Банковское регулирование на примере ОАО "АК БАРС"-банка
Последнее
важно еще и потому, что темпы инфляции в стране превышают прогнозные значения, хотя автор не
склонен винить в этом Банк России. Уже в сентябре 2005г. по отношению к декабрю 2004г.
индекс потребительских цен составил
110,9% [8], в ноябре 2006 года индекс потребительских цен составил 108,2%
[8], тогда как в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной
политики показатель инфляции был заложен на уровне 7-8,5% в год. Рост деловой
активности и ограничение темпов инфляции возможны только при нахождении баланса между политикой повышения доступности денежных ресурсов и контролем увеличения объема
денежной массы. Напомним, что
наиболее легко поддающаяся регулированию часть денежных ресурсов, т.е. наличные
деньги, составляют лишь около 40% от их общего объема.
§ 2.
Проблемы организации банковского регулирования и надзора в РФ и пути их
совершенствования
Для выполнения своих функций
в области надзора и регулирования ЦБ РФ проводит проверки коммерческих банков и
их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об
устранении выявленных нарушений и применяет санкции по отношению к нарушителям.
В случае нарушений,
представления неполной или недостоверной информации Центральный банк Российской
Федерации имеет право требовать от коммерческого банка устранения выявленных
недостатков и взыскивать штраф в размере до 0,1% от размера минимального
уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до 6
месяцев [9].
При невыполнении в
установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также,
если эти нарушения или совершаемые банком операции создали реальную угрозу
интересам кредиторов и других вкладчиков, Центральный банк России имеет право
взыскать с коммерческого банка штраф в размере 1% суммы капитала (наиболее
часто применяемая санкция).
По требованию Банка России
коммерческий банк обязан провести мероприятия по повышению своей ликвидности, в
том числе изменить структуру активов. В случае неудовлетворительной работы
коммерческого банка Центральный банк Российской Федерации имеет право
потребовать замены руководителей; осуществления реорганизации банка;
утверждения индивидуальных нормативов достаточности капитала и нормативов
ликвидности на срок до 6 месяцев; запретить проведение некоторых банковских
операций сроком на 1 год; временно запретить открытие филиалов.
Когда руководство
коммерческого банка не в состоянии обеспечить работу банка в соответствии с
действующим законодательством или самостоятельно оздоровить финансовое
состояние банка, или же возникли разногласия в руководстве банка, ведущие к
потере управляемости, Центральный банк России может назначать временную
администрацию по управлению банком на срок до 18 месяцев. В состав временной
администрации и ее рабочих групп привлекаются высококвалифицированные работники
Банка России. С момента назначения временной администрации полномочия правления
банка приостанавливаются и переходят к временной администрации.
Задачей временной
администрации являются сохранение или восстановление платежеспособности банка в
интересах его кредиторов, вкладчиков и также акционеров (пайщиков) и создание
работоспособного управленческого механизма, обеспечивающего устранение
выявленных нарушений и осуществление других мер по финансовому оздоровлению
банка.
Если руководителями или
акционерами (пайщиками) банка, в который назначена временная администрация,
совершаются действия, препятствующие осуществлению ее функций, Банком России
может быть принято решение об отзыве лицензии. В такой ситуации временная
администрация вправе направить в арбитражный суд заявление о возбуждении
производства по делу о несостоятельности (банкротстве) банка.
Деятельность временной
администрации прекращается с выполнением задач, на нее возложенных, или
представлением временной администрацией Банку России обоснованного вывода о
невозможности достижения поставленной перед нею цели, или по истечении срока
деятельности временной администрации либо после вынесения определения
арбитражного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве.
Как крайнюю меру Центральный
банк России применяет отзыв лицензии на проведение банковских операций. В таких
случаях коммерческий банк прекращает свою деятельность, в том числе и путем
слияния с другим банком или реорганизации в филиал более крупного банка.
На 01.01.2003 количество
кредитных организаций, у которых была отозвана лицензия на осуществление
банковских операций, составляло 502. К концу 2003 года данный показатель
сократился составил 487 , а к концу 2006 года – уже 403. Однако следует
отметить, что в это же время растет число банков, которые ликвидированы как
юридические лица, причем в среднем 35% банков ликвидируются в связи с
реорганизацией, а именно путем преобразования в филиалы других банков.
Как и в любой сфере
деятельности, в сфере банковского регулирования и надзора существует ряд
проблем и «белых пятен». Обозначим их.
1. В ст. 55 Федерального закона
«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» говорится, что
«главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности
банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не
вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением
случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие
функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, могут
осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган
банковского надзора. Решение о создании данного органа принимается Советом
директоров». Такой орган надзора создан не был (в Банке России имеется комитет
банковского надзора, но, по своей сущности, он не является тем органом, который
предусмотрен Федеральным законом). Правда, в 1997г. были предусмотрены так
называемые региональные центры Банка России по контролю за деятельностью
кредитных организаций на финансовых рынках [11], однако никаких сведений об их
деятельности нет, а по результатам кризиса 1998 г., который как раз и
разразился на финансовом рынке, можно сделать вывод об отсутствии каких-либо
успехов на этом поприще.
2. Совещательный орган, на
котором обсуждаются результаты проверки кредитной организации законом, не
предусмотрен. Банк России никакого нормативного акта на сей счет не
опубликовал. Как показывает практика, за созданием разных комиссий зачастую
скрывается желание «растворить» персональную ответственность должностных лиц за
принимаемые ими решения. Между тем при принятии решений о применении к
кредитным организациям тех или иных санкций, в частности об отзыве лицензий
(последнее ощутимо сказывается не только на кредитной организации, но и на
интересах вкладчиков, общества в целом), необходимо точно знать, кто и по чьей
инициативе принял решение. Персональная ответственность является гарантией
законности и обоснованности принимаемого, решения.
3. Федеральный закон «О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусматривает
возможность создания специального надзорного органа при Банке России. В части
четвертой ст. 55 Закона сказано, что надзорные и регулирующие функции Банка
России могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем
орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимается
Советом директоров. Однако Банк России создал Комитет банковского надзора как
совещательный орган, что, на наш взгляд, не соответствует требованиям ст. 55,
грамматическая конструкция которой такова, что в ней используется союз «или»,
и поэтому не предусматривается совместное осуществление функций Банком России
и органом банковского надзора. Здесь должно быть что-то одно: либо Банк России,
либо Комитет банковского надзора.
4. По своей природе банковская
деятельность во многих случаях имеет международный характер, что обусловлено,
прежде всего, расширением международных экономических связей. Банки
обеспечивают международные расчеты, платежи и другие банковские операции.
Поэтому их деятельность регулируется не только внутригосударственным, но в
соответствующих случаях и международным правом. В интересах сохранения и
развития многосторонних производственных, торговых и финансовых отношений,
руководствуясь нормами международного публичного права, государства могут
заключать договоры о создании межгосударственных банков. Однако ни в
Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», ни в Федеральном
законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» вопрос о
банковском надзоре над межгосударственными банками, созданными на территории
Российской Федерации, не предусмотрен. Для таких банков применимы только общие
нормы законодательства и международные договоры. Между тем многие вопросы
банковской деятельности регулируются специальными нормами. В связи с этим
появляется необходимость в совершенствовании банковского законодательства. В
данном случае речь идет о надзоре.
Международный банк, которому
в соответствии с данным соглашением разрешено проведение банковских операций, в
том числе валютных, не подпадает под надзор Банка России. Заметим, что согласно
ст. 15 Конституции РФ правила, установленные международным договором, имеют
приоритет над правилами внутригосударственного законодательства. Одновременно
с этим в пп. 1-2 ст. 75 Конституции РФ записано: «Денежная эмиссия
осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации» и «Защита
и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка
Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной
власти». Но коль скоро это так, то для управления денежной эмиссией, денежным
обращением Банк России должен проверять кредитные организации, через которые
проходит денежное обращение. Поэтому он имеет право осуществлять надзор. На наш
взгляд, необходимо внести соответствующее изменение в законодательство и
предусмотреть в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)» механизм осуществления надзора за межгосударственными банками,
созданными на территории нашей страны [14].
5. Предметом банковского
надзора, и в частности банковских проверок, является соблюдение кредитной
организацией законодательства и правил, установленных Банком России. В
законодательстве четко не сказано, соблюдение каких законов должен проверять
Банк России. Специалисты во внимание принимают в лучшем случае сугубо
банковские законы, прежде всего Федеральный закон «О банках и банковской
деятельности», хотя банковская деятельность регулируется нормативными актами
различных отраслей права. В этом отношении очевидной становится роль юридических
подразделений в Банке России, способных определить весь состав нормативных
актов, нарушение которых создает риски в банковской деятельности. Однако роль
юристов, к сожалению, невелика, поэтому в деятельности банков создается нечто
похожее на нишу, в которую не заглядывает Банк России. Отсюда берут начало
самые распространенные нарушения в кредитных организациях, которые рано или
поздно становятся причиной их краха.
6. Что касается надзора и
инспектирования выполнения банковских правил, то здесь тоже есть множество
нерешенных проблем. Во-первых, Банк России ежегодно издает сотни различных
актов. Эти акты, как уже говорилось, далеко не безупречны с точки зрения
юридической техники. Кроме того, они недостаточно систематизированы. Возникают
проблемы их доступности не только для широкого потребителя, но и для
работников Банка России. Во-вторых, нет четкой специализации в самом банковском
надзоре, а главное - в инспектировании кредитных организаций.
7.Общая цель инспектирования
состоит в том, чтобы Банк России получил информацию о реальном положении
кредитной организации. Эта общая цель включает две конкретные. Во-первых, в
процессе инспектирования следует выяснить состояние кредитной организации и ее
перспективы; во- вторых, нужно собрать и проанализировать информацию,
позволяющую выяснить ее влияние на другие кредитные организации. Каждая из
целей делится на частные. В законе эти цели определены: соблюдение законов и
других нормативных актов, экономических нормативов и правил бухгалтерского
учета и отчетности. Соответственно этим целям следует различать два общих
объекта инспектирования:
а) кредитная организация как
таковая;
б) системные связи кредитных
организаций.
В каждом из этих объектов, в
соответствии с частными целями, можно выделить три предмета инспектирования
банковской деятельности: а) правовые отношения; б) финансовые отношения; в)
бухгалтерский учет и отчетность.
К сожалению, на практике
банковское инспектирование ограничивается главным образом изучением первого из
названных объектов - кредитной организацией как таковой. Практически не изучен
второй объект - банковская система, т. е. связи между конкретными кредитными
организациями.
Системные связи между
кредитными организациями повышают возможности банковской системы в целом и
каждой кредитной организации в отдельности. Однако системные связи - всегда
возможность системного кризиса. Поэтому правильно организованное
инспектирование системных связей между кредитными организациями могло бы
уменьшить риск кризиса не только в банковской системе, но и в системе
экономики в целом.
8. Следующий аспект - предмет
инспектирования. Банк России в лучшем случае инспектирует постановку
бухгалтерского учета в кредитных организациях. Это самая легкая задача. Нужно
лишь сопоставить проводки с правилами бухгалтерского учета, с письмами Банка
России. Иногда делаются попытки проанализировать финансовое состояние кредитной
организации в смысле ее доходов и расходов, прибыли и перспектив развития.
Недооценка юридических
аспектов в банковском надзоре и в инспектировании коммерческих банков еще раз
свидетельствует о необходимости создания специальной организации (Банковской
комиссии) при Правительстве РФ, которая могла бы инспектировать соблюдение
законодательства в банковской системе. Тогда будет меньше таких
злоупотреблений, как, например, обман вкладчиков банками или «утечки
капитала». Что же касается проверки финансовых нормативов и соблюдения правил
учета, то эти вопросы должны быть предметом инспектирования со стороны Банка
России.
9. В инструкции Банка России
№ 34 предусматриваются цели инспектирования кредитных организаций.
Естественно, что цели инспектирования должны быть согласованы с целями
банковского надзора, закрепленными в Федеральном законе. На наш взгляд, такая
согласованность отсутствует. В Федеральном законе на первое место поставлена
цель - проверка соблюдения законов. В инструкции она занимает третье место. И
этот момент весьма показателен. Как уже говорилось, роль законности явно
недооценивается. Таким образом, мы видим, что есть определенное расхождение
между законом и нормативным актом Банка России в части целей проводимых
проверок. На практике это непосредственно сказывается не только на
эффективности надзора за банками, но и на состоянии защищенности банковских
вкладов, сбережений населения. Так или иначе, это затрагивает интересы всех
банковских клиентов.
10. Банк России имеет
довольно широкий набор инструментов для контролирования банковской сферы.
Данный контроль он имеет право осуществлять самостоятельно или через специально
созданный орган. ЦБ РФ уполномочен применять весь спектр санкций вплоть до
отзыва лицензии в отличие от ЦБ Испании, который осуществляет санкции лишь за
незначительные правонарушения, а применение санкций за более серьезные нарушения
относится к компетенции Министерства экономики и финансов Испании. Но одних
санкций недостаточно, важна своевременная организация контроля за деятельностью
кредитного учреждения. В этой связи возникает проблема привлечения
профессиональных аудиторских фирм, так как не все отечественные аудиторские
компании достигли должного уровня, в то время как известные западные
аудиторские фирмы не полностью знакомы с особенностями российского банковского
законодательства.
В России единственным
органом, осуществляющим банковское регулирование и надзор, в соответствии с
законодательством является Центральный Банк. Объясняется это, прежде всего
особенностями создания в нашей стране двухуровневой банковской системы и
формирования механизма надзора, которые проходили почти одновременно.
Банковский надзор
представляет собой совокупность действий, осуществляемых органом банковского
надзора в рамках установленной компетенции и, как правило, в соответствии с
открытыми (официально опубликованными) процедурными нормами в целях обеспечения
стабильности функционирования банковской системы и защиты интересов ее
кредиторов, а также клиентов.
Банковский надзор выступает
наиболее существенным элементом всей совокупности надзорных функций,
выполняемых Банком России, и осуществляется им, главным образом, на основании
двух федеральных законов: «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке
России)» и «О банках и банковской деятельности», а также на основе
многочисленных нормативных актов, издаваемых самим Банком России в соответствии
с действующим законодательством.
Одним из основных полномочий
Банка России в области банковского надзора или его начальной стадией является
осуществление функций по регистрации и лицензированию деятельности кредитных
организаций. Обычно при создании кредитного учреждения предъявляются требования
по трем основным направлениям:
−минимальные требования
к капиталу;
требования к качеству
руководящего состава;
−антимонопольные
ограничения.
Целью процедур,
осуществляемых в рамках лицензирования, является минимизация риска допуска на
рынок банковских услуг или на отдельный его сегмент организации,
функционирование которой заведомо несет угрозу интересам кредиторов и клиентов
или угрозу системного характера.
В отличие от
лицензирования, текущий надзор занимается угрозами здоровью кредитных
организаций, обусловленных их поведением и неблагоприятным влиянием окружающей
среды. В процессе решения указанной задачи первостепенное внимание надзорного
органа направлено на анализ и оценку текущего и перспективного финансового состояния
кредитной организации.
Банк России
устанавливает обязательные нормативы деятельности кредитных организаций и иные
пруденциальные нормы, осуществляет контроль за их соблюдением. Проводится
работа по совершенствованию методики расчета и величины обязательных нормативов
с учетом эффективности их применения, а также изменений в бухгалтерском учете.
Однако система обязательных нормативов нуждается в кардинальном изменении.
Необходимо перейти от формальных критериев к отражению реальных рисков,
принимаемых на себя кредитными организациями.
Сосредоточение функций
по надзору за деятельностью кредитных организаций, регулированию и контролю за
функционированием ряда сегментов финансового рынка обусловлено характером
задач, определенных Банку России Конституцией РФ. Выполнение Банком России
комплекса взаимосвязанных функций создает условия для системного подхода к
достижению поставленных целей и решению возникающих проблем. Дезинтеграция
функций Банка России неминуемо привела бы как минимум к снижению общей эффективности
выполнения функций со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.
§ 3.
Мировой опыт государственного регулирования банковской системы
На современном
этапе развития международной банковской системы следует выделить два основных
типа организации банковской системы в развитых странах:
- кредитная система с центральным банком;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|