p> 10
В учреждениях банков должен осуществляться строгий контроль за выдачей
чековых денежных книжек, вкладных книжек. Их по счетам в банке
производится по письменным заявлениям владельцев счетов за подписями лиц,
уполномоченных распоряжаться счетом. Заявление на выдачу денежной чековой
книжки представляется в банк в одном экз. Опер работник проверяет
правильность заполнения заявления и передает заявл и талон в кассу.
Кассир, получив заявление, проверяет наличие на нем подписей должностных
лиц банка, отмечает на заявлении и талоне к заявлению номера чеков
выдаваемой чековой книжки (с номера по номер) и передает операционному
работнику чековую книжку вместе с заявлением под расписку в талоне, который
остается в кассе. Операционный работник проверяет наличие всех чеков в
книжке и, проставив на всех чеках реквизиты, подлежащие обязательному
заполнению до выдачи чековой книжки клиенту, записывает номера чеков в
карточку с образцами подписей и оттиска печати данного клиента и передает
заявление работнику, контролирующему кассовые расходные операции. Последний
проставляет номера денежных чеков на своем экземпляре карточки с образцами
подписей и оттиска печати. Затем заявление вместе с чековой книжкой
возвращается в кассу. Проверив это кассир расписывается в талоне. Денежная
чековая книжка выдается кассиром под расписку на заявлении, при этом кассир
должен сверить подпись получателя с образцом его подписи на заявлении.
После выдачи денежной чековой книжки кассир передает талон к заявлению
операционному работнику для выписки расходного внебалансового ордера. После
выписки расходного внебалансового ордера талон к заявлению на выдачу
чековой книжки уничтожается. Заявления клиентов на выдачу чековых денежных
книжек хранятся при расходном внебалансовом ордере, составленном на общее
количество выданных за день книжек. Заготовленные к выдаче чековые книжки,
не полученные клиентами в течение 30 дней, погашаются путем вырезки из
чеков места, предназначенного для подписи, и списываются в расход. Номера
погашенных денежных чеков вычеркиваются из карточек с образцами подписей и
оттиска печати. Погашенные чековые книжки прилагаются к расходному
внебалансовому ордеру.
На заявлении клиента делается отметка "Чековая денежная книжка не получена
в течение 30 дней" за подписями главного бухгалтера или лица, им
уполномоченного, и заведующего кассой учреждения банка.
11
Кассовые расходные операции, выполняемые ответственными исполнителями,
контролируются централизованно контролером. Контроль кассовых расходных
операций должен быть организован так, чтобы искл. нарушения, дописки или
хищения.
Документооборот и контроль по кассовым расходным операциям осуществляется в
следующем порядке. Ответственный исполнитель, принявший денежный чек или
другой расходный денежный документ:
- убеждается в законности операции и возможности ее совершения по состоянию
счета;
- проверяет оформление док в соответствии с правилами совершения данной
опер;
- сличает подписи и оттиск печати клиента на денежном чеке, а также №
денежного чека с №, записанным в карточке образцов подписей и оттиска
печати по счету чекодателя;
- подписывает док;
- выдает получателю денег контрольную марку от денежного чека или отрывной
талон от РКО для предъявления в кассу;
- направляет док. работнику, на которого возложен контроль кассовых
расходных операций.
Контролирующий работник проверяет:
- правильность заполнения чека или РКО;
- соответствие подписей и печати клиента образцам, представленным банку;
- наличие на оборотной стороне денежного чека разрешительной подписи
ответственного исполнителя на оплату денежного чека и подписи получателя
денег;
- подписывает док.;
- регистрирует документ в кассовом журнале по расходу;
- передает док. в кассу.
Порядок направления контролером кассовых расходных документов в кассу для
оплаты - под расписку кассира в разносной книге или кассовом журнале -
устанавливается главным бухгалтером учреждения банка.
Дата указывается в начале записей за день.
Получив расходный документ (денежный чек, кассовый расходный ордер), кассир
обязан убедиться в том, что чек проверен ответственным исполнителем и
контролером, что их подписи соответствуют имеющимся образцам; проверить
наличие сведений о предъявлении паспорта и расписки в получении денег на
документе.
После проверки кассир по номеру поступившего чека вызывает получателя
денег, сверяет номер контрольной марки или отрывного талона с номером на
расходном документе, выдает сумму денежной наличности, указанную в чеке или
ордере, получателю и подписывает расходный документ. Контрольные марки или
отрывные талоны приклеиваются к соответствующим расходным документам.
В конце операционного дня кассир:
- сверяет сумму денежной наличности, принятой под отчет, с суммой расходных
док. и остатком денежной наличности;
- составляет отчетную справку;
- подписывает справку;
- сверяет кассовые обороты, приведенные в справке, с записями в кассовых
журналах.
Сверка оформляется подписями кассира в кассовых журналах и контролера на
справке кассира.
12
Документооборот по приходным кассовым операциям должен быть организован
так, чтобы выдача квитанций клиентам и зачисление сумм на их счета
производилась только после факт. поступления денег в кассу. Прием наличных
денег от клиентов производится по объявлению на взнос наличных денег. При
сдаче денег вноситель заполняет объявление на взнос наличных денег и
передает его бух.-контролеру, который проверив правильность заполнения
док., подписывает его, делает запись в приходном кассовом журнале и
передает документ в кассу. Приняв деньги, кассир подписывает объявление,
квитанцию и ордер. Объявление остается у кассира и подшивается в кассовые
документы дня. Квитанция, скрепленная печатью кассы, выдается вносителю
денег. Ордер направляется ответственному исполнителю, который передает его
клиенту вместе с выпиской из лицевого счета. При приеме денег от работников
банка для зачисления на счета внутрибанковского значения ПКО выписывается в
двух экземплярах, из которых один заменяет квитанцию.
В остальных случаях используются ПКО с выдачей квитанции.
В конце рабочего дня на основании приходных документов кассир составляет
отчетную справку о сумме принятых им денег и сверяет сумму по этой справке
с суммой фактически принятых денег. Справка подписывается кассиром, и
указанные в ней кассовые обороты сверяются с записями в кассовом журнале.
Сверка оформляется подписями кассира в кассовом журнале, бухгалтера-
контролера на справке.
14
Организация денежного оборота в РБ основана на: все предпр обязаны хранить
свои денежные ср-ва на счетах в банке. расчеты между субъектами
хозяйствования должны производиться преимущественно без использования нал
денег путем безнал перечислений 3)Безнал расчеты осущ-ся на основании плат
документов.
НБ установил единые правила открытия р/с для предпр с образованием юр л и
без токого. КБ сам опр каму и на каком уровне предоставлять право на
открытие р/с. Расчетный счет – это счет, открываемый б-ом предпр-ю, на
который зачисляются поступившие в его адрес ден. ср-ва и с которого осущ-ся
расчетные операции в нал и безнал-ой форме вытекающие из его уставной
деятельности. Р/с открывается предпр, состоящему на хозрасчете и имеющему
самостоятельный баланс. Открытие р/c сопровождается заключением договора о
расчетно-кассовом обслуживании.
Текущий счет открывается не хозрасчетным подразделениям предприятий.
Бюджетный счет открывается общественным организациям, фондам, предприятиям,
которым выделяются ср-ва из республиканского бюджета для из целевого
использования. Каждая организация может иметь в банке только один текущий
или расч счет в нац ден ед, но она сама выбирает отделение КБ для этого.
Адрес владельца счета - юр адрес указанный в карточке с образцами подписи и
оттисками печати. При изменении адреса его владелец обязан уведомить об
банк в 3-х дневный срок. Документы предоставляемые в банк для открытия
счета: 1)Заявление на открытие счета по форме №0401025; 2)Документ о
регистрации предприятия (копия); 3)Устав предприятия; 4)Дубликат о
присвоении УНН; 5)Карточка с образцами подписей и оттиском печатей;
6)Письмо органов Госкомстата о присвоении кода.
Субсчета открываются предприятием, имеющим обособленный баланс, а также
предпринимателем без образования юр лица на основании разрешения банка, в
котором открыт текущий счет. Списание средств с субсчетов производится
платежным поручением, требованием-поручением, аккредитивом. С субсчета
могут проводиться бюджетные и др платежи. В разрешении в обязательном
порядке указывают обязательные условия функционирования: 1) предельная
сумма лимита остатка средств на счете;2) периодичность перечисления
сверхлимитного остатка средств на основной счет; 3) сроки направления
выписок из субсчета в банк по месту нахождения основного счета. Временный
счет открывается для формирования уставного капитала, иностранному
предприятию, для внесения регистрационных сумм, вновь строящемуся
предприятию.
.15.
При переоформлении счетов в связи с реорганизацией предприятия в КБ
предоставляют документы те же, что и при открытии счета. При изменении
уставных док в КБ в банк предоставляют устав или его копию нотариально
заверенную. Док должны быть представлены в течении одного месяца со дня
реорганизации, регистрации, др изменений.
Текущий и др счета закрываются на основании решения руководителей б в
следующих случаях:
1) по заявлению владельца в сроки указанные в заявлении, но непозднее 30 суток.
2) в случае не предоставления новы док в месячный срок .
16.
Все предприятия в РБ обязаны хранить ДС в КБ на р/с или других спецсчетах
и производить расчеты в безналичной форме и при этом руководствуясь
Положением о безналичных расчетах в РБ № 849 и др нормативными документами.
При этом делается исключение и предприятиям разрешается производить расчеты
наличными ДС в пределах 10 МЗП. Отношения предприятия с КБ на договорной
основе. Банк зачисляет поступающие средства на счет и выполняет др
распоряжения клиента на основе данного Положения. Средства списываются по
распоряжению владельца, за исключением случаев, предусмотренных Положением.
Платежи могут производиться в соответствии с очередностью, за счет
собственных или заемных средств.
Безналичные расчеты производятся:
П/п, п/т, п- п/т, аккредитивами, чеками, банковскими ПК, а при бесспорном
списании- инкассовыми распоряжениями.
Применение конкретной формы определяется в договоре. Также в договоре
оговариваются основные аспекты проведения безналичных расчетов на
территории РБ и за ее рубежом.
Расчетные документы должны соответствовать требованиям Положения и
содержать сл обязательные реквизиты:
Наименование р/с, №№ р/с, дата его составления
наименование и код местонахождения банка плательщика, наименование
получателя средств
№ его счета в банке, назначение платежа( исключение чек), наименование, код
и местонахождение банка получателя, сумма платежа ( цифрами и прописью),
вид операций ( исключение чек), первый экз заверяется оттиском печати и
подписями ответственных лиц согласно карточке.
При перечислении ДС в бюджет присутствуют дополнительные реквизиты – УНН,
УНН за которого платятся ДС, код платежа в бюджет. При проведении операций
могут вноситься дополнения в реквизиты. Документы выписываются в один прием
и внесения изменений не допускаются.
Списание ДС производится на основании первого экз. Лица, подписавшие
р/документы, с фиктивными данными привлекаются к ответственности.
.17.
Платежные требования (ПТ) представляется в 3-х экз с 2-мя реестрами. 1 и 2-
ой экз заверяется подписью и печатью поставщика. На 1-ом экз реестра
проставляется подпись поставщика, а 2-й экз. возвращается поставщику с
отметкой банка. 1 и 2-ой экз скрепляется оттиском штампа банка и все три
экз направляются в банк покупателя. В банке плательщика ПТ с предварит
акцептом помещаются в картотеку №1 к внебалансов счету 99812. Плательщику
предоставляется 3-ий экз ПТ с указанием срока платежа. Если на счете
плательщика нет ср-в, то ПТ помещается в картотеку №2 к внебалансов счету
99814. Учет док-тов в картотеке №2 к сч. 99814 ведется по отдельным лицевым
счетам на каждого плательщика. При помещении ПТ в картотеку к внебал
счету 99814 ответственный исп банка посылает извещение банку получателя
средств об отсутствии средств на счете плательщика. В извещении указывают:
наим и номер счета получателя, наим банка получателя, дата и сумма
требования в картотеке, ним и номер счета плательщика, дата отсылки
извещения. Оплата таких ПТ осуществляется по мере наступления сроков оплаты
ПТ и поступления ср- в на счет. На обоих экз ПТ проставляют дату и подпись
отв исполнителя. На втором - штамп банка. И по мере оплаты 1-ый экз ПТ
поступает в док-ты дня, а второй поступает в банк получателя ср-в для
приложения к выписке из счета получателя.
Плательщик 1 поставщик
5 2
3
его Банк 6 его банк
1. отгрузка товаров
2. сдача ПТ в 3-х экз. и реестра в 2-х экз.
3. 3-ий экз. передаётся в в Б плательщика
4. учет требований по счету картотеке №1
5. передача 3-го экз. реестра покупателю
6. перевод ср-в
.18.
При равномерных и постоянных поставках расчеты между плательщиком и
получателем средств осуществляются в порядке плановых платежей. Это
означает, что расчеты осуществляются не по каждой отдельной сделке, а путем
периодичного перечисления средств в сроки и в размерах, заранее
согласованных сторонами в договоре. Плановые платежи производятся
платежными поручениями или требованиями-поручениями, что оговаривается в
договоре. Договор, предусматривающий эти расчеты, в банк не
предоставляется, а суммы каждого планового платежа устанавливаются
сторонами на каждый месяц (квартал). На каждый плановый платеж в банк
предоставляют отдельное поручение и в его реквизите “ Назначение
платежа” плательщиком указывается” Плановый платеж по договору №, число,
срок платежа”. Поручение представляется в банк в день платежа, который
определен в договоре и банком не контролируется.
19.
П/т - это расчетный док., содержащий требование получателя средств к
плательщику об уплате опр. суммы через банк.
Инкассо - банковская операция, при которой банк по поручению своего клиента
- получателя средств и на основании составленного им (получателем)
расчетного документа получает причитающуюся получателю сумму денежных
средств от плательщика и зачисляет ее в установленном порядке на счет
получателя.
Форма расчетов п/т опр. в договоре между плательщиком и получателем средств
и применяется для расчетов за отгруженные (отпущенные) товары.
Получатель средств не вправе предъявить на инкассо повторные требования об
уплате за один и тот же товар за искл. случая, когда имеется извещение о
том, что первичное требование в банк плательщика не поступало.
Требование составляется на бланках установленной формы и представляется в
обслуживающий банк в 3 экз. Порядок направления ТТН или заменяющих их док.
опр. договором между плательщиком и получателем средств. В зависимости от
условий договора указанные док. либо прикладываются к представленным на
инкассо п/т, либо направляются непосредственно плательщикам, о чем делается
ссылка в п/т.
В обязательном порядке в требованиях указываются следующие реквизиты:
Дата и № договора, об отгрузке товаров и форму расчетов п/т
Дата отгрузки (отпуска) товара и № ТТН или др. док.
Способ отправления продукции.
В требованиях, представляемых банку без приложения ТТН, проставляется дата
их отсылки (вручения) плательщику. Первый и третий экземпляры требования
заверяются подписями лиц и оттиском печати предприятия согласно заявленным
в банк образцам подписей и оттиска печати. П/т представляются в банк вслед
за отгрузкой продукции или в сроки, опр. в договоре. Они представляются в
банк на инкассо в течение 10 дней со дня их выписки при реестре
установленной формы, составленном в 2 экз. На всех экз. реестров должна
быть указана дата факт. представления их в банк.
1-ый экз. реестра заверяется подписями лиц и оттиском печати получателя
согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати. Печать и
подписи проставляются один раз на той стороне реестра, где закончен
перечень включенных в него требований.
20
П/т-это расчетный документ, содержащий требование получателя средств к
плательщику об уплате опр. суммы через банк.
Инкассо - банковская операция, при которой банк по поручению своего клиента
- получателя средств и на основании составленного им (получателем)
расчетного документа получает причитающуюся получателю сумму денежных
средств от плательщика и зачисляет ее в установленном порядке на счет
получателя.
Ответственный исполнитель банка, принимающий документы на инкассо, обязан
проверить:
- наличие в п/т даты и № договора, предусматривающего отгрузку товара и ее
дату;
- наличие ТТН или заменяющих их док., соответствие их № и сумм записям в
п/т;
- при отсутствии ТТН или замен их док. - дату их отсылки плательщику;
- соответствие образцов подписей и оттиска печати на п/т и в карточке в
банк;
- правильность составления представленных реестров, в частности,
соответствие общей суммы п/т, принятых на инкассо, данным реестра,
соответствие подписей и оттиска печати на реестре заявленным в банк
образцам, а также даты составления реестров дню приема их банком. При
несоответствии даты требования дню приема его банком ответственный
исполнитель банка на всех экз. представленных п/т от руки проставляет факт
дату их приема на инкассо. Данное исправление не заверяется.
П/т неотвечающие правилам, установленным для представления документов в
банк, вычеркиваются из реестра с исправлением его итогов и возвращаются
представившему их предприятию. После проверки док. ответственный
исполнитель банка подписывает оба экз. реестра и на всех экз. требований
проставляет штамп банка, после чего 1-ый экз. реестра остается в банке,
принявшем документы на инкассо, 2-ой экз. реестра со штампом банка выдается
предпр, представившему п/т, в подтверждение приема их на инкассо.
П/т принятые банком на инкассо, направляются в банк плательщика и в
последствии используются следующим образом: 1-ый экз. п/т служит для
списания средств со сч. плательщика и после совершения операции помещается
в документы дня банка плательщика, 2-ой экз. п/т предназначен для выдачи
получателю средств при выписке из его сч. после завершения операции по
инкассо, 3-ий экз. п/т с приложенными к нему ТТН и с указанием срока
платежа выдается плательщику не позднее следующего рабочего дня после
поступления п/т в банк плательщика для извещения о предстоящем платеже и
для акцепта. Выдача на руки предприятиям принятых банком требований для
доставки или пересылки в банк плательщика запрещается.
21.
П/т представляет собой расчетный документ, содержащий требование получателя
средств к плательщику об уплате опр. суммы через банк.
При поступлении п/т для оплаты банк проверяет относится ли присланный
документ к обслуживаемым им клиентам, возможность принятия их к оплате по
заполненным реквизитам. Непринятые п/т немедленно возвращаются в банк
поставщика. П/т не принимаются, если отсутствуют обязательные реквизиты,
невозможно установить плательщика или сумму требования и в других случаях,
предусмотренных Положением.
На всех экземплярах п/т, поступивших в банк плательщика, ставится дата их
поступления, а на экземплярах, подлежащих оплате, в порядке
предварительного акцепта проставляется срок платежа. Требования, подлежащие
оплате, в порядке предварительного акцепта по счету «расчетные документы,
ожидающие акцепта для оплаты» 99812 и помещаются в картотеку №1. Плательщик
обязан следить за документами, поступающими в его адрес. Для этого ему
предоставляется третий экз. требования, где указан срок оплаты и
приложены ТТН. При несоответствии реквизитов 3 р/с и наименования
плательщика банк руководствуется Положением о б/р.По истечении срока
предварительного акцепта и неполучения отказа от акцепта банк оплачивает
п/т. При нехватке ДС на р/с п/т списывается со 99812 и зачисляется на
счет 99814 «расчетны документы, не оплаченные в срок». При этом само п/т
направляется в картотеку № 2 и оплачивается в соответствии со
установленными нормами и порядком очередности. В этом случае возможна
частичная оплата.