Бизнес-план развития банка. Методология и методика его расчета
Белорусский банковский сектор характеризуется высокой концентрацией.
Крупнейший банк, Беларусбанк, представляет 41% активов банковской сферы, а, в
общем, пять крупнейших банков контролируют 80% суммарных банковских активов.
Четыре из этих пяти банков принадлежат государству; третий по величине банк,
Приорбанк – является частным. На рынке превалирует краткосрочное
финансирование.
Сеть филиалов всех банков насчитывает более 400 филиалов, 70% из них
принадлежат государственным банкам. Например, в октябре 2007 Приорбанк имел
только 15 филиалов, расположенных, в основном, в столице республики - Минске.
В последнем отчете Fitch Ratings о
банковском секторе Беларуси указывается, что банковская система страны работает
в достаточно сложной среде, которая характеризуется сильным государственным
влиянием на банки, проявляющемся, в первую очередь в виде прямых дотаций и
регулировании процентной ставки. Однако, несмотря на отчет Fitch Ratings, белорусский банковский сектор стал достаточно
привлекательным для иностранных инвесторов.
Банки активно участвовали в правительственных программах по поддержанию
производственного сектора и домашних хозяйств с низким уровнем доходов. В связи
с высоким темпом роста ВВП, жестким контролем государства за операциями
заемщиков, господдержкой заемщиков, испытывающих трудности, долгосрочностью и
низкой процентной ставкой, а также дисциплинированностью заемщиков в платежах,
просроченность кредитов по этим программам была низкой.
Национальный Банк Республики Беларусь (НБРБ) установил достаточно
функциональную систему банковского контроля. НБРБ пытается внедрить современную
систему банковского контроля, основанную на принципах Базель II. В то же время, НБРБ готовится к
внедрению международных стандартов финансовой отчетности в 2008 году.
Частный сектор Беларуси менее развит по сравнению с соседними Россией и
Украиной. Кредиты частному сектору составляют 48% от общего объема выданных
кредитов и немного превышают $6 млрд., составляя около 13% ВВП. Данный
показатель в Польше составляет 15%. Тем не менее, уровень проникновения на
рынок кредитования малых и средних предприятий остается низким, поскольку лишь
несколько банков (включая относительно большие Приорбанк, Белросбанк и Минский
Транзитный Банк) имеет специальные программы по финансированию сектора малого
бизнеса.
Малый частный бизнес испытывает существенное недофинансирование, и ББМБ
облегчает доступ к капиталу для малого бизнеса Беларуси. С долгосрочными международными
кредитными линиями в качестве источника финансирования, ББМБ может обеспечить
столь необходимое финансирование малому и среднему бизнесу.
1.3 Стратегия развития на 2009г
Основными
стратегическими целями на 2009г. являются увеличение объемов бизнеса и рост
доли банка в банковском секторе Республики.
Стратегия
развития Банка, реализуемая в планируемом периоде, должна быть направлена на
расширение ресурсной базы как в корпоративном сегменте, так и в отношении
физических лиц, сохранение темпов роста доходов от кредитования, освоение новых
форм кредитования, обеспечивая при этом достаточный уровень прибыльности,
ликвидности и минимизации рисков [3].
Основными
ориентирами для дальнейшего развития Банка в 2009 году являются:
-
поддержание
высокой деловой репутации и устойчивости;
-
увеличение
объема проводимых операций, расширение и совершенствование спектра
предоставляемых услуг в условиях роста конкуренции на внутреннем финансовом
рынке;
-
наращивание
ресурсного потенциала, адекватного росту активных операций Банка;
-
обеспечение
инвестиционной привлекательности, повышение уровня прибыли;
-
минимизация
рисков банковской деятельности, в первую очередь кредитной, сохранение высокого
качества кредитного портфеля;
-
поддержание
оптимального соотношения ликвидности и доходности проводимых операций;
-
расширений
клиентской базы в части предприятий среднего и малого бизнеса и населения;
-
развитие
розничного бизнеса путем совершенствования существующих программ кредитования и
привлечения вкладов;
-
продвижение
пластиковых проектов и рост сети банкоматов;
-
расширение
присутствия Банка в регионах;
-
формирование в
Банке современной, адекватной масштабу и сложности бизнеса и соответствующей
международным стандартам системы управления;
-
проведение
гибкой процентной и тарифной политики;
-
регулярный
мониторинг востребованности банковских продуктов;
-
использование
эффективных процедур внутреннего контроля и управления рисками банковской
деятельности;
-
формирование
коллектива профессиональных и высококвалифицированных сотрудников,
совершенствование системы мотивации труда.
1.4 Маркетинговое исследование рынка
В целях наиболее полной
реализации имеющегося в настоящее время рыночного потенциала белорусского
финансового рынка, основными принципами маркетинговой политики банка ставит
концентрация и дифференциация. ББМБ в 2009г. будет в основном концентрировать
свои усилия на малых предприятиях. Таким образом, маркетинговая политика банка
будет, в основном, направлена на этот сегмент рынка. В отношении клиентов и услуг
банк будет концентрировать усилия на деятельности, обеспечивающей наиболее
высокие темпы увеличения своей доли рынка. В отношении линейки продуктов, банк
будет в максимальной степени использовать свои возможности по созданию
продуктов, отличающихся от продуктов, уже предлагаемых на рынке [4]. Сочетание
таких банковских продуктов с профилем международных учредителей позволит банку
предложить уникальные услуги для белорусского рынка.
Основные
цели: создание брэнда и логотипа (Приложение 3),
распространение осведомленности о новом брэнде, постоянное создание позитивного
имиджа и репутации банка среди заинтересованных сторон и широкой публики. План
маркетинга на 2009г. охватывает следующие мероприятия:
·
отношения
с прессой и средствами массовой информации;
·
развитие
клиентской базы;
·
рекламные
и маркетинговые материалы;
·
усиление
корпоративной социальной ответственности;
·
внутренние
коммуникации;
·
связь
с общественностью.
Ниша кредитования
мелкого, среднего и малого бизнеса предприятий существует несколько лет.
Программа микро кредитования Европейского Банка Реконструкции и Развития
действует с 2001 года. Программа в значительной степени использует методологию
кредитования аналогичную той которую будет использовать ББМБ, суть которой в
аккуратном определении платежеспособности клиентов, которым обычно отказывают
банки с традиционным корпоративным подходом. Однако, совокупный текущий
портфель кредитов этой программы в Беларуси составляет 60.1 млн. долларов США
или меньше 1% совокупных банковских активов и вряд ли удовлетворяет потребности
в кредитах малому бизнесу в Беларуси. Учитывая внимание, которое уделяется
развитию малого бизнеса в стране, можно считать, что рынок для кредитов малому
бизнесу обладает неиспользованным потенциалом и конкуренция на этом рынке со
стороны банков, хотя и растет, пока не является ожесточенной. Также следует
отметить и благоприятные для начала работы в Республике Беларуси показатели (например,
отношение совокупных банковских активов к валовому национальному продукту),
которые свидетельствуют о неиспользованном потенциале на рынке банковских
услуг. Исходя из опыта работы в других странах, такое недоиспользование
потенциала в особенности проявляется на сегменте малого бизнеса.
В настоящее
время в Беларуси нет банков или финансовых институтов, которые были бы
ориентированы исключительно на предоставлению финансовых услуг этому сектору.
Хотя многие негосударственные банки, например Приорбанк, ВТБ и другие имеют
специальные программы работы с мелким бизнесом, ни для одного из них этот
сегмент не является основным а скорее дополнительным к их основным сегментам
корпоративных или розничных клиентов. Некоторые из них также рассматривают в
качестве мелких кредиты в размере до 200,000 долларов, что в определении ББМБ
уже является кредитами среднему бизнесу. Ни у одного из этих банков все усилия
не направлены на развитие продуктов и услуг специально созданных для нужд
малого бизнеса, скорее происходит определенная адаптация уже существовавших
продуктов.
Конкурентные преимущества
ББМБ будут развиты основываясь на различных аспектах этой специализации. ББМБ
будет в основном концентрировать свои усилия на малых предприятиях и развивать
продуты и услуги исходя из потребностей, в первую очередь, этого сегмента
рынка. В отличии от других банков для которых этот сегмент не является основным
и в которых лишь небольшая доля банковских продуктов и услуг разработана
специально для потребностей малого бизнеса и часто ориентирована на более
широкий круг пользователей, ББМБ сможет развить линейку продуктов, которая
будет учитывать специфические потребности этого сегмента и, таким образом,
будет отличаться от продуктов и услуг предлагаемых другими банками.
В основе развития
продуктов банк будет учитывать те требования, которые обычно бывают у
представителей малого бизнеса - простота использования и высокая скорость
обработки заявок, особенно на кредитные продукты. Весь персонал банка пройдет
обучение связанное с обслуживанием представителей малого бизнеса. Таким
образом, для целевого сегмента в банке будет создана комфортная среда, что
будет отличать ББМБ от других банков с более широкой ориентаций на рынке.
С другой стороны, в
отношении линейки продуктов, банк будет в максимальной степени использовать
международный опыт своих учредителей и управленцев по созданию продуктов,
отличающихся от продуктов, уже предлагаемых на рынке и апробированных в других
странах, таким образом, предлагая новые и, возможно, уникальные услуги для
белорусского рынка.
В
области валютно-обменных операций и расчетно-кассового обслуживания клиентов
прямыми конкурентами ББМБ являются банки, территориально расположенные в районе
улицы Сурганова, проспекта Независимости, улиц Пулихова и Захарова.
Конкурентами
банка являются все банки, активно работающие по предоставлению финансовых услуг
сектору малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям, такие как: ОАО
«Приорбанк», ЗАО АКБ «Белросбанк», ЗАО «Минский Транзитный Банк», ЗАО
«РРБ-Банк» и ОАО «Белгазпромбанк». Однако мы еще раз указываем на тот факт, что
наш основной сегмент рынка – это малые предприятия и индивидуальные
предприниматели.
Будучи
специализированным, ориентированным на кредитование индивидуальных
предпринимателей [5], малого и среднего бизнеса, Белорусский Банк Малого
Бизнеса имеет определенные преимущества, а именно:
1.
Фокусированность
(эффективность деятельности).
2.
Объективность
и беспристрастность (профессиональный подход к финансовому анализу и методологии,
основанной на кэш-флоу – оценке движения денежных средств заемщика).
3.
Стимул
по увеличению размера рынка малого и среднего бизнеса, напрямую связанный с
мандатом всех учредителей ББМБ.
В
настоящее время универсальные банки предоставляют широкий спектр услуг,
направленный на разные сегменты рынка. ББМБ концентрироваться на полном и
доскональном знании одного сегмента рынка – малого и среднего бизнеса. В связи
с этим, преимуществом ББМБ более быстрая реакция на изменение рынка и более
быстрая выдача кредитов.
Несмотря
на то, что некоторые банки Республики Беларусь осуществляют кредитование малого
бизнеса, в процессе кредитования возникают определенные сложности [6]. В связи
с этим ББМБ обладает отличительными конкурентными преимуществами:
-
полная концентрация на кредитовании малого и среднего бизнеса;
-
клиенты банка могут получить ответы по вопросам кредитования в течение трех или
менее рабочих дней, после подачи всех необходимых документов. Фактором успеха
на рынке является скорость решения вопросов, прозрачность и стандартизированный
подход к процессу кредитования;
-
повышение эффективности делопроизводства является оперативной целью ББМБ, что
приведет к повышению производительности нашего персонала и снижению стоимости
для клиентов. Это будет достигнуто благодаря постоянному обучению персонала и
анализу рабочего процесса. В результате, повысится эффективность персонала, и
снизятся временные затраты.
При
обучении кредитного персонала ББМБ большое внимание уделяет методам оценки
реальных финансовых возможностей заемщиков и степени вероятности не возврата
кредитов. Один из методов – это построение прогноза движения денежных средств
на основе анализа исторического движения денежных средств, а также детального
ознакомления с бизнесом клиента.
Внедрение
стандарта кредитного анализа на основе движения денежных средств [7] в
долгосрочной перспективе привело к снижению стартовых расходов на обработку
кредитов и, косвенно, к увеличению прибыли путем эффекта масштаба или роста
маржи.
Использование
конкурентных преимуществ позволит банку до конца 2009 года завершить период
становления и приступить к развитию сети своих подразделений в Минске и
областных центрах. Цель банка в среднесрочной перспективе – стать лидером в
предоставлении банковских услуг малому бизнесу. Прогноз продуктивности работы
кредитных специалистов и объема кредитования отражены в таблицах 1.3;
1.4 ;1.5; 1.6.
Таблица
1.3
Прогноз
продуктивности работы кредитных специалистов.
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Количество
кредитных специалистов
|
81
|
115
|
149
|
173
|
Кол-во
кредитов к погашению/кредитный специалист
|
57
|
61
|
63
|
66
|
Объем
кредитов к погашению/кредитный специалист
|
€356 276
|
€376 936
|
€383 738
|
€391
021
|
Таблица
1.4-Прогноз
объема кредитования.
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Количество
выданных кредитов в период
|
6006
|
9282
|
12558
|
15597
|
Количество
выданных кредитов нарастающим итогом
|
7038
|
16320
|
28878
|
44475
|
Количество
кредитов к погашению
|
4617
|
7032
|
9369
|
11469
|
Прогнозируемый объем
кредитов к погашению в большой степени зависит от среднего срока кредита.
Используя принцип консерватизма [8], мы прогнозируем минимальные сроки кредитов
для минимизации рисков непогашения и валютных колебаний. Нижеприведенная
таблица иллюстрирует ожидаемые объемы кредитования согласно консервативному
сценарию:
Таблица
1.5-Прогноз
объема кредитования, Евро
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Объем выданных кредитов в период
|
46,344,000
|
69,192,000
|
92,040,000
|
113,172,000
|
Объем выданных кредитов нарастающим итогом
|
56,514,000
|
125,706,000
|
217,746,000
|
330,918,000
|
Чистый объем кредитов к погашению
|
28,858,380
|
43,347,622
|
57,177,034
|
67,646,715
|
Таблица 1.6-Отдельные финансовые показатели
деятельности банка
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Рост доходов
|
148,6%
|
76,3%
|
34,3%
|
22,4%
|
Рост кредитного портфеля, %
|
261,3%
|
50,2%
|
31,9%
|
18,3%
|
Кредитный портфель/Общая сумма активов
|
77,4%
|
81,8%
|
84,5%
|
86,5%
|
2. План оказания услуг и организационный план
деятельности банка
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|