МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Оценка кредитоспособности заемщика с целью минимизации кредитного риска

    1.7 Определение кредитоспособности заемщика


    Одним из важных методов оценки кредитного риска является метод оценки кредитоспособности клиента, который осуществляется на основе анализа, направленного на выявление его финансового состояния и его тенденций. Основными источниками информации для оценки кредитного риска заемщика являются: финансовая отчетность, сведения, предоставленные заемщиком, опыт работы с данным клиентом других лиц, схема кредитуемой сделки с технико-экономическим обоснованием получения ссуды, данные инспекции на месте.

    Качественный анализ реализуется по этапам: а) изучение репутации заемщика; б) определение цели кредита; в) определение источников погашения основного долга и причитающихся процентов-г) оценка рисков заемщика, принимаемых банком косвенно на себя.

    Репутация заемщика изучается весьма тщательно, при этом очень важным является изучение кредитной истории клиента, т.е. прошлого опыта работы с ссудной задолженностью клиента. Внимательно изучаются и сведения, характеризующие деловые и личностные качества индивидуального заемщика. Устанавливаются также факты или отсутствие фактов неплатежей по ссудам, протеста надлежащим образом оформленных векселей и т.д.

    Определение кредитоспособности заемщика является неотъемлемой частью работы банка по определению возможности выдачи ссуды. Под анализом кредитоспособности заемщика понимается оценка банком заемщика с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ему ссуд, определения вероятности их своевременного возврата в соответствии с кредитным договором. С этой целью используют: финансовые коэффициенты, анализ денежного потока, оценку делового риска.

    В США для оценки кредитоспособности потенциального заемщика и, следовательно, минимизации кредитного риска используют подход, получивший название 6«С», в основе которого лежат следующие критерии оценки риска:

    ·                   репутация клиента — Customer character;

    ·                   платежеспособность — Capacity to pay;

    ·                   капитал — Capital;

    ·                   обеспечение ссуды — Collateral;

    ·                   экономическая конъюнктура и ее перспективы — Current business conditions and goodwill.

    ·                   контроль - Control

    В Великобритании также распространена практика анализа кредитоспособности заемщика, известная под названием «Parts»:

    ·                   назначение, цель кредита — Purpose;

    ·                   размер ссуды — Amount;

    ·                   погашение задолженности — Repayment (основного долга и процентов);

    ·                   срок — Term;

    ·                   обеспечение ссуды — Security.

    Наиболее приемлемыми являются методы оценки кандидата в заемщики Parser и Campary, используемые в английских клиринговых банках, которые позволяют наиболее полно изучить многоплановый характер заемщиков.

    Parser расшифровывается следующим образом:

    ·                   информация о персоне потенциального заемщика, его репутации —Person;

    ·                   обоснование суммы испрашиваемого кредита — Amount;

    ·                   возможность погашения — Repayment;

    ·                   оценка обеспечения — Security;

    ·                   целесообразность кредита — Expediency;

    ·                   вознаграждение банка (процентная ставка) за риск предоставления кредита — Remuneratoin.

    Campary расшифровывается так:

    ·                   репутация заемщика — Character;

    ·                   оценка бизнеса заемщика — Ability;

    ·                   анализ необходимости обращения за ссудой — Means;

    ·                   цель кредита — Purpose;

    ·                   обоснование суммы кредита — Amount;

    ·                   возможность погашения — Repayment;

    ·                   способ страхования кредитного риска — Insurance.

    В зарубежной экономической литературе широко используется метод анализа SWOT (S-strong, W- weak, O-opportunities, T-threat), который позволяет выявить сильные и слабые стороны заемщика, его потенциальные возможности и риски. Таким образом, основными целями анализа информации, характеризующей уровень кредитоспособности заемщика, являются:

    ·                   определение сильных сторон ситуации заявителя;

    ·                   выявление слабых сторон потенциального заемщика;

    ·                   определение специфических факторов, являющихся наиболее важными для продолжения успеха заемщика;

    ·                   возможные риски при кредитовании.

    Анализ банкирами финансовых отчетов клиентов может быть внутренним и внешним. Внешний анализ включает сравнение данного заемщика с другими; внутренний анализ предполагает сравнение различных частей финансовой отчетности друг с другом в течение определенного периода времени в динамике. Внутренний анализ нередко называют анализом коэффициентов. Несмотря на важность для аналитического процесса, финансовые коэффициенты имеют два важных недостатка: 1) не дают информации о том, как протекают операции клиента; 2) представляют прошлую информацию, в то время как кредиты будут предоставляться в будущем. Поэтому аналитику банка приходится работать не только с фактическими данными, но и с оценкой «сложной» информации (взглядов, оценок, прогнозов и т.д.). Кредитная заявка клиента может быть отвергнута, если, скажем, предоставление ссуды будет нарушением кредитной политики банка.

    Однако нередко требуется более полный анализ, например, на основе оценки движения денежных средств заемщика, т.е. в процессе анализа денежного потока. Денежный поток — это измеритель способности заемщика покрывать свои расходы и погашать задолженность собственными ресурсами. Подобного рода анализ проводят с использованием отчета о движении денежных средств заемщика.

    Составление отчета о движении денежных средств позволяет ответить на следующие вопросы:

    ·                   обеспечивает ли заемщик себя денежными средствами для дальнейшего роста финансовых активов;

    ·                   является ли рост заемщика столь стремительным, что ему требуется финансирование из внешних источников;

    ·                   располагает ли заемщик избыточными средствами для использования их на погашение долга или последующего инвестирования.

    Отчет о движении денежных средств заемщика целесообразно использовать для анализа перспектив погашения ссуды.

    Важной особенностью кредитования клиентов в индустриально развитых странах Запада является то, что в Центре любого процесса предоставления кредита заемщику (физическому или юридическому лицу) стоит человек. Например, в Германии независимо от вида предоставляемого кредита, т.е. от выдачи потребительского или, скажем, инвестиционного фирменного кредита, заемщик должен представить ряд документов, свидетельствующих о его личных качествах и личной кредитоспособности.

    Информация, интересующая немецкий банк при решении вопроса о предоставлении кредита, включает следующие сведения.

    1.                 Характеристика личных свойств предпринимателя: характер, манеры, поведение, внешность, выразительность речи, хобби.

    2.                 Общее образование, квалификация, склад ума, отношение к риску (азартность).

    3.                 Техническая квалификация: ход профессионального развития, опыт.

    4.                 Физическое состояние: состояние здоровья, занятия спортом.

    5.                 Имущество: степень участия в делах предприятия, личное имущество, владение недвижимостью, другие источники дохода.

    Наряду с использованием анкет клиентов для анализа их кредитоспособности банки могут получить информацию из местных кредитных бюро. Эту информацию также используют для анализа кредитоспособности клиента. В западных странах закон предусматривает возможность для клиента проверять информацию, которая касается его финансового положения и находится в кредитном бюро. При выявлении ошибки клиент заявляет о ней в бюро для ее исправления. А бюро в свою очередь сообщает об этом всем кредиторам, получившим ошибочную информацию о клиенте.

    Необходимо также оценить репутацию заемщика. Один из возможных методов ее оценки — метод кредитного скоринга. Модель проведения скоринга обычно разрабатывается каждым банком самостоятельно, исходя из особенностей, присущих банку и его клиентуры, с учетом характера банковского законодательства и традиций страны. Техника кредитного скоринга была впервые предложена американским экономистом Д. Дюраном в начале 40-х годов для отбора заемщиков по потребительскому кредиту. Д. Дюран выделил группу факторов, позволяющих, по его мнению, с достаточной достоверностью определить степень кредитного риска при предоставлении потребительской ссуды тому или иному заемщику.

    Применяя определенные коэффициенты, Д. Дюран определил границу, разделяющую «хороших» и «плохих» клиентов. Клиент, набравший более определенного количества баллов, считался кредитоспособным, а набравший менее — нежелательным для банка.

    Метод скоринга позволяет провести экспресс-анализ заявки на кредит в присутствии клиента. Например, во французских банках клиент, обратившийся с просьбой предоставить ему персональную ссуду и заполнивший анкету, может получить ответ о возможности предоставления ссуды в течение нескольких минут.


    2.Методики анализа кредитоспособности предприятий


    2.1 Информационное обеспечение

     

    2.1.1 Внешние источники информации

    Для получения такого рода данных банку, разумеется потребуется информация характеризующая финансовое состояние фирмы. Это обуславливает необходимость изучения финансовых отчетов, возможности появления непредвиденных обстоятельств и положения со страхованием. Источниками информации о кредитоспособности заемщика могут служить:

    - переговоры с заявителями;

    - инспекция на месте;

    - анализ финансовых отчетов.

    - внешние источники;

    Иногда банки сверяют свою информацию с данными других банков, имевших отношения с подателем кредитной заявки. Они могут также проверить данные у различных поставщиков и покупателей данной фирмы. Поставщики могут снабдить информацией об оплате ею счетов, предоставленных скидках, максимальной и минимальной сумме коммерческого кредита, необоснованных претензиях и удержаниях со стороны интересующей банк фирмы. Контакты с покупателями фирмы позволяют получить информацию о качестве ее продукции, надежности обслуживания и количестве рекламаций на ее товары. Такая сверка информации с контрагентами фирмы и другими банками позволяет также выявить репутацию и возможности фирмы, обратившейся за кредитом, и ее руководящих работников.

    Еще одним источником сведений является Служба взаимного обмена кредитной информацией при национальной ассоциации управления кредитом - организация, снабжающая сведениями о кредитах, полученных фирмой у поставщиков по всей стране. Члены организации получают ответ на вопрос: как аккуратно платит фирма? Однако в информации содержаться только факты, но отсутствует анализ, объяснение или какие - либо рекомендации. Другими источниками информации о фирмах, особенно крупных, служат коммерческие журналы, газеты, справочники, государственная отчетность и т.д. Некоторые банки обращаются даже к конкурентам данной фирмы. Такую информацию следует использовать крайне осторожно, но она может оказаться весьма полезной.

     

    2.1.2 Источники сведений, необходимых для расчета показателей кредитоспособности

    Первым источником информации для оценки кредитоспособности хозяйственных организаций должен служить их баланс с объяснительной запиской к нему. Анализ баланса позволяет определить, какими средствами располагает предприятие и какой по величине кредит эти средства обеспечивают. Однако для обоснованного и всестороннего заключения о кредитоспособности клиентов банка балансовых сведений недостаточно. Это вытекает из состава показателей. Анализ баланса дает лишь общее суждение о кредитоспособности, в то время, как для выводов о степени кредитоспособности необходимо рассчитать и качественные показатели, оценивающие перспективы развития предприятий, их жизнеспособность. Поэтому в качестве источника сведений, необходимых для расчета показателей кредитоспособности, следует использовать: данные оперативного учета, техпромфинплан, сведения, накапливаемые в банках, сведения статистических органов, данные анкеты клиентов, информацию поставщиков, результаты обработки данных обследования по специальным программам, сведения специализированных бюро по оценке кредитоспособности хозяйственных организаций.

     

    2.2   Методики оценки кредитоспособности заемщика


    2.2.1 Сбербанковская методика

    Методика, используемая Сбербанком РФ, основывается на определении класса кредитоспособности заемщика. Для определения класса необходимо рассмотреть 5 коэффициентов:

    1.      Коэффициент абсолютной ликвидности;

    2.      Промежуточный коэффициент покрытия;

    3.      Коэффициент текущей ликвидности;

    4.      Коэффициент соотношения собственных и заемных средств;

    5.      Рентабельность основной деятельности.

    Коэффициент абсолютной ликвидности – это соотношение денежных средств и высоколиквидных ценных бумаг с краткосрочными обязательствами.

    Таблица 1 - Коэффициент абсолютной ликвидности

    Показатели

    31.03.06

    30.06.06

    30.09.06

    31.12.06

    1.Денежные средства, т. р.

    11

    54

    13

    165

    2.Высоколиквидные ценные бумаги

    0

    0

    0

    0

    3.Краткосрочные обязательства, т. р.

    47

    44

    58

    235

    4.Коэффициент абсолютной ликвидности

    0,23

    1,23

    0,22

    0,70

    5.Изменение, %

    100

    524,38

    95,77

    300,00

    Промежуточный коэффициент покрытия рассчитывается как отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений краткосрочных дебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам.

    Таблица 2 - Промежуточный коэффициент покрытия

    Показатели

    31.03.06

    30.06.06

    30.09.06

    31.12.06

    1.Денежные средства, т. р.

    11

    54

    13

    165

    2.Краткосрочные финансовые вложения

    0

    0

    0

    0

    3.Краткосрочная дебиторская задолженность, т.р.

    80

    39

    93

    84

    4.Краткосрочные обязательства, т. р.

    47

    44

    58

    235

    5.Промежуточный коэффициент покрытия

    1,94

    2,11

    1,83

    1,06

    6.Изменение, %

    100

    109,17

    94,39

    54,73

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.