МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Депозитные и сберегательные операции коммерческих банков и их развитие


    Кроме приведенной выше сегментации можно выделить социальную. Для сберегательной политики она также важна, как и возрастная сегментация. Не менее важной для построения оптимальной сберегательной политики является и поведенческая сегментации. Она во многом определяется психокультурным признаком. В основе ее использования в процессе сегментации лежит учет различных аспектов покупательского поведения. Совершенно очевидно, что, покупая банковские продукты, клиенты делают это по-разному (не в техническом, а в поведенческом плане), что и определяет различную частоту приобретения, приверженность, восприятие каждой группой потребителей определенных банковских услуг. Исследование сбережений работающего населения, приведенное в июне 2005 г., выявило, что к его сберегающей части относится 35-45% респондентов (к «сберегателям» можно отнести 25-30%, к «инвесторам» - 10-15% опрошенных) (табл. 5).


    Таблица 5 - Социальная сегментация

    1

    2

    Клиенты, имеющие высокий уровень достатка и занимающие высокое социальное положение (VIP)

    Клиенты, имеющие высокий достатка, составляют наиболее прибыльный и сравнительно доступный сегмент. Как правило, эти счета составляют основную массу в общей сумме депозитов банка. В настоящее время за обладание сегментами идет довольно сложная конкурентная борьба не только между банковской сферой и финансовыми институтами, но и внутри самой банковской индустрии. Лица с высоким уровнем достатка являются привлекательными для банков с точки зрения расширения имеющейся депозитной базы.

    Специалисты

    Такую группу клиентов можно отнести к сегменту лиц с высоким уровнем достатка, однако, детализация имеет свои положительные результаты, поэтому специалисты часто выделяются в определенный сегмент. К специалистам принято относить различные категории работников, имеющих довольно крупные заработки, например, бухгалтеров, менеджеров и т.д. Как правило, для этого сегмента характерными являются потребности в сравнительно небольших целевых кредитах, в услугах по пенсионному планированию и др. банки особенно заинтересованы в связи с достаточной прибыльностью этих счетов, их относительной стабильностью и сравнительно низким уровнем риска при оказании услуг этим лицам.

    Предприниматели

    Предприниматели образуют более широкий сегмент по сравнению со специалистами. В силу специфики предпринимательской деятельности счета, составляющие эту группу, характеризуются достаточно высоким уровнем нестабильности, что сказывается на отношении к ним банков. Поэтому к таким клиентам нужен, прежде всего, избирательный подход, основанный на тщательном учете индивидуальных характеристик конкретных счетов и анализе сфер деятельности отдельно взятых предпринимателей. Продукты, предоставляемые клиентам данного сегмента, представлены рисковым кредитованием, услугами по обработке данных, различными видами консультирования. Таким образом, это довольно сложный сегмент, работа с которым требует строго индивидуального подхода.

    Рабочие и служащие

    Рабочие и служащие составляют довольно большой удельный вес в общем числе потребителей банковских продуктов. Банки уделяют им достаточное внимание как поставщикам значительного объема депозитов.

    Студенты и работающая молодежь

    Обслуживание такого сегмента розничного рынка, как студенты, имеет прежде всего, перспективную направленность, объясняющуюся относительной невыгодностью обслуживания этого сравнительно малодоходного класса клиентов. Однако в силу специфики человеческой психологии можно рассчитывать на преданность бывших студентов одному банку, создавшему ранее для них «режим наибольшего благоприятствования». Таким образом, банк, внимательно подходящий к вопросам обслуживания студенческих счетов, может в перспективе получить в лице выпускников выгодных клиентов.


    Российские исследования предполагают три типологии сберегательного поведения: 1) «несберегатели», «полусберегатели», «сберегатели», «инвесторы»;

    2) «сберегатели», «антисберегатели»» «комбинированная модель», пассивная модель;

    3) «потребители первого уровня», «потребители второго уровня», «страхователи», «футуристы», «накопители», «инвесторы».

    Отличительные особенности двух выделенных групп состоят в следующем. «Сберегатели» вынуждены, прежде всего, заниматься решением текущих вопросов, связанных с элементарным выживанием. 20% опрошенных сберегателей» имеют сбережения, не превышающие одно- двукратного объема «месячного дохода». «Инвесторы» как правило, лучше обеспечены, что выражается в более высоких объемах сбережений. Здесь же проявляется отмеченная выше закономерность: в структуре доходов «инвесторов» доля оплаты труда на 10% ниже, чем у иных групп, что компенсируется аналогичным ростом доли расходов от предпринимательской деятельности и на- 3% - от собственности (сдача жилья и имущества в аренду). Что касается малосберегающей части работающего населения («несберегатели» и «полусберегатели»), то, по заявлениям 95% из них, они едва сводят концы с концами (по всей выборке так отвечал каждый седьмой). Эти группы включают 82% среди тех 25% всех опрошенных, средства которых покрывают лишь расходы на питание.

    В целях анализа сберегательного рынка представляет интерес структура сбережений групп, отличающихся моделями (типами) сберегательного поведения (табл. 6).

    Таблица 6 - Формы вложений сбережений в зависимости от типа сберегательного поведения

    Формы вложений

    «Несберега

    тели»

    «Полусбере

    гатели»

    «Сберегатели»

    «Инвесторы»

    Откладывали наличные рубли

    Покупали валюту

    Покупали акции, ценные бумаги

    Делали вклады в Сбербанк

    Делали вклады в коммерческий банк

    Делали вклады в фонд, финансовую компанию

    Строили дом, ремонтировали квартиру

    25,9%

    26,2%

    5,2%

    3,4%

    0,0%

    1,7%


    23,7%

    23,5%

    17,2%

    27,7%

    3,1%

    3,1%

    5,2%


    30,8%

    60,5%

    50,0%

    22,7%

    63,6%

    30,7%

    5,5%


    46,1%

    60,6%

    56,2%

    25,0%

    50,0%

    27,3%

    12,1%


    38,2%


    Если расставить формы сбережений в порядке предпочтения различными группами, то получится следующая картина (табл. 7)


    Таблица 7 - Рейтинг форм вложений различных типов сберегательного поведения

    Место

    «Несберегатели»

    «Полусберега-тели»

    «Сберегатели»

    «Инвесторы»

    I

    Покупка валюты

    Строительство дома, ремонт квартиры

    Вклад в Сбербанк

    Откладывание наличных рублей

    II

    Откладывание наличных рублей

    Покупка акций, ценных бумаг

    Откладывание наличных рублей

    Покупка валюты

    III

    Строительство дома, ремонт квартиры

    Откладывание наличных рублей

    Покупка валюты

    Вклад в Сбербанк


    «Несберегатели» предпочитают традиционные формы сбережений; «полусберегатели», что является их отличие от других групп, из организованных форм сбережении отдают предпочтение покупке акций и ценных бумаг; «сберегатели» имеют весьма близкие к «инвесторам» сберегательные предпочтения (различен лишь их рейтинговый номер), главное отличие состоит, пожалуй, в более высокой значимости для последних вкладов в фонды (пенсионный, страховой), что свидетельствует о меньшей значимости текущих забот и об их ориентированности на решение будущих проблем. Для изучения предпочтений сберегателей по формам сбережений можно использовать опрос населения проводимый по нижеприведенной форме (табл. 8) Данная форма позволяет объединить в себе различные виды сегментаций и охарактеризовать потребительские предпочтения. Ее можно использовать как основу для разработки товарной политики банка.

    В табл. 8 представлены результаты опроса в части, касающейся наличия и форм сбережений. Названная таблица содержит также основную информацию о структуре выборки. Как следует из приведенных данных, почти 40% респондентов указали на отсутствие сбережений. Можно отметить, что во многих регионах России этот показатель оказывается еще выше. По данным общероссийских обследований ВЦИОМ, он может достигать 70 и более, процентов.


    Таблица 8 - Основные характеристики выборки и ответы респондентов на вопрос о наличии и формах сбережений

    Социально-экономические параметры выборки (группировка на основе классификации ВЦИОМ)

    Доля данной группы в выборке

    Варианты ответа на вопрос о наличии сбережений и их формах

    Нет сбережений

    Храню в наличной форме

    Храню в сбербанке

    Храню в других банках

    Смешан

    ные формы

    А

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Всего респондентов

    1424

    559

    374

    272

    118

    101

    В том числе в % к (1)


    39,2%

    26,3%

    19,1%

    8,3%

    7,1%

    В том числе в % к (1) – (2)



    43,2%

    31,4%

    13,7%

    11,7%

    Распределение респондентов по роду занятий

    Предприниматели

    4,6%

    ---

    +

    --

    +++

    +++

    Менеджеры

    8,2%

    --

    +

    -

    ++

    ++

    Квалифицированные специалисты

    16,7%

    -

    +

    +

    +

    -

    Служащие

    8,5%

    -

    +

    -

    -

    -

    Квалифицированные рабочие

    11,2%

    +

    =

    =

    --

    -

    Техперсонал, разнорабочие

    9,8%

    =

    +

    -

    -

    --

    Учащиеся

    12,1%

    -

    +

    --

    --

    -

    Неработающие пенсионеры

    18,2

    +

    --

    ++

    ---

    ---

    Домохозяйки

    6,3%

    -

    +

    =

    -

    +

    Безработные

    4,6%

    -

    =

    ---

    ---

    -

    Распределение респондентов по возрасту

    18-24 года

    15,3%

    +

    -

    -

    -

    =

    25-39 лет

    35,6%

    =

    -

    --

    ++

    +

    40-54 года

    24,3%

    +

    =

    +

    =

    -

    55 лет и старше

    24,8%

    +

    --

    ++

    ---

    --

    Распределение респондентов по уровню образования

    Высшее и незаконченное высшее

    41,1%

    -

    =

    =

    ++

    +

    Среднее и среднее специальное

    50,5%

    =

    =

    -

    -

    -

    Ниже среднего

    8,4

    ++

    --

    =

    ---

    --

    Распределение респондентов по уровню дохода на (на 1 члена семьи в месяц)

    Высокий (свыше 1500 руб.)

    20,4%

    ---

    ++

    +

    ++

    +

    Средний (500 –1500 руб.)

    52,9%

    =

    +

    +

    -

    -

    Низкий (до 500 руб.)

    21,1%

    ++

    --

    -

    ---

    -

    Нет ответа

    5,5%

    -

    --

    ++


    -


    Примечание. Знак «+++» – в столбцах 2-5 означает, что среди респондентов, выбравших данный вариант ответа на вопрос о формах сбережений, доля данной социальной группы очень сильно (в 2,5 раза) превосходит ее средний удельный вес в целом по выборке, указанный в столбце 1; «++» – существенно выше среднего показателя (в 1,5 – 2,5 раза); «+» – незначительно выше среднего показателя (в 1,1 – 1,5 раза); «=» – примерно соответствует среднему показателю по выборке; «-» – незначительно отклоняется вниз от среднего показателя (в 1,1 – 1,5 раза); «--» - существенно ниже среднего показателя (в 1,5 – 2,5 раза); «---» - очень сильно отклоняется вниз от среднего показателя (в 2,5 раза и более).

    Среди имеющих сбережения наиболее высокой оказывается доля респондентов, хранящих сбережении в наличной форме (почти 53%, в том числе 43% - исключительно в наличной форме). Несколько менее популярны депозиты Сбербанка (42,5% с учетом смешанных форм сбережения). Наконец, реже всего домохозяйствами практикуется размещение средств в коммерческих банках. Этот вариант отметил лишь каждый шестой респондент, имеющий сбережения.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.