МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Кредитная политика банка

    Одним из недостатков этой модели является предположение, что банк точно знает свои расходы и может устанавливать ставку по кредиту без учета фактора конкуренции со стороны других кредиторов. Данные огра­ничения этого подхода привели к появлению в банковской сфере модели це­нового лидерства, которую начали использовать крупнейшие банки-"денеж­ные центры" США 50 лет назад. Во время Великой депрессии 30-х гг. крупнейшие банки установили унифицированную ставку по кредиту, известную под назва­нием "прайм-рейт" (иногда называемую также базовой или справочной став­кой), вероятно, самую низкую ставку, предлагаемую наиболее кредитоспособ­ным клиентам по краткосрочным кредитам в оборотный капитал. Фактиче­ская ставка по кредиту любому конкретному заемщику будет определяться на основе следующей формулы:


    Процентная ставка по кредиту

    =

    Базовая ставка, или прайм-рейт (включая желаемую банком маржу прибыли сверх операционных и административных расходов)

    +

     

    Надбавка

    Премия за риск неисполнения обязательств, уплачиваемая непервоклассными заемщиками

    +

    Премия за риск, связанный со срочностью, уплачиваемая заемщиками, обращающимися за долгосрочным кредитом


    Опять же в нашем случае в качестве ставки "прайм-рейт" может выс­тупать ставка по кредитам Центробанка России. И примерный  расчет по данному методу будет выглядеть следующим образом:

    Если предприятие среднего размера просит о пре­доставлении кредита сроком на 3 года для приобретения нового оборудова­ния, ставка по такому кредиту может быть установлена на уровне 60% и со­стоять из прайм-рейт (в нашем случае ставки Центробанка) в 50%, плюс 5% за риск невозвра­та ссуды, плюс 5% за риск, связанный со срочностью ввиду долгосрочного ха­рактера кредита[2]. Сумма премий за риск по данному кредиту обычно назы­вается надбавкой. Банки могут увеличивать или сокращать свои кредитные портфели путем сокращения или увеличения своих надбавок.

    Разработаны две раз­личные формулы расчета плавающей прайм-рейт: 1) метод "прайм +" и 2) ме­тод "прайм х". Например, заемщику может быть установле­на ставка в 12% по краткосрочному кредиту методом "прайм + 2" при прайм-рейт на уровне 10%. Другим способом ставка для данного клиента может быть установлена на базе "прайм х 1,2":

     

    Процентная ставка по кредиту = 1,2 (прайм-рейт) = 1,2 (10%) = 12%.

     

    Хотя оба этих метода могут привести к одному и тому же первоначально­му результату, как в приведенном выше примере, в случае, когда по кредиту установлена плавающая ставка, результаты могут быть и различными при из­менении процентных ставок.

    Так, в условиях повышения ставок по методу "прайм х "ставка за кредит клиенту растет быстрее, нежели ставка, устанавливаемая методом "прайм+". При снижении же ставок ставка по ссуде, предоставляемой клиенту, уменьша­ется быстрее при использовании метода "прайм х". Например, при росте прайм-рейт с 10 до 15% ставка по кредиту, приведенному выше, увеличивает­ся с 12 до 17% - по методу "прайм +" и с 12 до 18% - по методу "прайм х". Однако при снижении прайм-рейт с 10 до 8% по методу "прайм +" получаем ставку в 10%, по методу "прайм х" - 9,6%.

    Дальнейшие модификации систем установления ставок по кредитам на осно­ве прайм-рейт появились в 80-х гг. Одно из изменений заключа­лось в появлении модели установления ставки ниже прайм-рейт по мере то­го, как ведущие банки стали более активно конкурировать между и проведения агрессив­ной политики банками, которые кредитовали по ставкам, близким к стоимости привлечения ресурсов. В США, например, многие бан­ки объявили о том, что кредиты некоторым крупным корпорациям на срок в несколько дней или недель будут предоставляться по низким ставкам денеж­ного рынка, к которым прибавляется небольшая маржа (возможно, от 1/4 до 3/4 процентного пункта) для покрытия риска, прочих операционных расходов и получения прибыли. Таким образом:



    Итак, если банк может сегодня заимствовать денежные средства населения по ставке в 25%, а предпринимательская фирма-заемщик с высоким кредитным рей­тингом просит об открытии кредитной линии на 10 млн. руб. сроком на 30 дней, мы можем предоставить данный кредит по ставке 25+5% (25% для по­крытия процентных расходов по привлечению средств на денежном рынке + надбавка в 5% для покрытия риска, непроцентных расходов и достижения прибыльности).

    В результате ставка по краткосрочному кредиту может оказаться на несколько процентных пунктов ниже установленной прайм-рейт, что снижает значимость прайм-рейт в качестве справочной ставки по кредитам предприятиям.

    Еще одной модификацией модели ценового лидерства, появившейся в послед­нее время за рубежом, стало использование ставок "кэп" - согласованного верхнего пре­дела ставки по кредиту вне зависимости от будущей динамики процентных ста­вок. Таким образом, заемщику может быть предложена плавающая ставка прайм-рейт +5 при максимуме в 5% сверх пер­воначальной ставки. Это означает, что в случае выдачи кредита при ставке прайм-рейт на уровне в 50% первоначальная ставка будет составлять 50 + 5, или 55%. Ставка может повыситься только до 60% (55% + 5%) вне зависимо­сти от того, каких высот достигнут рыночные ставки в течение срока действия кредитного договора.

    "Кэпы" представляют собой одну из услуг, которую банк может предло­жить своим клиентам за особое вознаграждение. Ставки "кэп" дают заемщи­ку некоторую уверенность относительно максимальной стоимости кредита, поскольку любые проценты, уплаченные сверх этой ставки, будут возмещены заемщику или единовременно один раз в год, или по окончании срока дейст­вия кредитного договора. Однако банкиры должны быть осторожны при ус­тановлении ставок "кэп" по своим кредитным договорам: длительный период поддержания высоких процентных ставок приведет к тому, что риск по пла­вающим процентным ставкам перейдет от заемщика к кредитору. Данный метод построения ставки по кредиту также может быть использован в практике российских банков при кредитовании надежных клиентов. В данном случае, если рискованность кредита достаточно низка, подобная ставка может быть установлена для снижения потерь при повышении ставки прайм-рейт (ставки Центробанка).

    За рубежом были разработаны более сложные модели установления ставок по кредитам, которые позво­ляют банку получать достаточные средства для возмещения всех расходов и по­крытия всех рисков. Одной из подобных моделей является метод установления ставок по принципу "стоимость-выгодность", который состоит из трех про­стейших компонентов: 1) оценки совокупного дохода по кредиту в условиях раз­личных уровней процентных ставок и прочего вознаграждения банку; 2) оценки чистой суммы предоставляемых в кредит средств (за вычетом любых депозитов, которые заемщик обязуется держать в банке, и с учетом требований к резерви­рованию, предъявляемых Центробанком); 3) оценки прибыли по кредиту до налогообложе­ния путем деления оценочного дохода по кредиту на чистую сумму предоставля­емых в кредит средств, которой будет фактически пользоваться заемщик.

    Предположим, например, что заемщик просит об открытии кредитной линии на сумму в 5 млн. руб., но фактически ис­пользует только 4 млн. руб. по ставке в 20%. Клиенту необходимо уплатить комиссию за обязательство в 1% суммы неиспользованной кредитной линии. Более того, банк настаивает на поддержании клиентом компенсационных ос­татков (депозитов) в размере 20% фактически полученной суммы в пределах кредитной линии и в размере 5% неиспользованной суммы кредитной линии. Требования к резервированию, установленные центральным банком, состав­ляют 10%. Исходя из приведенных данных, мы имеем следующее:



    Оценка дохода по кредиту

    =

    (Использованная часть кредитной линии)

    +

    (Неиспользованная часть кредитной линии)

    = 810 000 .

    4 000 000 х 0,20

    1 000 000 х 0,01

     

    Оценка размера средств банка, используемых заемщиком

     

     

    (Требования к компенсационным

     остаткам)

    = 4 000 000 -

    (4 000 000 х 0,20 + 1 000 000 х 0,05) +

     

     

     

    (Требования к резервированию)

     

    + 0,10

    (4 000 000 х 0,20 + 1 000 000 х 0,05) =

     

    = 3 235 000

     


    Оценка прибыли банка по данному кредиту до налогообложения

    = 810 000 + 3 235 000 = 25,0%


    Если прибыль банка по данному кредиту до налогообложения однозначно перекрывает стоимость затраченных на него банковских средств, то при при­нятии решения о кредитовании менеджеры должны учесть риск, присущий кредитованию, и желание руководства банка получить маржу прибыли в раз­мере полной стоимости кредита (включая налоги).

    Подход к установлению ставок с точки зрения "стоимость - выгодность" яв­ляется лишь одной из частей солее широкой концепции, известной под назва­нием "анализ доходности клиента". Данный метод установления ставки по кредиту предполагает, что банк должен при оценке каждой кредитной заявки принимать в расчет все взаимоотношения с данным клиентом. При анализе до­ходности особое внимание обращается на прибыль от всех взаимоотношений с клиентом, рассчитываемую по следующей формуле:



    Доходы, получаемые банком от клиента, могут включать проценты по кре­диту, комиссию за обязательство, комиссию за управление наличными средст­вами и обработку цифровой информации. Расходы, связанные с клиентом, мо­гут включать заработную плату банковских сотрудников, расходы на изучение кредитной документации, проценты по депозитам, расходы по проверке сче­тов и стоимость обработки (включая оплату чеков, учет кредитов и депози­тов, услуги по хранению ценностей в сейфах), а также стоимость приобретен­ных кредитных ресурсов. Чистые кредитные ресурсы представляют собой сум­му кредита, предоставленного клиенту, за вычетом средней суммы его депози­тов (скорректированной с учетом требований к резервированию).

    Затем производится фактическая оценка суммы средств банка, используемой каждым клиентом сверх суммы, предоставляемой им банку. Если расчетная чистая ставка прибыли от всех взаимоотношений с клиентом является положительной, кредитная заявка, по всей вероятности, будет удовлетворена, поскольку банк заработает премию сверх суммы всех произведенных расходов (включая необходимые выплаты в пользу акционеров). Если расчетная чистая ставка прибыли от всех взаимоотношений с клиентом является отрицатель­ной, в предоставлении кредита может быть отказано. Но банк может повы­шать ставку по кредиту или цену других услуг, оказываемых клиенту для то­го, чтобы взаимоотношения продолжались на выгодной основе. Клиенты, ко­торые считаются более рисковыми, должны приносить банку и более высокую расчетную ставку прибыли. Образец анализа доходности клиента АБ Капитал ЗАО «Торговля», подавшего заявку на получение кредита, приводится в Приложении 3.

    Рассчитав, какие доходы приносит клиент банку, многие зарубежные банки предоставляют клиенту кредит на сум­му прибыли, которую банк получил, инвестируя средства с депозитного счета клиента в доходные активы. Естественно, неразумно включать всю сумму де­позита клиента при расчете прибыли от инвестирования средств, поскольку банк должен соблюдать требования к резервированию и значительная часть депозитного остатка клиента состоит из временного остатка, обусловленного периодом чекового клиринга, возникающего в связи с тем, что выписанные клиентом чеки могут быть не предъявлены к оплате. Многие зарубежные банки рассчиты­вают фактическую сумму чистых инвестируемых средств на основе депозита клиента и соответствующего кредита на сумму прибыли, исходя из некоторой версии следующих формул:


    Сумма прибыли,

    предоставляемая

    клиенту в кредит

     

    =

    Годовая

    ставка

    прибыли

     

    х

    Часть года,

    в течение которой

    доступны средства

    по депозиту

     

    х

    Чистые

    инвестируемые

     (используемые) средства

     


    Попробуем разобрать данный метод на примере. Предположим, что клиент имеет средний остаток по депозиту за данный месяц в размере 1 125 000 руб. На операции по чекам приходится 125 000 руб., чистая сумма инкассированных средств составляет 1 млн. руб. Соответствующий норматив резервирования составляет 22%. После переговоров с клиентом банк принял ре­шение о предоставлении ему кредита в размере прибыли на его депозит, исхо­дя из средней ставки по коротким ГКО в 35%. В данном случае чистые используемые (инве­стируемые) средства клиента и кредит на сумму прибыли будут составлять:

    Чистые используемые

    (инвестируемые)

    средства для банка



    = 1 125 000 - 125 000 – 22/100 х 1 000 000 =

    = 780 000 руб.

     

    Размер кредита

    на сумму прибыли

    для данного клиента

    = 35% х 1/12 х 780 000 = 22 750 руб.


    Таким образом, после расчета всех доходов и расходов от всех сделок бан­ка с данным клиентом банк предоставит ему кредит порядка 22 750 руб., ко­торые банк получил в прошлом месяце от инвестирования депозитов клиента в доходные активы.

    Анализ доходности клиента за рубежом в послед­ние годы становился все более сложным и всеобъемлющим. Была разработана подробная бухгалтерская отчетность по источникам доходов и расходов от об­служивания каждого крупного клиента. Зачастую подобный анализ включал консолидированные данные по самому заемщику, его дочерним фирмам, круп­нейшим акционерам и верхнему эшелону руководства для того, чтобы управля­ющие банком могли иметь цельное представление относительно всех взаимоот­ношений банка с клиентом. Подобный консолидированный отчет может опре­делять, насколько убытки по обслуживанию одного счета компенсируются при­былью по другому счету, что составляет общую картину взаимоотношений с данным клиентом. Автоматизированные системы анализа доходности клиента позволяют кредиторам рассчитать альтернативные сценарии установления ста­вок по кредитам и депозитам для выявления оптимального для банка и клиен­та уровня ставок. Анализ доходности может также использоваться для идентификации наиболее прибыльных клиентов и кредитов и наиболее успешно работающих кредитных инспекторов.

    Были рассмотрены варианты построения процентных ставок при выдаче кредита предприятиям и организациям. С точки зрения доходности банку выгоднее использовать правильно установленную сложную ставку. Но проблемой является недостаток информации по выгодности этой ставки у заемщиков, да и у самого банка. Например, АБ Капитал использовал такую ставку только при привлечении средств населения, то есть в пассивных операциях. Кроме этого, существует несколько видов построения простых ставок, которыми банк может варьировать кредитные риски, используя их с разными категориями заемщиков.

    2.3. Анализ кредитоспособности клиента

    Одним из наиболее важных и сложных вопросов, связанных с кредитованием, является вопрос изучения кредитоспособности заемщика. Поэтому в данной работе мне хотелось бы показать на практическом примере процесс анализа заявок на кредиты от двух потенциальных заемщиков – торговой фирмы А и промышленной фирмы Б.

    Сначала на основании предоставленных балансов и Приложений к ним «Отчет о прибылях и убытках» (Форма 2) составим Агрегированные балансы и формы отчета о прибы­лях и убытках для приведения в удобную для анализа данных форму. После обработки данных получим результаты, показанные в таблицах 2.3.1 и 2.3.2. По полученным данным можно подвести уже некоторые итоги. Фирма А характеризуется более высокой суммой оборотных средств по сравнению с фирмой Б (5826 тыс. руб. против 943 тыс. руб.), но меньшим наличием ос­новного капитала (206 тыс. руб. у А против 1304 тыс. руб. у Б). В то же время у фирмы А большие показатели кредиторской и дебиторской задолжен­ности, что снижает уровень финансовой устойчивости предприятия. Фирма А имеет большую ссудную задолженность перед другим банком, что может уже насторожить кредитного инспектора. Ему следует свя­заться с другим банком и поинтересоваться о кредитной истории фирмы А в кредитном управлении этого банка.


    Таблица 2.3.1.

    Агрегированный баланс предприятия-заемщика

     

    Агрегат

    Статья баланса

    Фирма А

    Фирма Б


    А1


    А2

    АЗ


    А4

    А5

    А6


    А6*

    А7

    А8


    А9




    П1


    П2


    П2*

    П3


    П3*

    П4

    П5


    П6

    П7

    П8

    П9

    П10

    П11

    АКТИВЫ

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.