В 2007 году существенно изменилось количество счетов по сравнению
с 2005 годом, а точнее на 2928 штук. А именно увеличилось количество счетов по
вкладам «Зарплатный» на 480, «Универсальный» сроком на 5 лет на 858 счетов. Это
связано с тем, что вклады физических лиц до востребования переоформляются на
указанные выше счета, или закрываются, так как процентная ставка снижается и доходит
до 0,1 процента годовых, что является очень маленьким банковским процентом.
В целом из проведенного анализа видно, что в Доп. офисе Сбербанка РФ № 161 наблюдается
положительный стабильный рост остатков по депозитам физических лиц.
Значительный удельный вес по вкладам приходится на депозиты свыше одного года.
В таблице №6 (приложение) заметно проследуеться закономерность
превышение доходов над расходами, это говорит о весьма эффективной работе
Дополнительного офиса. Рентабельность за последние четыре года выросла на 30
процентов.
Из этого можно сделать вывод, что Доп. офисом Сбербанка РФ № 161 может мобилизовать
привлеченные средства для осуществления активных операций, прежде всего
кредитных, на более длительный срок – свыше одного года, в целях увеличения
прибыли банка в целом.
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВНОЕ БУДУЩЕЕ СБЕРБАНКА РФ
3.1 Банковская деятельность за последние годы
Согласно
представленной отчетности, чистая прибыль Сбербанка за 2007 год по МСФО
достигла 106,5 млрд. руб., превысив прогноз на 6 млрд. руб. Рынок позитивно
отреагировал на предоставленные данные: акции Сбербанка выросли в цене, в то
время как индексы ММВБ и РТС снизились.
Согласно
данным по международным стандартам финансовой отчетности, чистая прибыль
Сбербанка увеличилась за год на 28,6% и достигла 106,5 млрд. руб. Это выше, чем
предполагали сами представители Сбербанка, и динамика всех показателей
достаточно позитивна Ранее ожидалось, что чистая прибыль составит 100 млрд.
руб.
По мнению
автора работы на показатели прибыли банка позитивно повлиял финансовый кризис:
мировой кризис ликвидности перекрыл доступ российским заемщикам на внешние
рынки, и им пришлось обратиться за кредитами в отечественные банки, в том числе
в Сбербанк. Плюс у Сбербанка был одноразовый доход от продажи в четвертом
квартале портфеля ценных бумаг евробондов-2018[3].
Активы
Сбербанка за 2007 год выросли на 42,3%, до 4,92 трлн. руб., при этом банк
сократил долю инвестиций в ценные бумаги и увеличил объем кредитов и авансов
клиентам. В частности, кредитный портфель Сбербанка достиг 4,03 трлн. руб.,
увеличившись за год на 53%. Портфель розничных кредитов составил 946 млрд.
руб.: доля жилищных кредитов возросла с 22 до 30%, а доля потребительских
снизилась с 78 до 70%. Объем кредитов, выданных юридическим лицам, составил 3
трлн. руб.
При этом
доля просроченной задолженности в кредитном портфеле Сбербанка снизилась за год
на 0,1%, до 1%. В Сбербанке намерены всерьез взяться за должников, не
возвращающих деньги банку. Сбербанк будет привлекать к ответственности как
заемщиков, так и сотрудников банков, допустивших невозврат кредитов[4].
Объем вкладов
физических лиц и корпоративных клиентов на счетах Сбербанка, по данным МСФО,
достиг 3,87 трлн. руб., увеличившись за год на треть. Причем в основном рост на
депозитах произошел за счет корпоративных клиентов: их средства за год выросли
на 52%, достигнув 1,19 трлн. руб. В то же время доля вкладов населения
снизилась.
В 2009 году
банки будут привлекать средства госкорпораций. И Сбербанк один из тех банков,
который на этот ресурс может рассчитывать. Поскольку корпоративные средства
дешевле розничных, увеличение их в обязательствах Сбербанка — позитивная
тенденция для банка.
3.2 Перспективы развития
При определении перспектив своего развития Сбербанк России
исходит, прежде всего, из анализа текущей макроэкономической ситуации,
исследования внутренних и внешних возможностей по развитию финансовых операций.
Банк стремится к развитию существующих конкурентных преимуществ и созданию
новых точек роста своего бизнеса.
Складывающиеся внешние условия: усиление конкурентной борьбы на
внутреннем и международном финансовом рынке, углубление неопределенности
перспектив дальнейшего развития мировой экономики - формируют предпосылки для
постановки перед Банком стратегической задачи по активному наращиванию темпов
роста объема бизнеса и диверсификации направлений деятельности.
При этом Сбербанк России видит в качестве своей основной
стратегической цели сохранение инвестиционной привлекательности и вхождение в
группу крупнейших банков мира по объему рыночной капитализации[5].
Увеличение рыночной капитализации будет связано с экономическим
эффектом, полученным в результате совершенствования, а при необходимости,
перестройки внутренних процессов Банка, оптимизации системы корпоративного управления
с учетом современных тенденций в национальной и мировой экономике.
Другой важной задачей, стоящей перед Банком на пути к наращиванию
рыночной капитализации, является сохранение и упрочнение положения на
российском рынке финансовых услуг. В этих целях Сбербанк России планирует
построить принципиально новую систему работы с клиентами, ориентированную на
наиболее эффективное обслуживание основных клиентских групп. Для предоставления
клиентам полного спектра финансового обслуживания Банк планирует выход на новые
сегменты финансового рынка, создание новых банковских продуктов.
В целях повышения качества обслуживания Сбербанк России будет
активно развивать и совершенствовать каналы продаж финансовых продуктов и
услуг. Будет оптимизирована филиальная сеть Банка, получат развитие удаленные
каналы банковского обслуживания.
Успешная работа Сбербанка России по данным направлениям во многом
будет определяться усилиями по развитию технической и технологической платформы
ведения бизнеса, дальнейшим совершенствованием системы обмена информацией между
подразделениями Банка.
В складывающихся условиях неопределенности развития мирового
финансового рынка особое внимание Сбербанком России будет уделено
совершенствованию и поддержанию в актуальном состоянии системы управления
рисками.
Важным элементом диверсификации бизнеса, помимо выхода на новые
рынки финансовых продуктов и услуг, станет расширение присутствия Сбербанка
России на рынках зарубежных стран. Стремясь в наилучшей форме удовлетворить
спрос на надежное банковское обслуживание наших клиентов за рубежом, Банк
планирует активно развивать свои дочерние банки в Республике Казахстан и
Украине, а также создавать новые зарубежные точки обслуживания в регионах,
представляющих наибольший интерес для существующих и потенциальных клиентов
Банка.
В целях создания современной и динамичной Стратегии и программы
развития на среднесрочный период Сбербанк России планирует активно сотрудничать
с ведущими мировыми консалтинговыми компаниями, используя, таким образом,
многолетний опыт проведения преобразований, накопленный крупнейшими мировыми
корпорациями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сберегательный банк Российской Федерации является одним из
крупнейших банков России и по ряду экономических показателей, занимает ведущие
позиции в кредитной системе страны. Еще до недавнего времени он монопольно
выполнял все операции по обслуживанию населения. Однако, бурно развивающаяся в
90-х годах банковская система, заставила Сбербанк активизировать и
совершенствовать свою деятельность, добиваться расширения диапазона
предоставляемых услуг и повышения их качества до уровня мировых стандартов.
Произошедший кризис в 1998 году выявил определенные проблемы
функционирования Сберегательного банка, но не подорвал его позиций. Судьба
банка с его более чем 200 млн. счетов частных вкладчиков так или иначе касается
всех граждан России.
По мнению автора работы, в своей дальнейшей деятельности Сбербанку
следует вести работу по следующим направлениям:
1) активное развитие операций по перечислению всех видов доходов
граждан во вклады. Предлагать новые виды вкладов, вносить изменения условий по
действующим вкладам;
2) провести целенаправленную работу по привлечению на обслуживание
новых физических лиц;
3) активизировать рекламную деятельность банка.
В последние годы Сбербанк особое место уделял автоматизации
банковского процесса на всех уровнях. Сбербанк стабильно выполняет все
требования и выдерживает экономические нормативы, установленные Центральным
банкам Российской Федерации.
Есть уверенность, что, проводя и в дальнейшем ту же политику,
банку обеспечивается высокая ликвидность и надежность и гарантируется защита
интересов своих клиентов.
Сегодня,
опираясь на более чем полуторавековой исторический опыт, имея, безусловно,
поддержку вкладчиков, обладая современной материально - технической базой и
квалифицированными кадрами, Сбербанк с уверенностью смотрит в будущее и, занимает
ведущие позиции в банковской системе, участвуя при этом в экономическом
возрождении России.
2.
Лаврушко
С.А. Сберегательное дело. – М.: Вече, 2005.
3.
Сберегательные
кассы СССР 1922 – 1982. – М.: Финансы и статистика, 2002.
4.
Современный
коммерческий банк. Управление и операции. – М.: ИПЦ «ВАЗАР-ФЕРРО», 2008.
5.
Захаров B.C. В России есть банковская система / Захаров В.С. //
Деньги и кредит.-2007.-№10.-С. 17-19
6.
Волков В.П. Российская экономика: анализ итогов 2007 г. И
возможные параметры развития в 2008 г. / Волков В.П.// Деньги и кредит - 2008г.
- № 2. -С. 3-4
7.
Банки и банковские операции. Букварь кредитования. Технологии
банковских ссуд Околобанковское рыночное пространство: Учебник для вузов.-М.,
2008.-272с.