МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Казначейское дело

    Казначейское дело











    КАЗНАЧЕЙСКОЕ ДЕЛО


















    2008


    Одобрено на заседании ПЦК учетно-

    экономических дисциплин


    Председатель ПЦК

    Шувалова И.А.



    Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальностям


    Заместитель директора по УР НТТЭК С.А.Морозова





    Составитель: И.А.Шувалова

    Издается в авторской редакции





    Учебное пособие по дисциплине «Казначейское дело» для студентов Центра Дистанционного Обучения / Автор-составитель преподаватель гуманитарных дисциплин И.А.Шувалова. – Нижний Тагил: Торгово-экономический колледж, 2008. - 138 с.



    Шувалова И.А.


    НТТЭК, 2008.


    СОДЕРЖАНИЕ


    Раздел 1. Становление казначейской системы.

    Тема 1.1 История организации казначейской системы в России

    Тема 1.2 Структура и организация органов федерального казначейства Российской Федерации

    Тема 1.3 Организация финансового контроля за исполнением бюджетов всех уровней управления

    Тема 1.4 Основные задачи и функции органов Федерального казначейства Российской Федерации

    Тема 1.5 Проблемы организации информационного и правового взаимодействия органов казначейства с другими субъектами бюджетного процесса

    Раздел 2. Исполнение федерального бюджета казначейскими органами

    Тема 2.1 Организация исполнения бюджета в Российской Федерации

    Тема 2.2 Исполнение федерального бюджета по доходам

    Тема 2.3 Исполнение федерального бюджета по расходам

    Тема 2.4. Завершение финансового года по доходам и расходам федерального бюджета

    Раздел 3.Организационные формы казначейского исполнения бюджета

    Тема 3.1 Организация прохождения средств федерального бюджета до получателя

    Тема 3.2 Организация казначейского исполнения бюджета в условиях перехода на единый казначейский счет

    Тема 3.3 Этапы внедрения системы единого казначейского счета

    Раздел 4.Организация исполнения федерального бюджета по доходам органами казначейства

    Тема 4.1 Принципы исполнения бюджета по доходам органами казначейства

    Тема 4.2 Учет доходов федерального бюджета

    Раздел 5. Финансирование расходов федерального бюджета при казначейском исполнении бюджета на уровне субъекта Российской Федерации.

    Тема 5.1 Организация работы по доведению бюджетных ассигнований

    и лимитов бюджетных обязательств до распорядителей (получателей) средств

    Тема 5.2 Обработка реестров (указаний) на перечисление бюджетных средств предприятиям, учреждениям и организациям субъекта Российской Федерации

    Тема 5.3 Осуществление оперативной связи с распорядителями средств

    федерального бюджета,. Прием и обработка сводных реестров.

    Тема 5.4 Формирование указаний (реестров) на перечисление средств федерального бюджета получателям

    Тема 5.5 Формирование платежных поручений

    на перечисление средств федерального бюджета

    Тема 5.6 Организация передачи платежных документов в расчетно-кассовый центр. 11олучение и проверка выписок банка

    Тема 5.7 Передача указаний (реестров) отделениям и управлениям Федерального казначейства других регионов

    Тема 5.8 Организация проведения учетных операций по выпискам банка

    Раздел 6. Ведение лицевых счетов распорядителей (получателей) средств федерального бюджета казначейскими органами

    Тема 6.1 Порядок открытия лицевых счетов распорядителей (получателей) средств федерального бюджета

    Тема 6.2 Порядок совершения операций по лицевым счетам

    Тема 6.3 Открытие финансирования расходов распорядителей (получателей) бюджетных средств

    Тема 6.4 Учет и разассигнование платежных документов на поступление средств

    Тема 6.5 Учет наличных денежных средств и контроль за их расходованием

    Тема 6.6 Учет средств по безналичным расчетам и контроль за их расходованием

    Тема 6.7 Учет документов, не оплаченных в срок

    Тема 6.8 Операции по списанию средств с лицевых счетов бюджетополучателей. Формирование оборотно-сальдовой ведомости и выписок по лицевым счетам

    Раздел 7.Организация исполнения бюджета на уровне субъекта Российской Федерации

    Тема 7.1 Законодательная база и компетенции органов власти субъектов Российской Федерации

    Тема 7.2 Организация формирования доходной и расходной частей бюджета субъекта Российской Федерации

    Тема 7.3 Казначейское исполнение бюджета субъекта Российской Федерации

    Тема 7.4 Обоснование выбора организационной формы казначейского исполнения бюджета субъекта Российской Федерации

    Тема 7.5 Организационные формы казначейского исполнения бюджета субъекта Российской Федерации

    ГЛОССАРИЙ

    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА



    Раздел 1. Становление казначейской системы


    Тема 1.1 История организации казначейской системы в России


    На переходных этапах экономического развития разных стран возникает необходимость выбора новых форм управления финансовыми потоками, в том числе и бюджетными. Таким образом, создаются предпосылки для образования новой экономической структуры, которая должна:

    ·        обеспечивать исполнение федерального бюджета и бюджетов всех уровней управления;

    •повышать оперативность в финансировании государственных программ;

    •        усиливать контроль за поступлением и целевым использованием государственных средств;

    •        совершенствовать межбюджетные отношения и повышал координацию финансовых и налоговых органов;

    •        увеличивать доходную базу бюджетов за счет повышения собираемости налогов, усовершенствования методики взимания налогов и полноты их сбора;

    •        направлять средства на реализацию социальной политики и обеспечения своевременного и полного финансирования на всех уровнях бюджетов социально защищенных статей;

    •        повышать эффективность валютно-финансовых операций и крепить национальную валюту и т.д.

    В системе экономических отношений эти функции возлагаются на специализированный финансовый орган - казначейство.

    Казначейство - специальный государственный финансовый орган, представляющий собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав Министерства финансов Российской Федерации.

    В России упоминание о казначеях встречается в XV в. По мере развития экономических отношений совершенствовалась и система приказных учреждений. На территориях губерний были организованы так называемые казенные палаты - губернский орган, который был учрежден 7 ноября 1775 г. Императорским указом Екатерины II «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». В ведение казенной палаты отошло все казенное имущество: денежная казна, гербовая бумага, печатные паспорта, наличные вино и соль казенных магазинов, таможни и заставы. Казенная палата, как записано в указе: «... не что иное есть, как соединенный департамент Камер- и Ревизион-коллегии, которому поручается в смотрение... ведомости о числе народа, ревизионные сказки, сведения о приходе и расходе, ревизия счетов, соляные дела, винный откуп и подряды, казенные всякие права, казенные и публичные строения и их содержание...». Законы и указы казенная палата получала только от императора и сената. В сенат же она посылала всевозможные рапорты и донесения.

    В подчинении казенной палаты также находились губернские казначеи. Уездный казначей, по указу Екатерины II, «не имеет власти сам собирать и распоряжаться казенными доходами, но он есть хранитель тех денег, кои в казну приносятся, и ведет порядочные приходные и расходные книги». Губернские казначеи II подчиненные им уездные казначеи ведали приходом, хранением и выдачей денежных сумм.

    В 1780 г. были созданы два главных казначейства - в Москве и Санкт-Петербурге, в которые поступали все доходы государства.'

    В начале XIX в. на существовавшие в то время казначейства Александром I в Императорском манифесте «О мерах к уменьшению государственных долгов; о прекращении выпуска в оборот новых сумм ассигнациями и о возвышении некоторых податей и пошлин» от 2 февраля 1810 г. были возложены новые функции. В манифесте, в частности, говорилось:

    «Все статьи казенных доходов, в каком бы отдельном управлении они ни состояли и из каких бы источников ни поступали, считать принадлежащими казначейству точно так же. как бы действительно в казначействе они находились. Никакая выдача, никакое сверхштатное назначение из них не должно быть произведено иначе, как с предварительным согласием министра финансов, и по тем же самым правилам, по коим чиниться имеют все расходы казначейства».

    В 1821 г. Александром 1 в составе Министерства финансов был учрежден департамент Государственного казначейства, который просуществовал до 1 ноября 1918 г., когда и был упразднен по декрету СНК РСФСР и слит с Народным банком РСФСР. Таким образом были совмещены функции казначейства и центрального эмиссионного органа в целях проведения политики тотального планового руководства экономикой.

    Развитие рыночных процессов в современной российской экономике сопровождалось разрушением централизованной государственной банковской системы и образованием большого количества разрозненных коммерческих банков. В этот период Банк России, сосредоточив усилия на вопросах организации денежно-кредитного обращения, значительно снизил приоритетность вопросов исполнения бюджетов всех уровней. Вследствие этого был ослаблен банковский учет бюджетных средств, а коммерчески» банки на местах не только устранились от контроля за использованием бюджетных средств, но и были заинтересованы в отсутствии такого контроля.

    В сфере расходов бюджетов всех уровней действующая система допускала оперативное фиксирование денежных средств лишь на стадии перечисления со счетов финансовых органов на счета главных распорядителей бюджетных средств и не позволяла оперативно получать информацию о кассовых расходах и перечислении этих средств по назначению, а следовательно, не могла эффективно контролировать данные операции.

    Утрата государственного контроля за поступлением и расходованием средств бюджетов различных уровней, отсутствие детального учета этих средств привели к ослаблению бюджетной .дисциплины.

    Бюджетная дисциплина - обязательный для всех предприятий, учреждений и организаций, а также должностных и физических лиц строгий порядок своевременного и полного внесения всех платежей в бюджет и целесообразного расходования бюджетных средств в точном соответствии с их назначением.

    Кроме того, в условиях острой недостаточности бюджетных средств подобная организация исполнения бюджетов всех уровней не позволяла маневрировать финансовыми ресурсами для наиболее рационального их использования.

    Действовавший механизм использования государственных финансовых ресурсов, характерный для бюджетов всех уровней, в переходный период имел следующие недостатки:

    •        был слабо адаптирован к современным экономическим условиям;

    •        был не способен обеспечить «прозрачность» бюджета и эффективный контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств;

    •        имел многоступенчатую структуру;

    •        характеризовался низкой оперативностью и раздробленностью;

    •        не позволял определить величину кассовых расходов и совершать разумный маневр государственными, финансовыми ресурсами в условиях их дефицитности и создавал возможность их нецелевого использования.

    В этих условиях возникла необходимость внесения изменений в процесс исполнения бюджета

    В целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета Российской Федерации, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств Указом Президента Российской Федерации «О Федеральном казначействе» от 8 декабря 1992 г. № 1556 в 1992 г. было введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов Российской Федерации было образовано Федеральное казначейство.

    Процесс формирования и развития органов казначейства сталкивается с определенными трудностями, которые объясняются прежде всего перераспределением полномочий по управлению бюджетными потоками, что затрагивает интересы многих органов и структур.

    Во-первых, за главными распорядителями средств федерального бюджета (министерствами и ведомствами) остается только право распределения лимитов федерального бюджета по подведомственным учреждениям. С организацией казначейских органов они утрачивают возможность осуществлять управление финансовыми потоками по счетам средств бюджета.

    Во-вторых, непосредственные бюджетополучатели средств попадают под жесткий контроль за целевым и эффективным расходованием средств федерального бюджета.

    В-третьих, в коммерческих банках повсеместно закрывают счета по доходам и средствам федерального бюджета, на которых находились значительные денежные средства, используемые в обороте.

    В-четвертых, появляется возможность контроля сроков прохождения денежных средств федерального бюджета по счетам в банках.

    В-пятых, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, получающие дотации, субвенции, субсидии, бюджетные ссуды, бюджетные кредиты и другие средства из федерального бюджета, утрачивают возможность единоличного принятия решений о фактическом расходовании средств не в соответствии с их назначениями.

    Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.

    Таким образом, органы Федерального казначейства, представляя интересы государства, ставят под контроль действия участников процесса исполнения федерального бюджета. Начиная с 1997 г. задача перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета становится для Правительства Российской Федерации приоритетной.


    Тема 1.2 Структура и организация органов федерального казначейства Российской Федерации


    В настоящее время создана единая централизованная система органов Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, включающая Главное управление Федерального казначейства, 89 управлений казначейства по субъектам Российской Федерации и 2311 отделений казначейства в регионах.

    Систему казначейства образует вся совокупность органов казначейства. Организационная структура органов казначейства бывает централизованной, многоуровневой и иерархической. Структура построения соответствует существующему административно-территориальному делению Российской Федерации. Организационно-функциональная структура содержит три уровня иерархии.

    1-й уровень - Главное управление Федерального казначейства (ГУФК) Министерства финансов Российской Федерации.

    2-й уровень - управления Федерального казначейства (УФК) по субъектам Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу.

    3-й уровень - отделения Федерального казначейства (ОФК) по городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.

    Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации возглавляет начальник в ранге заместителя министра финансов. Основными функциями ГУФК являются:

    •        осуществление сводного учета доходов и расходов федерального бюджета;

    управление движением средств на счетах казначейства;

    •        доведение информации о результатах исполнения федерального бюджета до высших исполнительных и законодательных органов власти;

    •        руководство работой нижестоящих органов казначейства, получение от них оперативной информации и отчетных данных о доходах и средствах федерального бюджета;

    • обеспечение исполнения нижестоящими органами казначейства бюджета в соответствии с действующим законодательством. Управления Федерального казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу возглавляются руководителями, назначаемыми на должность и освобождаемыми от занимаемых должностей министром финансов по представлению начальника ГУФК. Основной функцией УФК является обеспечение через нижестоящие органы казначейства исполнения всех решений о формировании доходной части и расходовании средств федерального бюджета.

    Отделения Федерального казначейства по городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах возглавляются руководителями, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности руководителем УФК. Основные функции ОФК:

    •        формирование доходной части федерального бюджета на соответствующей территории;

    •        обеспечение целевого финансирования расходов по бюджетополучателям;

    •        ведение учета операций по движению средств на счетах казначейства;

    •        представление вышестоящим органам казначейства информации об исполнении федерального бюджета.

    Все органы казначейства - юридические лица. Они относятся к органам исполнительной власти и руководствуются в своей деятельности законодательными и нормативно-правовыми документами, утвержденными Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством финансов РФ или согласованными с ними. Любые документы других министерств и ведомств по вопросам исполнения федерального бюджета не являются руководящими для органов казначейства.

    Таким образом, любые действия по исполнению федерального бюджета могут быть осуществлены органами казначейства только на основании документов, принятых в рамках правоотношений по вопросам исполнения федерального бюджета уполномоченными органами. Принимать самостоятельные решения и руководствоваться ненадлежащими документами органы казначейства не имеют права.

    Переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета оправдал себя, так как были решены основные проблемы, связанные с организацией исполнения бюджета:

    •        концентрация средств федерального бюджета на счетах одного органа государственной власти;

    •        наличие оперативных сведений о поступивших в доход федерального бюджета платежах в разрезе классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

    •        оперативное обеспечение текущего контроля при расходовании бюджетных средств, что сводит к минимуму их нецелевое использование;

    •        наличие оперативной информации об исполнении федерального бюджета: финансирование расходов, кассовые расходы, остатки на счетах бюджета в разрезе всех направлений классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.