МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методология оценки финансовой деятельности банка

         Результатом являлось то, что основной экономический норматив – норматив достаточности собственных средств (капитала) банка – был полностью неработоспособным, так как российскому банку  надо было “очень постараться”, чтобы его нарушить.

         С первого апреля 2000 года основной норматив Н 1, характеризующий достаточность капитала, рассчитывается по новой методике. Ее принципиальным отличием является включение в расчет норматива величины рыночного риска по отдельным финансовым инструментам. Таким образом, сегодня при определении степени рискованности отдельных категорий банковских активов новые требования Банка России принципиально не отличаются от международных стандартов.    

         Вместе с тем, как следует из приведенной таблицы №1, в методике расчета величины банковского капитала российских банков содержатся и некоторые отличия от международных стандартов:

    -       недостаточная развитость фондового рынка не позволяет иметь в обращении в существенных объемах такие финансовые инструменты, как  кумулятивные и некумулятивные акции, бессрочные и привилегированные преференциальные акции, субординированные займы и пр., которые широко распространены в индустриально развитых странах;

    -        из четырех видов резервов (резерв, страхующий банк от  возможных потерь при колебании курсов валют, резерв по ценным бумагам, резерв для покрытия убытков, возможных в будущем, резерв на случай обесценения банковских активов) российские банки сегодня располагают всего лишь двумя составляющими (резерв по ценным бумагам и резерв по возможным потерям по ссудам), из которых в расчет дополнительного капитала включен лишь резерв по ссудам первой группы риска;

    -       в расчет основного капитала включен резерв по акциям дочерних структур;

    -       прибыль текущего года и созданные в текущем году фонды кредитной организации включаются в расчет основного капитала только при условии наличия у банка аудиторского заключения;

    -       субординированным кредитом у нас признается кредит, отвечающий следующим условиям: кредит должен быть выдан сроком не менее чем на 5 лет, кредит выдается в рублях или в валютах стран из числа “группы развитых стран”, кредит не может быть истребован досрочно, процентная ставка по рублевому кредиту не может превышать процентную ставку, устанавливаемую Банком России, процентная ставка по валютному  кредиту не может превышать ставки Libor + 6%,  основная сумма выданного кредита погашается после окончания срока кредитного договора.

          

     Проблемы наращивания капитала у российских банков.

       Завершая разговор о статистическом параметре измерения банковского капитала, сделаем ряд важных, с моей точки зрения, замечаний. 

        Проблема подтверждения достоверности банковского капитала отечественных банков заключалась в нахождении  в собственных средствах банка источников, которые не могли быть отнесены к собственным. Проще говоря, из балансовой величины собственных средств банка надо было исключить величину найденных заемных компонентов. В отечественной аудиторской практике эта проблема известна как формирование уставного капитала банка за счет заемных средств.

          Новая методика расчета банковского капитала обостряет эту проблему. Российским банкам дано два года своеобразной передышки. За это время те из них, кто собирается продолжать работу на банковском рынке, должны решить задачу наращивания своего капитала до уровня, определенного требованиями Банка России. Почти трехкратное снижение курса рубля по отношению к доллару, явившееся следствием финансового кризиса в августе 1998 года, привело к девальвации рублевой части уставного капитала, что  в свою очередь вызвало снижение совокупной величины банковского капитала у большинства российских банков.

         Как известно, норматив достаточности банковского капитала установлен Банком России в евро, а прогнозы на ближайшие годы расходятся только в оценках снижения курса рубля. Это может привести к тому, что банки, которые до кризиса не испытывали проблем с достаточностью своего капитала, скорее всего с ней столкнутся. Вероятно, что Банку России  удастся законодательно применить и такую меру, как запрещение формирование уставных капиталов вновь образующихся банков за счет уставных капиталов действующих банков в случае признания последних банкротами.

        Таким образом, большая часть российских банков будет вынуждена искать новые источники для пополнения своих капиталов.


    1.12 Новая финансовая отчетность по  Инструкции ЦБ РФ №17.


            Эффективность управления коммерческими банками определяет возможность системы коммерческих банков осуществлять свою деятельность умело и в полном соответствии с нуждами и экономическими целями государства.

           Важную роль при этом играет порядок составления коммерческими банками финансовой отчетности, представляемой как Центральному банку, так и физическим и юридическим лицам, являющимся заёмщиками или вкладчиками банков. В условиях нашей страны это необходимо, в первую очередь, для создания и сохранения доверия к банкам и кредитной системе Российской Федерации. 

           Общая финансовая отчетность - это отчетность коммерческого банка, используемая для ознакомления и анализа его деятельности Центральным банком, руководителями коммерческого банка, другими заинтересованными юридическими и физическими лицами, а также в дальнейшем - для открытой публикации.

          Финансовая отчетность является языком делового общения. Она должна представлять своевременную, правдивую и точную информацию. Условия международной интеграции капиталов предъявляют определённые требования к финансовой отчетности, заключающиеся в необходимой унификации методов и подходов к её составлению, позволяющей сделать формы отчетов инвесторов и потенциальных получателей средств различных стран сравнимыми, сопоставимыми.

           Не вызывает сомнений, что составление общей финансовой отчетности российскими коммерческими банками существенно отличается от международных стандартов, что делает её практически нечитаемой для зарубежных  специалистов, поэтому возникает необходимость приближения российских норм и правил к международным стандартам [4].

          Первым существенным шагом на пути к решению проблемы совершенствования отчетности коммерческих банков Российской федерации, была разработка Рабочей группой ЦБ РФ по реформе бухгалтерского учета в коммерческих банках Временной Инструкции  ЦБ РФ по составлению общей финансовой отчетности коммерческими банками от 24.08.93 года № 17 (далее - Инструкция № 17). В дальнейшем она неоднократно редактировалась и сейчас она максимально приближена к Международным стандартам финансовой отчетности.

         Цель Инструкции - создать коммерческим банкам новую форму общей финансовой отчетности, которая приблизит российские нормы бухгалтерского учета в банках к международным стандартам и практике, позволит банковским аналитикам проводить необходимый анализ (при опубликовании данных Инструкции № 17 будет создаваться обширная база для сопоставления результатов деятельности различных коммерческих банков); дать возможность лицам, заинтересованным в методах и результатах работы того или иного коммерческого банка, получить максимум доступной информации об интересующем финансовом учреждении.

           Инструкция № 17 разработана в рамках государственной программы “О переходе РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики”, одобренной Верховным Советом (Распоряжение Председателя Верховного совета РФ от 14.01.93 года) и Советом Министров - Правительством РФ ((Постановление Совета Министров РФ от 12.02.93 года). Инструкция содержит требования по составлению новых форм банковской отчетности, исходя из действующего в банках РФ плана счетов. Инструкция № 17 в ряде случаев основана не на действующем законодательстве, а на мировых нормах бухгалтерского учета. В связи с этим составление новых форм отчетности потребует  условного исправления нескольких статей баланса. 

              Основополагающие правила составления общей финансовой отчетности (по Инструкции № 17). Представляемые формы отчетности обобщают информацию о ликвидности и платёжеспособности коммерческого банка. Такая информация необходима, для определения способности банка своевременно выполнять свои финансовые обязательства. В этом отношении пояснительная записка к отчетам является особенно важной из-за  содержащихся в ней описаний причин и следствий их взаимосвязи, что обеспечивает полноту финансовой отчетности.

           В формах отчетности также обобщается информация о рисках, связанных с активами и пассивами, учитываемыми на балансе коммерческого банка и за балансом, в целях объяснения причин существования данных рисков руководство коммерческого банка описывает в пояснительной записке к отчетности, как банк управляет рисками и контролирует их.

           Активы и пассивы должны быть оценены и отражены в отчетах разумно с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению банка риски, на следующие периоды.

          Правила оценки активов и пассивов должны применяться последовательно из года в год, т.е. коммерческий банк должен постоянно руководствоваться одними и теме же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев существенных перемен в своей деятельности или в правовом механизме.

          В отчетности должны отражаться доходы и расходы, относящиеся исключительно к отчетному периоду по мере их осуществления в нём, независимо от времени поступления платежей или средств по ним.

         Вследствие этого, доходы и расходы, наращенные, но не полученные или не выплаченные до конца отчетного периода, или расчет по которым переносится на будущие периоды, должны учитываться в отчетности того периода, в котором они выявлены. Например, в случае выдачи ссуды, по которой клиент оплачивает проценты на каждое двадцатое число, банк должен учесть на конец отчетного периода,  в своих доходах оставшуюся часть процентов с 20-го числа.

           Финансовые отчеты должны  быть достаточно ясными и подробными, чтобы избежать двусмысленности, правдоподобно отражать операции коммерческого банка и их влияние на его финансовое положение с необходимыми пояснениями в записках. 

           Вместе с тем, Инструкция № 17 не лишена  ряда недоработок: в неё не внесены все изменения, предусмотренные мировыми стандартами и необходимые для составления российскими банками отчетов, полностью приведённых в соответствие с мировой практикой [4].

    Во-первых, Инструкцией не учтено влияние инфляции на финансовые показатели деятельности банков, содержащиеся в их отчетности. А это очень важно для России, поскольку в условиях инфляции, сложившихся в стране, оценка ликвидности, рентабельности, надёжности деятельности банка, степени риска отдельных операций существенно искажает определение границ, зон финансового риска.

    Во-вторых, в Инструкции не учтён принцип отсроченного налогообложения. По международным стандартам прибыль не может зависеть от налоговой политики и налоговые правила не должны влиять на порядок бухгалтерского учета операций банка.

     В  России же применение принципа отсроченного налогообложения для коммерческих банков невозможно, так как в соответствии с Указом президента РФ от 22.10.92 года № 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней (с изменениями от 24.12.93 года) налогообложение банков с 1.01.94 года производится в порядке и на условиях, определённых законом РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.

    Коммерческие банки должны производить авансовые взносы налога на прибыль исходя из предполагаемой прибыли и лишь по истечении отчетного периода рассчитать сумму налога исходя из фактически полученной прибыли. Разница между суммой авансового взноса и фактической суммой, подлежащей взносу в бюджет, уточняется на сумму, рассчитанную с учетом процента за пользование банковским кредитом, установленного в истекшем отчетном периоде ЦБ РФ. Такой подход не соответствует принципу отсроченного налогообложения, принятого в международной практике.

           Следовательно, общая финансовая отчетность коммерческих банков требует дальнейшей доработки и совершенствования. При этом следует активно использовать зарубежный опыт (не стоит изобретать “велосипед”), учитывая специфику условий, в которых работают отечественные коммерческие банки. Необходимо принимать во внимание принятый в России план счетов бухгалтерского учета, порядок налогообложения и несовершенство нормативной базы.

           Проведем анализ финансового состояния  “Условного” коммерческого банка и на его примере рассмотрим, в чем принципиальное отличие российских и зарубежных методов оценки ликвидности банков.

     

    Глава № 2. Оценка финансового состояния коммерческого банка

    (на примере головного “ Условного” банка).

     

    В данном разделе представлен анализ финансового состояния коммерческого банка на примере двух ныне существующих  инструкций ЦБ РФ: Инструкции №1, 17.

    В п.2.1.1. рассматривается анализ финансового состояния коммерческого банка на примере Инструкции №1. Эта финансовая отчетность использовалась и используется исключительно для контроля над деятельностью коммерческих банков. Алгоритмы расчета финансовых показателей, используемых для расчета экономических нормативов – основного инструмента контроля, ориентированы на специфику российского бухгалтерского учета и используются в качестве инструмента надзора за деятельностью коммерческих банков на территории РФ.

    В п.2.1.2. представлен расчет финансового состояния коммерческого банка на примере Инструкции №17, здесь расчет финансовых показателей ориентирован на международные стандарты бухгалтерского учета. Эти два подхода и обусловили разницу в расчете тех или иных показателей.

    Используя анализ финансового состояния “Условного” коммерческого банка, на примере двух инструкций ЦБ РФ, выявим преимущества и недостатки российских и зарубежных методов учета финансового состояния коммерческих банков.

          В целях соблюдения коммерческой тайны и неразглашения финансовой  ин­формации, расчеты, анализ и выводы о финансовом состоянии (надёжности) банка проведены на основе данных отчетности и иных источников “Условного” головного банка и одного из его филиалов.

          Разработаны и представлены балансы головного “Условного” и филиала банка, отчет о прибылях и убытках филиала “Условного” банка (Форма № 2), сведения о выполнении экономических нормативов с расшифровкой показателей головного “Условного” банка, используемых для расчета экономических нормативов, производные формы (такие как группировка  баланса филиала  по экономически однородным группам,  динамика составляющих доходов и расходов  филиала банка и т.п.).

          Во избежание статичности проводимого анализа, проводится сравнение положения банка в динамике. За период анализа выбран годовой интервал: на 1.04.00 года и на 1.04.01 года, поскольку двенадцати месяцев достаточно, чтобы выявить те или иные тенденции и изменения в показателях финансового состояния  и банка и его филиала.

         Проведем анализ финансового состояния “Условного” коммерческого банка на примере головного банка.  


    2.1 Анализ финансового состояния коммерческого банка, проводимый

    Центральным банком Российской Федерации

    2.1.1 Методика анализа выполнения экономических нормативов

                                                          (по Инструкции № 1).

     

    Инструкция Банка России от 01.10.97г №1 “О порядке регулирования деятельности банков” является основным нормативным документом, используемым в качестве инструмента надзора за деятельностью коммерческих банков на территории Российской Федерации. Эта Инструкция  устанавливает порядок расчета всех показателей, входящих в расчет обязательных экономических нормативов, а также предельно допустимые значения самих экономических нормативов.    

          Анализ экономических нормативов, как уже отмечалось, осуществляется по следующим направлениям:

    ·      сравнение фактических значений показателей с нормативным (критериальным) значением;

    ·      рассмотрение динамики изменения анализируемого показателя;

    ·      выявление факторов, оказавших влияние на показатели.

           На основании представленной отчетности коммерческими банками по данной Инструкции №1, Центральный Банка РФ на основании критериев финансового состояния кредитной организации, определяет, к какой категории относится банк. Существует две  категории: первая – финансово устойчивые банки и банки, имеющие отдельные недостатки; вторая - кредитные организации, имеющие серьезные финансовые затруднения и находящиеся в критическом положении.  Кроме таких критериев, как уровень капитала и отсутствие неплатежей, основанием для перевода банка в более низкий разряд станет предоставление недостоверной информации.

           Для кредитных организаций причисление к той или иной категории надежности не может служить причиной для принятия каких-то санкций. Однако внутренняя классификация может использоваться ЦБ для принятия решения по организации проверок. А их результатом вполне могут быть и наказания провинившихся банков. 

         На первом этапе анализа необходимо составить таблицу, характеризующую фактический уровень экономических нормативов в сопоставлении с их предельными значениями. Эта таблица, как правило, составляется на месячные даты. В приложении № 2  представлена сокращенная таблица в динамике, в ней содержатся данные на две отчетные даты: начало 2000г и начало 2001 года.

          После этого проверяется соответствие каждого показателя его критериальному значению, и выявляются причины, повлекшие те или иные отклонения в значении нормативов.


    1.04.00 года. Из приведённых в приложении № 2 “Выполнение экономических нормативов” данных видно, что на 1.04.00 года  выполнены  все показатели экономических нормативов, за исключением одного – Н 8 - максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика). На значение данного норматива оказывают влияние показатели, изложенные в  Инструкции №1 ЦБ РФ.

    ·      Н 8 - величина вклада или полученного кредита, полученных гарантий и поручительств конкретной кредитной организацией, остатков по счетам одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств (капитала) банка.

    Н8=Овкл \ К,

    где Овкл - совокупная сумма обязательств банка перед вкладчиками: по вкладам, депозитам; остаткам на расчетных, текущих, корреспондентских  счетах и до востребования; по субординированным кредитам, в части не включенных в расчет собственного К; срочные вклады физических лиц;  прочие привлеченные средства.

    К – капитала банка.

          Следовательно, нарушение вызвано: с одной стороны - превышением допустимой величины риска, с другой - недостаточным размером собственного капитала. Хотя превышение, скорее всего, произошло именно из-за недостаточного размера собственного капитала, так как при малом капитале даже малые риски становятся значительными.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.