Исполнение сделки с ценными бумагами: вопросы правовой регламентации
Договорное право. За
инвестором (клиентом номинального держателя) может признаваться договорное
требование к номинальному держателю о передаче определенного количества ценных
бумаг данного выпуска, а депозитарий рассматривается как собственник ценных
бумаг, которые фактически находятся у него. При этом возникают две проблемы:
а) если клиент депозитария не
является собственником ценных бумаг, а только имеет право требовать их
передачи, то такой клиент лишается возможности осуществлять права, вытекающие
из ценной бумаги (например, права голосовать по акциям, получать дивиденды);
б) если клиент обладает лишь
договорным требованием, то в отличие от собственника имущества, находящегося у
депозитария, он попадает в число конкурсных кредиторов.
Общая собственность. В
Германии Законом "О депозитарии" проводится различие между
индивидуальной собственностью в случае обособленного (отдельного) хранения
ценных бумаг и общей собственностью в случае хранения коллективного имущества (смешанных
ценных бумаг). В последнем случае прямо в Законе за инвесторами в отношении
ценных бумаг признается общая собственность.
Индивидуальная собственность.
В законодательстве Бразилии установлено, что депозит ценных бумаг, даже на
смешанной основе, является "регулярным" (обычным) депозитом, и общей
собственности, как это обычно происходит в случае хранения с обезличением, не
возникает.
"Ценнобумажное
правонаделение". В США Единообразный торговый кодекс (ЕТК) представил
инновационный подход к ценным бумагам, держание которых осуществляется через
номинального держателя (посредника). Наиболее значительной новацией стало
введение в Единообразный торговый кодекс в 1994 году концепции "ценнобумажного
правонаделения" (securities entitlement). В Едином торговом кодексе
определено, что инвестор в таком случае обладает "пакетом" прав и
обязанностей, которые обусловливают отношения между посредником и инвестором. Профессор
Роджерс следующим образом определяет "ценнобумажное правонаделение": это
"пакет тех прав, которые принадлежат лицу, владеющему ценными бумагами
через посредника, и действуют в отношении этого посредника и его имущества".
Кроме того, названный учёный добавляет, что "ценнобумажное правонаделение"
не является требованием в отношении определенной вещи, способной к
идентификации, скорее всего, фундаментальный принцип норм об опосредованном
держании таков, что на посреднике лежит обязанность следить за тем, чтобы его
клиент получал все экономические и корпоративные выгоды, которые вытекают из
ценной бумаги, следовательно, инвестор имеет право требовать от посредника
исполнения обязательств [23].
В Республике Беларусь
отсутствует законодательная возможность открытия коллективного счёта
номинальному держателю. Кроме того, Положение о номинальном держателе от 12.02.1998
г., утверждённое Комитетом по ценным бумагам, утратило силу. На сегодняшний
день законодательством не определён и правовой статус номинального держателя. Названное
Положение содержало норму, согласно которой профессиональный участник рынка
ценных бумаг не мог совмещать номинальное держание ценных бумаг и ведение
реестра одного и того же эмитента, а также норму, исключающую переход к
номинальному держателю права собственности на ценные бумаги в силу факта
передачи ему ценных бумаг от клиента (депонента) [24]. Относительно типа счёта
данный нормативный акт правил не содержал. Однако такая необходимость возникнет
в скором будущем, поскольку институт коллективных счетов значительно снижает
документооборот и временные издержки профессиональных участников рынка ценных
бумаг. Такой позиции придерживаются многие зарубежные исследователи: E. Guttman (Е. Гитман), R. A. Hakes (Р.А.
Хакес), Ch. W. Mooney (Ч.В. Муни) [23].
В отличие от института
коллективных депозитарных счетов номинальных держателей депозитарная
деятельность нашла отражение в национальном законодательстве. При этом, как
справедливо отмечает Д. Степанов, необходимо наличие правовой возможности
управления инвестиционным портфелем по модели персонального счёта без смешения
с имуществом (ценными бумагами) других инвесторов [25, с.46]. Право выбора
модели следует сохранить за клиентом профессионального участника - клиента.
Пробелом в правовой
регламентации исполнения договора купли-продажи ценных бумаг на сегодняшний
день являются клиринговые отношения. В отличие от депозитарной системы,
деятельность которой регламентируется Законом Республики Беларусь "О
депозитарной деятельности", клиринговая деятельность практически не
урегулирована законодательством [26]. Исключение составляют локальные
нормативные акты фондовой биржи. Для сравнения отметим, что в Российской
Федерации клиринговая деятельность является отдельным видом профессиональной
деятельности по ценным бумагам [27, ст.6]. Закон РФ от 22 апреля 1996 года
"О рынке ценных бумаг" определяет клиринговую деятельность как
деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка
информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов
по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним [27, ст.6]. Клиринговую
деятельность по ценным бумагам можно определить как деятельность по организации
сверки взаимных задолженностей по покупке и продаже ценных бумаг и по
проведению взаимозачетов.
Ещё в середине 90-х годов XX века Л.Н. Мороз указал на необходимость создания в
Республике Беларусь централизованной клиринговой организации по образцу
Национальной расчётной палаты в США и Московского клирингового центра в
Российской Федерации [28, с.77].
В Республике Беларусь ни в
Законе от 12 марта 1992 года "О ценных бумагах и фондовых биржах", ни
в Положении о лицензировании профессиональной и биржевой деятельности по ценным
бумагам от 19.06.1997 г. (действовавшее до ноября 2003 года) не
предусматривается клиринговая деятельность как вид профессиональной
деятельности по ценным бумагам [29, ст.14, п.1; 30, п.1.3]. Только в Положении
о лицензировании профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам,
утверждённом Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003
г. № 1380, установлено, что клиринговая деятельность в качестве отдельного вида
работ (услуг) может быть включена в текст лицензии, выдаваемой
профессиональному участнику рынка ценных бумаг [31, п.5]. При этом
законодательством не устанавливаются ни специальные требования к клиринговой
организации, ни содержание клиринговой деятельности (прав и обязанностей её
участников). Следует отметить, что в Концепции создания системы расчетов по
операциям с ценными бумагами в Центральном депозитарии Национального банка
Республики Беларусь содержится положение, согласно которому клиринг должен
применяться для осуществления расчетов по сделкам на небольшие суммы (операции
купли-продажи ценных бумаг до погашения) [12, п.3.4 2]. При увеличении объёмов
операций на БВФБ необходимость клиринга возникнет для любых сделок, независимо
от их объёма.
Следует отметить, что законодательством Российской Федерации
установлено не только содержание, но и классификация клиринга. Положение о
клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации,
утверждённое Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг
Российской Федерации от 14 августа 2002 года № 32/пс, устанавливает следующие
виды клиринга:
по способу зачета и исполнения обязательств по сделкам с
ценными бумагами:
простой клиринг,
предусматривающий контроль за наличием на счетах участников клиринга
необходимого количества ценных бумаг и денежных средств и осуществление
расчетов по каждой совершенной сделке;
многосторонний клиринг,
предусматривающий единовременное проведение взаимозачёта требований по всем
совершённым, подтвержденным и обеспеченным необходимым количеством ценных бумаг
и денежных средств сделкам;
централизованный клиринг,
предусматривающий принятие клиринговой организацией всех прав и обязанностей
участников клиринга по сделке [32, п.1.8; 1.9].
По порядку зачисления на
торговые счета ценных бумаг и денежных средств, необходимых для исполнения
сделок (для клиринговых центров):
клиринг с полным обеспечением (депонированием)
- порядок осуществления клиринговой деятельности, при котором участники
клиринга имеют право совершать сделки только в пределах количества ценных бумаг
и денежных средств, зачисленных ими до начала торгов на торговые счета;
клиринг с частичным обеспечением
(депонированием) - порядок осуществления клиринговой деятельности, при котором
участники клиринга имеют право совершать сделки в определенных пределах (лимитах),
величина которых зависит от объема (оценочной стоимости, устанавливаемой
клиринговой организацией) ценных бумаг и денежных средств, переведенных ими до
начала торгов на торговые счета [32, п.1.10].
Каждый вид клиринга требует
специфического объёма прав и обязанностей клиринговой организации и клиента. При
этом отметим, что Положении о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг
Российской Федерации содержатся только общие для всех видов клиринга права и
обязанности клиринговой организации. Однако легальная классификация видов
клиринга в любом случае позитивна. Она позволяет отразить в договоре,
заключённом между клиринговой организацией и клиентом, вид клиринговых услуг,
что поможет суду при разрешении возможного спора между клиринговой организацией
и клиентом определить примерный объём прав и обязанностей сторон и определить
существо спорного правоотношения.
В этой связи остаётся открытым
вопрос о порядке проведения клиринга. Взаимозачёт требований может
производиться между участниками сделки или между каждым участником сделки с
одной стороны и клиринговой организацией с другой стороны. В последнем случае клиринговая
организация выступает единым кредитором для всех должников и единым должником
по отношению ко всем кредиторам, то есть урегулирование позиций всех должников
производится путём платежа (поставки) в пользу клиринговой организации, а
урегулирование позиций всех кредиторов - путём получения денежных средств (ценных
бумаг) от этой клиринговой организации. По мнению Ю.А. Метелевой,
урегулирование позиции участников торговли против клиринговой организации, а не
против друг друга приводит к полной смене сторон на этапе исполнения сделок по
сравнению с этапом заключения сделок [4, с.27]. Такой способ взаимозачёта
применяется в подавляющем большинстве клиринговых систем мира. По мнению Ю.А. Метелевой,
это объясняется его относительной простотой [4, с.28]. Исходя из критерия
организационно-экономической целесообразности следует согласиться с Ю.А. Метелевой.
Исходя из правового критерия такой способ клиринга нельзя назвать удачным. Перемена
лиц в обязательстве в любом случае усложняет восприятие соответствующего
правоотношения правоприменительным органом при определении объёма прав и
обязанностей сторон. При применении первого способа клиринговой организации
"клиринговая организация-посредник" отграничение обязательств
участников от обязательств клиринговой организации сложности не представляет. Иное
при втором способе "клиринговая организация-участник". Значительное
количество спорных ситуаций может вызвать определение момента перехода прав
кредитора и обязанностей должника с участника торгов на клиринговую организацию.
Даже и в случае чёткого законодательного закрепления такого момента второй
способ клиринга потребует наличия значительных активов у клиринговой
организации.
Следует отметить, что Банком
международных расчётов, Международной организацией комиссий по ценным бумагам
были опубликованы доклады об исследованиях систем расчётов по операциям с
ценными бумагами и сопряжёнными с ними рисками. В 1989 году "группа
тридцати" - некоммерческая независимая организация, созданная для
устранения барьеров международной торговли ценными бумагами и объединяющая
представителей тридцати рынков ценных бумаг, - издала девять рекомендаций для
национальных систем расчётов по ценным бумагам в целях достижения более
эффективного (качественного) контроля за рисками и эффективной обработки
операций с ценными бумагами [33, с.10]. Названные рекомендательные
фундаментальные документы содержат характеристики разноплановых рисков,
сопряжённых как с клирингом, так и с депозитарными переводами, а также
характеристику способов минимизации соответствующих рисков. При этом названные
документы не содержат указаний на риск неправильного установления сущности
обязательства по депозитарно-клиринговому договору.
Построение эффективных
механизмов управления расчётными рисками и их минимизация является одной из
важнейших задач расчётно-клиринговой системы по ценным бумагам.
Эффективность
расчётно-клиринговой и депозитарной системы имеет огромное значение для
становления полноценного фондового рынка в Республике Беларусь.
1.
Ломакин, Д. Правовое регулирование передачи акций // Хоз-во и право. - 1996.
- №9. - С.170-178.
2.
Крашенинников, Е.А. Бумаги на предъявителя в системе ценных бумаг // Гос-во
и право. - 1993. - № 12. - С.46.
3.
Латыев, А. Бездокументарные ценные бумаги и деньги как объекты вещных
прав // Рос. юстиция. - 2004. - №4. - С.54-57.
4.
Метелева, Ю.А. Продажа акций на биржевом и внебиржевом рынках // Право и
экономика. - 1997. - № 21-22. - С.25-30.
5.
Белов, В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве. - М.: Учебно-консульт.
центр "Юр ИнфоР", 1996. - 448 с.
6.
Решетина, Е. К вопросу о переходе прав по бездокументарной ценной бумаге
// Хозяйство и право. - 2003. - № 6. - С.30-37.
7.
Бурмистрова, Е. Регистрация сделок, регистрация договоров,
переоформление ценных бумаг, фиксация прав… - кто больше? // Бел. фондовый
рынок. - 2004. - № 5. - С.10-13.
8.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 1 марта 2005 г. № 8815/04 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации. - 2005. - № 6. - С.46-49.
9.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 1 марта 2005 г. № 10408/04 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации. - 2005. - № 6. - С.49-51.
10.
Фролова, И. Практика разрешения споров с участием регистраторов и
депозитариев // Рынок ценных бумаг. - 2003. - № 18. - С.58-60.
11.
Глазов, В. Споры, связанные с оборотом акций // Право и экономика. - 2004.
- № 8. - С.93-95.
12.
Об утверждении Концепции создания системы расчётов по операциям с ценными
бумагами в Центральном депозитарии Национального банка Республики Беларусь №23:
Протокол заседания Совета директоров Нац. банка Респ. Беларусь, 31.03.1998 г.,
№23/№10 // Банковский вестн. - 1998. - № 6.
13.
Маманович, П. Расчётно-клиринговая система по ценным бумагам // Банковский
вестн. - 1999. - № 3. - С.5-6.
14.
Бродский, М.Н. Законодательная база экономического развития. - СПб.: Европейский
дом, 2002. - 592 с.
15.
Ценные бумаги: Учеб. / Под ред.В.И. Колесникова, В.С. Торкановского.2-е
изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 448 с.
16.
Черкасский, Б. ППП и DVP: взгляд со стороны
депозитария // Рынок ценных бумаг. - 2002. - № 1. - С.72-73.
17.
Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 года // Ведомости
Нац. собр. Респ. Беларусь. - 2000. - № 31.
18.
Об утверждении Инструкции о порядке совершения банковских документарных
операций: Постановление Правления Нац. банка Респ. Беларусь, 29 марта 2001 г.,
№67 // Нац. реестр прав. актов Респ. Беларусь. - 2001. - № 45.
19.
Михайлов, Д.И. Некоторые проблемы развития расчётно-клиринговой и
депозитарной системы в Республике Беларусь // Беларусь на пути к рынку: экономико-правовые
проблемы: Сб. научн. ст. Гомель: ГГУ им.Ф. Скорины, 2001. - Вып.3. - С.62-66.
20.
Головачева, М.А. Основные принципы аккредитивной формы расчётов // Весн.
БДЭУ. - 2004. - № 5. - С.84-91.
21.
Новик, С.В. Рынок ценных бумаг: белорусские перспективы. - Мн.: БГУ,
2001. - 178 с.
22.
Михайлов, Д.И. Проблемы правового регулирования международного рынка
ценных бумаг // Молодь у юридичнiй науцi: Збiр. тез. доповiдей
Мiжнар. наук. конф. молодих вчених "Другi осiннi
юридичнi читання". - Хмельницкий: В-во XI УП, 2003. - C.120-122.
23.
Туктаров, Ю. Коллективный счёт // www.Rcb.ru
24.
О номинальном держателе ценных бумаг: Положение Комитета по ценным
бумагам при М-ве финансов Респ. Беларусь, 12 февр. 1998 г. // Бюллетень норм. -
прав. информации. 1998. № 6.
25.
Степанов, Д. "Пост-эмиссионные" ценные бумаги // Хозяйство и
право. - 2004. - №12. - С.33-51.
26.
О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в
Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 9 июля 1999 г., № 280-З // Нац. реестр
прав. актов Респ. Беларусь. - 1999. - № 56.
27.
О рынке ценных бумаг: Федеральный закон, 22 апр. 1996 г., № 39-ФЗ // Собрание
законод-ва Рос. Федерации. - 1996. - № 17.
28.
Мороз, Л.Н. Правовые основы рынка ценных бумаг. - Мн.: Тетрасистемс,
1996. - 144 с.
29.
О ценных бумагах и фондовых биржах: Закон Республики Беларусь, 12 марта
1992 г., №487-XIII // Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь.
- 1992. - №11.
30.
Положение о лицензировании профессиональной и биржевой деятельности по
ценным бумагам от 19.06.1997 г. // Бюллетень нормат. - прав. информации. - 1997.
- № 17.
31.
Об утверждении Положения "О лицензировании профессиональной и
биржевой деятельности по ценным бумагам": Постановление Совета Министров
Респ. Беларусь,20 окт. 2003 г., № 1380 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.
- 2003. - № 121.
32.
Об утверждении Положения о клиринговой деятельности на рынке ценных
бумаг Российской Федерации: Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных
бумаг Российской Федерации, 14 авг. 2002 г., № 32/пс // Бюллетень нормат. актов
федеральных органов исп. власти. - 2002. - № 43.
33.
Аксёнов, А., Маманович, П. Система клиринга и расчётов по ценным бумагам:
мировой опыт // Бел. фондовый рынок. - 2001. - № 1. - С.10-18.
Страницы: 1, 2
|