Банк России: его функции и взаимоотношения с кpедитными оpганизациями
В
круг объектов резервирования включены корреспондентские счета российских и
иностранных банков, доходы бюджета, счета по выдаче клиентам пластиковых
карточек, счета в иностранной валюте, невыплаченные переводы из-за границы и
аккредитивы.
В результате увеличения базы для
расчетов размера суммы, отчисляемой в обязательные резервы, наблюдается
абсолютный и относительный рост их остатков в целом по банковской системе
России.
В 1996 году ассоциация
российских банков обратилась к Центральному банку с предложением положительно
рассмотреть вопрос о начислении процентов по средствам на резервном и
корреспондентском счетах.
Центральный банк принял решение,
согласно которому не может быть осуществлено предложение о начислении процентов
по средствам, которые внесены в резервный фонд, и по денежным суммам, которые
хранятся на корсчетах коммерческих банков, поскольку Центральный банк в
соответствии со своими функциями не вступает в депозитные взаимоотношения с
юридическими лицами, из которых возникает обязанность выплаты процентов.
В свете значительного увеличения
суммы резервов, а также принимая во внимание, что более 1/3 всей денежной массы находится
обычно на корсчетах и резервных счетах, такое решение представляется спорным.
В перспективе Банк России будет,
очевидно, пересматривать систему, нормативы резервирования и порядок
использования денег коммерческих банков, которые они хранят на резервном и
корреспондентском счетах.
В процессе совершенствования
системы резервирования полезно использовать многолетний опыт западноевропейских
стран и США.
В этих странах для различных
типов вкладов существуют различные резервные требования. Например, в США
положено хранить в виде резерва 3% вкладов по счетам на сумму не менее 28,9
млн. долл. и 10 % вкладов выше этой суммы. Срочные же вклады от физических лиц
сроком менее полутора лет должны храниться в резерве в пределах 3% их суммы,
вклады же со сроком свыше 1,5 лет свободны от резервных требований.
В Германии установлены
прогрессивные ставки резервирования в зависимости от суммы вкладов. При
депозите в размере 10 млн. немецких марок до востребования в резерв вносится
6,6%. Если вклад находится в пределах от 10 до 100 млн. немецких марок, то в
резерв вносится 9,9% , если он превышает 100 млн., то сумма резервирования
определяется из расчета 12,1% . По срочным депозитам установлена норма в 4,95%
независимо от размера вклада и срока хранения, а по сберегательным депозитам — 4,15%
.
В США резервы рассчитываются на
основе двухнедельного периода. Резервы коммерческих банков США хранятся в 12
банках Федеральной резервной системы. Суммы на этих счетах сверх нормативов
резервирования образуют избыточные резервы. Они являются объектом межбанковских
кредитов.
Коммерческие банки
заинтересованы в том, чтобы их избыточные резервы были сведены к минимуму. Они
стремятся продать их другим банкам, которые должны восполнить свои резервы до
размера согласно нормативам.
Резервные фонды используются в
США и как деньги для текущих платежей. Любой чек, выписанный на депозит в
федеральном резервном банке, оплачивается с резервного счета немедленно по
предъявлению, в то время как чек, предъявленный к корреспондентскому счету
банка в другом банке, оплачивается некоторое время спустя, обычно через 1-3
дня. Таким образом, деньги, хранящиеся в резерве, могут быть использованы по
мере надобности, а избыточные для данного банка резервные фонды обращаются на
кредитном рынке страны. Средства на счетах резерва одновременно используются
для межбанковских коммуникаций денег.
Следует отметить, что Ассоциация
российских банков обращалась с просьбой к Центральному банку России изменить
режим регулирования резервного фонда, сделав его более гибким, предоставив
возможность банку — владельцу фонда в необходимых случаях воспользоваться
хранящимися здесь деньгами до очередного регулирования. В ответ на это
обращение Центральный банк России сообщил, что для денежно-кредитного
регулирования и осуществления антиинфляционных мер Банком России за счет
депонирования средств коммерческими банками и другими создается фонд
обязательных резервов.
Средства этого фонда имеют
строго целевое назначение и возвращаются коммерческому банку только в случае
излишне внесенных им денежных средств либо при отзыве у него лицензии на
совершение банковских операций для осуществления расчетов по его
обязательствам. В других случаях возврат или списание средств, депонируемых в
фонде обязательных резервов, не производится.
В связи с этим предложение Ассоциации
российских банков о разрешении, использовать в экстренных случаях
средства фонда обязательных резервов для расчетов с вкладчиками и предоставления коммерческим
банкам беспроцентных ссуд под часть этих средств Центральный банк считает
неприемлемым. Такое решение носит дискуссионный характер, и в дальнейшем
представляется целесообразным его пересмотреть.
Деятельность коммерческих банков
затрагивает имущественные и социальные права широкого круга граждан,
предприятий, организаций, фирм, которые являются их акционерами, вкладчиками и
кредиторами, поэтому государство в лице своего Центрального банка осуществляет
наблюдения и контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы.
В связи с наличием кредитных связей между коммерческими банками устойчивость
одних непосредственно связана с устойчивостью других.
Банк России устанавливает
обязательные для коммерческих банков правила проведения банковских операций,
ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и
статистической отчетности. Для осуществления своих функций Банк России
имеет право запрашивать и получать от банков необходимую информацию об их
деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.
Для подготовки банковской и
финансовой статистики, анализа экономической ситуации Банк России имеет право
также запрашивать и получать необходимую информацию и у федеральных органов
исполнительной власти. Поступившие от банка данные по конкретным операциям не
подлежат разглашению без согласия банка.
Банк России публикует сводную
статистическую и аналитическую информацию о банковской системе России.
Лицензирование
деятельности кредитных организаций.
Порядок
регистрации и лицензирования кредитных организаций регламентирован
законодательством Российской Федерации, федеральными законами "О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и
банковской деятельности", Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом
"Об акционерных обществах", а также нормативными указаниями Банка России.
В настоящее время действующим
законодательством и Банком России установлены жесткие требования, которые
должны соблюдаться физическими и юридическими лицами при создании кредитных
организаций. При регистрации кредитной организации и согласовании изменений в
ее уставе и составе участников Банк России уделяет особое внимание вопросам
правомерности участия юридических и физических лиц и оплаты ими уставного
капитала, составу руководителей кредитных организаций и их
материально-техническому оснащению.
Учредители - юридические лица должны быть
зарегистрированы в установленном законодательством порядке, иметь устойчивое
финансовое положение и выполнять обязательства перед бюджетами всех уровней за
последние три года, а также располагать средствами, удовлетворяющими
требованиям Банка России, для внесения их в уставный капитал кредитной
организации.
Для приобретения более 20% акций (долей)
кредитной организации требуется предварительное согласие Банка России.
Формирование уставного капитала за счет
иностранных инвестиций также требует разрешения Банка России.
Вклады в уставный капитал могут быть в виде
денежных средств, материальных активов (банковское оборудование и здание, в
котором располагается кредитная организация, за исключением незавершенного
строительства). Размер неденежной части уставного капитала не должен превышать
20% в первые два года деятельности кредитной организации и 10% в последующие
годы.
Основания и порядок отказа в государственной
регистрации кредитной организации изложены в статье 16 Федерального закона
"О банках и банковской деятельности".
Кредитные организации в зависимости от
спектра выполняемых операций подразделяются на банки и небанковские кредитные
организации (ст. 1 Федерального закона "О банках и банковской
деятельности").
Минимальный размер уставного капитала для
вновь создаваемых банков со 100-процентным участием российского капитала и
банков, имеющих долю участия иностранных инвестиций, не более 50% уставного
капитала, составляет в настоящее время 2,0 млн. ЭКЮ, для небанковских кредитных
организаций - 0,5 млн. ЭКЮ.
Для вновь создаваемых банков с долей
иностранных инвестиций в уставном капитале свыше 50% минимальный размер
уставного капитала составляет 5 млн. ЭКЮ.
Для получения лицензии, предусматривающей
операции со средствами в иностранной валюте, минимальный размер собственных
средств (капитала) составляет 5 млн. ЭКЮ (для небанковских кредитных
организаций - 1,25 млн. ЭКЮ).
Кредитным организациям могут быть
предоставлены следующие виды лицензий:
·
лицензия на осуществление банковских операций (за
исключением привлечения во вклады средств физических лиц) со средствами в
рублях либо в рублях и иностранной валюте;
·
лицензия на привлечение во вклады средств
физических лиц в рублях либо в рублях и иностранной валюте (право привлечения
во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты
государственной регистрации которых прошло не менее двух лет, при условии
устойчивости их финансового положения);
·
генеральная лицензия, предоставляющая право
осуществлять все операции в рублях и иностранной валюте, а также открывать в
установленном порядке филиалы за рубежом и/или приобретать акции (доли
уставного капитала) кредитных организаций-нерезидентов;
·
лицензия (разрешение) на осуществление операций с
драгоценными металлами (золотом и серебром). Лицензия выдается Банком России по
согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Лицензия на право осуществления операций с
драгоценными металлами может быть выдана одновременно с лицензией на
осуществление операций в иностранной валюте или после ее получения.
Уполномоченными банками на проведение
операций и сделок с природными драгоценными камнями являются банки, действующие
одновременно на основании Генеральной лицензии Банка России на совершение
банковских операций и лицензией на осуществление операций с драг. металлами
(либо разрешения на совершение операций с драг. металлами(золотом, серебром)).
При наличии лицензии на проведение банковских
операций кредитная организация вправе совершать иные сделки, а также
осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными
законами.
Кредитные организации, ходатайствующие о
расширении своей деятельности, должны иметь устойчивое финансовое положение,
структуру, адекватную предполагаемому направлению деятельности, включающую
службу внутреннего контроля (внутренний аудит).
Обязательные нормативы
деятельности кредитных организаций.
В целях обеспечения устойчивости банковской
системы Центральный банк Российской Федерации разрабатывает для коммерческих
банков обязательные нормативы, которые позволяют оценить состояние капитала,
источники ресурсов и их соотношение с активами.
В декабре 1987 г. Банк
международных расчетов, расположенный в городе Базель (Швейцария), учредил
международный комитет по определению общих принципов расчета банковского
капитала и классификации активов, их соотношений с капиталом и другими
пассивами. В состав комитета вошли представители центральных банков 12 развитых
стран мира. В следующем году комитет утвердил соответствующие международные
рекомендации.
Россия пока в работе этого
комитета не участвует. Вместе с тем Банк России при разработке
соответствующих нормативов руководствуется принципами, принятыми Базельским
комитетом. Однако содержание компонентов, участвующих в расчетах нормативов, да
и сами нормативы отражают специфику настоящего этапа эволюции российской
банковской системы. Нормативы разработаны для двух групп банков.
В первую группу входят
коммерческие банки, созданные на базе бывших государственных банков, во вторую
— не имевшие такой базы, т.е. вновь созданные банки. Надо полагать, что
подобная дифференциация была определена в первоначальный период формирования
новой банковской системы.
Действующую в 1991—1994 гг.
систему нормативов российских коммерческих банков отличали следующие моменты:
·
установление
наряду с директивными нормативами оценочных; первые обязательны для выполнения
всеми коммерческими банками, а вторые используются для анализа их деятельности
и финансового состояния;
·
дифференциация
нормативов в зависимости от типа банка;
·
распределение
всех активов по степени риска;
·
предоставление
права главным территориальным управлениям Центрального банка Российской
Федерации самостоятельно устанавливать индивидуальные экономические нормативы
коммерческим банкам, получившим Централизованные кредитные ресурсы, в том числе
для выдачи кредитов предприятиям и организациям, осуществляющим досрочный завоз
товаров в районы Крайнего Севера;
·
возможность
установления Центральным банком индивидуальных экономических нормативов для
некоторых банков — с учетом особенностей кредитования предприятий и
организаций, связанных с сезонностью производства и реализации продукции,
проведением мероприятий по конверсии, а также в связи с необходимостью
поддержать текущую деятельность предприятий общегосударственного значения.
В 1992 г. по индивидуальным
нормативам работали около 500 банков. С 1995г. дифференциация нормативов в
зависимости от типа банка и определение их в индивидуальном порядке отменены.
Установленные ЦБ РФ нормативы соответствуют основным требованиям к коммерческим
банкам в промышленно развитых странах. Это объясняется интеграцией российской
банковской системы и мировой банковской системы, что диктует необходимость
использования в отечественной практике критериев организации и регулирования
деятельности банков, принятых в странах с рыночной экономикой.
Центральный
банк Российской Федерации устанавливает методики определения собственных
средств, активов, пассивов и размеров риска по активам
для каждого из нормативов с учетом международных стандартов и консультаций с банками, банковскими ассоциациями и
союзами.
Банк России вправе устанавливать
дифференцированные нормативы и методики их расчета
по видам банков и иных кредитных организаций. О предстоящем
изменении нормативов и методик их расчета Банк России официально объявляет не
позднее чем за месяц до их введения в действие.
Перечень нормативов и порядок их
расчета устанавливается Инструкцией №1 Центрального Банка России «О порядке
регулирования деятельности кредитных организаций». В связи с введением в
действие с 1 января 1998 года новых Правил ведения бухгалтерского учета в
кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, 1
октября 1997 года вышла новая редакция инструкции №1. Согласно ей
устанавливаются следующие обязательные экономические нормативы деятельности
банков:
·
минимальный
размер уставного капитала для вновь создаваемых банков;
·
минимальный
размер собственных средств (капитала) для действующих банков;
·
норматив
достаточности капитала;
·
нормативы
ликвидности банков;
·
максимальный
размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
·
максимальный
размер крупных кредитных рисков;
·
максимальный
размер риска на одного кредитора (вкладчика);
·
максимальный
размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим
участникам (акционерам, пайщикам) и инсайдерам;
·
максимальный
размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) граждан;
·
максимальный
размер вексельных обязательств банка;
·
норматив
использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других
юридических лиц.
Предельный размер неденежной
части уставного капитала; минимальный размер резервов, создаваемых под
высокорисковые активы; размеры процентного, валютного и иных рисков
устанавливаются отдельными нормативными актами Банка России.
Группировка активов по
степени риска
|
Экономические
нормативы предполагают определенные пропорции между активами и пассивами
коммерческого банка. Их соблюдение призвано обеспечить оптимальные отношения
между привлеченными и размещенными ресурсами с тем, чтобы обеспечивать
соответствующий уровень ликвидности банка.
Ликвидность
коммерческого банка — это его возможность своевременно и полно обеспечивать
выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед всеми контрагентами.
Это в свою очередь определяется наличием достаточного собственного капитала
банка, оптимальным размещением и величиной средств, размещаемых по статьям
актива и пассива баланса с учетом соответствующих сроков.
Таким образом, ликвидность
коммерческого банка базируется на постоянном поддержании объективно
необходимого соотношения между тремя ее составляющими — собственным капиталом
банка, привлеченными и размещенными банком средствами. Здесь необходимо
постоянное управление структурными элементами этих трех категорий.
Ликвидность можно рассматривать
в статике и динамике. Ликвидность в статике состоит в способности коммерческого
банка выполнить свои обязательства перед клиентами в данный момент или через
короткий предварительно согласованный срок. Это требует, во-первых,
использования имеющихся в наличии средств и, во-вторых, оперативного изменения
состава вложений в активы в сторону повышения их ликвидности.
Ликвидность в динамике требует
постоянного планирования и прогнозирования возможности выполнить свои
обязательства за счет мобилизации собственных ресурсов и привлечения ресурсов
со стороны. Каждый банк обязан поддерживать необходимый уровень ликвидности на
конкретном отрезке времени и планировать ее состояние в перспективе.
Важное практическое значение
имеет соблюдение рекомендуемых обязательных нормативов. Для расчета как
директивных, так и оценочных нормативов активы банка корректируют исходя из
показателей их риска. Банк России рекомендовал все активы коммерческих банков
распределить на шесть групп исходя из степени риска вложений и возможной потери
части стоимости. При этом отдельным категориям и группам активов присваиваются
соответствующие поправочные коэффициенты риска, выраженные в процентах.
Например, если конкретному активу соответствует коэффициент риска 20% , то это
означает, что вероятность надежности возврата инвестированных сюда денег равна
80% первоначально выданной суммы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|