МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Функции и операции Национального банка Республики Казахстан как Центрального банка страны

    ¾              валютный риск (убытки от неблагоприятного изменения валютного курса в условиях открытой валютной позиции);

    ¾              риск учетной ставки (убытки от изменений процентной ставки, устанавливаемой по кредитам Центрального банка, в условиях фиксированной процентной ставки по предоставленным кредитам);

    ¾              риск по ценным бумагам (убытки от изменения курса ценных бумаг, находящихся в портфеле банка).

    Внутренними факторами банковского риска считают коммерческие, связанные с человеческим фактором - квалификация персонала и деловые качества руководителей, исполнительская дисциплина, качество аудиторской службы и др., а также операционно-технические риски, отражающие степень работоспособности систем, обеспечивающих внутреннюю работу банка: системы безопасности, бухгалтерского учета, материально-технических средств, средств связи, транспорта и т.п.

    Для снижения внутренних рисков проводятся такие процедуры, как лицензирование, аудиторские проверки, инспектирование деятельности коммерческих банков сотрудниками Центрального банка.

    Коммерческие банки обязаны ежемесячно предоставлять Центральному банку следующую информацию:

    ¾   баланс с приложением расчета экономических нормативов;

    ¾   отчет о кредитном портфеле;

    ¾   отчет о портфеле ценных бумаг;

    ¾   отчет о валюте и валютной позиции;

    ¾   отчет о риске процентной ставки;

    ¾   отчет о предоставлении и погашении родственными лицами кредита банка.

    Управление банковского надзора также вправе потребовать от банка предоставление любой другой информации, даже если она отнесена к банковской служебной или коммерческой тайне. Сюда, в частности, относится информация о крупных кредитах.

    Работа по банковскому надзору делится по трем основным направлениям: общий надзор, интенсивный надзор и надзор высокой степени.

    Общий надзор распространяется только на стабильно работающие банки, которые финансово устойчивы, соблюдают экономические нормативы, нормы действующего законодательства, указания Центрального бака и т.д. Одним словом имеют хорошую репутацию. Его осуществляют региональные управления Центрального банка.

    Интенсивный надзор применяется к тем банкам, которые периодически нарушают экономические нормативы и допускают незначительные другие нарушения, а также не отличаются финансовой стабильностью.

    Надзор высокой степени применяется в отношении банков, которые систематически (два и более раз в течение квартала) нарушают экономические нормативы, а также допускают другие грубые нарушения или имеют неудовлетворительное финансовое состояние.

    Полномочия Центрального банка в устранении нарушений выражаются в следующих мерах:

    ¾   обязательность для коммерческих банков выполнения указаний Центрального банка;

    ¾   требования к учредителям банков по финансовому оздоровлению банков, замене их руководителей, реорганизации или ликвидации банков;

    ¾   взыскание штрафов;

    ¾   повышение норм обязательных резервов;

    ¾   назначение временной администрации по управлению банком на период, необходимый для его финансового оздоровления;

    ¾   отзыв лицензий на совершение банковских операций.

    Наделение центрального банка указанными полномочиями позволяет обеспечить эффективное функционирование двухуровневой банковской системы. Для реализации перечисленных функций центральному банку необходима обширная сеть региональных учреждений, а так же центральный аппарат.

    Организационная структура центрального банка представлена его основными органами управления, службами и подразделениями, каждое из которых наделяется соответствующими полномочиями и выполняет строго определенные функции. Примерная структура Центрального банка приведена в Приложении [12, 265].

    Таким образом, особая роль центрального банка в кредитной системе состоит страны в том, что он главным образом обслуживает коммерческие банки и государство, являясь для них кредитором последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией государства, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики.

     

    1.2 Операции центральных банков


    Центральный банк осуществляет свои функции путем проведения банковских операций, которые, как и у любого другого банка, делятся на пассивные и активные. Пассивные – это операции по формированию и привлечению банковских ресурсов. А активные – операции по размещению и выдаче банковских ресурсов [8, 106].

    К пассивным операциям центральных банков относятся:

    ¾              эмиссия банкнот (доля до 90-95% от всех пассивов) является важным источником ресурсов центрального банка. В наше время отменено золотое обеспечение банкнот. Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, покупке государственных бумаг и увеличении золотовалютных резервов. Обеспечением банкнотной эмиссии служат активы центрального банка. В этом проявляется взаимосвязь его пассивных и активных операций. Размеры пассивной операции «эмиссия банкнот» зависят от его активных операций: ссуд банкам, покупки государственных ценных бумаг, иностранной валюты и золота;

    ¾              прием депозитов кредитных учреждений составляют значительную часть пассивов центральных банков. Центральные банки принимают от коммерческих депозиты, по которым выплачиваются проценты;

    ¾              хранение капиталов и резервов коммерческих банков. На счетах центральных банков хранятся средства казначейства (министерства финансов) и других правительственных ведомств. Коммерческие банки открывают в центральных банках беспроцентные корреспондентские счета и специальный резервный счет;

    ¾              привлечение средств из-за границы. Центральные банки могут получать кредиты от международных финансово-кредитных организаций или других центральных банков. В ряде стран центральные банки прибегают к займам: выпускают собственные долговые ценные бумаги (облигации, векселя). Они используются для проведения операций на открытом рынке и принимаются центральными банками в залог при кредитовании коммерческих банков.

    К активным операциям центральных банков относятся:

    ¾              купля/продажа золота и иностранной валюты;

    ¾              учетно-ссудные - купля/продажа и учет государственных и коммерческих векселей и обязательств. Центральные банки предоставляют ссуды правительству и банкам. Для покрытия кассовых разрывов (между текущим поступлением доходов и расходами бюджета) могут быть предоставлены ссуды казначейству сроком не более одного года;

    ¾              ломбардное кредитование – ссуды под залог ценных бумаг. Краткосрочные ссуды для поддержания ликвидности коммерческих банков обычно предоставляются центральным банком под залог простых и переводных векселей, государственных ценных бумаг и других активов;

    ¾              инвестиционные – долгосрочные вложения в государственные ценные бумаги. Осуществляются центральными банками с различными целями. Во-первых, покупка ими государственных обязательств служит главной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита. В портфеле центрального банка обычно находится очень незначительная часть государственных ценных бумаг. Основными кредиторами государства выступают не центральные банки, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, компании и население. Во-вторых, покупка центральными банками государственных ценных бумаг осуществляется с целью регулирования ликвидности банковской системы, денежной массы и курса государственных облигаций в ходе проведения денежно-кредитной политики. Для увеличения ресурсов коммерческих банков центральные банки используют покупку векселей у коммерческих банков. Эта операция называется переучетом, так как центральный банк осуществляет вторичную покупку векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Другой метод расширения ликвидности коммерческих банков – покупка у банков государственных ценных бумаг с обязательством центрального банка последующей их продажи через определенный срок по заранее фиксированной цене;

    Банковские инвестиции – это покупка банком ценных бумаг. Инвестиции центрального банка состоят из вложений в государственные ценные бумаги. Покупка центральным банком государственных обязательств в большинстве промышленно развитых стран служит главной и даже единственной формой кредитования правительства. Прямое кредитование государства, то есть предоставление банковской ссуды, в этих странах практически отсутствует (например, в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швейцарии, Швеции) или ограничено законом (в ФРГ, Франции, Нидерландах).

    Следует обратить внимание на то, что в портфеле центрального банка находится лишь незначительная часть государственных ценных бумаг, основная их масса перепродается банком на рынке ценных бумаг.

    Соответственно основными кредиторами государства выступают не центральные, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, компании, население.

    Важной, а нередко главной целью покупки центральным банком государственных ценных бумаг является регулирование ликвидности банковской системы и управление государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики.

    Операции центрального банка отражаются в его балансе, который состоит из активов и пассивов [6, 120]. К активным статьям пассива относятся:

    ¾              драгоценные металлы;

    ¾              средства в иностранной валюте, размещенные у нерезидентов;

    ¾              кредиты в рублях, в том числе кредиты кредитным организациям – резидентам и нерезидентам;

    ¾              ценные бумаги, включая государственные бумаги;

    ¾              прочие активы.

    К пассивным статьям относятся:

    ¾              наличные деньги в обращении;

    ¾              средства на счетах в Центральном банке, в том числе Правительства, кредитных организаций – резидентов и нерезидентов;

    ¾              средства в расчетах;

    ¾              капитал;

    ¾              прочие пассивы.

    Кредитные операции Центрального банка не ограничиваются суммой аккумулированных кредитных ресурсов. Как банк первого уровня он осуществляет выдачу ссуд на эмиссионной основе независимо от состояния пассивной части своего баланса на дату выдачи кредита. Пассивы Центрального банка автоматически увеличивается по мере предоставления кредита.

    Осуществляемые Центральным банком кредитные операции играют подчиненную роль по отношению к организации платежного механизма и денежного обращения страны: они призваны обеспечить наличие остатка средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в сумме, достаточной для бесперебойного функционирования межбанковской системы и удовлетворения потребностей оборота в наличных деньгах.

    Кредиты Центрального банка – это основной источник государственного внутреннего долга страны.

    Безусловно, непосредственное кредитование предприятий Центральным банком ограничено. Конечно, не каждый предприниматель и далеко не каждое предприятие может получить кредит у центрального банка, это доступно не всем. Кредит выдается хозяйствующим субъектам, обеспечивающим деятельность Центрального банка (включая создание материально-технической базы для выпуска собственной валюты). Практикуется выдача ссуд сотрудникам Центрального банка из средств фонда материального поощрения.



    2. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК ГЛАВНОЕ ЗВЕНО КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ

     

    2.1 Правовой статус, структура, цели и задачи Национального Банка Республики Казахстан

     

    В настоящее время Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный Банк Республики Казахстан представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан. Все иные банки представляют собой нижний (второй) уровень банковской системы за исключением Банка Развития Казахстана, имеющего особый правовой статус.

    Организационно-правовое оформление двухуровневой банковской системы произошло с принятием Закона Казахской ССР от 7 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР». Дальнейшее совершенствование и реорганизация банковской системы, оформление изменений происходило с принятием Закона Республики Казахстан от 13 апреля 1993 года «О Национальном банке Республики Казахстан», Закона Республики Казахстан от 14 апреля 1993 года «О банках в Республике Казахстан», Постановления Президента Республики Казахстан от 15 февраля 1995 года N 2044 «Об утверждении Программы реформирования банковской системы в Казахстане на 1995 год», Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 30 марта 1995 года «О Национальном Банке Республики Казахстан», Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 31 сентября 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан».

    Национальный Банк Республики Казахстан является центральным банком Республики Казахстан.

    Задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального банка регулируются Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, «О Национальном банке Республики Казахстан» [9].

    Национальный Банк Казахстана является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, действует на принципах полного хозрасчета и, совместно с подведомственными ему подразделениями, представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения.

    Национальный Банк Казахстана имеет печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и со своим наименованием. Структурные подразделения Национального Банка Казахстана, имеющие статус юридического лица, имеют свою печать. Национальный Банк Казахстана имеет собственную эмблему (рисунок 1). Центральный аппарат Национального Банка Казахстана располагается в г.Алматы.


    Рисунок 1. Эмблема Национального Банка Республики Казахстан


    Структура и общая штатная численность Национального Банка утверждены Указом Президента от 31 декабря 2003 года № 1271 «Об утверждении Положения и структуры Национального Банка Республики Казахстан».

    Согласно статье 12 Закона Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» органами Национального Банка являются Правление и Совет директоров.

    В соответствии Законом Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» и Положением о Национальном Банке Республики Казахстан, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 31 декабря 2003 года № 1271 Правление является высшим органом Национального Банка Республики Казахстан и вправе рассматривать и принимать решения по любому вопросу, входящему в компетенцию Национального Банка.

    Правление состоит из 9 человек. В состав Правления входят Председатель Национального Банка и четыре должностных лица Национального Банка (заместители Председателя), один представитель от Президента Республики Казахстан, два представителя от Правительства Республики Казахстан и председатель Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (статья 16 Закона Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан»). Члены Правления от Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и Национального Банка назначаются и освобождаются, соответственно, Президентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан и Председателем Национального Банка.

    Порядок работы Правления Национального Банка определяется его Регламентом [16]. Правление Национального Банка Казахстана находится в городе Алматы.

    В соответствии со статьей 19 Закона Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» органом оперативного управления Национального Банка является Совет директоров Национального Банка Казахстана.

    В состав Совета директоров входят Председатель, его заместители, руководители структурных подразделений Национального Банка по представлению Председателя. Состав Совета директоров утверждается Правлением Национального Банка (статья 19 Закона Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан»). В настоящее время в его составе 14 членов (Таблица 1).

    Совет директоров, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан», принимает решения по вопросам, находящимся в ведении Национального Банка, за исключением тех вопросов, которые входят в компетенцию Правления и Председателя Национального Банка (или его заместителей). Порядок работы Совета Директоров определяется его Регламентом [15].


    Таблица 1 - Состав Совета директоров Национального Банка РК

    Ф.И.О.

    Должность

    1.

    Сайденов Анвар Галимуллаевич

    Председатель НБ РК

    2.

    Акишев Данияр Талгатович

    заместитель Председателя НБ РК

    3.

    Альжанов Батырбек Асылбекович

    заместитель Председателя НБ РК

    4.

    Сартбаев Медет Максутович

    заместитель Председателя НБ РК

    5.

    Таджияков Бисенгали Шамгалиевич

    заместитель Председателя НБ РК

    6.

    Бадырленова Жанат Рашитовна

    директор Департамента по работе с персоналом

    7.

    Герасименко Юрий Викторович

    директор Департамента монетарных операций

    8.

    Дюгай Наталья Николаевна

    директор Департамента платежного баланса и валютного регулирования

    9.

    Жамаубаев Ерулан Кенжебекович

    директор Департамента координации

    10.

    Мажитов Дауренбек Мажитович

    директор Департамента по работе с наличными деньгами

    11.

    Молчанов Сергей Николаевич

    директор Департамента информационных технологий

    12.

    Мусаев Руслан Нариманович

    директор Департамента платежных систем

    13.

    Шалгимбаева Нуртай Туяковна

    директор Департамента бухгалтерского учета

    14.

    Шарипов Серик Бозланович

    директор Юридического департамента

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.