МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Деньги, кредит и банки

    p> Возрастание роли ЦБ относится к 30 г. ХХ века. Именно тогда выявилась целесообразность расширения их деятельности, и необходимость не ограничиваться простым контролем за выпуском денег и обеспеченности их конвертируемости по золотовалютному курсу.

    ЦБ стал одним из проводников экономической политики правительства. 2-я мировая война даёт второй толчок усиления роли ЦБ и развития инструмента денежно-кредитного регулирования, в сочетании с ещё большим вмешательством правительства в политику ЦБ. С этого момента гл. роль ЦБ состоит в обеспечении сочетания вне уровня производства и занятости и стабильности цен национальной валюты и внешней торговли. Кроме того правительство делегирует ЦБ ответственность за валютный контроль, фискальные сборы, управление гос. долгом и обслуживанием своих счетов.

    Содержание и формы взаимосвязи ЦБ с правительством могут представляться
    2-мя способами:

    ЦБ выступает агентом правительства и проводником его ДКП.

    ЦБ независим от правительства и самостоятельно определяет ДКП. Однако в действительности в чистом виде эти модели практически не встречаются.

    В идеале ЦБ должен быть независим, влиятелен, действовать на основе закреплённых законом полномочий с целью осуществления денежно-кредитного регулирования и обеспечение стабильного функционирования БС.
    Задачи центральных банков. регулирующие контрольные обслуживающие

    Денежно-кредитное регулирование (ДКР) – посредством определения границ
    ЦБ и правил работы ЦБ. ЦБ влияет на поведения его клиентов (всех хоз. субъектов практически), регулируя т.о. ход эк. развития страны.

    ДКР представляет собой совокупность мероприятий, направленных на регулирование денежной массы, кредитов, инфляции, валютного курса, процентных ставок и др. показателей денежного рынка и рынка капиталов.
    Основными инструментами ДКР являются определение целевой ориентированной денежной базы, минимальных резервных требований, рефинансирование КБ, регулирование официальных % ставок и операций на открытом рынке. Также ЦБ устанавливает КБ кредитные и портфельные ограничения, предельные уровни % ставок.

    Контроль за банковской системой – следующая функция ЦБ, т.к. стабильность национальной денежной единицы безусловно предполагает наличие устойчивых и эффективно работающих банковских институтов. Осуществление валютного контроля является необходимым дополнением ДКР, обеспечивающим его действенность, побуждающих хоз. субъектов строить свои внешнеэкономические связи, валютные расчёты и use валютные средства, исходя из особенностей валютного экономического положения страны.

    Обслуживающая функция системы наличных и безналичных расчётов – одна из обслуживающих функций. Первоначально деятельность ЦБ в этой сфере ограничивалась выпуском в обращение бумажных денег, в дальнейшем по мере развития безналичных расчётов ЦБ стало выступать в качестве организатора и участника расчётных отношений.

    Другая обслуживающая функция – кредитование КБ и правительств. Являясь кредитором последней инстанции ЦБ содействует преодолению финансовых затруднений банков, которые испытывают временный недостаток ликвидных средств. Посредством кредитования правительства ЦБ осуществляет финансирование дефицита гос. бюджета и реструктуризацию гос. долга.

    Ещё одна обслуживающая функция – фин. агент правительства – т.е. ведение счетов по консолидации и расходованию гос. средств и управление активами различных правительственных учреждений и бюджетных организаций.

    ЦБ поддерживает корреспондентские отношения с КБ, другими ЦБ и между финансовыми организациями. Многие ЦБ исследуют экон. конъюнктуру, изучают финансовое положение предприятия и предоставляют также данные КБ и всем желающим.
    Основные операции центральных банков: определение учетной ставки
    Устанавливается по результатам проведения учётных, депозитных операций, операций на открытом рынке и операций рефинансирования. ЦБ выступает по отношению к КБ кредитором последней инстанции. Кредитование банков в соответствии с принципами кредитов осуществляется под определенный %, который и считается базовым. Ставка рефинансирования - % за кредит.
    Депозитная ставка – плата за ресурсы, размещенные КБ в ЦБ или наоборот.
    Учётная ставка – величина дисконта по приобретённым ЦБ ценным бумагам.
    Процентная ставка – как результат операций ЦБ на открытом рынке определяется в результате операции (спекуляция) ЦБ.

    Несмотря на различные названия цель этих операций и суть этих ставок единая. Официально процентная ставка является ориентиром для рыночных ставок по кредитам, барометром экон. обстановки и опред. базовую цену капитала. Масштабность кредитных возможностей ЦБ, его главенствующее положение в БС обеспечивает высокую концентрацию кредитных сделок. Широкая возможность выбора ЦБ инструментов и заёмщиков позволяет минимизировать кредитные риски. Официально процентная ставка максимально очищена от индивидуальных особенностей конкретных кредитных сделок, от характера его участников и частной рыночной ситуацией. Поэтому она считается базовым для него показателем.

    Изменение официальной процентной ставки влечёт за собой изменение деловой активности, уровня производства и потребления.

    Цепочка реакций на повышение учётной ставки: официальное увеличение % ставки ? увеличение доходности фин. инструментов и ст-ти кред. ресурсов ? увеличение ст-ти кредитов конечн. заёмщикам? понижение рентабельности производственных проектов ? сворачивание нерентабельного пр-ва, проектов ? уменьшение совокупного объёма пр-ва ? уменьшение доходов и платёжеспособного спроса населения.

    Напротив уменьшение базовой % ставки способно оживить деловую активность и стимулировать рост экономики. Такая закономерность действует при постоянном или нейтральном действии др. факторов, таких как стабильность денежного обращения и развитость кредитных отношений.
    Основные операции центральных банков: обязательные резервы коммерческих банков.

    У банков не все привлечённые средства задействуются в кредитных операциях, часть из них свободна и находится в денежной форме на корсчетах.
    Свободные деньги необходимы для проведения текущих платежей и покрытия непредвиденных оттоков средств или невозврата кредитов. Они служат первейшим резервом ликвидности. Усиление ДКР привело к определению денежных резервов как обязательных требования к банковскому бизнесу.

    Обязательные резервы – часть клиентских средств банка, в обязательном порядке депонируемых в денежной форме на счетах КБ в ЦБ.
    Обязательные резервы создают условия для текущего распределения банковской ликвидности одновременно являются ограничителем денежной массы. В ряде стран обязательные резервы депонируют на текущих корсчетах и в определенных случаях могут использоваться для поддержания платежеспособности банков, по сути заменяя собой кредитное рефинансирование. Депонирование части клиентских средств выводит их из банковского бизнеса, понижает кредитное возможности банков. Нормы резервов прямо определяет пределы кредитных мультипликаторов. Нормы обязательных резервов обычно различаются в зависимости от степени денежности того или иного компонента клиентских средств банка или в макропонимании компонентов денежной массы. Как правило, на средства до востребования (текущие счета) устанавливается более высокая норма резервных требований, по сравнению со срочными и сберегательными депозитами. Нормы резервов могут устанавливаться в зависимости от соц. значимости отдельных категорий групп клиентов банка, когда эти резервы обеспечивают первоочередные расчёты с такими клиентами (Украина – 100% резервирование бюджетных средств). Большинство ЦБ не практикует выплату % по обязательным резервам.
    Основные операции центральных банков: операции на открытом рынке

    Суть операций на открытом рынке заключается в проведении ЦБ договорных, а не принудительных сделок купли-продажи. Объекты сделки обычно соответствует признакам квази-денег, а сами сделки совершаются с такими субъектами, которые согласны с условиями ЦБ. Механизм операций на открытом рынке не сложен, так в случае получения ЦБ ценных бумаг на открытом рынке объём денежных средств на распр-е КБ увеличился, а в случае продажи, наоборот, уменьшился. Увеличение ликвидности средствв по БС улучшает доступность кредита и снижает его стоимость, что усиливает кредитную экспансию банков и приводит к повышению денежной массы. Операции на открытом рынке наиболее действенны и гибкий инструмент ДКР, на их совершение не требуется много времени и реакция рынка достигается быстро.
    Впрочем реакция рынка на подобные инструменты ДКР всегда зависят от развитости денежного рынка и БС. При сравнительно небольших масштабах и краткосрочной перспективе, операции на открытом рынке призваны изменять % ставки, т.е. в основном качественное воздействие. По мере расширения такие операции превращаются в действенное средство регулирования денежного обращением и экономики в целом, уже оказывая воздействие на положительный характер денежного рынка.
    Основные операции центральных банков: административное регулирование де- нежно - кредитной сферы.

    Мера административного воздействия (прямого) ЦБ на денежно-кредитную сферу заключается в регулировании (директивного определения): уровня % ставок; прироста кредитов; объёма портфельных операций.

    Ограничение верхнего уровня % ставок в целом стимулирует инвестиции и способствует повышению деловой активности, снижению V высокорискового предприятия и повышение устойчивости банк системы. Завышенное ограничение ставок облегчает доступ к кредитам конкретных категорий заёмщиков, развитие которых считается приоритетами структурной и социальной политики государства. В комплексе селективной политики также входит увеличение количественных параметров на кредиты приоритетным отраслям, создание и рефинансирование спец. банков кредитования этих отраслей. Селективное ограничение обычно более действенное, если применяется в комплексе с резервными требованиями и рефинансированием. Портфельные ограничения могут регулировать состав вложений и обязательств банка. 1. В качестве примера – требования по обяз. вып. части ср-в банка в гос. ц/б, определяемые задачами регулирования ликвидности банка и управлением гос. долга. 2. В нашей стране величина инвестиций в корпоративные ц/б ограничивается размером собственного капитала банка. 3. Требования по ограничению V эмиссии собственных внесений банков также размерами собственного капитала.
    Основные операции центральных банков: рефинансирование коммерческих банков.

    Предоставление кредитов рефинансирования – форма денежно-кредитной эмиссии. Их V определяет денежную базу и действие кредитного мультипликатора. Так снижение кредитов рефинансирования побуждает КБ увеличить свою ликвидность, т.е. увеличить остатки свободных средств на корсчетах и снизить V кредитования. ЦБ не допускает использование средств рефинансирования на спекулятивные операции. В дальнейшем по мере расширения задач ЦБ рефинансирование стало активно использоваться как инструмент оказания помощи КБ. По аналогии с кредитом, кредитное рефинансирование повышает эффективность использования временно свободных ДС банков. Имея возможность пополнить свою ликвидность за счёт средств ЦБ, КБ уменьшают остатки денег на корсчетах и увеличивают / кредитования. Для каждого отдельного банка лимит рефинансирования определяется его величиной и ролью в банковской системе и его финансовым положением. Срок кредита рефинансирования зависит от их целей. Так краткосрочный кредиты до нескольких дней предоставляются на покрытие платежного разрыва при незначительных внезапных колебаниях корсчёта (овердрафт). Среднесрочные кредиты – до нескольких месяцев направляются обычно на покрытие циклических
    (сезонных) колебаний платежного оборота. Долгосрочные кредиты до нескольких лет предоставляются на стабилизацию платёжности банка. Процент по кредиту рефинансирования обычно соответствует официальной % ставке и только в особых случаях бывает ниже её ил отсутствует вообще. Ставка может определяться по результатам предоставления кредитов рефинансирования, для чего предоставление этих кредитов может осуществляться на аукционной основе.

    Кредитное рефинансирование предоставляется только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. Такие кредиты обеспечиваются законом или сделкой – РЕПО (своего рода залог, но право на объект сделки переходит к той или иной стороне). Ценные бумаги удовлетворяют признакам квази-денег, что гарантирует надлежащий возврат кредита, позволяет избежать чрезмерной денежно-кредитной эмиссии.
    Основные операции центральных банков: валютная политика

    В развитых странах на делается различий между валютной и денежно- кредитной политикой – обе считаются составными частями ДКР.

    Валютная политика – комплекс мероприятий по стимулированию внешнеэкономических позиций государства, по уравновешиванию платного бизнеса и устойчивости курса национальной валюты. В наиболее общем виде валютная политика включает в себя следующие элементы:
    142. регулирование валютного курса;
    143. управление официальными валютными резервами;
    144. валютный контроль;
    145. м/н валютное сотрудничество;
    146. участие в м/н валютных организациях.
    Для эффективного валютного регулирования ЦБ призван быть крупнейшим игроком валютного рынка и аккумулировать в своих руках наиб. вал. Ликвидность
    (валютные резервы). Валютные резервы – средства, предназначенные для покрытия резерва валютоплатёжного оборота и изменение равновесия на валютном рынке. Валютные резервы необходимо поддерживать на должном уровне.
    Так их чрезмерный объем снижает эффективность использования ограниченных кредитных ресурсов экономики. Управление валютными резервами подразумевает формирование их оптимальной величины и рациональное, доходное размещение, в частности, определение валютной корзины и состава финансовых инструментов.
    В первую очередь важна сохранность и ликвидность, и только во втором – доходность средств резервов. Обычно, валютные резервы размещаются в наиболее ликвидных и безрисковых бумагах (напр., казначейские облигации
    США).
    Основные операции центральных банков: ) регулирова1тие_дедежной массьг, управление государственным долгом
    ЦБ обладая монопольным правом на денежную эмиссию, устанавливает в соответствии с торгентоми величину денежной базы. В условиях относительно стабильного набора и действенности кредитных инструментов кредитная активность КБ и технического оснащения расчётов между величинами денежной базы и различными показателями денежной массы прослеживается достаточно высокая корреляция. Это позволяет ЦБ регулировать любой из показателей денежной массы через денежную базу. Т.о. ЦБ полностью контролирует объём денежной массы в обращении, оперативно регулируя их величину, в зависимости от конкретных целей ДКП.

    Являясь по своему статусу финансовым агентом правительства ЦБ активно участвует в кредитовании правительства, содействует размещению и обслуживанию гос. облигаций в оптимизации структуры гос. долга.

    Формы прямого финансирования дефицита гос. бюджета включают:
    147. зачисление в бюджет эмиссионного дохода;
    148. предоставление кредитов на покупку ц/б правительства;
    149. н/о операций ЦБ;
    150. посредничество при размещении и погашении гос. облигаций (напр., организация аукционов, определение для КБ обязательных нормативов портфеля ц/б);
    151. оптимизация структуры гос. долга.

    Осуществление в ходе операций ЦБ на открытом рынке, когда ЦБ изменяет портфель своих ц/б в нужную для правительства сторону. В частности выпуская с рынка наиболее дорогие и короткие выпуски. Изменение спроса и предложения позволяет правительству размещать новые выпуски с мелкой доходностью.
    Банковский надзор. Цели. Лицензирование.

    Основными макроориентированными целями ЦБ здесь являются:
    - защита клиентов-вкладчиков от неэффективного управления банка;
    - поддержание стабильности банковского сектора;
    - предотвращение системного риска (авг. 1998).

    Регулирование и контроль банков в первую очередь нацелен на заблаговременное выявление и предотвращение затруднительных ситуаций, на правильное и своевременное оперативное информирование клиентов КБ о текущем состоянии и отд. тенденциях БС и отдельных её представителях.

    Регулирование банковской деятельности – это разработка и издание конкретных правил и инструкций, базирующихся на действующем законодательстве, которое определяет структуру и способы ведения банковского дела. Контроль за деятельностью банка проводится с целью обеспечения надёжности и устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный, непрерывный надзор за осуществлением банками своей деятельности в соответствии с действующим законодательством и инструкциями.

    Банковский надзор осуществляется поэтапно, состоит из следующих этапов:

    лицензирование. дистанционная проверка отчётности банков, инспектирование банков на местах, контроль за соблюдением банками требований надзорных органов, прямое управление санацией или ликвидация банка.
    Лицензирование – цель – ограничить совершение банковских операций только специализированными, профессиональными уполномоченными предприятиями, обладающими для этого кадрами и необходимыми технологиями. На практике лицензируется не банковский бизнес в целом, а отдельные операции, напр.: внутренние или внешние расчёты, привлечение частных вкладов, операции по хранению ц/б, операции с золотом.

    Сначала банкам разрешают ограниченный круг наиболее простых банковских операций. Затем, вследствие длительной позитивной работы круг разрешённых операций увеличивается. Лицензия м.б. аккумулирована, если банк длительное время не способен осуществить разрешённые операции, выполняет операции на недостаточном технологическом уровне, нарушает условия обладания лицензией, имеет неустойчивое финансовое положение. Разрешительный характер банковской деятельности также включает в себя: - особый порядок развития фискальной сети; - изменение структуры капитала или состава собственников банка; - назначение руководства.
    Банковский надзор. Дистанционная проверка. Проверка на местах. Контроль за соблюдением предписаний. Неофициальные контакты.

    Дистанционная проверка отчётности банка – заключается в оперативной оценке финансового состояния банка по общепринятым принципам и укрупнённым позициям, без детального изучения состояния дел в самом банке. На основе такой оценки делается заключение об общем состоянии банка, вырабатывается позиция ЦБ по расширению бизнеса КБ или принятие мер по превентивной санации – система мер, проводимых банками для предотвращения банкротства и повышении конкурентоспособности предприятия; инструментами дистанционного
    “чекинга” служат: - б/у отчётность; - данные об оборотах по корсчетам КБ.

    Отчётность банков включает в себя:

    1. балансовый отчёт,

    2. отчёт о прибылях и убытках,

    3. отчёт о соблюдении экономических нормативов,

    4. различные расшифровки балансовых статей и операций КБ.
    Отчётность создаётся ежемесячно, в более полной форме ежеквартально.
    Годовая отчётность обязательно заверяется аудитором. Достоверность отчётности проверяется при инспектировании банка. За непредоставление отчётности или искажение оной “идут” санкции вплоть до отзыва лицензии, что обеспечивает соответствие отчётности действующим технологиям б/у.

    Проверка банков на местах – включает в себя:
    152. проверка степени достоверности предоставляемой надзорными органами информации;
    153. формирование максимально точного представления и положении конкретного банка;
    154. о качестве руководства;
    155. корректировка методологической поддержки и норм регулирования банковской деятельности.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.