МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Лизинговый кредит

    2) Среди российских лизингополучателей доминируют средние и малые фирмы, крупные предприятия либо используют собственные средства, либо обращаются к банковскому кредиту. Это отражает существующую парадигму безусловного предпочтения собственности иным формам получения актива. Интересно отметить, что в других странах эта особенность не наблюдается.

    3) Расширяются пространственные границы рынка. При сохраняющемся доминировании столичных лизинговых компаний возрастает количество лизинговых фирм в регионах (при этом рост идет как за счет «экспансии» столичных фирм, так и за счет появления новых региональных).

    4) По оценкам многих участников рассматриваемого рынка, существенное преимущество имеют фирмы, ориентированные на производителей оборудования. Такие фирмы узко специализированы в своей деятельности, предлагают широкий спектр дополнительных услуг, получают возможность использовать гибкие финансовые схемы.

    5) Эмпирические данные показывают, что фактически барьеры входа на рынок лизинговых услуг в настоящее время не значимы (хотя лизинговый бизнес принято считать дорогостоящим).

    6) На рынке лизинговых услуг появляется конкуренция между лизингодателями, которые конкурируют между собой по цене и качеству услуг. Если несколько лет назад пользователи выбирали между лизингом и другими формами финансирования, то сейчас они решают, к услугам какой лизинговой компании целесообразно обратиться. Лизинговые фирмы по мере развития и технологизации своего бизнеса стремятся дифференцировать свои услуги с целью получения конкурентного преимущества. Собственно гибкость как основная характеристика лизинга и предполагает широкую дифференциацию услуг. В идеале для одного и того же вида актива каждая фирма может предлагать свою собственную схему.

    Интересно отметить, что российский рынок лизинговых услуг сочетает низкие барьеры входа, развивающуюся конкуренцию и пока еще высокий уровень концентрации [12, с.381-382].

    2.2. Источники финансирования лизинговой деятельности в России


    К наиболее важным составляющим информационного обеспечения оценки основных направлений развития лизинга следует отнести результаты анализа состава учредителей лизинговых компаний, а также источников финансирования лизинговой деятельности.

    Специалисты Группы по развитию лизинга и рейтингового агентства «Эксперт-РА» выделяют несколько видов лизинговых компаний в зависимости от учредителей, обладающих более чем 50 % их уставного капитала:

    1. Лизинговые компании, созданные при российских банках.

    Тесное взаимодействие банка и лизинговой компании обусловливает синергетический эффект с точки зрения расширения клиентской базы – клиент может выбрать оптимальную форму финансирования, в том числе и совмещение кредитования и лизинга.

    2. Лизинговые компании, созданные при иностранных банках.

    Западные учредители ставят обычно более высокие требования к потенциальным лизингополучателям, например, наличие иностранного партнера, значительной кредитной истории и прочих качеств, характерных не для всех российских заемщиков.

    3. Лизинговые компании, созданные в рамках финансово-промышленных групп (ФГП).

    Главной целью их создания является обеспечение предприятий, входящих в состав данной ФПГ, необходимым имуществом. Как правило, деятельность данных компаний финансирует банк, являющийся членом той же ФПГ. Обычно подобные лизинговые компании не самостоятельны и не ставят перед собой задачу расширения клиентской базы, хотя могут работать со сторонними клиентами.

    4. Лизинговые компании, создаваемые предприятиями-производителями оборудования в целях формирования дополнительного канала сбыта своей продукции, то есть реализации так называемого вендор-лизинга.

    5. Лизинговые компании, созданные государственными структурами.

    Данные компании, полностью или частично финансируемые из региональных и местных бюджетов, могут либо работать только с определенным кругом лизингополучателей, заключая сделки по пониженным процентным ставкам, либо действовать преимущественно на коммерческой основе, реализуя лизинговые сделки за счет собственных или самостоятельно привлеченных средств.

    6. Лизинговые компании, созданные физическими лицами.

    Такие компании отличает высокая диверсификация по типам оборудования, отраслям и клиентам. Средний размер их сделок не превышает 20 тыс. долл, однако их количество довольно значительно – большинство подобных компаний заключает более 100 контрактов в год.

    Согласно данным аналитиков больше всего лизинговых компаний учреждено российскими предприятиями, физическими лицами и банками, а также другими кредитными организациями [6, с. 20].

    Как и во всем мире, в России привлечение банковских кредитов является основным способом финансирования лизинговой деятельности. Структура источников финансирования лизинговой деятельности в России представлена в Таблице 2 [16].

    Таблица 2

    Источники финансирования лизинговых операций в Российской Федерации в 2003-2006 годах

    Источник финансирования

    Удельный вес источника финансирования в
    общем объеме финансирования лизинга, %

    2003

    2004

    2005

    2006

    Всего

    100,0

    100,0

    100,0

    100,0

    Банковские кредиты

    В том числе:

    54,9

    61,4

    55,2

    57,4

    ·                     кредиты российских банков

    44,0

    47,1

    ·                     кредиты зарубежных банков

    11,2

    10,3

    Займы учредителей, других организаций

    6,4

    5,0

    6,9

    6,6

    Коммерческие кредиты поставщиков

    3,8

    5,1

    3,9

    2,3

    Авансы

    14,1

    16,4

    16,6

    15,9

    Собственные средства лизингодателей
    В том числе за счет:

    10,8

    5,8

    6,5

    6,5

    ·                     уставного капитала

    0,7

    2,0

    ·                     прибыли

    5,8

    4,5

    Бюджетное финансирование

    3,5

    2,0

    3,7

    0,01

    Векселя

    5,8

    3,1

    4,4

    4,8

    Эмиссии облигаций и валютных кредитных нот

    0,7

    1,2

    2,8

    2,8

    Секьюритизация лизинговых активов

    3,7

    2.3. Масштабы лизингового бизнеса России


    Рынок лизинга вошел в фазу бурного развития: в 2006 году прирост объема нового бизнеса составил 100,7 % (стоимость новых заключенных в течение года договоров лизинга, по которым началось финансирование, превысила 17 млрд долл., включая НДС). То есть имел место двукратный рост по сравнению с предыдущим годом (Табл. 3).

    Доля лизинга в ВВП достигла 1,5 % (в 2005-м – 0,99 %). В объеме средств, инвестированных в основной капитал, лизинг занял 8,7 % (в 2005-м – 5,7 %). Лизинговые платежи, полученные лизингодателями в 2006 году, превысили 5 млрд долларов.

    Таблица 3

    Финансовый лизинг в России в 2002 – 2006 гг.

     

    2002

    2003

    2004

    2005

    2006

    Объем новых заключенных договоров финансового лизинга, млн. долл

    2320

    3640

    6750

    8510

    17080

    Увеличение по сравнению с предыдущим годом, %

    18,4

    56,9

    85,4

    26,1

    100,7


    Развитие лизинга в России свидетельствует о том, что с каждым годом растет количество крупных и очень крупных лизинговых компаний. За ними тянутся все. Так, в 2002 г. в стране было всего три лизингодателя, объемы нового бизнеса которых превышали 100 млн долл.; в 2003 г. – их было 7; в 2004-м – 15; в 2005-м – 24, в том числе 6, у которых свыше 200 млн долл., а у трех компаний – более 300 млн долл.

    По результатам 2006 года количество лизинговых компаний, попавших в список «стомиллионников» достигло 39, в том числе 12 из них преодолели планку в 200 млн долл., а у 11 компаний результат превышал 300 млн долл.

    Новый лидер российского рынка – «ВТБ-Лизинг» заключил договоры более чем на 1,1 млрд долл. Лидерам прежних лет – «РТК-Лизинг» (1998, 1999, 2003), «Росагроснаб» (2000), «Авангард-Лизинг» (2001), «Росагролизинг» (2002), Русско-германская лизинговая компания (2004), Лизинговая компания «Магистраль Финанс» (2005) – не удавалось достичь столь весомого результата. Это рекордный за все годы показатель (Табл. 4).

    Таблица 4

    Стоимость новых заключенных и профинансированных договоров лизинга (объемы нового бизнеса) в 2006 г. – 10 компаний-лидеров

    Лизинговая компания

    Стоимость новых договоров лизинга, млн. долл

    1

    «ВТБ-Лизинг» (Москва)

    1110,780

    2

    Лизинговая компания «Магистраль Финанс» (Санкт-Петербург)

    862,494

    3

    «Бизнес Альянс» (Москва)

    849,749

    4

    ГК «Альфа-лизинг» (Москва)

    729,181

    5

    Лизинговая компания УРАЛСИБ (Москва)

    586,842

    6

    ГК «РТК-Лизинг» (Москва)

    375,523

    7

    Europlan (Москва)

    355,312

    8

    Лизинговая компания «Инпромлизинг» (Москва)

    326,890

    9

    ГК «ТрансИнвестХолдинг» (Москва)

    326,443

    10

    Русско-германская лизинговая компания (Москва)

    307,647

     

    Факторами, способствующими росту объемов отечественного лизинга, являются:

    ·        улучшение экономической ситуации в стране;

    ·        рост числа потенциально-реализуемых лизинговых проектов;

    ·        обостренную потребность в обновлении и увеличении основных фондов в ряде ключевых отраслей и, как результат, резкий рост нового лизингового бизнеса в энергетическом оборудовании, машиностроении, строительстве, автотранспорте, железнодорожном транспорте;

    ·        улучшение условий ценообразования лизинговых услуг (по срокам, стоимости, условиям погашения задолженности и др.);

    ·        увеличение объемов и источников финансирования лизинговых операций, в основном, как высокодоходных и с управляемыми рисками;

    ·        рост качества и числа предоставляемых услуг лизингодателями;

    ·        разработку и внедрение новых лизинговых продуктов и программ;

    ·        развитие конкуренции на рынке лизинговых услуг.

    Факторы, которые сдерживают рост объемов лизинга в стране:

    ·        администрирование налогообложения;

    ·        большие проблемы с НДС; произвол налоговых органов;

    ·        правовые и организационные вопросы по лизингу некоторых видов имущества (например, недвижимость)

    ·        ограничения по использованию предмета лизинга только для предпринимательских целей;

    ·        неурегулированность отдельных законодательных и нормативно-правовых норм по налоговому и бухгалтерскому учету;

    ·        отсутствие законодательных актов, регулирующих развитие отдельных направлений финансирования лизинговых операций, например, по секьюритизации лизинговых активов;

    ·        недостаточная прозрачность, транспорентность лизингодателей и лизингополучателей, ограниченная информация о клиентах;

    ·        проблемы с методологией формирования статистики лизинга в стране [1, с.28].

    В мировой практике лизинг является инструментом преимущественно для малого и среднего бизнеса. Эту нишу лизинг занимает, прежде всего, в силу своей низкой рисковой природы. Предмет лизинга, остающийся в собственности лизингодателя до окончания срока сделки, является для него гарантией (зачастую единственной п достаточной) успешного осуществления сделки. Поскольку в большинстве развитых стран лизинг не пользуется столь значительными налоговыми льготами, как в России, низкий уровень рисков становится основным преимуществом этого инструмента. Вследствие этого основными клиентами лизинговых компаний становятся средние и малые предприятия, которым труднодоступно иное финансирование [8, с. 61].

    2.4. Структура российского рынка лизинга и ее изменения

    2.4.1. Отраслевая структура


    Стратегия развития лизинговой компании может предусматривать сосредоточение деятельности на относительно специальном направлении, например, на лизинге строительного оборудования или энергетического, или машиностроительного и т. д. В свою очередь, одним из основных преимуществ универсализации является устойчивость лизинговой компании, возможность быстрого реагирования на потребности рынка, сокращение портфельных рисков.

    Основная доля нового бизнеса в 2006 г. пришлась на лизинг железнодорожного тягового и подвижного состава, грузового и легкового автотранспорта. Указанные сегменты почти удвоили свою долю на рынке по сравнению с 2005 годом и в совокупности составили более 50 % рынка. Данное соотношение характерно для многих стран с развитой сферой лизинга [2, с. 27].

    Наиболее интересны те сегменты рынка, в которых закрепились однозначные тенденции к быстрому росту их удельного веса в общем объеме лизингового бизнеса. Так, за три года прирост лизинга автотранспортных средств вырос более чем в шесть раз, а прирост за год составил $2055 млн.

    Крупные сделки, превышающие $100 млн, заключались с энергетическим оборудованием. Как правило, проекты со сложным технологическим оборудованием требуют большой подготовительной и сопроводительной работы, включая сложные операции по доставке дорогостоящего имущества лизингополучателю. За год новый лизинговый бизнес в электроэнергетике вырос с $471 млн до $2143 млн.

    Рост лизинговой активности в машиностроении и металлообработке по сравнению с 2006 г. оценивается в $425 млн, что обусловлено необходимостью замены старых производственных фондов и появившейся у лизинговых компаний возможностью финансировать долгосрочные сделки.

    Железнодорожный подвижной состав является одним из самых востребованных лизингополучателями (увеличение на $1969 млн), поскольку риски здесь наименее значимы. Понятной для кредиторов является система тарифов на перевозки, и, следовательно, легко просчитывается доходность клиентов.

    Заметные изменения произошли с лесозаготовительным и деревообрабатывающим оборудованием ($105 млн), пищевым, торговым, упаковочным ($102 млн). Пятикратно увеличились лизинговые операции с классической недвижимостью – зданиями и сооружениями (с $73 млн до $371 млн). Причем в этом сегменте рынка работала каждая третья лизинговая компания, и происходило это несмотря на наличие дополнительных рисков, связанных с проведением сделок с недвижимостью. В частности, договору купли-продажи предмета лизинга, при котором меняется собственник и необходимо зарегистрировать право собственности на недвижимость, должно предшествовать заключение договора лизинга. В свою очередь, договор лизинга считается заключенным только с момента его государственной регистрации [16].

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.