Банкротство кредитных организаций
При этом временная администрация получает
от органов управления кредитной организации необходимую информацию и документы,
касающиеся деятельности кредитной организации; дает согласие на совершение
органами управления кредитной организации сделок, связанных с недвижимостью, а
также с заинтересованными или аффилированными лицами.
В случае приостановления полномочий
исполнительных органов кредитной организации временная администрация реализует
полномочия исполнительных органов кредитной организации; проводит обследование
кредитной организации; устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на
осуществление банковских операций, предусмотренных статьей 20 Федерального
закона «О банках и банковской деятельности»;
разрабатывает мероприятия по финансовому
оздоровлению кредитной организации, организует и контролирует их исполнение и
другие согласно ст. 23 Закона.
При осуществлении своих функций временная
администрация получает от руководителя, других работников кредитной
организации, а также иных лиц необходимую информацию и документы, касающиеся
деятельности кредитной организации; предъявляет от имени кредитной организации
иски в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды; назначает
представителей временной администрации в филиалы кредитной организации, а также
в органы управления ее дочерних организаций; согласовывает решения совета
директоров (наблюдательного совета) кредитной организации или общего собрания
ее учредителей (участников), за исключением решений о совершении сделок,
предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи; вправе отстранить членов исполнительных
органов кредитной организации от работы (освободить от занимаемой должности) и
приостановить выплату им заработной платы; вправе собирать собрание учредителей
(участников) кредитной организации в порядке, установленном федеральными
законами (ст. 22 Закона).
Последней из 3-х
мер, призванных предотвратить банкротство кредитной организации является
реорганизация. Она осуществляется в форме слияния или присоединения.
Основные
преимущества ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», заключаются,
в том, что этот Закон:
· признает необходимость применения ряда мер по предупреждению банкротства
кредитной организации в ситуации, когда она еще не находится в состоянии
неплатежеспособности (банкротства);
·содержит достаточно объемную и достаточно тщательно урегулированную
систему мероприятий, направленных на предупреждение несостоятельности кредитных
организаций.[4]
Также следует
отметить особенности процедуры банкротства кредитной организации связанной с
тем, что согласно действующему законодательству при рассмотрении арбитражным
судом дел о банкротстве кредитной организации применяется только процедура
конкурсного производства. При банкротстве кредитной организации наблюдение,
финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение,
предусмотренное Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» не
применяются.
Глава II. Конкурсное производство в отношении кредитной организации:
проблемы и пути их решения
§2.1. Общие положения о конкурсном
производстве
Конкурсное
производство является конечной стадией в процедуре банкротства кредитной организации.
В результате конкурсного производства прекращается существование кредитной
организации как юридического лица. Данная процедура применяется к кредитной
организации, признанной банкротом, в целях соразмерного удовлетворения
требований кредиторов за счет реализации имущества должника и распределения
полученных средств (конкурсной массы) между кредиторами в определенной Законом
о банкротстве очередности. Таким, образом, принятие арбитражным судом решения о
признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного
производства означает окончательную невозможность восстановления ее
платежеспособности.
В целом указанная
процедура регламентируется в Законе о банкротстве, однако Федеральный закон «О
несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в главе 6 устанавливает
особенности конкурсного производства кредитной организации, признанной
банкротом. Федеральный закон о банкротстве кредитных организаций специального
определения такой процедуре банкротства, как конкурсное производство, не дает,
но Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в статье 2 дает
определение конкурсного производства, применимое в том числе и к кредитным
организациям-должникам, так как в Законе о банкротстве кредитных организаций из
понятия «несостоятельности (банкротства) банка» исключается возможность
добровольного объявления им о своем банкротстве и ликвидации.
Ряд авторов
отмечают, что конкурсное производство является системой мероприятий, отмечают
системный характер процедуры конкурсного производства[5]. К числу элементов (или этапов)
данной системы можно отнести: формирование конкурсной массы и реализация имущества
должника в целях обращения его в денежные средства; выявление требований
кредиторов, подлежащих удовлетворению, и соразмерное удовлетворение этих
требований[6].
Также к числу этих мероприятий относят и ликвидацию юридического лица-банкрота[7].
Каждый из данных
этапов конкурсного производства характеризуется наличием специфических правил,
закрепленных законодательством о несостоятельности. Данные правила часто
порождают серьезные проблемы на практике, в связи с чем необходимо остановиться
на основных этапах процедуры конкурсного производства, установленных для
кредитных организаций, а также проблем ее применения.
Согласно ст. 50.16
Закона о банкротстве принятие арбитражным судом решения о признании должника
банкротом влечет открытие конкурсного производства.
С момента
признания кредитной организации банкротом Закон предусматривает ряд правовых
последствий. Продолжают действовать последствия отзыва у кредитной организации лицензии
на осуществление банковских операций, предусмотренные статьей 20 Федерального
закона «О банках и банковской деятельности», в том числе в случае вступления
после открытия конкурсного производства в законную силу решения арбитражного
суда о признании недействительным приказа Банка России об отзыве у кредитной
организации такой лицензии. Сведения о финансовом состоянии кредитной
организации не относятся к сведениям, признанным конфиденциальными или
составляющими коммерческую тайну. Совершение сделок, связанных с отчуждением
имущества кредитной организации или влекущих за собой передачу ее имущества
третьим лицам во владение и пользование, допускается исключительно в порядке,
установленном законом. Все требования кредиторов по денежным обязательствам, об
уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением
требований о признании права собственности, о компенсации морального вреда, об
истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании сделок
недействительными, о применении последствий их недействительности, а также
требований по текущим обязательствам могут быть предъявлены только в порядке,
установленном законом. Исполнительные документы, исполнение по которым
прекратилось в соответствии с Федеральным законом, подлежат передаче судебными
приставами-исполнителями, а также органами и организациями, исполняющими
требования судебных актов и актов других органов, конкурсному управляющему в
порядке, установленном федеральным законом. Снимаются ранее наложенные аресты
на имущество кредитной организации и иные ограничения распоряжения имуществом
кредитной организации. Основанием для снятия ареста на имущество кредитной
организации является решение арбитражного суда о признании кредитной
организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых
арестов на имущество кредитной организации и иных ограничений распоряжения ее
имуществом не допускается. Исполнение обязательств кредитной организации
осуществляется в случаях и порядке, которые установлены законом.
Со
дня принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации
банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия
руководителя кредитной организации, иных ее органов управления, за исключением
полномочий органов управления в части принятия решения о заключении соглашений
об условиях предоставления денежных средств третьими лицами для исполнения
обязательств кредитной организации.
Все
имущество кредитной организации, имеющееся на день открытия конкурсного
производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет
конкурсную массу.
Из
имущества кредитной организации, которое составляет конкурсную массу,
исключается имущество, составляющее ипотечное покрытие в соответствии с
Федеральным законом от 11 ноября 2003 года № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных
бумагах».
Ипотечным
покрытием согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ
«Об ипотечных ценных бумагах» могут быть обеспеченные ипотекой требования о
возврате основной суммы долга и об уплате процентов по кредитным договорам и
договорам займа, в том числе удостоверенные закладными, и(или) ипотечные
сертификаты участия, удостоверяющие долю их владельцев в праве общей
собственности на другое ипотечное покрытие, денежные средства в валюте
Российской Федерации или иностранной валюте, а также государственные ценные
бумаги и недвижимое имущество в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 13 данного
Закона.
Требования
кредиторов по облигациям с ипотечным покрытием после исключения ипотечного
покрытия из конкурсной массы удовлетворяются в порядке, предусмотренном
указанным Федеральным законом. В ст. 15 урегулировано обращение взыскания на
ипотечное покрытие в случае неисполнения обязательств по облигациям. Ст. 16 при
банкротстве кредитной организации также может применяться, но с учетом того,
что право потребовать досрочного погашения облигаций существует, направлять на
расчеты с кредиторами — владельцами облигаций какое-либо имущество кроме
ипотечного покрытия кредитная организация не вправе, поскольку иначе произойдет
преимущественное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими, что
недопустимо.
Следующая
проблема касается вопросов инвентаризации и оценки имущества кредитной
организации, которые должны быть произведены не позднее 6 месяцев со дня
признания кредитной организации банкротом и открытия конкурсного производства.
А.Егоров[8],
в комментарии к закону считает этот срок излишне длительным, аргументируя это
следующим. Поскольку Закон о банкротстве банков не устанавливает никаких
особенностей применительно к сроку конкурсного производства, по истечении
указанных шести месяцев останется еще полгода на реализацию имущества кредитной
организации и расчеты с кредиторами. Срок конкурсного производства может
продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, вплоть до шести месяцев,
о чем говорится в п. 2 ст. 124 общего Закона о банкротстве. Однако разъяснение
данной нормы, которое содержится в п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 8
апреля 2003 года № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие
Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», сформулировано
достаточно четко: по истечении установленного годичного срока конкурсное
производство может быть продлено судом в исключительных случаях с целью
завершения конкурсного производства по мотивированному ходатайству конкурсного
управляющего.
В
результате возможно жесткого подхода к сроку конкурсного производства отведение
на стадию оценки и инвентаризации имущества кредитной организации половины
годичного срока выглядит явно преувеличенным, продолжает автор. Например, если
банк обладает в большей части однородным имуществом (ценные бумаги),
инвентаризация может произойти в течение одного месяца. Чем раньше она
завершится, тем быстрее управляющий перейдет к продаже конкурсной массы. А
норма, указанная выше, дает ему возможность ждать еще пять месяцев. То же самое
касается оценки. Совершенно не обязательно заказывать оценку у одного и того же
оценщика, рынок оценочных услуг в настоящее время в России достаточно развит, и
если одновременно привлечь несколько оценщиков, общий срок на оценку также
составит не более одного-двух месяцев. Автор полагает, что абз. 2 п. 1 ст. 5032
Закона нужно понимать следующим образом: инвентаризация и оценка имущества
кредитной организации должны происходить в максимально сжатые (но при этом
разумные) сроки, но в любом случае не позднее шести месяцев со дня признания
кредитной организации банкротом.
На
заседаниях Президиума ВАС РФ, посвященных рассмотрению не конкретных
арбитражных дел, а актуальных вопросов правоприменительной практики, дважды
рассматривалась проблема оспаривания заключений оценщиков. Это один из ключевых
вопросов реализации конкурсной массы, поскольку пока не найдено эффективное
средство борьбы с умышленным занижением оценки имущества. Основные сферы, где
оценка является обязательной, — исполнительное производства, корпоративные
отношения (внесение вкладов в уставный капитал) и банкротство. Именно здесь
наблюдается большинство злоупотреблений.
Согласно
ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной
деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной
стоимости объекта оценки, указанная в отчете, признается достоверной и
рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не
установлено иное. Часть 3 ст. 6 указанного ФЗ допускает возможность обжалования
результатов проведения оценки заинтересованными лицами в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации. Спор о достоверности величины рыночной
или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете оценщика, подлежит
рассмотрению судом в соответствии с установленной подведомственностью (ч. 1 ст.
13 названного Федерального закона).
Возможно
ли предъявление и рассмотрение судом самостоятельных требований об оспаривании
достоверности заключения оценщика? Неясно, как поступать в случае, если на
основании данного заключения уже состоялась сделка отчуждения имущества.
Повлияет ли на действительность данной сделки признание заключения оценщика
недостоверным? Если да, то на каком основании, и не будет ли в таком случае иск
об оспаривании сделки подменяться иском о признании оценки недостоверной?
В
Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2004 года,
утвержденном постановлением Президиума ВС РФ от 23 и 30 июня 2004 года (вопрос
№17), предлагается разделить случаи, когда заключение оценщика является
обязательным и необязательным для какого-либо лица. В первом случае, по мнению
ВС РФ, «самостоятельное» обжалование допускается, во втором — стороны вправе
оспорить результат оценки при рассмотрении конкретного спора, где заключение
независимого оценщика будет одним из доказательств.
Позиция
А. Егорова (к которой присоединяется и автор дипломной работы) заключается в
том, что такое оспаривание может происходить только до определенного момента, а
именно до совершения сделки по отчуждению имущества. После совершения сделки
оспаривание заключения оценщика теряет практический смысл, за исключением
случаев, когда требуется установить его недобросовестность в целях предъявления
к нему самостоятельного иска (хотя и здесь необходимость в двух исках также не
усматривается, достаточно предъявить иск о возмещении убытков и в этом процессе
доказывать нарушения оценщика). Верховный Суд РФ высказался прямо только по
поводу одного случая — когда оценка не обязательна: если сделка совершена, оспорить
заключение оценщика можно только в процессе рассмотрения спора. Тем не менее
такой же подход ВС РФ подразумевал и применительно к другому случаю (когда
заключение оценщика обязательно). Верховный Суд РФ отметил, что оспаривание
возможно, если лицо считает, что при заключении соответствующей сделки его
права могут быть нарушены. Таким образом, в момент оспаривания права лица еще
не нарушены. Если бы имелась в виду ситуация, когда сделка на основе заключения
оценщика уже состоялась, лицу требовалось бы ссылаться на уже произошедшее
нарушение его прав.
С
учетом этого следует рассматривать правило п. 3 ст. 5032 Закона о
банкротстве банков, согласно которому конкурсные кредиторы, уполномоченные
органы, Банк России вправе обжаловать результаты оценки имущества кредитной
организации в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, в порядке,
установленном федеральным законом.
Жалоба
на заключение оценщика может подаваться как в самостоятельном виде, так и
входить в состав жалобы на действия конкурсного управляющего, но в любом случае
она должна быть рассмотрена до отчуждения имущества, ставшего предметом оценки.
Чтобы предотвратить отчуждение после подачи жалобы, следует прибегать к
обеспечительным мерам.
Оценка
имущества должника обязательна не во всех случаях. В п. 2 ст. 5032
Закона о банкротстве банков указано, что рыночная цена принадлежащих кредитной
организации ценных бумаг, допущенных к обращению на организованном рынке ценных
бумаг, может определяться без привлечения независимого оценщика в соответствии
с порядком, установленном федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным Правительством РФ. Поскольку ценная бумага обращается на
организованном рынке, существуют механизмы определения средней цены продажи за
определенный период и обращение к услугам оценщиков становится излишним.
В
составе имущества кредитной организации отдельно учитывается и подлежит
обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.
При наличии в
составе имущества кредитной организации имущества, относящегося к социально
значимым объектам в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности
(банкротстве)», а также жилищного фонда социального использования, которые не
включаются в конкурсную массу в соответствии с Федеральным законом «О
несостоятельности (банкротстве)», передача (реализация) указанного имущества
осуществляется конкурсным управляющим в порядке и на условиях, которые
установлены указанным Федеральным законом.
Особенностью
конкурсного производства кредитных организаций является установленная в законе
очередность удовлетворения требований кредиторов.
Исполнение
обязательств перед кредиторами кредитной организации в ходе конкурсного
производства осуществляется в очередности, установленной Федеральным законом «О
несостоятельности (банкротстве)».
Вне очереди за
счет конкурсной массы исполняются текущие обязательства кредитной организации,
а именно:
·обязанности по уплате задолженности,
образовавшейся до дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление
банковских операций, за произведенные работы (оказанные услуги), связанные с
продолжением функционирования кредитной организации, в пределах сметы расходов,
утверждаемой Банком России в соответствии с Федеральным законом «О банках и
банковской деятельности»;
·денежные обязательства, основания которых
возникли в период со дня отзыва у кредитной организации лицензии на
осуществление банковских операций до дня завершения конкурсного производства, в
том числе:
обязательства
по оплате расходов, связанных с продолжением функционирования кредитной
организации, включая оплату труда лиц, работающих по трудовому договору,
выплату выходных пособий этим лицам в случае их увольнения;
обязательства
по выплате вознаграждения конкурсному управляющему, аккредитованному при Банке
России;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|