МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Денежно-кредитная политика Центрального банка России в 2007 году

    Денежно-кредитная политика Центрального банка России в 2007 году

    Реферат

    Тема: Денежно-кредитная политика Центрального банка

    России в 2007 году

    Содержание

    Введение

    1 Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ

    1.1 Определение ЦБ РФ и его функции

    1.2 Понятие денежно-кредитной политики

    1.3 Инструменты косвенного воздействия на величину денежной массы

    2 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики в 2007 году

    2.1 Принципы денежно-кредитной политики

    2.2 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование

    3 Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в первом полугодии 2007 года

    4 Главная цель денежно-кредитной политики банка России в предстоящие три года

    Заключение

    Список использованной литературы

     


    Введение

    Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.

    Центральный банк сегодня является ключевым элементом финансово-кредитной системы любого развитого государства. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики.

    Высокая степень независимости ЦБ обусловлена его задачами, основной из которых является поддержание денежно-кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения антиинфляционного экономического роста.

    Денежно-кредитная политика ЦБ в основном воздействует на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих целей позволяет добиться стабильности экономического роста, снизить уровень безработицы и инфляции.

    Совокупный денежный оборот регулируется посредством различных мер. Основными инструментами денежно-кредитной политики центрального банка являются:

    -                    установление минимальных резервных требований;

    -                    регулирование официальной учетной ставки;

    -                    операции на открытом рынке.

    Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики всецело зависит от тех целей, которые решает центральный банк на том или ином этапе развития страны.

    Таким образом, все вышеизложенное обосновывает актуальность темы.

    Цель работы: всестороннее изучение и анализ денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

    Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 20 страниц.



    1 Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ

    1.1 Определение ЦБ РФ и его функции

    Центральный банк РФ - это главный банк страны, банк всех банков и кредитор в последней инстанции. Он независим от исполнительной власти и действует согласно закону о ЦБ, экономически состоятелен, является банком правительства РФ.

    Функции Центрального банка РФ:

    1.Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций второго и третьего уровней.

    2.Выступает кредитором в последней инстанции.

    3.Осуществляет регистрацию организаций-аудиторов банковской деятельности.

    4.Устанавливает правила ведения банковских операций, бухгалтерских отчетов и отчетности.

    5.Устанавливает правила ведения безналичных и наличных расчетов в РФ.

    6.Устанавливает правила купли-продажи иностранной валюты, драгоценных металлов.

    7.Осуществляет регулирование валютных отношений в РФ и валютный контроль, участвует в разработке валютного баланса страны.

    8.Осуществляет формирование и хранение золотовалютных резервов страны.

    9.Выполняет составление анализов и прогнозов экономического состояния страны совместно с Минфином.

    10.Осуществляет проведение сбалансированной денежно-кредитной политики.

    11.Создаёт условия для осуществления внешнеэкономической деятельности.

    Главная функция ЦБ - регулирование денежно-кредитной политики в экономике государства путем:

    -                    установления норм обязательных резервов коммерческим банкам в зависимости от срока привлечения ими денежных ресурсов;

    -                    установления уровня ставки ЦБ (нормы процента, ставки рефинансирования) по кредитам для коммерческих банков;

    -                    контроля за соблюдением коммерческими банками экономических и финансовых нормативов их деятельности;

    -                    контроля за исполнением операций с ценными бумагами;

    -                    рефинансирования коммерческих банков.

    В условиях высокоразвитой рыночной экономики в основе денежно-кредитной политики лежит принцип «компенсационного регулирования», который включает сочетание двух комплексов мероприятий:

    -                    политики денежно-кредитной рестрикции (ограничения кредитных операций, повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении);

    -                    политики денежно-кредитной экспансии (стимулирование кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в обращении).

    Политика денежно-кредитной рестрикции (политика «дорогих денег») применяется в условиях циклического оживления хозяйственной конъюнктуры. Политика денежно-кредитной экспансии (политика «дешевых денег») применяется в кризисной фазе цикла, в условиях падения производства и увеличения безработицы. Она заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении более льготных условий кредитования в целях хозяйственного оживления. Эти политики более широко рассматриваются далее.



    1.2 Понятие денежно-кредитной политики


    Современные глоссарии и экономические словари дают следующие определения понятия денежно-кредитной политики:

    1. Денежно-кредитной политикой называется совокупность мер, направленных на изменение денежной массы и объема кредита.

    2. Денежно- кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства.

    3. Денежно-кредитная политика - это «проводимый государством курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. Основными составляющими такой политики являются операции на открытом рынке, учетная политика, наличие обязательных минимальных резервов. К наиболее широко используемым методам денежно-кредитной политики относятся: изменение ставки учетного процента, операции на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов, а также выборочные методы регулирования отдельных видов кредита».

    4. Денежно-кредитная политика – это «совокупность мероприятий центрального банка и правительства, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, процентных ставок и других показателей денежного обращения с целью снижения уровня инфляции, устойчивого роста денежной массы и создания предпосылок для стабильного экономического роста».

    Таким образом, существует множество авторов разъясняющих понятие денежно-кредитной политики, однако различия в трактовке данного термина разными авторами не существенны.


    1.3 Инструменты косвенного воздействия на величину денежной массы


    Денежная масса измеряется с помощью следующих денежных агрегатов:

    М0 = наличные деньги в обращении;

    М1 = М0 + расчетные + текущие + валютные счета в банках + вклады в коммерческих банках + депозиты до востребования в банках;

    М2 = М1 + срочные вклады в сбербанке;

    М3 = М2 + депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

    В арсенале Центрального банка РФ для проведения денежно-кредитной политики и регулирования денежной массы имеются следующие инструменты.

    1) Операции с государственными облигациями на рынке ценных бумаг.

    ЦБ постоянно находится в контакте с правительством, время от времени давая ему взаймы, поэтому он всегда располагает объёмным портфелем государственных облигаций. В частности, ЦБ РФ может пойти на куплю-продажу государственных облигаций и превратить такие операции в метод регулирования денежной массы.

    Предположим, что ЦБ хочет увеличить количество денег в обращении. Он появляется на рынке ценных бумаг и начинает скупать государственные краткосрочные облигации. В качестве долговых обязательств государство в лице ЦБ и Минфина эмитирует государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) и облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ).

    Коммерческие банки и другие финансовые агенты, которые имеют в своих активах долговые обязательства правительства, продают их на выгодных для себя условиях, получая взамен деньги. Эти полученные деньги, пройдя через банковскую систему страны, умножаются в Мб раз.

    Таким образом, Центральный банк, покупая ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и ОВВЗ, увеличивает предложение денег в обращении и увеличивает денежную массу.

    Если же ЦБ старается уменьшить денежную массу, то в этом случае он продаёт имеющиеся в его распоряжении ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и ОВВЗ на выгодных для себя и для клиентов условиях.

    Коммерческие банки и другие финансовые агенты, покупая долговые расписки государства, расплачиваются своими денежными средствами. Уменьшение денежных средств в банках, пройдя по всей банковской системе, вызывает сжатие денежной массы в Мб раз.

    Деньги, вырученные ЦБ при продаже государственных ценных бумаг, временно извлекаются из обращения, и, таким образом, продавая ценные бумаги правительства, Центральный банк уменьшает предложение денег и сжимает денежную массу.

    2) Норма процента (ставка ЦБ, ставка рефинансирования).

    Под этим инструментом понимается плата за кредитные ресурсы, которые ЦБ может предоставить другим коммерческим банкам. Очевидно, что никто не может заставить коммерческие банки брать кредиты у ЦБ либо, наоборот, не брать их. Можно только ожидать, что при снижении ставки Центрального банка желающих взять их будет больше, и наоборот, при повышении её желающих брать дорогие кредиты будет гораздо меньше. Когда необходимо уменьшить предложение денег, т. е. денежную массу, ЦБ повышает ставку рефинансирования. При этом достигается несколько эффектов.

    Во-первых, некоторым коммерческим банкам дорогой государственный кредит оказывается недоступен, следовательно, чем меньше получателей кредита ЦБ, тем ниже скорость нарастания денежной массы в обращении.

    Во-вторых, если банки берут дорогие кредиты, то они вынуждены повышать эффективность своих операций, т. е. кредитовать такие проекты, которые гарантируют высокую прибыль, иначе коммерческие банки будут не в состоянии рассчитаться за кредит.

    В-третьих, столкнувшись с повышением нормы процента, коммерческие банки не захотят нести финансовые потери и постараются переложить их на своих клиентов.

    Таким образом, вслед за ростом ставки центрального кредита подорожают кредиты коммерческих банков. В итоге со стороны коммерческих банков сокращается спрос на деньги и более медленно нарастает денежная масса.

    Повышая и понижая ставку рефинансирования, ЦБ проводит политику «дорогих» или «дешёвых» денег.

    3) Норма обязательных резервов.

    В соответствии с этой нормой рассчитывается денежная сумма, которую коммерческие банки обязаны держать на своем счёте в ЦБ и не имеют право использовать. Когда надо уменьшить рост денежной массы в обращении, ЦБ повышает норму обязательных резервов. Если необходимо увеличить денежную массу, ЦБ снижает норму.

    Коммерческие банки, разморозив часть своих обязательных резервов, превращают их в кредиты. Изменение нормы обязательных резервов влияет на величину мультипликатора предложения денег — Мб.

    Чем выше норма обязательных резервов, тем меньше Мб, и наоборот. Например, при норме обязательных резервов, равной 20 %, Мб = 5. Если норма увеличится до 25 %, то Мб = 4.

    Следовательно, если на вход банковской системы поступит вклад, равный 10000 руб., то он приведёт к росту банковских денег до 40000 руб. В итоге, для того чтобы увеличить денежную массу в экономике страны, ЦБ достаточно просто уменьшить норму обязательных резервов.

    Таковы основные регуляторы, используемые ЦБ для контроля над денежной массой.



    2 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год

    2.1 Принципы денежно-кредитной политики

    Единая государственная денежно-кредитная политика направлена на достижение стабильности уровня цен и создание условий для долгосрочного экономического роста и повышения уровня жизни населения. Основными ее задачами на современном этапе развития российской экономики являются неуклонное снижение инфляции и обеспечение устойчивости национальной валюты.

    В соответствии со среднесрочной стратегией социально-экономического развития страны Правительство Российской Федерации и Банк России в области денежно-кредитной политики устанавливают цель по снижению инфляции на трехлетний период. Поскольку денежно-кредитная политика оказывает влияние на инфляцию с временными лагами, выходящими за пределы календарного года, наиболее эффективное ее проведение достигается в условиях среднесрочного горизонта определения целей, когда Банк России может применять антиинфляционные меры, основываясь на оценках будущих изменений в динамике фундаментальных макроэкономических факторов.

    Правительство Российской Федерации и Банк России поставили задачу снизить инфляцию до 4-5,5% в 2009 году. При этом на 2007 год определена цель снизить инфляцию до 6,5-8% из расчета декабрь к декабрю.

    В 2007 году и в период до 2009 года в основном будут использоваться принципы единой государственной денежно-кредитной политики, сформировавшиеся в последние два года. Это связано с тем, что не ожидается значительных изменений в условиях ее проведения: сохранится весьма существенное влияние внешнеэкономических факторов конъюнктурного характера на динамику внутреннего спроса и общий уровень цен в экономике, продолжатся структурные реформы, останется устойчивым состояние бюджетной системы и будет использоваться механизм формирования Стабилизационного фонда Российской Федерации. Вместе с тем полная либерализация операций с капиталом способна повысить чувствительность экономики России к изменениям на международных финансовых рынках.

    Банк России продолжит применение режима управляемого плавающего валютного курса. В рамках этого режима в соответствии с антиинфляционной направленностью политики Банк России не будет препятствовать повышению курса рубля, обусловленному действием среднесрочных и долгосрочных экономических факторов. Однако темп его укрепления или ослабления в краткосрочном периоде будет при необходимости ограничиваться для поддержания конкурентоспособности отечественного производства, уменьшения неопределенности на внутреннем финансовом рынке.

    Сохранится тенденция дедолларизации российской экономики. Изменчивость процессов замещения валют в портфелях активов, приводящая к нестабильности спроса на национальную валюту, а также значительное влияние регулируемых цен и тарифов на индекс потребительских цен снижают эффективность использования показателя денежной массы в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики. Тем не менее, динамика денежных агрегатов характеризует текущие монетарные условия и является важным «опережающим» индикатором для оценки среднесрочного тренда инфляции.

    Вместе с тем Банк России не рассматривает прогнозные ориентиры прироста денежной массы как жестко заданные, и в случае отклонения динамики денежной массы от расчетной меры по корректировке денежного предложения будут применяться по итогам анализа причин этих отклонений и оценки инфляционного давления.

    В настоящее время влияние процентных ставок по операциям Банка России на уровень процентных ставок в экономике является ограниченным. Стоимость денег в экономике формируется в условиях высокого уровня ликвидности, складывающегося вследствие больших объемов валютной выручки экспортеров и активных валютных интервенций Банка России.

    Повышение ставок по стерилизационным инструментам Банка России ограничивается в целях недопущения значительной разницы между этими ставками и процентными ставками на международных финансовых рынках, способной вызвать приток спекулятивного капитала в страну. Тем не менее, Банк России будет активизировать процентную политику по мере сокращения зависимости денежного предложения от состояния внутреннего валютного рынка.

    В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора будет расширяться доступ кредитных организаций к инструментам рефинансирования Банка России. Дальнейшая интеграция и эффективное функционирование внутреннего денежного рынка, операции на котором будут доступны для широкого круга участников, снижение транзакционных издержек и уровня рыночных рисков, развитие рыночной инфраструктуры будут способствовать эффективному перераспределению денежных средств и оптимизации структуры процентных ставок.

    Банк России видит своей перспективной задачей переход к режиму инфляционного таргетирования. Постепенно в проведении денежно-кредитной политики расширяется применение элементов этого режима, наиболее важными из которых являются приоритет цели по снижению инфляции над другими целями, среднесрочный характер установления цели, ограничение присутствия Банка России на внутреннем валютном рынке, повышение роли процентной политики.

    Кроме того, Банк России стремится к прозрачности своих действий в сфере денежно-кредитной политики. С этой целью Банк России ежегодно публикует Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, Годовой отчет, через свои издания и страницу в сети Интернет представляет общественности статистическую информацию по денежно-кредитным, валютным и банковским показателям, а также свои нормативные документы.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.