Кредитные операции банков (на примере Ростовского филиала ОАО "Альфа-банк")
·
Реальные активы компании должны превышать
стоимость финансирования не менее, чем в 2 раза.
·
Доля денежной составляющей в выручке от
продаж должна составлять не менее 80%.
·
Участие заемщика в проекте собственными
средствами должно составлять не менее 15% от стоимости проекта.
Требования к заемщику при финансировании проекта
по организации нового производства:
·
К началу финансирования проекта Банком за
счет средств заемщика должна быть получена разрешительная документация на строительство,
а также профинансировано не менее 30% от стоимости проекта (в том числе выкуплен
земельный участок или права аренды земельного участка и оплачена часть СМР).
·
Участие заемщика в проекте собственными
средствами должно составлять не менее 50%.
Банк принимает к финансированию следующие виды капитальных
затрат, при условии одновременного вложения в проект средств Банка и средств клиента:
·
закупка оборудования;
·
оплата СМР по факту выполнения работ;
·
рефинансирование авансов на выполнение СМР
после выполнения соответствующего объема работ;
·
оборотные средства (на срок не более 1 года).
На момент подачи документов в Банк, компания должна
иметь бизнес-план проекта, проектно-сметную и разрешительную документацию, а также
спецификации необходимого оборудования.
Дочерняя компания Альфа–Банка – ООО «Альфа–Банк–лизинг»
осуществляет приобретение по заказу клиентов основных средств с последующей передачей
в лизинг.
Базовые условия предоставления лизинга:
·
срок – от 1,5 до 5 лет
·
стоимость лизингового оборудования – от
500 000 долларов США
Базовые требования к лизингополучателю:
·
Компания-лизингополучатель должна обладать
достаточным опытом ведения бизнеса в отрасли, в которой используется передаваемое
в лизинг оборудование (не менее 2 лет).
·
Деятельность компании должна быть безубыточной
на протяжении последних 4 кварталов.
·
У компании не должно быть просроченной задолженности
по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
·
Предприятие должно оплатить аванс не менее
20% от стоимости лизингового имущества за счет собственных средств.
В Банке проводится работа по долговым программам.
Управление долговых программ (УДП) было сформировано
в 1999 году по результатам работы двух подразделений ОАО «Альфа–Банк»:
1) Долговой площадки, занимавшейся куплей продажей
– банковских долгов, массово предлагавшихся к продаже в результате кризиса 1998
года.
2) Вексельного центра, осуществлявшего расшивку
неплатежей в промышленности России с использованием векселей Альфа–Банка.
Практика работы данных подразделений показала, что
на рынке практически не существует спроса на отдельно взятые вексельные схемы и
брокерские услуги по купле-продаже долгов, а есть ярко выраженная потребность в
предоставлении целого спектра дополнительных услуг, сопровождающих транзакции:
·
Юридическое сопровождение сделок.
·
Кастодиальные (депозитарные услуги).
·
Аналитика (оценочные услуги).
·
Оценка рисков.
·
Кредитование.
В результате было создано подразделение, призванное
решать весь спектр проблем клиента, связанных с не рыночными долговыми обязательствами.
За время работы УДП было совершено сделок более
чем на 200 миллионов долларов США. Работа УДП сосредоточена вокруг не рыночных долговых
обязательств. Это в первую очередь:
1) Не обслуживаемые долговые обязательства:
·
векселя с просроченными сроками погашения;
·
облигации, по которым произошел частичный
(не погашен один из купонов), либо полный (не погашена облигация) дефолт;
·
кредиты, которые не обслуживаются в соответствии
с условием договора о кредитовании.
2) Задолженность по договорам о хозяйственной деятельности,
в том числе договорам:
·
поставки;
·
оказания услуг.
3) Задолженность, переоформленная в виде Мировых
соглашений по результатам завершения процедуры банкротства предприятий.
4) Предложения о продаже любого не рыночного актива,
не имеющего твердых котировок в любой из признанных торговых систем.
Банк выпускает и обслуживает пластиковые карты.
По такому признаку, как предоставление кредита,
карты делятся на дебетовые и кредитные. В России наибольшее распространение получили
дебетовые карты, по которым кредит не предоставляется, а расходы производятся владельцем
карт в пределах размещенной на счете суммы. В зависимости от набора предоставляемых
услуг различают «электронные», «классические», «золотые» и «платиновые» карты. Все
эти виды карт можно получить в Банке.
2.3 Механизм
предоставления кредитов в филиале «Ростовский» ОАО «Альфа–Банк»
Банк заинтересован в сотрудничестве с надежными
заемщиками, поэтому к организациям, желающим воспользоваться кредитными
продуктами Банка, предъявляются определенные требования. В частности, у
заемщика должен быть свой устойчивый и перспективный бизнес, он должен обладать
успешным опытом работы, располагать собственным капиталом и, если понадобится,
способностью предоставить Банку достаточное обеспечение. Приветствуется, когда
заемщик рассматривает кредитование в Банке как часть долгосрочного и
взаимовыгодного сотрудничества.
Для получения кредита необходимо подать
предварительную кредитную заявку. В заявке указывается вид кредитного продукта,
размер кредита, валюта кредита (рубли, доллары, евро), срок предоставления
кредита, срок кредитования, цель получения кредита и процентная ставка. После
анализа полученных данных сотрудники Банка дают предварительный ответ. В
случае, если ответ – положителен; сотрудники Банка устраивают для кандидата на
получение кредита кредитное интервью. Окончательный ответ о возможности выдачи
Банком кредитного продукта дается после анализа результатов кредитного
интервью, а также изучения финансовых и других документов организации
(ориентировочный срок – две недели с момента предоставления пакета документов).
Для получения кредита необходимо предоставить
следующие документы:
1) Для Заемщика,
Поручителя, Залогодателя, Принципала, иных участников сделки, являющихся
юридическими лицами (резидентами)
·
копия Устава;
·
копия
Учредительного договора (если учредительный договор отнесен действующим
законодательством к учредительным документам юридического лица);
·
копии
Свидетельств о регистрации (Регистрационной палаты; Государственной
регистрационной палаты, Министерства РФ по налогам и сборам);
·
копии изменений в
учредительные документы;
·
копии
свидетельств о регистрации изменений в учредительные документы (если на самих
изменениях отсутствуют отметки об их регистрации);
·
документ,
подтверждающий предоставление учредительных документов в контрольном состоянии
с учетом всех внесенных в них и зарегистрированных в установленном порядке
изменений (выписка из реестра, содержащего сведения, в том числе и о дате
регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица,
которая должна быть оформлена Министерством РФ по налогам и сборам (его
территориальными подразделениями));
·
документ,
подтверждающий государственную регистрацию всех выпусков акций акционерного
общества (зарегистрированный проспект эмиссии акций (либо решение о
выпуске акций акционерного общества), отчет о выпуске акций либо уведомление
регистрирующего органа о регистрации выпуска и отчета);
·
нотариально
заверенная банковская карточка с образцами подписей уполномоченных лиц
юридического лица, подписывающих соответствующие договоры с Банком.
·
документы,
подтверждающие назначение на должность и полномочия лиц, заключающих и
подписывающих соответствующие договоры с Банком:
а) для акционерных
обществ: копия протокола общего собрания акционеров (Совета директоров– в
соответствии с компетенцией, определенной Уставом) (выписка из него) об
избрании единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального
директора) либо о передаче полномочий исполнительного органа управляющей
организации (управляющему), подписанного председателем и секретарем общего
собрания; либо копия решения Совета директоров, если уставом общества решение
вопроса об избрании единоличного исполнительного органа отнесено к компетенции
Совета директоров, подписанного председателем Совета директоров;
б) для общества с
ограниченной ответственностью: копия протокола (выписка из него) общего
собрания участников об избрании единоличного исполнительного органа общества
(директора, генерального директора), подписанного председателем и секретарем
общего собрания либо копия договора с управляющим и копия решения общего
собрания участников об утверждении договора с управляющим (если полномочия
единоличного исполнительного органа переданы управляющему);
в) копии приказов о
назначении руководителей унитарных предприятий;
г) копия контракта с
руководителем (если его заключение предусмотрено Уставом) либо выписка из
контракта, содержащая срок его действия, а также права и обязанности
руководителя, заверенная лицом, подписавшим указанный контракт от имени
юридического лица (представляется в случае, если в Уставе не указан срок
полномочий руководителя, а также в случае наличия в Уставе ссылки на контракт в
части полномочий руководителя на заключение кредитной сделки либо в случае
отсутствия перечня в Уставе);
д) подлинники либо
нотариально заверенные копии доверенностей на уполномоченных лиц;
е) копии приказов о
назначении главных бухгалтеров юридических лиц.
·
решение
уполномоченного органа юридического лица, если такое решение необходимо для
заключения договора в соответствии с Законом или учредительными документами
общества, в том числе:
а) решение общего
собрания акционеров (общего собрания участников) либо Совета директоров о
совершении крупной сделки (для Заемщика, Поручителя, Залогодателя, Принципала,
Гаранта, Векселедателя, иных участников сделки, созданных в форме акционерного
общества либо общества с ограниченной ответственностью):
– в случае, если
заключаемый договор связан с приобретением или отчуждением либо возможностью
отчуждения имущества, стоимость которого составляет от 25% до 50% величины
балансовой стоимости активов акционерного общества, предоставляется выписка из
протокола заседания (копия протокола) Совета директоров (наблюдательного
совета), в которой должно быть ясно отражено единогласное решение совета
директоров о совершении крупной сделки);
– в случае, если
заключаемый договор связан с приобретением или отчуждением либо возможностью
отчуждения имущества, стоимость которого составляет более 50% величины
балансовой стоимости активов акционерного общества, предоставляется выписка из
протокола (копия протокола) общего собрания акционеров, в которой должно быть
ясно отражено решение общего собрания акционеров большинством в три четверти
голосов акционеров – владельцев голосующих акций, присутствующих на собрании, о
совершении крупной сделки;
– в случае, если
заключаемый договор связан с приобретением или отчуждением либо возможностью
отчуждения имущества, стоимость которого составляет более 25% стоимости
имущества общества с ограниченной ответственностью, предоставляется выписка из
протокола (копия протокола) общего собрания участников общества, в которой
должно быть ясно отражено решение общего собрания большинством от общего числа
голосов участников общества о совершении крупной сделки, если необходимость
большего числа голосов для принятия таких решений не предусмотрена Уставом
общества;
– в случае, если
заключаемый договор связан с приобретением или отчуждением либо возможностью
отчуждения имущества, стоимость которого составляет от 25% до 50% стоимости
имущества общества с ограниченной ответственностью, предоставляется выписка из
протокола (копия протокола) заседания Совета директоров общества, в которой
должно быть ясно отражено решение Совета директоров о совершении крупной
сделки, если Уставом общества решение этих вопросов отнесено к компетенции
Совета Директоров общества с ограниченной ответственностью общества.
б) выписка из протокола (копия протокола)
общего собрания акционеров (общего собрания участников) либо Совета директоров
о заключении обществом сделки, в совершении которой имеется заинтересованность
в соответствии со статьями 81–84 Федерального закона «Об акционерных обществах»
и статьей 45 Федерального закона «Об обществах с ограниченной
ответственностью».
2) Для Заемщика,
Поручителя, Залогодателя, Принципала, иных участников сделки, являющихся
физическими лицами:
·
ксерокопия
документа, удостоверяющего личность (копия снимается уполномоченным сотрудником
Банка) и заверяется его подписью с проставлением даты и указанием должности и Ф.И.О.
сотрудника);
·
нотариально заверенное
согласие супруга на заключение сделки с указанием всех её условий.
3) По любым видам залога:
·
документ,
подтверждающий отсутствие прав третьих лиц на передаваемое в залог имущество;
·
копии документов,
подтверждающих право собственности на передаваемое в залог имущество с
указанием инвентарных и заводских номеров основных средств, передаваемых в
залог (копии контрактов, таможенных документов, инвойсов, накладных, платежных
документов, актов приемки-передачи, накладных и других документов, подтверждающих
наличие передаваемого имущества и его оплату, в том числе выписки из реестра
акционеров);
·
письменное
согласие собственника на залог имущества, находящегося в хозяйственном ведении
либо на залог прав аренды имущества, находящегося в аренде;
·
выписка из
протокола (корпия протокола) заседания Совета директоров акционерного общества
(либо общего собрания акционеров (если Совет директоров не создан) об
определении цены передаваемого в залог имущества (для Залогодателей, являющихся
акционерными обществами при заключении ими крупной сделки).
4) По залогу зданий и
сооружений с одновременным залогом земельного участка либо прав на земельный
участок помимо документов, указанных по любым видам залога:
·
копия
свидетельства о государственной регистрации права собственности на предмет
залога;
·
выписка из
паспорта БТИ с планом объекта недвижимости;
·
справка БТИ об
оценке предмета залога;
·
копия договора
аренды земельного участка, зарегистрированного в органе, осуществляющем
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, свидетельство о
государственной регистрации права аренды;
·
согласие
(уведомление) собственника земельного участка на залог прав аренды.
5) По залогу земельных
участков (без зданий и сооружений) помимо документов, указанных выше, предоставляются:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|