МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Функции и операции Национального банка Республики Казахстан как Центрального банка страны


    Национальный Банк также является учредителем АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов», АО «Фонд гарантирования страховых выплат», АО «Казахстанский Актуарный центр», АО «Резервный центр НБК «Q-BRO» (100,0% акций принадлежит Национальному Банку). Кроме того, Национальный Банк является одним из акционеров АО «Накопительный пенсионный фонд «ГНПФ».

    Постановлением Правительства от 3 сентября 2007 года №762 было создано АО «Национальный аналитический центр при Правительстве и Национальном Банке Республики Казахстан» с уставным капиталом в размере 2,0 млрд. тенге. Акционерами организации являются Национальный Банк и Правительство с равной долей участия – по 50%.

    Национальный Банк подотчетен Президенту Республики Казахстан, но в пределах предоставленных ему законодательством полномочий независим в своей деятельности.

    Национальный Банк координирует свою деятельность с Правительством Республики Казахстан, учитывает в своей деятельности экономическую политику Правительства и содействует ее реализации, если это не противоречит выполнению его основных функций и осуществлению денежно-кредитной политики.

    Одной из особенностей функционирования Национального банка РК в роли центрального банка государства является то, что при выполнении своих задач он не должен руководствоваться целью получения прибыли.

    Уставный капитал Национального банка Казахстана принадлежит государству и формируется в размере 20 миллиардов казахстанских тенге путем передачи в распоряжение Национального банка Казахстана основных фондов и отчислений от полученного им чистого дохода, а также средств, выделяемых из республиканского бюджета. Уставный капитал служит обеспечением обязательств Национального Банка РК.

    Резервный капитал Национального банка Казахстана образуется в размере уставного капитала, пополняется за счет чистого дохода и предназначается исключительно для компенсации потерь и возмещения убытков по проводимым операциям согласно положению, утверждаемому Правлением Национального банка Казахстана.

    Основной целью Национального Банка Республики Казахстан является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Для реализации основной цели на Национальный Банк возлагаются следующие задачи:

    ¾   разработка и проведение денежно-кредитной политики государства;

    ¾   обеспечение функционирования платежных систем;

    ¾   осуществление валютного регулирования и валютного контроля;

    ¾   содействие обеспечению стабильности финансовой системы.

    Основной задачей Национального банка Казахстана является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты Республики Казахстан.

    Указом Президента Республики Казахстан от 31 декабря 2003 года Национальный Банк был реорганизован путем выделения из него государственного учреждения «Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций», осуществляющего государственное регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций.

    Создание отдельного регулятивного органа для надзора за всеми участниками финансового рынка является важным шагом в развитии регулирования финансового рынка. Мировая практика показывает, что такая схема регулирования наиболее эффективна для развития финансового сектора, финансовых инструментов и финансовых посреднических услуг. Национальный Банк будет тесно координировать свою деятельность с созданным Агентством финансового регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций.


    2.2 Функции и операции Национального Банка Республики Казахстан


    Национальный Банк в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

    ¾              проведение государственной денежно-кредитной политики в Республике Казахстан;

    ¾              осуществление эмиссии банкнот и монет на территории Республики Казахстан;

    ¾              осуществление функции банка банков;

    ¾              осуществление функции банка, финансового советника, агента Правительства Республики Казахстан и иных услуг для Правительства и других государственных органов по соглашению с ними;

    ¾              организация функционирования платежных систем;

    ¾              осуществление валютного регулирования и валютного контроля в Республике Казахстан;

    ¾              управление золотовалютными активами Национального Банка;

    ¾              осуществление контроля и надзора за деятельностью финансовых организаций, а также регулирование их деятельности по вопросам, отнесенным к компетенции Национального Банка;

    ¾              осуществление доверительного управления Национальным фондом Республики Казахстан.

    Национальный Банк Республики Казахстан представляет, в пределах своей компетенции, интересы Республики Казахстан в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях.

    Национальный Банк является единственным государственным органом, уполномоченным проводить денежно-кредитную политику.

    Денежно-кредитная политика осуществляется путем установления:

    ¾              официальной ставки рефинансирования;

    ¾              уровней ставок вознаграждения по основным операциям денежно-кредитной политики;

    ¾              нормативов минимальных обязательных резервов;

    ¾              в исключительных случаях прямых количественных ограничений на уровень и объемы отдельных видов операции.

    В целях проведения государственной денежно-кредитной политики Национальный Банк Казахстана:

    ¾              регулирует объем денежной массы в обращении;

    ¾              осуществляет регулирование уровня банковских процентных ставок в Республике Казахстан путем изменения официальных ставок;

    ¾              покупает и продает облигации, депозитные сертификаты, дисконтные и процентные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года, которые Национальный Банк Казахстана считает пригодными для обеспечения кредитов;

    ¾              осуществляет операции с производными финансовыми инструментами;

    ¾              выставляет чеки и векселя в любой валюте;

    ¾              вносит в Министерство финансов предложения по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на ликвидность банковской системы и приоритетов денежно-кредитной политики;

    ¾              устанавливает целевые ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы в обращении;

    ¾              устанавливает процентные ставки по своим операциям;

    ¾              осуществляет интервенции на валютном рынке;

    ¾              устанавливает норматив минимальных обязательных резервов, депонируемых в Национальном Банке Казахстана в том числе с возможной дифференциацией по срокам, объемам и вилам привлеченных средств (резервные требования);

    ¾              определяет виды платежных инструментов, допускаемых к обращению на территории Республики Казахстан, и устанавливает правила их обращения.

    В целях реализации денежно-кредитной политики Национальный Банк Казахстана осуществляет следующие виды операций:

    1) предоставление займов;

    2) прием депозитов;

    3) валютные интервенции;

    4) выпуск краткосрочных нот Национального Банка Казахстана;

    5) покупка и продажа государственных и других ценных бумаг, в том числе с правом обратного выкупа;

    6) переучет коммерческих векселей;

    7) другие операции по решению Правления Национального Банка Казахстана.

    Национальный Банк Казахстана осуществляет лицензирование, контроль и надзор за финансовыми организациями Республики Казахстан.

    Национальный Банк Казахстана сотрудничает с уполномоченным органом, центральными банками и надзорными органами других государств и вправе обмениваться информацией, необходимой для осуществления ими контрольных функций.

    Национальный Банк Казахстана проводит следующие операции в национальной валюте:

    1) предоставляет кредиты владельцам банковских счетов, открытых в Национальном Банке Казахстана на срок не более одного года под обеспечение высоколиквидными, безрисковыми ценными бумагами и другими активами, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом;

    2) переучитывает коммерческие векселя первоклассных эмитентов векселей со сроками погашения не более одного года;

    3) покупает и продает государственные ценные бумаги;

    4) покупает и продает депозитные сертификаты, долговые ценные бумаги, которые Национальный Банк Казахстана считает пригодными для обеспечения кредитов;

    5) принимает депозиты, осуществляет платежи и переводы денег, принимает на хранение и управление ценные бумаги и иные ценности;

    6) осуществляет операции с производными финансовыми инструментами;

    7) при необходимости открывает счета в банках и финансовых организациях на территории Республики Казахстан и за ее пределами;

    8) выписывает чеки и выдает векселя;

    9) осуществляет другие банковские операции, а также сделки от своего имени в соответствии со своими задачами, если это прямо не запрещено настоящим Законом.

    Активные и пассивные операции Национального Банка РК находят отражение в бухгалтерском балансе банка. В качестве иллюстрации в Приложении 7 приведен консолидированный баланс Национального Банка РК по состоянию на 31 декабря 2006 и 2007 гг. [4] Из баланса видно, что активы Национального Банка РК по состоянию на 31 декабря 2007 года на 43,4% состоят из инвестиций, имеющихся в наличии для продажи, на 37% - из требований к банкам и прочим организациям, на 9,6% - из золота, 7,7% - дебиторской задолженности по сделкам обратного РЕПО. Пассивы Национального Банка РК по состоянию на 31 декабря 2007 года на 38,4% состоят из денег в обращении, на 27,5% - из требований банков и других учреждений, 9,9% приходится на счета Национального Фонда Республики Казахстан, 3,2% приходится на счета Министерства финансов Республики Казахстан, 0,4% приходится на резервы Фондов гарантирования, на 9,9% выпущены долговые ценные бумаги.

    Национальный Банк Казахстана представляет Президенту Республики Казахстан годовой отчет в срок, установленный Президентом.



    3. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


    По сложившейся практике Национальный Банк Республики Казахстан ежегодно разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики на предстоящие 3 года, в которых определяются целевые ориентиры по инфляции, а также меры денежно-кредитной политики по их достижению. Определение стратегических направлений политики на среднесрочный период повышает предсказуемость политики Национального Банка Республики Казахстан и снижает степень неопределенности для участников финансового рынка в направлении его развития.

    В 2007 году выполнение задач, стоящих перед Национальным Банком Республики Казахстан, осложнилось высокой степенью неясности перспектив развития мирового финансового рынка и, соответственно, внутренней экономики. В условиях высокого риска дальнейшего ухудшения ситуации на мировом финансовом рынке центральные банки крупнейших развитых стран начали оказывать помощь своим банковским системам для стабилизации ситуации.

    В 2007 году годовая инфляция в Республике Казахстан составила 18,8% - это максимальный уровень за последние 7 лет. Специфика текущего момента заключается в том, что в условиях усиливающегося инфляционного давления и ухудшения ситуации на финансовом рынке перед Национальным Банком Республики Казахстан, как и перед другими центральными банками, возникла определенная дилемма. С одной стороны, необходимо обеспечить достижение стабильности цен, а, с другой – стабильность финансовой системы, сохранить условия для дальнейшего экономического роста.

    В этих условиях Национальный Банк Республики Казахстан принял решение разработать Основные направления денежно-кредитной политики на два года вперед, то есть на 2008-2009 годы[13]. При этом помимо реализации основной цели особое внимание уделено комплексу мер по обеспечению стабильности банковской системы.


    3.1 Денежно-кредитная политика Национального Банка Республики Казахстан в 2007 году


    В первом полугодии 2007 года денежно-кредитная политика Национального Банка Республики Казахстан была направлена на проведение политики по повышению ставок по операциям денежно-кредитной политики, а также принятие мер по абсорбированию избыточной ликвидности банков.

    Регулированию избыточной ликвидности в иностранной валюте способствовала либерализация валютного режима. С 1 января 2007 года Законом Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» [9] были полностью отменены ограничения по капитальным операциям между резидентами и нерезидентами.

    Основным инструментом денежно-кредитной политики первой половине 2007 года был выпуск краткосрочных нот. В январе-июле объем выпущенных краткосрочных нот составил 3,8 трлн. тенге (в 2,1 раза больше, чем в соответствующем периоде 2006 года). Средневзвешенная доходность по нотам возросла с 4,69% в декабре 2006 года до 5,64% в декабре 2007 года.

    Начиная с 1 марта 2007 года, Национальный Банк Республики Казахстан приступил к выпуску нот со сроками обращения до 1 года (до 1 марта выпускались ноты со сроком только 28 дней). Выпуск нот осуществлялся со сроками обращения 28 дней (1 месяц), 3 месяца, 6 месяцев и 1 год.

    В январе-июле 2007 года от банков второго уровня было привлечено депозитов на сумму 4,1 трлн. тенге, что на 34,5% меньше, чем в соответствующем периоде 2006 года. Остатки по депозитам банков в Национальном Банке Республики Казахстан снизились на 86,2% до 18,2 млрд. тенге на конец июля 2007 года. Снижение объемов депозитов банков в Национальном Банке Республики Казахстан было обусловлено снижением их привлекательности по сравнению с краткосрочными нотами.

    На внутреннем валютном рынке в январе-июле 2007 года Национальный Банк Республики Казахстан выступал преимущественно в качестве покупателя иностранной валюты. Тем не менее, объемы нетто-покупок иностранной валюты были несущественными – 291 млн. долл. США.

    При помощи выпуска краткосрочных нот Национальный Банк Республики Казахстан не только полностью абсорбировал тенговую ликвидность, полученную банками в результате операций Национального Банка Республики Казахстан на внутреннем валютном рынке (40,8 млрд. тенге) и в результате снижения остатков на депозитах банков в Национальном Банке Республики Казахстан (113,4 млрд. тенге), но и часть избыточной ликвидности банков (на 163,4 млрд. тенге).

    На протяжении 11 месяцев 2007 года официальная ставка рефинансирования оставалась на уровне 9,0%, а ставка по привлекаемым Национальным Банком Республики Казахстан депозитам от банков второго уровня – 4,5%. С 1 декабря 2007 года обе ставки были повышены до 11,0% и 5,5%, соответственно.

    Во второй половине 2007 года Национальный Банк Республики Казахстан, реагируя на изменение ситуации и проявление дефицита ликвидности у банков, обусловленного глобальным кризисом, предпринимал шаги по обеспечению стабильности финансовой системы путем предоставления ликвидности банкам. Выбор в пользу обеспечения финансовой стабильности был правильным, и по данному пути пошли многие центральные банки, в том числе развитых стран.

    В целях обеспечения банков краткосрочной тенговой ликвидностью Национальный Банк Республики Казахстан с августа 2007 года увеличил объемы проведения операций обратного РЕПО, начал проводить операции валютного СВОП под залог иностранной валюты, а также под залог остатков на корреспондентских счетах банков в Национальном Банке Республики Казахстан в свободно-конвертируемой валюте. Также Национальный Банк Республики Казахстан возобновил практику досрочного погашения собственных краткосрочных нот.

    Кроме того, Национальным Банком Республики Казахстан была введена новая форма займов рефинансирования, а именно краткосрочные займы под залог остатков на корреспондентских счетах банков в Национальном Банке Республики Казахстан в национальной валюте. Данные операции рефинансирования проводились со сроком 7 дней.

    За период с августа по декабрь 2007 года Национальным Банком Республики Казахстан были проведены операции обратного РЕПО в объеме 723,9 млрд. тенге, операции валютного СВОП – 4043,1 млрд. тенге. По состоянию на конец декабря 2007 года объем непогашенной банками задолженности перед Национальным Банком Республики Казахстан по операциям обратного РЕПО составлял 4,0 млрд. тенге, по операциям валютного СВОП – 123,8 млрд. тенге.

    Начиная с августа 2007 года, значительно сократился спрос со стороны банков на краткосрочные ноты, в результате чего в обращение выпускались ноты со сроками обращения только 28 дней. Объемы операций Национального Банка Республики Казахстан по привлечению депозитов проводились в незначительных объемах. Это было связано с отсутствием «свободной» ликвидности банков.

    В результате объемы нот в обращении сократились до 228,9 млрд. тенге (в целом за 2007 год – снижение на 57,1%), объемы депозитов банков в Национальном Банке Республики Казахстан – до 9,9 млрд. тенге (в целом за 2007 год – снижение на 92,4%).

    На внутреннем валютном рынке в августе-декабре 2007 года Национальный Банк Республики Казахстан выступал преимущественно в качестве продавца иностранной валюты. Объем нетто-продаж иностранной валюты достиг 6,5 млрд. долл. США.

    Итогом операций Национального Банка Республики Казахстан на внутреннем рынке стало пополнение ликвидности банков второго уровня на 58,2 млрд. тенге за август-декабрь 2007 года.

    В августе Национальным Банком Республики Казахстан был пересмотрен механизм минимальных резервных требований. Изменения были направлены на сокращение базы резервных обязательств и расширение структуры резервных активов, что позволило банкам дополнительно высвободить, по оценке, 150 млрд. тенге. Данные изменения вступили в силу с 9 октября 2007 года.

    Кроме того, в июле 2007 года были приняты изменения в нормативы минимальных резервных требований. В соответствии с ними норматив по внутренним обязательствам снижается с 6% до 5%, а норматив по иным (включая внешние) обязательствам повышается с 8% до 10%. Учитывая, что в структуре обязательств банков второго уровня объем иных обязательств превышает объемы внутренних обязательств, данными изменениями предполагалось дополнительно «связать» часть избыточной ликвидности банков. Введение данных нормативов планировалось с августа 2007 года.

    Однако с учетом возникновения проблем банков с ликвидностью сроки вступления в силу новых нормативов минимальных резервных требований были перенесены на 1 июля 2008 года.

    Результатом мер Национального Банка Республики Казахстан в 2007 году стало существенное замедление темпов роста денежного предложения. За 2007 год произошло сжатие денежной базы на 2,5% (в 2006 году – расширение на 126,4%) до 1464,3 млрд. тенге. По предварительным данным за 2007 год денежная масса увеличилась на 25,5% (за 2006 год – на 78,1%) до 4613,7 млрд. тенге, наличные деньги в обращении – на 23,1% (на 45,9%) до 739,7 млрд. тенге.


    3.2 Цели и приоритеты денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на 2008-2009 годы


    Основным приоритетом Национального Банка Республики Казахстан 2008-2009 гг. является продолжение работы по переходу к принципам инфляционного таргетирования. Инфляционное таргетирование полностью отвечает основной цели Национального Банка Республики Казахстан по снижению инфляции и, ввиду повышенной прозрачности поставленной цели, обеспечивает большее доверие участников рынка.

    В рамках перехода к принципам инфляционного таргетирования Национальный Банк Республики Казахстан будет придерживаться режима плавающего обменного курса, то есть обменный курс тенге будет устанавливаться в зависимости от спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем рынке.

    Переход к принципам инфляционного таргетирования предполагает усиление методологической работы по совершенствованию денежно-кредитной политики. Национальный Банк Республики Казахстан сконцентрирует усилия по совершенствованию существующих моделей прогнозирования и разработке новых моделей.

    Экономическое развитие Республики Казахстан в 2008-2009 годах будет коренным образом отличаться от тех прогнозов, которые были сделаны на данный период в предыдущие годы. Это обусловлено, главным образом, изменением ситуации на мировом финансовом рынке. В этой связи были полностью пересмотрены подходы к разработке сценарных вариантов развития.

    Впервые за последние годы Республика Казахстан столкнулась с ситуацией, когда происходит существенное замедление экономического роста. Поэтому Национальным Банком не рассматривается сценарий, предполагающий сохранение высоких темпов реального роста ВВП. Также не рассматривается вариант снижения мировых цен на нефть, поскольку его реализация, как и реализация сценария высокого экономического роста в Республике Казахстан, в предстоящие два года маловероятна.

    Существующая неопределенность в отношении перспектив развития мировой экономики, по оценкам, будет оставаться в ближайшем будущем высокой. Источниками ее являются волатильность на мировых финансовых и товарных рынках, неопределенность геополитической ситуации в основных нефтедобывающих регионах мира.

    В этой связи ожидается, что мировые цены на основные позиции казахстанского экспорта (нефть, металлы) останутся на высоком уровне, резких колебаний на мировых продовольственных рынках происходить не будет. Также не ожидается улучшение условий заимствования для развивающихся рынков.

    Такая ситуация, с одной стороны, будет способствовать сохранению значительных поступлений экспортной выручки в Республику Казахстан. С другой стороны, привлечение внешнего заимствования отечественными банками в объемах предыдущих лет будет проблематичным, по крайней мере, в ближайшие 1-2 года.

    Таким образом, несмотря на относительный рост доходов от экспорта сырьевых товаров, сальдо текущего счета платежного баланса Республики Казахстан в 2008 и 2009 годах будет оставаться дефицитным. Сохранение значительного дефицита по текущим операциям будет обусловлено доминированием в структуре выплат по текущим операциям расходов, связанных с деятельностью предприятий с прямыми иностранными инвестициями (импорт товаров и услуг и выплаты доходов, включая дивиденды) и платежей в обслуживание внешнего долга банковского сектора.

    В условиях ценовой конъюнктуры, благоприятной для экспорта энергоносителей и других сырьевых товаров, нетто-приток прямых иностранных инвестиций обеспечит финансирование связанных с ними текущих расходов. В то же время, ограниченный доступ к привлечению ресурсов на международных рынках капитала и необходимость выплат в погашение и обслуживание накопленного внешнего долга, которые по оценке в 2008 году составят порядка 12 млрд. долл. США, обусловливает недостаточность привлечения ресурсов из-за рубежа для покрытия потребностей финансирования операций текущего и финансового счетов. Ограничения в привлечении внешних ресурсов потребуют от банков изменения стратегий развития на среднесрочную перспективу и направления потоков финансовых ресурсов.

    В этих условиях существенно замедлится объем кредитования экономики банковским сектором Республики Казахстан, что обеспечит умеренный экономический рост. Основное замедление в экономическом росте ожидается за счет несырьевых отраслей, которые в последние годы вносили существенный вклад в реальный рост ВВП.

    Дальнейшее развитие экономики Республики Казахстан будет также обеспечиваться реализацией Плана первоочередных действий по обеспечению стабильности социально-экономического развития Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 ноября 2007 года[1].

    Тем не менее, не исключается вариант, при котором ситуация на мировых финансовых рынках будет продолжать ухудшаться. В этом случае экономическое развитие Республики Казахстан будет происходить по более негативному варианту.

    В связи с этим рассматриваются 2 сценария развития экономики: базовый и пессимистичный.

    При базовом сценарии ожидается сохранение значительного дефицита по текущим операциям (свыше 5 млрд. долл. США). При этом предполагается, что банки не смогут рефинансировать за счет нового внешнего заимствования все обязательства перед нерезидентами, срок погашения которых наступает в 2008 и 2009 годы. Ожидается, что в этих условиях внешние активы банков сократятся.

    В рамках данного сценария ожидается, что реальный рост ВВП в 2008 году составит 5%, а в 2009 году – 6,3%.

    Замедление темпов экономического роста будет способствовать снижению потребности в импорте товаров и сокращению в целом внутреннего спроса, что обеспечит корректировку ситуации в платежном балансе к 2009 году. Как следствие в 2009 году ожидается сбалансированный платежный баланс, что предполагает сохранение объема международных резервов Национального Банка Республики Казахстан на уровне 2008 года и стабильность номинального обменного курса тенге.

    При сделанных предположениях относительно будущей динамики показателей реального сектора и платежного баланса для данного сценария получены следующие прогнозы на 2008-2009 годы. За указанный период среднегодовой рост денежной базы составит 11-15%, денежной массы – 17-9%, кредитов экономике 16-18%, депозитов в банковской системе 15-17%.

    При пессимистичном сценарии предполагается, что выполнение обязательств банков перед нерезидентами будет обеспечиваться сокращением внешних активов банков при отсутствии нового заимствования из-за рубежа. Это повлечет сокращение объемов внутренних инвестиций и замедление роста внутренних сбережений. Сокращение внутреннего инвестиционного и потребительского спроса приведет к снижению расходов на импорт и будет ограничивать расширение дефицита текущего счета в 2008 и 2009 годах.

    В условиях отсутствия доступа к внешним ресурсам необходимость обслуживания внешних долговых обязательств обусловит нетто-отток капитала из страны.

    Это будет оказывать высокое давление на обменный курс тенге в сторону его ослабления.

    В рамках данного сценария ожидается, что экономического роста в Республике Казахстан в 2008 и 2009 годах наблюдаться не будет.

    При выполнении предположений, сделанных в отношении будущей динамики показателей реального сектора и платежного баланса, в 2008-2009 годах произойдет сокращение денежного предложения в экономике за счет сокращения внешних и внутренних активов банковской системы и, соответственно, оттока депозитов. За указанный период среднегодовое сжатие денежной базы составит 2-4%, снижение денежной массы произойдет в среднем на 6-7%, кредитов экономике – на 4-5%, депозитов в банковской системе – на 3-4%.

    Следует отметить, что реализация обоих сценариев предполагает существенное замедление годовой инфляции. Если на конец 2007 года годовая инфляция сложилась на уровне 18,8%, то на конец 2008 и 2009 годов она снизится до уровня, измеряемого однозначным числом. Такое замедление инфляции связано со снижением влияния объективных факторов, как сокращение роста денежного предложения, ограничение роста совокупного спроса, отсутствие ожиданий внешних шоков.

    Основной целью денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на 2008-2009 годы будет удержание годовой инфляции (декабрь по сравнению с декабрем предыдущего года) в пределах 7,9-9,9% в 2008 году и 7,5-9,5% в 2009 году при реализации как базового, так и пессимистичного сценариев. Это соответствует уровню среднегодовой инфляции в пределах 16-18% и 8,0-10,0%, соответственно.



    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны. Все центральные банки имеют сходные функции, применяют сопоставимые инструменты регулирования. Это обусловливает постепенное сближение их организационных структур, координацию их деятельности, а в Западной Европе - формирование единой денежно-кредитной и валютной политики стран - участниц ЕС.

    Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральными банками, являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.

    В последние десятилетия денежно-кредитная политика зарубежных стран претерпела серьезную эволюцию под влиянием изменений условий воспроизводства общественного капитала, и прежде всего углубления процесса интернационализации хозяйственных связей и постепенного формирования единого мирового финансового рынка. Отмеченные тенденции потребовали соответствующих корректировок во внутренней экономической политике, в частности ограниченного применения жестких и автономных методов государственного регулирования. Это обусловило необходимость большей гибкости денежно-кредитной политики и повышения скорости ее реагирования на изменение рыночных условий, а также расширения сотрудничества центральных банков.

    В результате изменился характер денежно-кредитной политики: она стала приоритетной в макроэкономическом регулировании и ориентированной преимущественно на методы косвенного воздействия. Первоочередными целями денежно-кредитной политики стали ограничение роста денежной массы в обращении и ослабление инфляционных процессов.

    Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения.

    Национальный Банк Республики Казахстан является центральным банком Республики Казахстан.

    Основной целью Национального Банка Республики Казахстан является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Для реализации основной цели на Национальный Банк возлагаются следующие задачи:

    ¾   разработка и проведение денежно-кредитной политики государства;

    ¾   обеспечение функционирования платежных систем;

    ¾   осуществление валютного регулирования и валютного контроля;

    ¾   содействие обеспечению стабильности финансовой системы.

    Национальный Банк является единственным государственным органом, уполномоченным проводить денежно-кредитную политику страны.

    Сегодня, когда ситуация в Казахстане характеризуется кризисом кредитоспособности и финансовой ликвидности, высокой инфляцией и спадом темпов роста экономики, роль Национального Банка как важнейшего инструмента макроэкономического регулирования экономики, многократно возрастает.

    В 2008 году Национальный Банк предпринимает меры, направленные на обеспечение стабильности цен в Казахстане и поддержание стабильности финансового рынка. Основными операциями регулирования ставок вознаграждения на финансовом рынке, а также регулирования ликвидности банков являются выпуск краткосрочных нот, привлечение депозитов от банков, предоставление займов рефинансирования.

    Национальный Банк продолжает предоставление банкам займов рефинансирования в виде проведения операций обратного РЕПО и СВОП.

    С целью поддержки кредитной активности банковского сектора РК и стимулирования экономического роста Национальный Банк с 1 июля 2008 года снизил ставки рефинансирования с 11% до 10,5% годовых. Таким образом Национальный банк пытается стимулировать снижения ставок по кредитам банков второго уровня с тем, чтобы расширить круг заемщиков.

    Другим, не менее важным решением Национального банка РК является снижение нормативов минимальных резервных требований с 6% до 5% по внутренним и с 8% до 7% – внешним обязательствам. По подсчетам аналитиков Национального банка, снижение нормативов минимальных резервных требований позволит отечественным коммерческим банкам высвободить порядка 90 миллиардов тенге, которые пополнят краткосрочную ликвидность банковского сектора и могут быть направлены на поддержание кредитной активности банковских институтов Казахстана.

    Кроме того, правление Национального банка РК приняло решение об удвоении уставного капитала «Казахстанского фонда гарантирования депозитов» с 16 миллиардов тенге до 30 миллиардов тенге. Данная мера принята Национальным банком РК в целях повышения доверия населения к банковской системе, а также привлечения денежных накоплений населения в экономику страны. При этом в целях повышения доверия населения к банковской системе 10 октября 2008 года Президент РК Нурсултан Назарбаев принял решение об увеличении суммы гарантийного возмещения по депозитам физических лиц в банках второго уровня с 700 (семисот) тысяч тенге до 5 (пяти) миллионов тенге. Данное решение призвано способствовать расширению депозитной базы коммерческих банков и увеличению их ликвидности.

    Таким образом, Казахстан одним из первых в мире ощутил на себе последствия глобального финансового кризиса. Только скоординированные действия Правительства, Национального Банка и других государственных органов позволят экономике Казахстана преодолеть эти трудности.



    ЛИТЕРАТУРА


    1.                 #"_Toc214777208">Приложение

    Примерная структура Центрального банка


    [1] План первоочередных действий по обеспечению стабильности социально-экономического развития Республики Казахстан. Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 ноября 2007 года


    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.