МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Банковское регулирование на примере ОАО "АК БАРС"-банка

    Сущность центрального банка – не в придании ему титула  « предприятия» как одного из множества других экономических субъектов, а в специфике того, что он производит.  Продукт центрального банка является результатом его деятельности, результатом, во-первых, коллективного труда персонала банка как целого, а не отдельного его служащего. Результат этой деятельности, во-вторых, отображает раз­нообразие направлений функционирования центрального банка. При этом важно иметь в виду, что при раскрытии сущ­ности центрального банка необходимо рассматривать его деятельность на макроуровне, по отношению к экономике в целом. Известно, что отдельные его операции (подробнее об этом см. главу 4 настоящего издания) могут вообще в определенный период времени им не проводиться, однако от этого он не перестает быть банком. Раскрытие сущности банка требует анализа совокупности банковских операций, осуществляемых на протяжении длительного истори­ческого развития. Центральный банк —  особое, другое экономическое образование, которое выполняет иные задачи, отли­чающие его от коммерческих банков. Конечно, деятельности центрального банка присущи  свои особенности. Отрицать это было бы бессмысленно. Вместе с тем его деятельность, обладая бесспорными особенностями, тем не менее основана на банковском деле, деятельности банков как таковых. Центральный банк — это особый вид банка, а не отдельная новая конструкция, имеющая обособленную сущность. 

    Как любой коммерческий банк центральный банк  выполняет ряд основополагающих операций, конституирующих суть банка как такового. С позиции общей теории     банк на протяжении длительного исторического развития          становился таковым вследствие закрепления за ним денежно -кредитных операций, составляющих основу его экономического оборота. Так же как и любой банк, он может осу­ществлять кредитование, производить расчеты, принимать к хранение денежные средства других экономических объектов, эмитировать платежные средства. Основа деятельности банка как такового заключена в выполнении именно этих денежно-кредитных операций. Эти виды дея­тельности являются главными. Известно, что соотношение, структура операций в общем  балансе банков может быть различной. Банк, к примеру, на определенном этапе может не принимать вклады физических лиц или не открывать своим сотрудникам счета в своих подразделениях, свести к минимуму выдачу новых кредитов, от этого, однако, он не перестает быть банком. Здесь  важен общий итог: в балансе банка денежно-кредит­ные операции составляют основу его хозяйственного обо­рота.

            

    § 2. Методы регулирования банковской деятельности

     

    Воздействие Центробанка на деятельность коммерческих банков может осуществляться методами, носящими как сугубо экономический ( т.е. косвенный ), так и экономико-административный ( прямой ).

    Кредитное регулирование,  включает совокупность методов, выбор которых зависит от объекта и цели регулирования, а также от степени зрелости рыночных отношений. В процессе воздействия на работу коммерческих банков объектом регулирования Центробанка становятся определенные макроэкономические характеристики использования кредита, позволяющие, с одной стороны, влиять на экономику в целом, а с другой, - обеспечивать ликвидность банковской системы.

    Помимо разбивки методов банковского регулирования на прямые и косвенные различают также общие и  селективные способы осуществления денежно-кредитной политики центральных банков. Общие методы, являясь преимущественно косвенными, касаются кредитного рынка в целом. Селективные направлены на конкретные виды кредита. Их назначение связано с расширением частных задач ( скажем, ограничение выдачи некоторым банкам ссуд или выдачи отдельных видов последних ).

    Селективные методы относятся к прямым способам регулирования деятельности коммерческих банков, а основное внимание при рассмотрении указанного выше второго направления экономического воздействия Центробанка  имеет смысл уделить общим методам. Наиболее популярные из них, применяемые в зарубежной банковской практике:

    ­учетная ( дисконтная ) политика;

    ­операции на открытом рынке;

    ­изменение норм обязательных резервов банков.

    Эти методы используются и в практике деятельности ЦБР. Различаются методы и инструменты денежно-кредитной политики.

    Методы денежно-кредитной политики - это способы воздействия на ориен­тиры денежно-кредитной политики, осуществляемые посредством применения определенных инструментов денежно-кредитной политики.

    Методы денежно-кредитной политики подразделяются на административ­ные и экономические. К административным методам денежно-кредитной полити­ки относятся:

    - лимитирование уровня процентных ставок по кредитам;

    - ограничение объема кредитов, выдаваемых кредитным организациям;

    - селективная кредитная политика, реализуемая посредством:

    а)  установления количественных параметров на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли экономики;

    б) создания специализированных кредитных организаций, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам;

    - портфельные ограничения, предполагающие вменение кредитным органи­зациям в обязанность приобретение государственных ценных бумаг;

    - валютные ограничения, включающие:

    а)  продажу части валютной выручки центральному банку по официальному курсу;

    б) лицензирование продажи иностранной валюты импортерам;

    в)  ограничение операций кредитных организаций по купле-продаже валюты на внутреннем рынке и др.

    К экономическим методам денежно-кредитной политики Банка России

    от­носятся:

    -нормативные методы, осуществляемые путем использования таких инст­рументов, как:

               а)     отчисления в фонд обязательных резервов;

    б) коэффициенты и нормативы, устанавливаемые для кредитных организаций;

    - корректирующие методы, осуществляемые путем использования следую­щих инструментов денежно-кредитной политики:

    а)  процентные ставки:

    б) операции на открытом рынке:

    в)  валютные интервенции и др.

    Применяемые Банком России инструменты денежно-кредитной политики имеют критерии эффективности. К числу таких критериев относятся:

    - гибкость, т.е. возможность маневра в процессе применения данного инст­румента;

    - возвратность, т.е. возможность проведения обратной операции;

    - скорость;

    - соответствие получаемых результатов поставленным целям.

    Инструменты денежно-кредитной политики - это тесно связанные с целе­выми ориентирами денежно-кредитной политики показатели, находящиеся в сфе­ре воздействия Банка России как органа денежно-кредитного регулирования, ве­личина которых может быть достаточно быстро скорректирована.

    Использование инструментов денежно-кредитной политики, их результа­тивность отражает направленность деятельности государства на экономическую ситуацию в стране. К сожалению, эффективность денежно-кредитной политики не всегда находится в зависимости от применяемых инструментов. Например, снижение ставки рефинансирования в настоящее время не способствует сниже­нию ставок по кредитам. Поэтому можно прийти к выводу, что денежно-кредитная политика лишь косвенно оказывает влияние на социально-экономи­ческое положение страны. Тем не менее, для достижения определенных целей экономической политики Центральный банк Российской Федерации применяет те инструменты денежно-кредитного регулирования, которые будут более способст­вовать созданию благоприятной ситуации.

    В настоящее время Центральный банк Российской Федерации применяет три основных инструмента денежно-кредитной политики: курсовую политику, ограничения с помощью операций на открытом рынке денежного предложения, установление краткосрочных процентных ставок по операциям Банка России. Со­гласно федеральному закону «О Центральном Банке ...» [2, ст. 35] инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

    1)   процентные ставки по операциям Банка России;

    2)   нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России

    ре­зервные требования);

    3)   операции на открытом рынке;

    4)   рефинансирование кредитных организаций;

    5)   валютные интервенции;

    6)   установление ориентиров роста денежной массы;

    7)   прямые количественные ограничения;

    8)   эмиссия облигаций от своего имени.


     

    § 3. Организационно ­ экономические основы регулирования банковской деятельности

     

    Основу регулирования банковской деятельности составляют  инструменты  денежной политики: процентные ставки, операции на открытом рынке, установление нормы обязательного резерва для коммерческих банков, валютная политика, прямые количественные ограничения для кредитных организаций, установление ориентиров роста денежной массы.  

    Процентные – ставки   Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить про­центную политику без фиксации процентной ставки [2, ст. 37]. Процентные став­ки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк Рос­сии осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

    Повышая или понижая процентные ставки, Центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уро­вень рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валют­ного курса. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиле­ния инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям ком­мерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удоро­жание кредита, и наоборот. Вместе с тем для повышения влияния денежно-кредитной политики в обеспечении развития экономики требуется расширение роли банковского кредита в удовлетворении спроса на деньги, что позволит при­дать процентным ставкам более значимые функции в регулировании экономиче­ской деятельности.

    Регулирование процентных ставок по собственным операциям Банка России является одним из важных инструментов денежно-кредитной политики, способ­ствующих достижению ее основной цели. В условиях меняющейся внешнеэконо­мической конъюнктуры важной задачей процентной политики будет сглаживание дисбаланса между процентными ставками по активам, номинированным в нацио­нальной и иностранной валютах, что должно предотвращать дополнительный приток или отток капитала при различных тенденциях в платежном балансе и удерживать стоимость кредитных ресурсов на доступном для реального сектора уровне.

    В рамках реализации вариантов социально-экономического развития,  характеризуемых возможностью роста свободной ликвидности, роль процентных ставок будет ограничена при сохраняющемся режиме управляемого плавающего курса рубля. В этих условиях изменение процентных станок по операциям Банка России должно содействовать, с одной стороны, стерилизации свободной ликвид­ности в необходимых объемах, а с другой стороны - ограничению роста рыноч­ных процентных ставок.

    В ситуации заметного снижения уровня ликвидности и активного использо­вания инструментов рефинансирования роль процентных ставок при проведении денежно-кредитной политики может повыситься. В таких условиях потребуется поддержание процентных ставок на таком уровне, который, с одной стороны, способствовал бы предотвращению оттока капитала, а с другой стороны, не пре­пятствовал кредитованию реального сектора.

    Банку России для реализации поставленной ранее задачи перехода в средне­срочной перспективе к системе управления, опирающейся преимущественно на процентные ставки, необходимо совместно с Правительством Российской Феде­рации проводить целенаправленную работу по формированию единого эф­фективно функционирующего внутреннего денежного рынка, операции на кото­ром будут одинаково доступны для широкого круга участников, по снижению транзакционных издержек и уровня рыночных рисков, развитию рыночной ин­фраструктуры. Решение этих задач является одной из ключевых предпосылок для изменения роли процентных ставок по операциям Банка России в части их воз­действия на рыночные процентные ставки.

    В ситуации дальнейшего снижения инфляции, проведения сбалансиро­ванной денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, а также конкурент­ного развития системы финансового посредничества в условиях снижающихся рисков и роста информационной прозрачности заемщиков в 2007 году прогнозируется  дальнейшее постепенное понижение рыночных процентных ставок по кредитам предприятиям нефинансового сектора экономики. При этом на 2007 год определена цель снизить инфляцию до 6,5 - 8% из расчета декабрь к декабрю.

    В 2007 году и в период до 2009 года в основном будут использоваться принципы единой государственной денежно-кредитной политики, сформировавшиеся в последние два года.

    Это связано с тем, что не ожидается значительных изменений в условиях ее проведения: сохранится весьма существенное влияние внешнеэкономических факторов конъюнктурного характера на динамику внутреннего спроса и общий уровень цен в экономике, продолжатся структурные реформы, останется устойчивым состояние бюджетной системы и будет использоваться механизм формирования Стабилизационного фонда Российской Федерации (далее - Стабилизационный фонд). Вместе с тем полная либерализация операций с капиталом способна повысить чувствительность экономики России к изменениям на международных финансовых рынках.

    В то же время, по-видимому, сохранится дифференциация кредитных ставок по регионам, обусловленная различным уровнем развития региональных рынков банковских услуг и неодинаковым качеством их конкурентной среды [5, ст. 24].

    Среди основных направлений денежно- кредитной политики Центрального Банка России  на 2007 год можно выделить, что в настоящее время влияние процентных ставок по операциям Банка России на уровень процентных ставок в экономике является ограниченным. Стоимость денег в экономике формируется в условиях высокого уровня ликвидности, складывающегося вследствие больших объемов валютной выручки экспортеров и активных валютных интервенций Банка России. Повышение ставок по стерилизационным инструментам Банка России ограничивается в целях недопущения значительной разницы между этими ставками и процентными ставками на международных финансовых рынках, способной вызвать приток спекулятивного капитала в страну. Тем не менее Банк России будет активизировать процентную политику по мере сокращения зависимости денежного предложения от состояния внутреннего валютного рынка.

    В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора будет расширяться доступ кредитных организаций к инструментам рефинансирования Банка России. Дальнейшая интеграция и эффективное функционирование внутреннего денежного рынка, операции на котором будут доступны для широкого круга участников, снижение транзакционных издержек и уровня рыночных рисков, развитие рыночной инфраструктуры будут способствовать эффективному перераспределению денежных средств и оптимизации структуры процентных ставок.

    Банк России видит своей перспективной задачей переход к режиму инфляционного таргетирования. Постепенно в проведении денежно-кредитной политики расширяется применение элементов этого режима, наиболее важными из которых являются приоритет цели по снижению инфляции над другими целями, среднесрочный характер установления цели, ограничение присутствия Банка России на внутреннем валютном рынке, повышение роли процентной политики.

    Ставка рефинансирования. По этой ставке Банк России кредитует коммер­ческие банки. Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики [2, ст. 36]. Ставка рефинансирования играет важную роль среди процентных ставок Банка России. Изменяемая в зависимости от экономиче­ской ситуации, ставка рефинансирования выполняет сигнальные функции, давая участникам денежного рынка информацию об оценке центральным банком сло­жившегося уровня инфляции и перспектив ее развития и тем самым оказывая влияние на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Однако задачей этой ставки не является оперативное влияние на изменение текущей ситуации на межбанковском рынке.

    В соответствии действую­щим законодательством ставка рефинансирования, устанавливаемая Банком Рос­сии, используется при расчете штрафов и пеней, ставок налогов, а также налого­облагаемой базы по налогу на прибыль корпораций. Необоснованное изменение ставки рефинансирования может дать неправильные ориентиры кредитным орга­низациям в их процентной политике и привести к диспропорциям в налоговой сфере. Таблица 1. отражает изменение ставки рефинансирования в период с 2003- 2006 года.



    Таблица 1 ­Изменение ставки рефинансирования за период с 2003- 2006 г.г.


    Срок, с которого установлена ставка

    Размер ставки рефинансирования  (%, годовых)

    Документ, в котором сообщена ставка

    1.

    С 23.11.2006г.

    11,0

    Телеграмма ЦБ РФ от 20.10.2006 № 1734-У

    2.

    С 23.06.2006г.

    11,5

    Телеграмма ЦБ РФ от 23.06.2006 № 1696- У

    3.

    С 26.12.2005г.

    12

    Телеграмма ЦБ РФ от 23.12.2005 № 1643-У

    4.

    С 15.06.2004г.

    13

    Телеграмма ЦБ РФ от 11.06.2004 № 1443-У

    5.

    С 15.01.2004г.

    14

    Телеграмма ЦБ РФ от 14.01.2004 № 1372-У

    6.

    21. 06.2003г.

    16

    Телеграмма ЦБ РФ от 20.06.2003 № 1296-У


    Ломбардная ставка представляет собой процентную ставку, по которой Центральный банк кредитует коммерческие банки под залог их собственных дол­говых обязательств. Она применяется для получения денежных средств под высо­коликвидные финансовые активы. Центральный банк РФ проводит ломбардные аукционы. Ставка по ломбардным аукционам в связи с достаточным уровнем лик­видности коммерческих банков также пока существенно не влияет на ставки меж­банковского кредитного рынка. В среднесрочной перспективе Банк России наме­рен строить процентную политику таким образом, чтобы содействовать формиро­ванию объективного уровня процентных ставок в экономике с целью регулирова­ния совокупного спроса в соответствии с ориентирами денежно-кредитной поли­тики [9,с. 428]. На 09.11.2006г. фиксированная ставка по ломбардным кредитам составляла 13%. В 2006 году Банк России включил в указанный список высоколиквидные ценные бумаги крупнейших российских эмитентов, имеющих высокий рейтинг.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.