МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Кредитоспособность заемщика и методы ее оценки

    Общий коэффициент ликвидности баланса на протяжении анализируемого периода превышает нормативное значение (К>1), что делает подходящим объектом для кредитования.

    Анализ рентабельности и деловой активности выявил определенные проблемы в деятельности предприятия. Налицо четкая тенденция уменьшения всех показателей рентабельности на протяжении анализируемого периода. Эффективность использования оборотных активов низкая. Имеет место замедление оборачиваемости оборотных активов, что выражается в увеличении доли запасов

    Анализ сравнительного аналитического баланса о прибылях и убытках за 2007-2008гг дал следующие результаты: можно констатировать об уменьшении валовой прибыли, за счет превышения темпов роста себестоимости товаров над ростом выручки. Имеет место падение прибыли от продаж, что произошло вследствие падения валовой прибыли, резкого роста коммерческих и прочих внереализационных расходов.

    Анализ прибыли от продаж за 2007-2008 гг. дал следующие результаты: в анализируемом периоде имеет место снижение прибыли от продаж, что обусловлено следующими основными факторами: наибольшее влияние на снижение прибыли от продаж оказал резкий рост коммерческих расходов, т.е.расходов, непосредственно связанных со сбытом продукции. Следующим по значимости фактором, повлиявшим на снижение прибыли с продаж является себестоимость. В 2008г. по сравнению с 2007г. значение этого фактора увеличилось, что оказало отрицательный эффект на величину прибыли от продаж.

    Показатель рентабельности продаж показывает отрицательную динамику на протяжении анализируемого периода, что говорит об уменьшении прибыльности от основного вида деятельности.

    Обращает на себя внимание уровень дебиторской задолженности, которая хоть и снижается незначительными темпами, но имеет существенный вес в структуре активов предприятия.

    Анализ показал, что прибыль снижается под влиянием двух основных факторов - рост себестоимости проданных товаров и увеличение коммерческих расходов. Коммерческие расходы - это расходы связанные с доставкой продукции покупателям, расходы на рекламу, хранение, продвижение товара на рынке, т.е. расходы, связанные непосредственно со сбытом продукции. Если увеличение этих расходов оправдано стратегией развития предприятия, наращиванием торговых оборотов, активным продвижением товара на рынок, то в перспективе это будет способствовать увеличению прибыли от продаж. Рынок компьютеров и комплектующих показывает довольно быстрые темпы развития, со временем появляются новые конкуренты, что делает необходимым увеличение расходов на проведение рекламных мероприятий, расходов на активное продвижение товаров, т.е. расходов направленных на удержание своей рыночной доли. Таким образом, увеличение коммерческих расходов вполне может быть объективно обоснованным. На изменение прибыли от продаж могло повлиять уменьшение объемов продаж, о чем свидетельствует увеличение запасов готовой продукции на складе, и изменение структуры реализации, т.к. увеличение доли низкорентабельной продукции в общем объеме реализации приводит к уменьшению прибыли от продаж.

    На протяжении анализируемого периода значительным весом в составе активов отличалась статья дебиторской задолженности. С одной стороны это говорит о широком использовании предприятием авансирования своих покупателей и заказчиков, а с другой - о возможном несоблюдении договорной и расчетной дисциплины и несвоевременном предъявлении претензий по возникающим долгам.

    Анализируя структуру активов предприятия можно заметить увеличение удельного веса запасов в общей стоимости имущества. Отсюда можно сделать сразу несколько выводов: с одной стороны это свидетельствует о наращивании торгового потенциала предприятия, стремлении за счет вложений в запасы защитить денежные активы от обесценивания под воздействием инфляции, с другой стороны о нерациональности выбранной хозяйственной стратегии, вследствие которой, значительная часть текущих активов иммобилизована в запасах, чья ликвидность может быть невысокой. Можно также предположить, что предприятие испытывает сложности со сбытом продукции, вследствие появления новых конкурентов и потери части рынков сбыта. Появление конкурентов, особенно в таком относительно доступном сегменте рынка как торговля компьютерами и комплектующими неизбежно.

    За цифрами, которые не с лучшей стороны характеризуют функционирование предприятие, может стоять целый ряд объективных причин: себестоимость товаров может вырасти из-за роста цен на комплектующие, из-за роста тарифов на транспортировку; падение прибыли от продаж может быть обусловлено нарастающим предложением со стороны конкурентов и как следствие уменьшением рыночной доли.

    Перейдем к заключительному этапу оценки кредитоспособности исследуемого хозяйствующего субъекта – рейтинговой оценке.

    Сгруппируем все необходимые для этого показатели в сводные таблицы классности и определим класс кредитоспособности заемщика согласно контрольным показателям, представленным в таблицах 10, 11,12.


    Таблица 10

    Класс кредитоспособности ООО «Пасифик Стрэйд» на 31.12.2006г.

    показатели

    Фактическое значение

    Классность коэффициента

    Вес показателя

    Расчет суммы баллов

    Класс


    Коэффициент абсолютной ликвидности (К а. л.)

    3,4

    1

    30

    30

    1


    Коэффициент срочной ликвидности (К с.л.)

    4,7

    1

    20

    20

    Коэффициент текущей ликвидности (К т.л.)

    4,8

    1

    30

    30

    Коэффициент автономии (К а.)

    0,8

    1

    20

    20


    Таблица 11

    Класс кредитоспособности ООО «Пасифик Стрэйд» на 31.12.2007г.

    показатели

    Фактическое значение

    Классность коэффициента

    Вес показател

    Расчет суммы баллов

    Класс


    Коэффициент абсолютной ликвидности (К а. л.)

    0,47

    1

    30

    30

    1


    Коэффициент срочной ликвидности (К с.л.)

    2,1

    1

    20

    20

    Коэффициент текущей ликвидности (К т.л.)

    2,17

    1

    30

    30

    Коэффициент автономии (К а.)

    0,51

    2

    20

     40


    Таблица 12

    Класс кредитоспособности ООО «Пасифик Стрэйд» на 31.12.2008г

    показатели

    Фактическое значение

    Классность коэффициента

    Вес показателя

    Расчет суммы баллов

    Класс


    Коэффициент абсолютной ликвидности (К а. л.)

    0,23

    1

    30

    30

    1


    Коэффициент срочной ликвидности (К с.л.)

    4

    1

    20

    20

    Коэффициент текущей ликвидности (К т.л.)

    4,8

    1

    30

    30

    Коэффициент автономии (К а.)

    0,8

    1

    20

    20


    Проанализировав данные таблиц можно заметить, что на протяжении всего анализируемого периода предприятие относилось к первому классу заемщиков.

    Значения коэффициента абсолютной ликвидности говорят о способности предприятия покрывать существенную часть своих обязательств за счет наиболее ликвидных активов.

    Коэффициент срочной ликвидности за весь анализируемый период превышал значение нормативное значение. Это свидетельствует о том, что при привлечении дебиторской задолженности предприятие полностью покрывает свою задолженность

    Коэффициент текущей ликвидности говорит о высоких платежных возможностях предприятия, оцениваемых при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и благоприятной реализации готовой продукции, но и продажи в случае нужды прочих элементов материальных оборотных средств. Однако, значительное превышение этого показателя по сравнению с нормативным, свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов, выражающемся в зависимости оборачиваемости средств, вложенных в производственные запасы и оборотные средства.

    Высокий уровень коэффициента автономии отражает стабильное финансовое положение, благоприятную структуру финансовых источников и низкий уровень финансового риска для кредиторов. Причем данный показатель на протяжении всего анализируемого периода превышает рекомендуемое значение, что указывает на расширение возможности привлечения средств со стороны.

    Оценка вероятности банкротства показывает, что риск банкротства у данного предприятия отсутствует. Структуру баланса предприятия можно считать удовлетворительной.

    Основываясь на аналитических выводах можно заключить, что данное предприятие является подходящим объектом для кредитования. Кредитование связано с минимальным уровнем риска для кредитора и может осуществляться на стандартных условиях.



    Глава 3. Основные направления совершенствования методов оценки кредитоспособности

    3.1 Комплексный подход к оценке кредитоспособности как способ минимизации кредитных рисков


    Оценка уровня риска возникновения у банка убытков в следствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения заемщиком финансовых обязательств основывается на анализе целого комплекса характеристик заемщика. Практика российских банков свидетельствует, что неправильно выстроенная кредитная политика, неадекватная оценка кредитных рисков приводили к серьезным проблемам и даже банкротству[15]. Поэтому, для объективной оценки кредитоспособности заемщика, сегодня необходимо применять комплексный подход.

    Комплексный подход в оценки кредитоспособности заключается в выявлении и оценки показателей, всесторонне характеризующих деятельность компании. Методика основывается на анализе факторов внутренней и внешней среды деятельности компании.

    Оценка внешней среды функционирования компании начинается с анализа регионального и отраслевого контекста. На стабильность деятельности компании, работающей в том или ином регионе влияет то, насколько динамична, развита и устойчива экономика региона, насколько прозрачно и эффективно ее регулирование. Есть ли необходимая инфраструктура экономики. Как работает финансовый сектор, насколько развита кредитная культура. Также необходимо анализировать структуру и перспективы развития отрасли, остроту конкуренции, особенности режима регулирования. Выявить ключевые факторы успеха и факторы риска влияющие на «игроков» отрасли. Необходимо оценить позиции компании на рынке, ее преимущества перед конкурентами и сферы, где она наиболее уязвима. Обязательно учитывается специфика отрасли и проводится сравнительный анализ ключевых показателей деятельности субъекта с показателями других компаний. Далеко не последнюю роль в рейтинговом исследовании предприятия играет изучение менеджмента и стратегии предприятия.

    Оценив связанные с кредитной заявкой факторы внешней среды, в которой функционирует заемщик, его позиции в регионе, отрасли уровень менеджмента и конкурентоспособность продукции, работ, услуг, предоставляемых (оказываемых) клиентом, можно приступать к собственно финансовому анализу: исследованию финансовой отчетности компании, расчету коэффициентов, изучению трендов и финансовому прогнозированию. Финансовый анализ проводится с учетом отраслевой специфики. При расчете финансовых показателей могут делаться аналитические корректировки, в частности для осуществления поправок на различия в учетной политике, а также исключения влияния чрезвычайных операций.[16] Сам перечень показателей используемых для анализа финансового состояния заемщика определяется кредитной организацией самостоятельно.

    Итогом работы по оценке кредитоспособности заемщика является определение двух важных моментов: отнесение заемщика к одному из классов кредитоспособности на основе финансового положения и классификация кредита в соответствии с категорией качества.[17] По итогам оценки кредитоспособности заемщика в целях определения кредитного риска, кредит классифицируется в одну из пяти категорий качества:

    первая высшая (стандартный кредит) – отсутствие кредитного риска (вероятность финансовых потерь равна нулю);

    вторая (нестандартный кредит) – умеренный кредитный риск (вероятность финансовых потерь в следствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по кредиту обусловливает его обесценивание в размере от 1 до 20%);

    третья (сомнительный кредит) – значительный кредитный риск (обесценивание кредита от 21 до 50%)

    четвертая (проблемный кредит) – высокий кредитный риск (обесценивание кредита от 51 до 100%)

    пятая (безнадежный кредит) – отсутствует вероятность возврата кредита в силу неспособности заемщика выполнять обязательства по кредиту.

    Предоставление кредита – это только начало работы с заемщиком. Банк в дальнейшем осуществляет контроль за кредитными рисками путем постоянного мониторинга финансового положения заемщика и выполнения обязательств заемщика.[18] В ходе контроля за выданным кредитом, особое внимание уделяется таким факторам, как задержки с оплатой процентов по кредиту, кадровые перестановки, распродажа имущества и т.д. В процессе такого мониторинга определяющую роль играет информационно-аналитическая работа, которая базируется на доступных источниках информации.


    3.2 От разрозненных оценок кредитоспособности к формированию единых источников информации о заемщиках


    Одним из путей снижения кредитного риска для коммерческих банков, а в совокупности и снижения кредитных ставок является процесс создания кредитного бюро. Федеральным законом «О кредитных историях» № 218-ФЗ от 30 декабря 2004г. установлено, что с 1 сентября 2005 года кредитные организации должны предоставлять в одно кредитное бюро содержание кредитных историй заемщиков. Увеличение степени доступности информации о заемщике позитивно сказывается на эффективности кредитования. В функционировании бюро кредитных историй заинтересованы все стороны, задействованные в процессе кредитования: и банки и заемщики. Банки могут более эффективно распределить кредитные ресурсы, заемщикам уже не нужно платить завышенные проценты за пользование кредитом, устанавливаемые банками в условиях невозможности реальной оценки кредитных рисков.

    Мировая практика использования кредитных бюро показала, что существует вполне ощутимая общая выгода от их деятельности. Основные аргументы экономического характера состоят в следующем:

    1. Существование кредитного бюро значительно облегчает получение необходимой информации кредиторами.

    2. обмен информации между кредиторами помогает отличить надежного заемщика от рискованного;

    3. при наличии надежной и полной информации, кредиторы увеличивают объемы кредитования и выдают надежным заемщикам кредиты с более высоким показателем соотношения размера кредита и стоимости предмета залога или более низкими требованиями к размеру обеспечения или гарантий, от чего выигрывают потребители.

    4. обмен полной информацией по кредитам среди кредиторов приводит к повышению конкуренции на кредитных рынках и снижению процентных ставок.

    5. Кредитные бюро формируют своего рода дисциплинирующий механизм для заемщиков. Каждое предприятие знает, что в случае невыполения обязательств его репутация в глазах потенциальных клиентов рухнет, отрезая его от заемных средств или делая их более дорогими. Этот механизм повышает стимул заемщика к возвращению кредита, уменьшая риск недобросовестного поведения.

    Таким образом, можно сделать вывод, что использование банками кредитных бюро услуг кредитных бюро позволит снизить кредитные риски и снизить уровень процентных ставок[19].

    Кредитные бюро выступают в качестве информационных посредников, либо учрежденных и принадлежащих самим кредиторам, либо действующих независимо. Кредиторы снабжают бюро данными о своих клиентах. Бюро в свою очередь сопоставляют эти данные с информацией, полученной из других источников и формируют картотеку на каждого заемщика. Кредитные бюро предоставляют разного рада отчеты о кредитных операциях в зависимости от наличия информации о потенциальном заемщике, вида предоставляемого кредита и, что наиболее важно, от степени детализации необходимой кредитору.

    Сильное сдерживающее влияние на процессы формирования института кредитных бюро оказало и продолжает оказывать понятие коммерческой и личной тайны. Во избежание законодательных коллизий, необходимо четкое нормативное разграничение информации, составляющей и не составляющей коммерческую (банковскую) тайну[20]. В противном случае существует опасность судебных разбирательств в отношении деятельности кредитного бюро.

    Активное обсуждение вопроса о создании кредитных бюро в России началось в 1997 году, когда VI Международный банковский конгресс в Санкт-Петербурге, посвященный проблеме рисков, принял рекомендации по активизации создания независимых информационных систем по вопросам кредитной истории ссудозаемщиков (в частности, в форме кредитных бюро). В 1998 году, совместной программой правительства РФ и Банка России «О мерах по реструктуризации банковской системы Российский Федерации» была предусмотрена разработка мер по созданию Банком России системы кредитных бюро, накапливающих и распространяющих информацию о кредитной истории банковских заемщиков[21]. Однако на государственном уровне идея создания кредитного бюро так и осталась идеей. Перечислим основные трудности, стоящие на пути формирования кредитных бюро в России:

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.