.
Менеджмент
банка характеризуется эффективностью организации и руководства банком в
постоянно изменяющихся условиях. Менеджмент является важным инструментом
устойчивости банка, его неуязвимости при любых внешних потрясениях.
Содержание банковского
менеджмента с точки зрения управления складывается из планирования, анализа,
регулирования и контроля [3, с. 10].
1.1
Планирование
деятельности банка
Планирование дает
возможность руководству банка определить параметры развития банка, определить
цели, масштабы и потенциальные результаты его деятельности с учетом возможных
источников и затрат.
Как правило, процесс
планирования включает разработку перспективных (долгосрочных) и текущих
(краткосрочных) планов-прогнозов, позволяющих определить [3, с. 11]:
·
цели, задачи,
стратегию и тактику развития банка, а также меры по их реализации;
·
условия и
границы, в которых должен осуществлять свою деятельность банк и его персонал;
·
новые сферы
деятельности банка с учетом конкуренции на банковском рынке;
·
конечные
результаты деятельности.
Одним из инструментов
планирования и контроля деятельности банка являются специальные документы,
утверждаемые высшим органом банка (его правлением). Назначение этих документов
состоит в том, чтобы обеспечить коллективу банка понимание общих задач,
стратегии и тактики их выполнения, а также ресурсов, имеющихся в распоряжении. Процесс
финансового планирования начинается с определения будущего уровня постоянных
расходов, в связи с тем, что постоянные издержки в банковской деятельности
составляют основную долю валовых расходов, их детальное планирование принимает
особе значение. Постоянные расходы коммерческого банка в течение определенного
периода подлежат финансированию даже в том случае, если банк заметно сократил свою
активность в силу рыночных условий или внеэкономических обстоятельств. Именно
от их уровня зависит, сколько потребуется получить доходов, чтобы обеспечить
хотя бы безубыточный финансовый результат [6, с. 28].
Результатом планирования
является разработка бизнес-плана, а также оперативных планов по отдельным
направлениям (кредитная, инвестиционная, депозитная, процентная, кадровая и др.
политика) [5, с. 5].
Кроме того, планирование
дает возможность координировать все стороны деятельности банка через различные
сводные показатели.
1.2
Анализ
деятельности банка
Менеджмент любого
коммерческого банка не может быть действенным без анализа достигнутых результатов
и оценки деятельности коммерческого банка на том или ином этапе за тот или иной
период, без чего невозможно принять объективное окончательное решение о
стратегии дальнейшего развития банка [7, с. 2].
Анализ, применяемый в
банковском менеджменте, направлен, как правило, на сравнение фактических
достигнутых результатов с прогнозируемыми, а также с результатами истекших
прогнозов и результатами лучших банков.
Главными
направлениями анализа, проводимого банком, является оценка [3, с. 11]:
·
Развития объемных
показателей: активов, пассивов (особенно депозитов), собственного капитала,
кредитов и прибыли;
·
Ресурсной базы,
включая объем, структуру и основные тенденции развития собственного капитала,
депозитов и межбанковского кредитования;
·
Состояния активов,
включая их объем, структуру и основные тенденции развития (кредиты, инвестиции,
недвижимость);
·
Ликвидность
банка, включая в расчет ее коэффициентов, выявление факторов, влияющих на
ликвидность, определение степени сбалансированности активов и пассивов по
срокам и суммам (размерам);
·
Доходность банка
на основе анализа данных баланса и отчета о прибылях и убытках, расчетов систем
количественных и качественных показателей, которые характеризуют доходность и
прибыльность банка, а так же эффективность использования активов;
·
Деятельность
банков-партнеров, позволяющих установить лимиты их кредитования.
Наряду с этим банк
анализирует и оценивает кредитный портфель ценных бумаг, кредитоспособность
заемщиков, достаточность капитала, процентную маржу и прибыльность отдельных
операций. Результаты анализа используются его руководством для разработки стратегии
и политики, как в целом, так и по отдельным сферам деятельности.
1.3 Регулирование и
контроль деятельности банка
Помимо аналитической
стороны в банковском менеджменте широко используется регулирование и контроль
деятельности банка.
Регулирование в основном
обусловлено наличием государственного надзора за банковской деятельностью,
который, в частности, включает требования по лицензированию банков, ограничению
сфер их деятельности, обеспечению достаточности капитала и ликвидности,
формированию обязательных резервов и страхованию банковских вкладов. Поэтому
внутрибанковское регулирование в первую очередь направлено на соблюдение
требований и нормативов, устанавливаемых центральным банком страны.
Наряду с этим могут быть и
собственные направления внутрибанковского регулирования, в частности [3, с.
12]:
·
Совершенствование
организационной структуры банка;
·
Подготовка новых
и совершенствование действующих инструктивных и методических материалов,
процедур принятия решений, в совокупности повышающих эффективность деятельности
банка;
·
Корректировка
целей, приоритетов и методов банковской стратегии и тактики (политики);
·
Принятие
конкретных мер по ограничению объемов рисков по отдельным видам операций и
созданию системы защиты от рисков;
·
Совершенствование
кадровой политики, включая обучение персонала и внутреннего контроля за ним;
·
Проведение
мероприятий по изменению объемов и структуры кредитного, депозитного и инвестиционного
портфелей;
·
Изменение объемов
и структуры собственного капитала, а так же объемов резервного фонда.
В свою очередь, контроль
в банке разделяется на внешний, связанный с контролем центрального банка и
внешних аудиторских компаний, и внутренний, который обычно осуществляется
советом директоров банка или менеджерами, назначенными руководством банка и
наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего контроля.
Главная цель
внутрибанковского контроля – защита интересов инвесторов, самих банков и их
клиентов посредством организации оперативной системы обнаружения отклонений от
выполнения действующего законодательства, нормативных актов центрального банка
и внутрибанковских инструкций. Внутрибанковский контроль позволяет банку
обнаружить, а затем и устранить отрицательные тенденции и недостатки в своей
деятельности.
2. ПРИНЦИПЫ
БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
В последнее время тема
совершенствования управления, в том числе и в банковской системе, необычайно
актуальна. Ее важность для большинства российских банков не вызывает сомнения в
свете последних международных скандалов с неожиданным банкротством крупных и
преуспевающих компаний.
Корпоративное управление
направлено, прежде всего, на повышение стоимости компании и контроля за
соблюдением руководством интересов ее акционеров и инвесторов. Другими словами,
корпоративное управление, прежде всего, направлено на взаимодействие между
собственниками и руководящим звеном. Эффективная система корпоративного
управления позволяет достигнуть увеличения стоимости компании, снижения
стоимости привлечения капитала, а также финансовых, операционных и
бизнес-рисков, повышения устойчивости компании к изменениям внешних условий.
Эффективность
управления имеет фундаментальное значение для любого субъекта экономических отношений,
но особенно велика ее роль в механизме функционирования банков, поскольку в
характерных для их деятельности условиях повышенного риска любая управленческая
ошибка неизбежно ведет к крупным потерям, снижению ликвидности, утрате
платежеспособности [8, с. 27].
В основу банковского менеджмента – управления банком в условиях
рыночной экономики – положены следующие принципы [3, с. 17]:
·
Ориентация
банка на спрос и потребности рынка и запросы клиентов, создание банковских
продуктов и услуг, которые пользуются спросом и могут принести банку
планируемую норму прибыли;
·
Постоянное
стремление к повышению эффективности банковской деятельности, уменьшению
издержек и получению оптимальных финансовых результатов;
·
Корректировка
целей, задач, программ банка исходя из состояния рынка (кредитного,
депозитного, процентного, рынка ценных бумаг);
·
Учет
результирующих показателей деятельности банка и его отделений (филиалов);
·
Использование
современных информационных технологий (компьютерных сетей, терминалов связи с валютной
и фондовой биржами, другими кредитно-финансовыми институтами) с целью принятия
оптимальных решений;
·
Рациональный
подбор персонала и его эффективное использование.
Под банковской деятельностью понимают организацию технологической
цепочки банковского цикла (пассивные и активные операции, финансовые услуги),
обеспечение технологического процесса деятельности банка всеми необходимыми
ресурсами.
Банковская деятельность включает:
·
Разработку
и совершенствование банковских технологий;
·
Обеспечение
высокого качества продуктов и услуг;
·
Проведение
банковских операций и всех видов расчетов;
·
Техническое
обслуживание операций, материально-техническое снабжение банковской
деятельности;
·
Обеспечение
высококвалифицированным персоналом;
·
Поддержание
стабильности и ликвидности банка.
Современные условия осуществления банковской деятельности требуют
от банка такого стиля управления, который предусматривает постоянный поиск
новых возможностей, а так же умение привлекать и использовать средства из
различных источников для решения стратегических задач, добиваться повышения
эффективности и максимальных результатов при минимальных затратах.
Конкретные цели
деятельности банка могут быть ближними и на дальнюю перспективу. Управление
банком путем определения целей (management by objectives) производится с учетом оценки
потенциальных возможностей банка и его обеспеченности соответствующими
ресурсами. Банк определяет цели общие и специфические. Общие — это общая
концепция развития банка в целом, специфические — разработка задач по основным
видам деятельности в рамках общих целей.
Принципы
внутрибанковского управления [3, с. 19–20]:
·
Принцип
централизации означает, что основные стратегические цели в банковской политике
формируются в высшем звене управления, т.е. в Правлении и Совете директоров.
·
Принцип
децентрализации означает, что отдельные конкретные цели и элементы политики
разрабатываются на уровне отделов или департаментов банков.
·
Принцип сочетания
централизации и децентрализации содержит в себе разграничение полномочий между
высшим и средним звеньями во внутрибанковском управлении.
·
Принцип
ориентации на долгосрочные цели развития означает, что внутрибанковское
управление должно ориентироваться на длительную перспективу, и цели его должны
носить долгосрочный характер, т.е. на несколько лет вперед.
·
Демократизация
управления представляет собой участие персонала банка в высшем звене управления
путем подготовки рекомендаций в выработке целей и стратегии их достижения.
В настоящее время в
России управление в банках осуществляется на основе традиционных методов,
обладающих рядом недостатков [10, с. 39]. Одной из основных причин преобладания
традиционного подхода и одновременно факторов, усиливающим негативные
проявления этого подхода является низкий уровень корпоративной ответственности отечественных
банков перед своими сотрудниками, вкладчиками, банковскими сообществом и
обществом в целом. Руководителя тех немногих отечественных организаций, которые
заявляют о своей корпоративной ответственности, понимают ее ограниченно, в
основном как необходимость своевременной уплаты налогов, участие в
благотворительных программах.
Страницы: 1, 2
|