Денежно-кредитная и банковская система. Регулирование денежного обращения
В реальной
жизни мультипликационный эффект расширения банковских депозитов в значительной
степени зависит от величины «утечек» в систему текущего обращения, так как
далеко не все деньги, взятые в форме ссуд в банках, возвращаются туда на
депозиты, часть их продолжает циркулировать в качестве наличных. Кроме того, в
нашем примере мы не учитывали, что клиенты банков могут брать деньги с текущих
счетов, что также сокращает возможности банков выдавать ссуды.
Наконец, в
случае изъятия денег из резервов банков мультипликационный эффект работал бы в
противоположном направлении. Например, покупка коммерческим банком
государственной облигации стоимостью 1000 руб. сокращает резервные ресурсы
банка на эту сумму, что, в конечном счете, приводит к уничтожению банковских
депозитов на 10 тыс. руб. (при минимальной ставке резерва 10 %).
Основными факторами, от которых зависит процесс создания банками
новых денег, и, следовательно, изменение денежной массы, является размер
минимальной ставки резервов и спрос на новые ссуды со стороны заемщиков. Кроме
того, величина указанного коэффициента оказывает влияние и на процентные ставки
(в прямой зависимости для ставок по кредитам и в обратной для ставок по
депозитам).
Валютная политика, проводимая Центральным Банком, оказывает
непосредственное влияние на величину денежного предложения в стране. Продавая
валюту, Центральный Банк сокращает количество денег высокой эффективности,
покупая – увеличивает. Как правило, центральные банки проводят довольно
активные операции на валютном рынке, так как поддержка устойчивого курса
национальной валюты входит в сферу их компетенции. Таким образом, целью
валютной политики зачастую является не регулирование денежного предложения, а
поддержка курса национальной валюты.
Политика открытого рынка, т.е. проведение операций на открытом
рынке является на сегодняшний день основным инструментом кредитно-денежной
политики развитых стран.
Целью политики открытого рынка является оперативное изменение
денежной массы посредством купли – продажи ценных бумаг.
Термин «открытый рынок» означает, что Центральный Банк продает и
покупает ценные бумаги на фондовой бирже, а не в порядке частных соглашений.
Впервые эта политика стала применяться в США в 1920-х годах и
сегодня получила широкое распространение во всех странах, где имеется развитый
финансовый рынок. Действенность политики открытого рынка заключается в
практически моментальном ее влиянии на изменение денежной массы. Продавая
ценные бумаги, Центральный Банк снижает резервы банковской системы, и
соответственно – денежную массу, покупая, наоборот увеличивает.
Учетная политика представляет собой классический инструмент в
практике центральных банков. Суть учетной политики состоит в том, что
Центральный Банк устанавливает определенный процент, называемый учетной ставкой
или ставкой рефинансирования, за предоставление ссуды коммерческому банку для
пополнения резервов.
Условия обращения за такой ссудой и возможности ее получения
различаются по странам.
Термин «учетная ставка» означает ставку процента (или дисконта),
по которой учитываются векселя, то есть учетная ставка представляет собой сумму
процента за время, прошедшее с момента выставления векселя Центральному Банку
до момента его погашения. В Российской Федерации вексельное обращение не
развито, и ЦБ РФ не принимает векселя к оплате. Тем не менее, ЦБ РФ
устанавливает ставку рефинансирования коммерческих банков. При этом возможность
получения ссуды в Центральном Банке по ставке рефинансирования оговаривается
целым рядом условий. Учетная политика не является инструментом оперативного
воздействия на денежное предложение, более того, центральные банки стараются
проводить устойчивую и предсказуемую учетную политику. Кроме того, в некоторых
странах, например, в РФ, ставка рефинансирования, имеет огромное значение в
налогообложении финансовых операций.
При проведении денежно-кредитной политики Центральный Банк исходит
из задач стабилизации экономического развития страны.
В общем виде это выглядит следующим образом: в периоды
экономического спада Центральный Банк проводит экспансионистскую политику,
расширяя предложение денег, в периоды «перегрева» экономической конъюнктуры,
наоборот, сдерживающую, уменьшая рост денежной массы или вовсе сокращает
предложение денег.
Однако влияние изменения величины денежного предложения на
экономическую конъюнктуру далеко не однозначно. В настоящее время эффективность
кредитно-денежной политики – предмет больших дискуссий.
Сильные
стороны кредитно-денежной политики:
1.
Быстрота и гибкость. По сравнению с фискальной политикой,
кредитно-денежная может быстро меняться, т.к. применение соответствующей
фискальной политики может быть надолго отсрочено из-за обсуждений в парламенте.
2.
Меньшее политическое давление. Центральному Банку и правительству,
легче, чем парламенту проводить непопулярные мероприятия, которые необходимы
для оздоровления экономики.
3.
Монетаризм. Представители данного экономического направления полагают,
что изменение денежного предложения – ключевой фактор определения экономической
активности, а фискальная относительно неэффективна.
Недостатки
и проблемы кредитно-денежной политики:
1.
Циклическая асимметрия. Политика дешевых денег, например, может
обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, т.е. возможность
предоставлять ссуды. Однако она не в состоянии гарантировать, что банки
действительно выдадут ссуды и предложение денег увеличиться. Особенно это
характерно во время глубокой депрессии.
2.
Изменение скорости обращения денег. Скорость обращения денег имеет
тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым,
тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные кредитно-денежной
политикой.
3.
Влияние инвестиций. Серьезный спад может подорвать доверие к
предпринимательству, резко сместить кривую спроса на инвестиции влево и тем
самым свести на нет политику дешевых денег. Это ведет к одной из самых сложных
проблем кредитно-денежной политики. Что должен стремиться контролировать
Центральный Банк – денежное предложение или процентную ставку? Эта дилемма
целей возникает в силу того, что руководящие кредитно-денежные учреждения не
могут стабилизировать то и другое одновременно.
Поэтому часто при проведении своей политики Центральный Банк
исходит из более «приземленных» соображений, ориентируясь на управление
формальными параметрами финансового рынка. В зависимости от того, на какие
параметры воздействует Центральный Банк, можно разграничить тактические цели
денежно-кредитной политики.
Так, Центральный Банк может избрать в качестве своей тактической
цели не только управление величиной денежного предложения, но и, например,
поддержание стабильного валютного курса или установление определенных пределов
изменения ставки процента, либо управление иным достаточно очевидным и легко
управляемым параметром. При этом, учитывая взаимосвязанность большинства
макроэкономических параметров, могут возникать определенные противоречия между
различными тактическими целями, а также проблемы, связанные с различием в
краткосрочных и долгосрочных последствиях изменения параметров финансового
рынка для экономической конъюнктуры.
а)
Кейнсианский передаточный механизм кредитно-денежной политики
б)
Монетаристский передаточный механизм кредитно-денежной политики
Рис. 1. Альтернативные
взгляды на передаточный механизм кредитно-денежной политики
Между изменением предложения
денег и реакцией совокупного спроса расположены еще две промежуточных ступени,
прохождение через которые существенно влияет на конечный результат.
Изменение
рыночной ставки процента R происходит путем изменения структуры портфеля активов
экономических агентов после того, как вследствие, скажем, расширительной
денежной политики Центрального Банка, на руках у них оказалось больше денег,
чем им необходимо. Следствием, как известно, станет покупка других видов
активов, удешевление кредита то есть в итоге - снижение ставки процента (см.
рис. 2а.).
Однако
реакция денежного рынка зависит от характера спроса на деньги, т.е. от крутизны
кривой LD. Если спрос на деньги достаточно чувствителен (рис.2в) к
изменению ставки процента, то результатом увеличения денежной массы станет
незначительное изменение ставки процента. И наоборот: если спрос на деньги
слабо реагирует на ставку процента (рис.2с), то увеличение предложения денег
приведет к существенному падению процентной ставки.
а в
с
Рис.2. Денежный
рынок и изменение предложения денег.
Следующим шагом является
корректировка совокупного спроса (совокупных расходов) в связи с изменением
ставки процента. Обычно считается, что больше других на динамику ставки
процента реагируют инвестиционные расходы (хотя можно говорить и о реакции
потребления, расходах местных органов государственного управления, но они менее
значительны). Если предположить, что на денежном рынке произошло существенное
изменение ставки процента, то далее встанет вопрос о чувствительности
инвестиционного спроса (или совокупного спроса в целом) к динамике ставки
процента. От этого, при прочих равных условиях, будет зависеть величина
мультипликативного расширения совокупного дохода. Отметим также необходимость
учитывать и степень реакции совокупного предложения на изменения совокупного
спроса, что связано с наклоном кривой AS.
Очевидно, что
нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или
даже отсутствию каких-либо результатов денежной политики. Например,
незначительные изменения ставки процента на денежном рынке или отсутствие
реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки процента разрывают
связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в
работе передаточного механизма денежной политики особенно сильно проявляются в
странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность
экономических агентов связана не столько со ставкой процента на денежном рынке,
сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.
Помимо
качества работы передаточного механизма существуют и другие сложности в
осуществлении денежной политики. Поддержание Центральным Банком одного из
целевых параметров, скажем, ставки процента, требует изменения другого в случае
колебаний на денежном рынке, что не всегда благоприятно сказывается на
экономике в целом. Так, Центральный Банк может удерживать ставку процента на
определенном уровне для стабилизации инвестиций, а следовательно, их
воздействия через мультипликатор на объем выпуска в целом. Но, если по каким-то
причинам в экономике начинается подъем и ВНП растет, то это увеличивает
трансакционный спрос на деньги. При неизменном предложении денег ставка
процента будет расти, а значит, чтобы удержать ее на прежнем уровне,
Центральный Банк должен увеличить предложение денег. Это, в свою очередь,
создаст дополнительные стимулы роста ВНП и к тому же может спровоцировать
инфляцию.
В случае спада и сокращения
спроса на деньги Центральный Банк для предотвращения снижения ставки процента
должен уменьшить предложение денег. Но это приведет к падению совокупного
спроса и только усугубит спад в экономике.
Эффективность
кредитно-денежной политики в современных условиях в значительной мере
определяется степенью доверия к политике Центрального Банка, а также степенью
независимости Банка от исполнительной власти. Последняя с трудом поддается
точной оценке и определяется, как на основе некоторых формальных критериев
(частота сменяемости руководства Центрального Банка, границы участия банка в
кредитовании государственного сектора, решении проблем бюджетного дефицита и
другие официальные характеристики банка, зафиксированные в уставе), так и
неформальных моментов, свидетельствующих о фактической независимости
Центрального Банка.
Денежно-кредитная
политика тесно связана с бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой.
Определенные
трудности связаны с вопросом согласованности, координации бюджетно-налоговой и
денежной политики. Если правительство стимулирует экономику значительным
расширением государственных расходов, результат будет во многом связан с
характером денежной политики (поведением Центрального Банка). Финансирование
дополнительных расходов долговым способом, то есть через выпуск облигаций,
окажет давление на финансовый рынок, свяжет часть денежной массы и вызовет рост
процентной ставки, что может привести к сокращению частных инвестиций
("эффект вытеснения") и подрыву исходных стимулов к расширению
экономической активности. Если же Центральный Банк одновременно проводит
политику поддержания процентной ставки, он вынужден будет расширить предложение
денег, провоцируя инфляцию.
Аналогичная
проблема встает при решении вопроса о финансировании дефицита госбюджета. Как
известно, дефицит может покрываться денежной эмиссией (монетизация дефицита)
или путем продажи государственных облигаций частному сектору (долговое
финансирование). Последний способ считается неинфляционным, не связанным с
дополнительным предложением денег, если облигации покупаются населением,
фирмами, частными банками. В этом случае происходит лишь изменение формы
сбережений частного сектора - они переводятся в ценные бумаги. Если же к
покупке облигаций подключается Центральный Банк, то, как уже было показано,
увеличивается сумма резервов банковской системы, а соответственно, денежная
база, и начинается мультипликативный процесс расширения предложения денег в
экономике.
В соответствии с приверженностью к той или иной концепции
государство выбирает преимущественное применение инструментов фискальной или
кредитно-денежной политики. Однако на практике правительства не дают
предпочтение одной из них, а используют в тесной взаимосвязи. Такое сочетание
инструментов стабилизационной политики имеет свое обоснование, т.к. повышает
результативность экономического регулирования.
Следует
отметить, что в большинстве случаев «первичными» являются мероприятия
фискальной политики. Во-первых, потому, что фискальные инструменты находятся в
непосредственном ведении правительства, во-вторых, потому, что
денежно-кредитная политика формируется Центральными Банками, которые зачастую
достаточно независимы от правительства, а тактические цели политики
Центрального Банка направлены не на реальный сектор экономики, а на
регулирование показателей финансового рынка.
3. Кредит как особая форма движения денег и ссудного капитала
В рыночной экономике деньги должны находиться в постоянном
движении, участвовать в народнохозяйственном обороте, что обусловливает их
непрерывное обращение.
Временно свободные денежные средства должны не лежать без
движения, а аккумулироваться в денежно-кредитных учреждениях и направляться в
виде инвестиций в реальный сектор экономики.
Важнейшим элементом рыночной экономики является рынок
денежно-кредитных ресурсов.
Кредит (лат. creditum — ссуда, долг) — сделка между экономическими
субъектами по предоставлению денег или имущества в пользование на условиях
возврата и уплаты процента. Формой реализации кредита выступает ссуда.
Обычно под кредитом в узком смысле слова понимается движение
ссудного капитала, осуществляемое на условиях срочности, возвратности и
платности. Плата за получаемую в ссуду определенную сумму денег является ценой
ссуды и называется нормой процента.
Источниками кредита являются временно свободные денежные средства
предприятий, учреждений и физических лиц. В качестве источника кредитных
ресурсов могут выступать временно неиспользуемые денежные ресурсы из
амортизационного фонда, оборотного капитала, фонда развития производства
предприятий.
Кредит выполняет ряд важных функций. В рыночной экономике он
необходим, прежде всего, как эластичный механизм перелива капитала
(перераспределения денежных ресурсов) между отдельными предприятиями, отраслями
и территориями. В этом качестве кредит выполняет перераспределительную функцию.
Эта функция активно используется государством в регулировании
производственных и территориальных пропорций. Благодаря кредиту происходит
более быстрый процесс концентрации капитала с целью осуществления
инвестиционных вложений и получения прибыли. Кредит позволяет ввести в
обращение кредитные деньги (банкноты) и осуществлять кредитные операции
(безналичные расчеты), что позволяет ускорить скорость обращения денег и
сократить издержки обращения.
В зависимости от способа кредитования, а также пространственно-временных
характеристик процесса кредитования различают следующие формы кредита.
По способу кредитования различают натуральный и денежный кредиты.
Объектами натурального кредита могут быть сырье, ресурсы,
инвестиционные, потребительские товары.
Объектами денежного кредита являются денежный капитал, денежные
платежные средства, акции, векселя, облигации и другие долговые обязательства.
По сроку кредитования различают следующие виды кредита:
краткосрочный, при котором ссуда выдается на срок до 1 года;
среднесрочный со сроком от 2 до 5 лет;
долгосрочный — от 6 до 10 лет;
долгосрочный специальный — от 20 до 40 лет.
По характеру предоставления кредит может быть межгосударственный,
государственный, банковский, коммерческий, потребительский, ипотечный.
Межгосударственный (международный) кредит — это движение ссудного
капитала в сфере международных экономических отношений. Он имеет либо товарную,
либо денежную (валютную) форму. Кредиторами и заемщиками могут быть
международные организации (Всемирный банк, МВФ), правительства, банки,
корпорации.
Государственный кредит предполагает предоставление государством
населению и предпринимателям денежных ссуд. Источником средств государственного
кредита являются облигации государственных займов.
Банковский кредит — это кредит, предоставляемый
кредитно-финансовыми учреждениями различного типа хозяйствующим субъектам
(фирмам, частным предпринимателям, населению) в виде денежных ссуд. Объектом
банковского кредитования является денежный капитал. Это наиболее развитая и
универсальная форма кредита.
Коммерческий кредит — это кредит, предоставляемый одними
хозяйствующими субъектами другим в форме продажи товаров с отсрочкой платежа.
Объектом коммерческого кредитования является товарный капитал.
Потребительский кредит — это кредит, предоставляемый частным лицам
для различных целей на определенный срок (от 1 года до 3 лет) под определенный
процент. Потребительский кредит может выступать в форме или продажи товаров с
отсрочкой платежа через розничную торговлю, или предоставления банковской
ссуды.
Ипотечный кредит — это кредит, предоставляемый в форме ипотеки,
т.е. денежной ссуды, выдаваемой специальными банками и учреждениями частным
лицам под залог недвижимости (земли, жилых зданий, строений). Источником этого
кредита служат ипотечные облигации, выпускаемые ипотечными банками.
В последнее время получили развитие такие формы кредитования, как
лизинг, факторинг, фарфейтинг, траст.
Лизинг — это безденежная форма кредита, форма аренды с передачей в
пользование машин, оборудования и других материальных средств с последующей
постепенной выплатой их стоимости. Его применение основано на разделении
функций собственности и пользования, когда право собственности на имущество
остается за арендодателем, а арендатор пользуется им определенное время до
полной оплаты стоимости этого имущества. Лизинговые сделки заключаются на срок
от 1 года до 10 лет. Обычно компании сдают технику в аренду не самостоятельно,
а через лизинговые фирмы. В качестве лизинговых компаний выступают различные
организации: банки или их филиалы, подразделения промышленных корпораций.
Факторинг — это перекупка или перепродажа чужой задолженности или
коммерческие операции по доверенности. Банк покупает «дебиторские счета»
предприятия за наличные, а затем взыскивает долг с фактического покупателя,
которому ассоциация продала товар или оказала услугу.
Фарфейтинг — это долгосрочный факторинг, связанный с продажей
банку долгов, взыскание которых наступит через 1—5 лет.
Траст — это операции по управлению капиталом клиентов.
Субъектами кредитных отношений выступают государство, региональные
органы, предприятия, банки, фонды, страховые компании, население, различные
общественные организации.
Кредитная система — это совокупность кредитных отношений, форм и
методов кредитования, осуществляемых кредитно-финансовыми институтами, которые
создают, аккумулируют и предоставляют экономическим субъектам денежные средства
в виде кредита на условиях срочности, платности и возвратности.
Современная кредитная система государства складывается из
банковской системы (Центральный банк и коммерческие банки) и совокупности так
называемых специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов,
способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их с помощью
кредита.
Заключение
Выводы по
лекции:
1. Подобно фискальной
политике, кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в
экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и
отсутствием инфляции.
2. Тремя основными
инструментами кредитно-денежной политики являются: операции на открытом рынке,
изменение резервной нормы, изменение учетной ставки.
3. Денежно-кредитная
политика тесно связана с бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой. В
соответствии с приверженностью к той или иной концепции государство выбирает
преимущественное применение инструментов фискальной или кредитно-денежной
политики. Однако на практике правительства не дают предпочтение одной из них, а
используют в тесной взаимосвязи.
4. Взаимовлияние
кредитно-денежной и внешнеэкономической политики основано на установлении
фиксированного или свободного валютного курса Центральным Банком.
Задание на
самостоятельную подготовку:
1. Дополнить конспект лекции
материалом из рекомендованных учебников.
2. Выписать основные
экономические категории и понятия в словарь и выучить их.
Следующее
занятие –
По
рекомендованной литературе ознакомиться с материалом, входящим в содержание
предстоящего практического занятия.
Учебно-материальное
обеспечение следующего практического занятия:
1. Конспекты лекций.
2. Словари основных терминов
и понятий по теме №24.
3. «Лектор-2008».
Ответы на вопросы студентов.
Разработчик – кандидат экономических наук
Н. Рощина
[1] Transaction
(англ.) – сделка
Страницы: 1, 2, 3
|