Фонд обязательного медицинского страхования: структура и функции
Фонд обязательного медицинского страхования: структура и функции
ВВЕДЕНИЕ
фонд
обязательное медицинское страхование
Обязательное медицинское
страхование - составная часть системы социального страхования. Создание
внебюджетных фондов (пенсионного, занятости, социального страхования,
обязательного медицинского страхования) явилось первым организационным шагом в
попытке реформирования системы социального страхования в России. Система
медицинского страхования, как один из секторов рыночной экономики, формирует
собственную структуру финансовых ресурсов и затрат, вступает в финансовые
отношения с другими субъектами финансового рынка.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на
современном этапе развития экономических отношений государственная система основана
на принципе прямого финансирования лечебно-профилактических учреждений и
гарантирует бесплатную медицинскую помощь, что представляет собой систему
общественного здравоохранения, экономическую основу которой составляет
финансирование из Фонда обязательного медицинского страхования. Фонд
обязательного медицинского страхования образуется за счет различных источников
финансирования: средств государственного бюджета, взносов предприятий,
предпринимателей и работающих. В узком смысле это процесс поступления
финансовых ресурсов и их расходование на лечебно-профилактическую помощь,
дающий гарантию получения этой помощи, причем ее объем и характер определяются условиями
страхового договора.
Целью курсовой работы является всесторонний анализ
деятельности фонда обязательного медицинского страхования.
Исходя из поставленной цели работы основное внимание было
уделено решению следующих взаимосвязанных задач:
1)
рассмотреть сущность,
структуру и функции Фонда обязательного медицинского страхования;
2)
проанализировать
доходы и расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
3)
исследовать пути
совершенствования деятельности ФОМС на федеральном и региональном уровнях.
Теоретическую базу
исследования, проведенного в курсовой работе составили нормативно-правовые акты
(Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, федеральные законы), регламентирующие
деятельность ФОМС РФ, а также опубликованные в периодический изданиях «Финансы»,
«Российский Экономический Журнал» материалы о деятельности фонда медицинского
страхования.
Информационную базу
исследования, проведенного в курсовой работе составили, следующие источники:
учебники и учебные пособия таких авторов, как Анисимов В.И., Бородин А.Ф., Стародубцев В.И. Савельева Е.Н. и
др., статьи и публикации Гехта И.А., Гришина В.В., Резникова А.А., прочая
научная литература.
Предметом исследования в курсовой работе выступает система
финансовых и общественных отношений связанных с обязательным медицинским
страхованием граждан в Российской Федерации.
Объектом исследования является
Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерациию
Методологическую
основу курсовой работы составляют
общенаучный метод познания, метод экономического и статистического анализа,
сравнение и другие приемы исследования.
Практическая
значимость исследования заключается в том, что сделанные в работе выводы могут
быть использованы в учебном процессе для формирования более полного представления
о структуре, функциях, финансах фонда медицинского страхования, а также
критического подхода к анализу доходов, расходов, базовых и территориальных
программ обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.
1. ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
1.1 Основные положения о Фонде
обязательного медицинского страхования РФ
Система обязательного
медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав
граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41
Конституции РФ.
Медицинское страхование
является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
Принципы медицинского страхования и их сущность представлены в таблице в
Приложении 1.
Важнейшим нормативным
правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование, является
Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», принятый в
1991 году [5]. Закон установил правовые, экономические и организационные основы
медицинского страхования населения в РФ, определил средства обязательного
медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования
медицинских учреждений и заложил основу для создания в стране системы страховой
модели финансирования здравоохранения.
Обязательное медицинское
страхование является составной частью государственного социального страхования
и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и
лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного
медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам
обязательного медицинского страхования [17, c. 15].
Фонд Обязательного
Медицинского Страхования создан в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности
государственной системы обязательного медицинского страхования. Финансовые
средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное
медицинское страхование. Настоящий Закон определяет правовые, экономические и
организационные основы медицинского страхования населения в Российской
Федерации. Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственности
населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья
граждан в новых экономических условиях и обеспечивают конституционное право
граждан Российской Федерации на медицинскую помощь [19, c. 46].
Для реализации
государственной политики в области обязательного медицинского страхования
созданы Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского
страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
В качестве субъектов
медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая
медицинская организация, медицинское учреждение.
Численность граждан,
застрахованных согласно спискам к договорам ОМС, составила 143 065, 0 тыс.
человек; численность граждан, обеспеченных страховым медицинским полисом ОМС —
139 346, 0 тыс. человек, в том числе: работающих — 57 217,5 тыс. человек,
неработающих — 82 128,5 тыс. человек. На 01.01.2009 в ТФОМС зарегистрировано 8
000 620 страхователей, из них 87 страхователей неработающего населения -
органов исполнительной власти [20].
На 01.01.2010 работу по
организации и проведению вневедомственного контроля качества медицинской помощи
в системе ОМС осуществляли 12108 специалистов, участвующих в деятельности по
защите прав застрахованных граждан, в том числе 1 412 штатных специалистов
ТФОМС, 3 253 штатных специалистов СМО, 7 443 внештатных медицинских экспертов,
включенных в территориальный регистр.
Для реализации
государственной политики в области обязательного медицинского страхования
граждан созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского
страхования.
По состоянию на
01.01.2010 в систему ОМС Российской Федерации входят 84 территориальных фондов
ОМС, 120 страховых медицинских организаций (СМО) и 262 филиала СМО [20]
Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования (ФОМС) — один из государственных
внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания
граждан России. Он является правовой, экономической и организационной основой
медицинского страхования, направленного на усиление заинтересованности и
ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия,
учреждения, организации в охране здоровья работников.
Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в
области обязательного медицинского страхования граждан как составной части
государственного социального страхования.
ФОМС является
самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением,
осуществляющим свою деятельность на правах юридического лица в соответствии с
действующим законодательством РФ.
ФОМС осуществляет свою
деятельность в соответствии с Конституцией РФ [1], федеральными конституционными
законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ,
постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и уставом Федерального фонда
ОМС. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом РФ и федеральным
законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации [5], а также
иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24
февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав ФОМС.
Стратегическим
направлением деятельности ФОМС является обеспечение исполнения на территории
Российской Федерации Закона «О медицинском страховании граждан в Российской
Федерации» [5], а также развитие и совершенствование нормативно-методической
базы ОМС.
Деятельность ФОМС
регулируется Уставом, утвержденным постановлением Правительства. Деятельность
ТФОМС осуществляется в соответствии с Положением о ТФОМС, утвержденным
постановлением Верховного Совета РФ.
Территориальные фонды
обязательного медицинского страхования выполняют роль центральной финансирующей
организации в страховой медицине. Они вступают в правовые и финансовые
отношения либо с гражданами (физическими лицами), либо с предприятиями,
учреждениями, организациями (юридическими лицами, страхователями), страховыми
организациями, а так же объектами здравоохранения. При этом территориальные
фонды контролируют объем и качество предоставляемой медицинской помощи [19, c. 57].
Территориальные фонды
обязательного медицинского страхования создаются органами исполнительной власти
субъекта РФ и осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о
территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным
постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 №4543-1 «О
порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993
год».
В настоящее время в
России предпринимается попытка перехода от государственной (бюджетной) системы
финансирования медицинской помощи к финансированию через систему обязательного
медицинского страхования.
Немаловажным фактором
является создание основы системы ОМС на уровне субъекта РФ, что позволит
урегулировать взаимоотношения «центра» и «регионов» в отношении разделения
полномочий в системе здравоохранения, а не территориальном уровне осуществлять
выравнивание финансовых средств территорий, необходимых для реализации программ
ОМС. Основной смысл проводимых в здравоохранении преобразований заключается в
создании медицинских услуг при соблюдении принципа общественной солидарности и
удовлетворения потребности граждан в медицинской помощи.
1.2 Основные задачи, функции
и организационная структура ФОМС
Роль федерального фонда
обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных функций
государства раскрывается через его функции.
Основными задачами
Федерального фонда ОМС являются:
-
финансовое
обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан
на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в
целях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации;
-
обеспечение
финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и
создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой
гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы
обязательного медицинского страхования;
-
аккумулирование
финансовых средств Федерального фонда ОМС для обеспечения финансовой
стабильности системы обязательного медицинского страхования.
В целях выполнения
основных задач ФОМС [13, c.
42-43]:
-
осуществляет
выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов
обязательного медицинского страхования;
-
разрабатывает и в
установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное
медицинское страхование;
-
осуществляет в
соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств
Федерального фонда ОМС;
-
выделяет в
установленном порядке средства территориальным фондам обязательного
медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для
выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
-
осуществляет
совместно с территориальными фондами ОМС и органами Государственной налоговой службы
Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислением страховых
взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;
-
осуществляет
совместно с территориальными фондами ОМС контроль за рациональным
использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского
страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых
проверок;
-
осуществляет в
пределах своей компетенции организационно-методическую деятельность по
обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;
-
вносит в
установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных
нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
-
участвует в
разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;
-
осуществляет сбор
и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного
медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в
Правительство Российской Федерации;
-
организует в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подготовку
специалистов для системы обязательного медицинского страхования;
-
изучает и
обобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросам
обязательного медицинского страхования;
-
обеспечивает в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организацию
научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского
страхования;
-
участвует в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в международном
сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;
-
ежегодно в
установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации проекты
федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда обязательного
медицинского страхования на соответствующий год и о его исполнении.
Управление Федеральным
фондом осуществляется коллегиальным органом - правлением и постоянно
действующим исполнительным органом – директором [19, c. 104].
К компетенции правления
Федерального фонда относится решение следующих вопросов:
-
утверждение
перспективных планов работы Федерального фонда;
-
рассмотрение
проектов бюджета Федерального фонда и отчетов о его исполнении, утверждение
годовых отчетов о результатах деятельности Федерального фонда;
-
определение
направлений и порядка использования доходов Федерального фонда, в том числе
полученных от использования временно свободных средств и нормированного
страхового запаса, а также порядка покрытия убытков;
-
утверждение
порядка направления финансовых средств на выравнивание финансовых условий
деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в
рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, на выполнение
целевых программ по оказанию медицинской помощи по обязательному медицинскому
страхованию;
-
рассмотрение
проектов базовой программы обязательного медицинского страхования и предложений
о тарифе взносов на обязательное медицинское страхование;
-
рассмотрение
разрабатываемых Федеральным фондом проектов нормативных актов по
совершенствованию системы обязательного медицинского страхования;
-
принятие решений
о внесении в установленном порядке предложений по определению норматива средств
на содержание Федерального фонда, о рекомендациях по определению норматива
средств на содержание территориальных фондов обязательного медицинского
страхования и страховых медицинских организаций;
-
формирование
ревизионной комиссии;
Контроль за деятельностью
Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия [13, c. 48].
На рисунке 1 представим
организационную структуру Федерального ФОМС.
Рисунок 1 –
Организационная структура ФФОМС РФ [21]
Правление Федерального
фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает
аудиторскую проверку деятельности Федерального фонда, осуществляемую
специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о
результатах этой проверки представляется в Правительство РФ.
Состав правления
Федерального фонда в количестве 11 человек утверждается Правительством РФ. Срок
полномочий правления 3 года.
Правление возглавляет
председатель, который имеет 1 заместителя. Они избираются правлением Федерального
фонда. В состав правления входит по должности директор Федерального фонда. В
состав правления могут входить представители федеральных органов
законодательной и исполнительной власти и общественных объединений. Решение
правления принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании
членов правления. Заседания правления проводятся не реже 1 раза в 3 месяца. Во
исполнение установленных функций, ФОМС осуществляет аккумулирование финансовых
средств для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС, выравнивание
финансовых условий деятельности ТФОМС в рамках базовой программы ОМС путем
направления ТФОМС финансовых средств на выполнение территориальных программ ОМС
в рамках базовой программы ОМС, национальный проект «Здоровье», пилотный проект
в субъектах Российской Федерации, направленный на повышение качества услуг в
сфере здравоохранения. Расходование средств ФОМС осуществляется исключительно
на цели, определенные законодательством, регламентирующим его деятельность, в
соответствии с бюджетом, утвержденным федеральным законом.
Страницы: 1, 2, 3
|