МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Исследование политики Центрального банка России


    1.3.Денежно-кредитная политика Центрального банка


    Под денежно-кредитной политикой (монетарной) понимается совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Политика через изменение денежного предложения может стимулировать рост совокупного объема производства, обеспечивать занятость и стабильный уровень цен. Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Центральным банком РФ Статьей 75 Конституции РФ установлен особый конституционный статус Центрального банка РФ, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (ч.1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля (ч.2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ определяются также Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)», который принят Государственной думой 27 июля 2002 г., а также другими федеральными законами путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, проведения операций с ценными бумагами, установление экономических нормативов для банков.

    Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком, является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Оно нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы.

    В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика центрального банка направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры; при помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить "перегрев" конъюнктуры.

    Основными инструментами денежно-кредитного регулирования, наиболее часто используемыми центральными банками являются:

    • установление минимальных резервных требований;

    • регулирование официальной учетной ставки;

    • рефинансирование коммерческих банков;

    • операции на открытом рынке;

    • установление лимитов налично-денежной эмиссии (таргетирование).

    Установление минимальных резервных требований. Это один из старейших и наиболее применяемых центральным банком инструментов денежно-кредитного регулирования. Минимальные резервы - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в центральном, выступающая обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам. Минимальные резервы устанавливаются в законодательном порядке как процент от общей суммы вкладов. Размер нормы ставится в зависимость от величины вклада и его вида. Посредством изменения нормы минимальных резервных требований центральные банки поддерживают объем денежной массы в заданных параметрах и регулируют уровень ликвидности коммерческих банков. В результате повышения нормы обязательных резервных требований уменьшаются суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков. В последнее время политика установления минимальных резервных требований как эффективный инструмент денежно-кредитной политики заметно утратила свое значение.

    Регулирование официальной учетной ставки. Практически во всех странах мира коммерческие банки прибегают к кредитным средствам центральных банков, которые предоставляются под определенный процент. Учетная ставка, применяемая центральными банками при учете государственных облигаций, переучете векселей является официальной и служит ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая учетную ставку, центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов. Учетная ставка является методом регулирования стоимости банковских кредитов.

    Рефинансирование коммерческих банков - это предоставление кредитных ресурсов коммерческим банкам в форме прямых кредитов, ссуд под залог ценных бумаг (ломбардный кредит), учета векселей.


    2. Анализ деятельности ЦБ по развитию банковской системы России


    2.1 Деятельность Банка России в сфере государственных финансов 2002г; 2007г.


    Позитивное развитие экономики в 2002 году, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, поступление доходов федерального бюджета сверх объемов, установленных Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2002 год”, способствовали дальнейшей стабилизации государственных финансов. Банк России и Минфин России продолжали осуществлять меры по координации денежно-кредитной и бюджетной политики, большое внимание, уделяя вопросам прогнозирования и мониторинга расходования средств федерального бюджета, влияющего на рост денежного

    предложения и инфляции. Усиленное внимание к данному вопросу обусловлено необходимостью своевременного реагирования на колебание потоков средств федерального бюджета, оказывающее давление на наличие средств в банковском секторе, и проведения адекватных мер по применению инструментов денежно-кредитной политики. Учитывая зависимость выполнения денежной программы от показателей чистого кредита расширенному правительству, Банк России при анализе состояния задолженности Минфина России перед Банком России осуществлял контроль за своевременным выполнением Минфином России обязательств перед Банком России, урегулировал числившуюся на балансе Банка России задолженность государств СНГ и стран Балтии по начисленным процентам по техническим кредитам и межгосударственным расчетам, проводил операции прямого и обратного РЕПО с долговыми обязательствами Российской Федерации. Вместе с тем в соответствии со статьей 1081 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год” Банк России осуществил обмен принадлежащих банку России акций Внешторгбанка на облигации федерального займа с постоянным купонным доходом номинальной стоимостью 42,1 млрд. рублей, что привело к росту задолженности Минфина России перед Банком России. Однако неиспользование Министерством финансов Российской Федерации, несмотря на неоднократные предложения Банка России, права переоформить в соответствии со статьей 108 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2002 год” государственные ценные бумаги, полученные Банком России в ходе новации по государственным ценным бумагам в 1999—2000 годах, на сумму 15,0 млрд. рублей в облигации федерального займа с переменным купонным доходом не позволило существенно изменить структуру задолженности Минфина России перед Банком России, имея в виду увеличение доли государственных ценных бумаг, обращающихся на рынке. Банк России в рамках реализации Концепции функционирования единого счета федерального казначейства по учету доходов и средств федерального бюджета в 2002 году, как и в предыдущие годы, оказывал значительную методологическую и информационную помощь федеральному казначейству, тем самым способствуя скорейшему переходу органов федерального казначейства на единый счет и работе органов федерального казначейства в полном объеме согласно бюджетному законодательству. По состоянию на 1.01.2003 в учреждениях Банка России обслуживалось 56,2 тыс. бюджетных учреждений, которым открыто свыше 123 тыс. счетов. За год их количество уменьшилось соответственно на 10,3 и 22%, что связано с централизацией операций органами федерального казначейства по учету доходов и средств федерального бюджета, переходом на обслуживание в органы федерального казначейства бюджетных учреждений и бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также созданием казначейств в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Кроме того, продолжалась работа по централизации операций по учету доходов, распределяемых органами федерального казначейства. В 2002 году счета по учету доходов, распределяемых органами федерального казначейства, открытые отделениям федерального казначейства Минфина России, закрыты в 73 субъектах Российской Федерации. Принятые меры изменили порядок перечисления доходов федерального бюджета на финансирование расходов, что позволило ускорить прохождение средств федерального бюджета и создало предпосылки для более точного прогнозирования исполнения федерального бюджета и улучшения управляемости средствами федерального бюджета. Параллельно с изменениями порядка обслуживания счетов органов федерального казначейства вносились изменения в составление банковской отчетности об остатках на счетах по учету доходов и средств федерального бюджета. Учитывая, что реализация Концепции единого счета федерального казначейства по учету доходов и средств федерального бюджета зависит от создания компьютеризированной интегрированной казначейской системы, в 2002 году продолжалась работа по переходу на обмен информацией на базе системы электронного документооборота между подразделениями расчетной сети Банка России и органами федерального казначейства, счета которых открыты в учреждениях Банка России. По состоянию на 1.01.2003 технические возможности, позволяющие подключиться к системе электронного обмена документами с Банком России, имели 398 органов федерального казначейства, или

    28,8% от их общего количества. В соответствии с Федеральным законом

    “О федеральном бюджете на 2002 год” (статья 51) в 2002 году продолжался перевод субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, на кассовое обслуживание исполнения их бюджетов органами федерального казначейства. В целях реализации статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Центральный банк Российской Федерации и его территориальные учреждения проводили работу по содействию органам Федерального казначейства по переходу на кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований органами Федерального казначейства, координации взаимодействия и обмена информацией с органами Федерального казначейства по этим вопросам, обследованию открытых в учреждениях Банка России и кредитных организациях счетов по учету средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетным организациям и финансовым органам.

    В результате общее количество клиентов Банка России, не являющихся кредитными организациями, на 1.01.2008 составило 29,3 тысячи и уменьшилось за год на 7,1 тысячи, из них органов Федерального казначейства - соответственно 1,0 и 0,2 тысячи; органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, ' 2,2 и 0,8 тысячи. Общее количество счетов, открытых в учреждениях Банка России организациям, не являющимся кредитными организациями, по состоянию на 1.01.2008 по сравнению с 1.01.2007 уменьшилось на 3,3 тысячи счетов и составило около 80 тысяч. При этом количество счетов, открытых органам Федерального казначейства, увеличилось за год на 4,0тысячи и составило 37,0 тысячи за счет открытия органами Федерального казначейства счетов по учету средств для выдачи наличных денег и средств от приносящей доход деятельности, полученных бюджетными учреждениями, финансируемыми из местных бюджетов. Вследствие проводимой органами Федерального казначейства дальнейшей централизации счетов бюджетов на уровне управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации изменилось соотношение счетов, открытых в головных расчетно-кассовых центрах Банка России и расчетно-кассовых центрах Банка России. По состоянию на 1.01.2008 в ГРКЦ Банка России клиентам, не являющимся кредитными организациями, открыто 53,0% от общего количества счетов, открытых в учреждениях Банка России, в РКЦ ' 47,0%, тогда как на 1.01.2007 такое соотношение составляло соответственно 46,0 и 54,0%.Количество и объем операций, проводимых органами Федерального казначейства через платежную систему Банка России, увеличились за год соответственно на 25,6 и 17,1% и составили 152,4 млн. единиц и 41,0 трлн. рублей.

    В 2007 году осуществлялась работа по дальнейшему совершенствованию нормативной базы по организации обслуживания учреждениями Банка России и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, кредитными организациями счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администрированию Банком России отдельных видов доходов в федеральный бюджет, порядку уплаты декларационных платежей физическими лицами, порядку открытия и ведения счетов избирательных комиссий в связи с проведением выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации, усилению контроля за правильностью и своевременностью составления отчетности и информации, представляемой в органы Федерального казначейства и Министерство финансов Российской Федерации.

    По состоянию на 1.01.2008 все субъекты Российской Федерации и муниципальные образования перешли на кассовое обслуживание исполнения бюджетов органами Федерального казначейства, которым в учреждениях Банка России и кредитных организациях открыто 84 счета в валюте Российской Федерации для учета средств бюджетов субъектов Российской Федерации и 23,1 тысячи счетов в валюте Российской Федерации для учета средств местных бюджетов.

    В целях обеспечения реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в части формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния Банком России совместно с Минфином России и Федеральным казначейством проводилась подготовительная работа по формированию необходимой нормативной базы, договоров банковского счета по счетам, открываемым в Банке России, по учету средств указанных фондов.

    Банком России проводилась работа по формированию соглашений о взаимодействии между управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и Банком России при администрировании поступлений в бюджетную систему Российской Федерации отдельных видов доходов, по введению формы отчетности и прогнозированию поступлений в федеральный бюджет доходов, администрируемых Банком России.


    2.2. Исследование политики ЦБ за 2007год


    Денежно-кредитная политика Банка России в 2007 году была направлена на последовательное снижение уровня инфляции и поддержание стабильности национальной валюты, что определялось задачей создания благоприятных условий для долгосрочного устойчивого экономического роста. «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год» предусматривалось снижение инфляции, измеряемой ростом цен на потребительском рынке, до 6,5-8,0% из расчета декабрь к декабрю. Уровень базовой инфляции, соответствующий поставленной цели, оценивался в диапазоне 5,5'7,0%.При этом согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год темпы прироста ВВП должны были находиться в интервале 5,0'6,6%.

    По итогам 2007 года темп прироста ВВП составил 8,1%, потребительские цены возросли на 11,9%, базовая инфляция составила 11,0%.Заметное влияние на инфляцию в отчетном году оказывали внешние факторы, проявлявшиеся, в частности, в существенном повышении цен на внешних рынках продовольственных товаров. Кроме того, в отчетном году рост денежного предложения оказался более быстрым по сравнению с прогнозировавшимся в связи со значительным притоком капитала в первой половине года и увеличением объемов рефинансирования российских банков во второй половине года для решения проблем с ликвидностью в условиях кризиса на мировых финансовых рынках.

    Банк России в 2007 году продолжил применение режима управляемого плавающего валютного курса. Ограничивая волатильность курса рубля, Банк России не препятствовал складывающейся тенденции к укреплению национальной валюты, а лишь сдерживал темпы этого укрепления в целях обеспечения баланса между динамикой инфляции и поддержанием сложившихся темпов экономического роста.

    В 2007 году темпы роста спроса на национальную валюту складывались на высоком уровне. Одним из ключевых факторов, определивших динамику спроса на деньги, оставалось ускорение темпов роста внутреннего спроса (по оценкам, в отчетном году эти темпы были самыми высокими за последние годы). Другими важными факторами, повлиявшими на спрос на деньги, были рост цен на активы и динамика валютного курса рубля.

    Рост наличных денег в отчетном году в значительной степени был обусловлен продолжающимся увеличением денежных доходов населения и сокращением в целом спроса населения на наличную иностранную валюту. Объем нетто-продаж населению наличной иностранной валюты через обменные пункты сократился за 2007 год более чем в два раза по сравнению с 2006 годом.

    В 2007 году наметилась смена тенденции устойчивого повышения годовых темпов прироста срочных рублевых депозитов, основную часть которых (68-80%) формируют срочные вклады населения. На протяжении двух предшествующих лет темпы прироста этих вкладов устойчиво возрастали, увеличивая долю срочных рублевых депозитов физических лиц в структуре использования денежных доходов населения. В 2007 году темпы прироста срочных рублевых депозитов физических лиц стали замедляться и составили в целом за год 39,9% против 48,8% годом ранее. Одной из причин такой динамики стал перевод средств с рублевых на валютные вклады, что подтверждается ускорением в несколько раз в отчетном году по сравнению с 2006 годом темпов прироста депозитов населения в иностранной валюте. Одним из факторов, обусловивших этот процесс, было снижение на протяжении 2007 года ставок по рублевым депозитам сроком свыше 1 года, которые в последние годы занимали наибольший удельный вес в структуре депозитов физических лиц.

    В динамике общего объема депозитов в иностранной валюте в течение 2007 года не наблюдалось устойчивых тенденций, однако в целом за отчетный год темпы их прироста ускорились по сравнению с 2006 годом. Тем не менее в целом за 2007 год доля депозитов в иностранной валюте в структуре денежной массы, включающей депозиты в иностранной валюте, снизилась с 11,4 до 9,3%.

    Ситуация, складывавшаяся на межбанковском кредитном рынке в августе-декабре 2007 года, отражалась на динамике других ставок в экономике. В меньшей степени это повлияло на динамику ставок по депозитам населения. В течение 2007 года происходило снижение процентных ставок по рублевым депозитам физических лиц сроком свыше 1 года. В частности, в 2007 году процентная ставка по вкладам сроком от 1 года до 3 лет снизилась с 9,3% годовых в январе до 7,5% годовых в декабре. Ставки по рублевым депозитам населения сроком до 1 года (кроме депозитов «до востребования») до октября 2007 года также снижались. Тем не менее, вслед за ростом общего уровня процентных ставок в экономике ставки по ряду краткосрочных депозитов населения в сентябре-декабре отчетного года несколько повысились.

    Вторая половина 2007 года характеризовалась некоторым ухудшением условий привлечения заемных средств в результате повышения процентных ставок как на внутреннем, так и на внешнем кредитном рынке, который оставался одним из основных источников финансирования российских компаний. Однако эти изменения не оказали заметного воздействия на динамику кредитования нефинансовых организаций в целом во втором полугодии отчетного года.

    В 2007 году темпы прироста кредитов, выданных физическим лицам, так же как и в предшествующие годы, были более высокими по сравнению с темпами прироста кредитов нефинансовым организациям. В течение последних четырех лет кредиты населению в рублях и иностранной валюте увеличивались в среднем за год на 81,5%. Однако начиная со второй половины 2006 года темпы прироста кредитов физическим лицам замедлялись и за 2007 год составили 57,0% против 75,1%годом ранее.


    3. Проблемы и пути совершенствования ЦБ России

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.